ч. 227 Жертва памятования

§227. Жертва памятования

Человек, не умеющий или не могущий все преходящее предавать забвению, самой судьбой уготован в жертву памяти.
В Православии один из самых тяжких грехов – памятозлобие или в просторечии - злопамятство.
Однако и каждая жертва есть, прежде всего, олицетворение памяти об ушедших отсюда людях, живущих ныне, а также еще не явившихся в этот мир.
Стаканчик с вином и хлебом, возложенным на него, стоящий на поминальном столе в России, а также в Испании, и есть тот непритязательный внешне, но в то же время имеющий огромный смысл знак незабвения.
Любое уделение неимущему есть жертва как символ благодарной памяти о ближнем.
Издревле жертвы, приносимые языческим идолам, а затем единому Богу в особых случаях, представлялись не только актами прошения, но изъявлением признательности за дарованное.
В обычном же храмовом служении череда или система жертвоприношений была зримой цепочкой памятования о самом существовании небожителей.
Одним из столпов христианской веры является памятование о Боге, которое требует приводить жизнь в соответствие с заповедями, дарованными Иисусом Христом.
Меж тем и любой памятник, будь то скромное надгробие над прахом покинувшего сей мир человека или обелиск, воздвигнутый в честь героя, заключает в себе жертву, ибо на его сооружение не только затрачены силы и средства, но и вложено некое духовное содержание.
Назначенные дни поминовения усопших - временные жертвы, поскольку требуют уделения хотя бы периодического внимания со стороны живущих.
О некотором приближении к одной из граней истины свидетельствуют и такие укоренившиеся выражения как «предаваться воспоминаниям», «отдать дань памяти» и так далее…
Память, ставшая совестью, не просит, а именно требует жертвы подобно Божьей воле, нисходящей на нас.
Фильмы, снятые о праведных войнах, ведомых российским народом и его правопреемником в жертвенности советским народом, проза и стихи писателей военного и последующих поколений, в самом прямом смысле, это и есть жертва памятования и благодарения, приносимая на алтарь Отечества. Пусть это звучит очень просто, но это очень важно.
В Советском Союзе, несмотря на многие недостатки быта, уделялось огромное внимание патриотическому воспитанию молодежи и всего народа в целом.
Мне могут возразить, что все это давно известно и составляет некую совокупность «общих мест» критики существующего «нового порядка», но следует помнить, что общее, как правило, всегда лучше частного и личного.
Ныне во многих странах Восточной Европы оскверняются могилы советских воинов, сокрушаются памятники, воздвигнутые в честь павших.
Например, в субботу 19 декабря 2009 года в Кутаиси был взорван памятник Славы, посвящённый памяти павших в Великой Отечественной войне. При этом кощунственном действии погибли дочь с матерью. И это при том, что на фронтах погибло 300 тысяч жителей Грузии.
На Львовском Марсовом поле захоронены тысячи солдат, погибших здесь в боях с гитлеровцами. Гранитные плиты со списками имён павших расколоты: в начале 90-х по ним специально гоняли тяжелогружёный грузовик и трактор.
До 1991 года на Западной Украине  было более 1500 военных захоронений - братских и именных могил с обелисками и надгробиями. За прошедшие 17 лет две трети их разорили или снесли.
После установления в начале 2014 года на Украине марионеточного фашистстского правительства уже на всей территории страны стали уничтожаться мемориалы советского времени.
Лишенный жертвенной памяти все равно станет жертвой, но уже беспамятства, которое ведет к духовной гибели, а затем и к окончательному исчезновению народа.
Ещё один чудовищный факт. 6 января 2011 года, в Ташкенте был демонтирован памятник герою Великой Отечественной войны, генерал-майору Сабиру Рахимову, единственному узбекскому генералу Второй Мировой, пишет ИА "Фергана". Четырехметровый памятник, стоявший на двухметровом постаменте, сносили под присмотром многочисленных сотрудников милиции и хокимията (городской администрации). О том, что судьба памятника, установленного в 1981 году, предрешена, стало известно в конце 2010 года, когда в Ташкенте переименовали станцию метро, носившую имя Рахимова, а затем и названный в его честь район столицы. Стало известно, что в Ферганской области тоже подвергся переименованию одноименный район. От самих узбекских властей никаких объяснений не последовало. Сабир Рахимов служил в Красной Армии с 1922 года. До войны он проходил службу в Туркестанском военном округе, где вел борьбу с басмачами. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в сражениях на нескольких фронтах (в частности, на Западном и Южном). В 1942 году Рахимов был назначен командиром 395-й стрелковой дивизии, с которой участвовал в боях на Кавказе (в частности, принимал участие в Туапсинской оборонительной операции). В 1943 году ему было присвоено звание генерал-майора. Рахимов погиб в 1945 году в боях за Данциг. Звание Героя СССР было присвоено ему посмертно. Узбекские власти периодически избавляются от различных памятников, причем как советской эпохи в целом, так и посвященных тематике Великой Отечественной, в частности. Так, в 2009 в Парке боевой славы в Ташкенте были демонтированы монументы, установленные в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне.
Хочется привести строки поэта Евгения Евтушенко: «Впасть в историческое беспамятство - это безвесельно, это безпарусно».
Несмотря на свое демократическое направление в политике, данный лирик порою проявляет дальнозоркость, говоря, что «можно любить без памяти женщину, только не Родину. Память завещана».
Жертва памяти - это одна из тех жертв, что обязаны приносить все люди.
В самой Российской Федерации с памятниками дело обстоит не так благополучно. Мемориалы павших воинов порой оскверняются «тинэйджерами», не помнящими родства. Мало этого. Всё чаще рядом с захоронениями советских воинов сооружаются помпезные мемориалы погибших оккупантов.
Только в Воронежской области их уже около сотни. Крупнейший из них - кладбище венгерских солдат в Хохольском районе, расположенный на трёх гектарах.
Неподалёку от Волгограда, в Россошках, уже построен огромный мемориал солдатам вермахта.
Вот так стирается память, нивелируется значение величайшего в истории подвига.
В обеих российских столицах почти нет памятников, воздвигнутых в честь героев - мореходов и землепроходцев. А ведь именно благодаря этим отважным людям во многом достигается высокий по сравнению с другими регионами уровень жизни. Это поистине чудовищная неблагодарность, которую необходимо исправить.
Каждый русский человек должен помнить имена С.Дежнёва и Пояркова, Е.Хабарова и Атласова, Чирикова и Баранова.

Зато возле храма «Всех святых»,  что находится в Москве на патриаршем подворье Патриарха РПЦ, есть мемориальная доска, посвящённая предателям мирового масштаба Краснову, Шкуро и другим «деятелям». Установлен он был в 1994 году союзом ветеранов 15 казачьего корпуса войск СС.
4 августа 2007 года в станице Еланской, /Ростовская область\ открыт и освящён Мемориальный комплекс «Донские казаки в борьбе с большевиками». На торжественной церемонии открытия присутствовали более 400 человек, среди них жители станицы, представители Донского, Кубанского и других войск, свщеннослужители Ростовской епархии.
Однако и в 2016 году происходят чудовищные события в области увековечивания.
Так, в Санкт-Петербурге с попустительства высшей власти России была установлена памятная доска Густаву Маннергейму, президенту Финляндии, который был наряду с Гитлером учинителем блокады Ленинграда.
Власти объясняют это тем, что Маннергейм до 1918 года был генералом царской армии.
Но известно, что главное – не как ты начал, а как закончил.


Рецензии