03 17 023 Красота 4

03 17 023
У Л. Филатова есть забавная песенка про «апельсины цвета беж». Замысел понятен. Поменять цвета местами и посмотреть, что из этого получится.
Ерунда получилась. Дисгармония.
Но пусть. Пусть, как в случае с нашим пироманом, произошёл «сдвиг по фазе», и красный цвет воспринимается как зелёный. Пусть. Однако законов физики при этом никто не отменял. Они есть, и с ними необходимо считаться. И если произошло смещение одного цвета, то точно так же «по фазе» должны сместиться и остальные цвета. На месте фиолетового встанет желтый, красный сдвинется в сторону оранжевого и т. д.


(См рис 9.1)


Таким образом, листва будет синей, небо – желтым, а апельсины – красными.
Однако в этом случае нарушается сочетаемость цветов. Ведь полярные цвета, при смешивании непременно должны давать коричневый. Продолжим «сдвиг».
Небо станет красно- оранжевым, солнце – зелёным, листва пожелтеет, а апельсины будут приятно синеть на прилавке.
Такая картинка куда вернее предыдущей, и кое в чём весьма симпатичная. Так и просится в стихи.
Но и она не объясняет нашего «пиромана» с его дурными причудами. Мне кажется, что в случае  с «пироманом» произошёл не «сдвиг по фазе»,  а поменялись местами цвета-антагонисты. Перекрестный обмен.


(См рис 9.2)


Проще говоря, меняется местами спектр поглощения и спектр отражения. Небо осталось оранжевым, листва покраснела, а апельсины по-прежнему синенькие. В отличие от баклажанов. Те – резко пожелтели. Да и солнце из зелёного стало фиолетовым. А огонь приобрёл приятный успокаивающий зелёный цвет. Хотя, «пироман» по-прежнему называет его «красным».
И только дерьмо, при любом раскладе остаётся всё тем же дерьмом нейтрального коричневого цвета.

03 17 024
Сегодня телевизор из ординаторской продемонстрировал ещё один способ нарушения цветоощущения. (Какое совпадение! А ещё на меня свалился цветочный горшок. Всё это кстати об СР). После перепада напряжения в телевизоре «вылетел» канал желтого цвета. Это дало смещение остальных цветов.
Как известно, общий цвет в телевизоре раскладывается по четырём составляющим: желтый, красный, зелёный, синий.

После исчезновения желтого цвета, синий сместился на место желтого, зелёный на место синего, а красный на место зелёного.


Таким образом, разнообразные оттенки синего заполнили левую часть схемы. На экране небо стало зелёным, солнце синим, листва красной, а кожа сине-голубой. Желтый цвет не полностью исчез с экрана, кое-где мелькал, получаясь из сочетания других цветов, но его катастрофически не хватало.
Тоже получилась занятная картинка. Но при потере желтого цвета, стало как-то грустно и тоскливо. Стихи-то написать можно, но они будут какие-то сумеречные. Вечерние. Какими бывали вечера до изобретения электрической лампочки.

03 17 025
Итак, восприятие может не всегда соответствовать реальности. Это и породило субъективный идеализм. «Мир есть моё ощущение». Пускай. Нужно лишь помнить о том, что реальный мир существует независимо от того, ощущаешь ты его или нет.
А что касается УС (Универсальной схемы), то на то она и универсальная, чтобы обнаруживаться везде и повсюду.
Существуют вещи, процессы, в которых доминирует один из ЭТ. Но чаще мы сталкиваемся с тем, что в предмете присутствуют все четыре ЭТ, и находятся в гармоничном равновесии.
Возьмём всё тот же апельсин.
Цвет – оранжевый (линия В- ; Д-). Вкус – кисло-сладкий (линия В- ; Д+). Консистенция водянистая (В+). Корочка горькая (Д-). И так далее, вплоть до элементарных частиц этого самого апельсина.
И все ЭТ перетекают друг в друга, согласно закону развития: В- ; Д- ; В+ ; Д+ ; В-*. (То есть, в В- на более высоком уровне. «И последние станут первыми, а первые – последними». Ситуация Д+ ; В-*).
Кстати, а кто-нибудь задумывался, что объединяет элементарные частицы в апельсин? И почему именно в апельсин, а не в табуретку, не в электрическую лампочку…? Что объединяет или Кто объединяет?

03 17 026
Что мы имеем. Четыре полярных ЭТ и четырёх людей с разными темпераментами. Четыре человека, разных по своим вкусам и пристрастиям, и всем им нравится апельсин. Но каждому – по своему. Перекрестное притяжение. В- любит апельсин за его сладость. Д+ за кислый вкус и замечательный цвет. Д- за свежесть, за то, что апельсин хорошо утоляет жажду. А В+ опять же цвет, и горькая корочка.
И подобно происходит везде. Каждый ищет противоположность, но не терпит антагонизма. Так, сладость апельсина у Д- будет вызывать раздражение: «Слишком приторный». И т. д.
Подобный подход позволяет многое понять. В том числе и «непонятное», то, что раньше считалось необъяснимым.
Вплоть до поговорок. «Дураки красное любят». Посмотрим, кто у нас будут «дураки».  Ага. В+ любит красный цвет по принципу перекрестного притяжения. В+. Русь- матушка. На Руси «красный» означал «красивый». Красная площадь, красный день календаря, красна девица, весна-красна, не красна изба углами, а красна пирогами, и т. д.

А вот автором поговорки о «дураках» наверняка был В-. Да ещё и  в активной фазе. Вот такие пироги.
Кстати, и наш «пироман» может оказаться всего лишь В+ в фазе д-. Недаром на Руси любили «красного петуха». Да и вечер при свечах, или у камина, не лишён своего очарования. Живой огонь завораживает, манит, притягивает взгляды, и обещает нечто несбыточное, что бывает только в сказках.
Впрочем, «пироман» может оказаться и Д-, и В- а фазе д- (как Герострат). Единственное, кем не может быть «пироман», так это Д+ в активной фазе. Полный антагонизм.

03 17 027
Как уже говорилось, есть вещи, которые красивы для всех, и нравятся всем, безусловно. Но каждый видит в них своё, свою красоту.
Так и со стихами. В хорошем стихотворении каждый найдёт что-то своё. Кто-то освежающий вкус, а кто-то прелестную горькую корочку. В зависимости от ЭЭТ и фазы, в которой он находится. На момент осмотра или прослушивания. Фаза также имеет больное народнохозяйственное значение. То, что кажется прекрасным поутру, днём может наскучить, а к вечеру начнёшь плеваться. Или наоборот. И всё это связано не только с тем, что за день ты успел устать или вдохновиться.
Существуют определённые ритмы смены  ЭТ и фазы.  В течение всей жизни – один ритм (дети В-, юность Д-, зрелость В+, старость Д+) – основной жизненный цикл. Существуют и годовые циклы (весна, лето, зима, осень), и месячные циклы, и недельные, и суточные. Сутки – это маленький самостоятельный кусочек жизни, отделённый сном от другого такого кусочка.

И всё это – не считая гороскопа и прочих прибамбасов. Кошмар. Путаница. Но распутывать этот клубок в наши задачи не входит. Главное, что нужно усвоить – есть основной  ЭТ, и есть фаза, в которой этот основной  ЭТ находится в данный конкретный момент. В следующий момент фаза может уже смениться. Фазы сменяются в определённом ритме и по определённым законам (основной закон развития). И на каждую из фаз базисный  ЭТ накладывает свой отпечаток. Каждый момент жизни имеет свою эмоциональную окраску, которая складывается из цвета базисного  ЭТ и цвета фазы. Ну и, соответственно, восприятие красоты в разные моменты жизни будет разным.
И ещё. Каждый человек индивидуален и неповторим. А то, о чём говорилось выше, характерно для больших групп людей, но не для каждого конкретного человека. (Правило логики: нельзя из общего делать частные выводы). Статистика, которая выражается в процентах, а не в единицах.

03 17 028
Ну-ну. «Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде»?
А может фиш, разложенный на блюде,
Сияющий от носа до хвоста?

Фишь – это, по-нашему, рыба. Мужского рода будет «рыб». А по-англицки – фиш. Плавает в море-океяне и кушает червячков. А на досуге заглядывает в сосуды, в виде древнегреческих амфор, и пытается разглядеть, что там внутри мерцает, и мерцает ли вообще.  У него своя рыбья жизнь, и своё рыбье видение окружающего его, фиша, мира. Восприятие у него своё – подводное и плотоядное. И плевать ему на широкие поля, на могучие леса, и на сверкающие горные вершины ему тоже плевать. То есть, это нам было бы плевать. А фиш плевать не может. Нечем ему плевать. Нету у него слюнных желез, а есть лупоглазое детство, бестолковая юность, и окончание жизни на фарфоровом блюде в сопровождении гарнира. Запивать белым вином. Охлаждённым.
Вот тебе и польстился на блесну! Дурашка. Увлёкся, понимаешь, красотой. И вместо того, чтобы и дальше огонь в сосуде высматривать, погнался за сверкающей блестяшкой.

Ну, нас-то, небось, не проведёшь. Мы-то за блестяшкой не кинемся. А неспешно эдак себе пойдём, не теряя из виду ажурные чулочки, и всё, что к ним прилагается. А прилагается к ним симпатичная блондинка. Или всё-таки шикарная брюнетка? Ага. Вот и мы начали демонстрировать своё видение красоты, и навязывать его окружающим.

Вот я и говорю Люсе: «Когда женщина лежит, ноги кажутся длиннее». А она в ответ: «А я и не замечала». Ещё бы она замечала! Она, поди, на женщин-то и внимания не обращает. Одни мужчины на уме. И мальчики кровавые в глазах. А вот я наоборот, ни мужчин, ни мальчиков не замечаю, а вот женщин замечаю с удовольствием. Потому что, восприятие у меня не такое, как у Люси, а наоборот, такое, как у меня.

03 17 029
О восприятии уже говорилось. Пять органов чувств, ими и воспринимаем большинство поступающей информации. А потом набиваем ею стихи. И что? И ничего. Куда ни глянь – всюду сплошная дискриминация.
Обоняние и осязание отданы на откуп зрению и слуху. Причём, контрольный пакет акций – у зрения. Даже само выражение «видение мира» подтверждает это. Не слышание, не нюханье, и не кушание, а именно «видение» этого самого мира.
О вкусе и вспоминать не хочется. В наше время «демонстрировать хороший вкус» означает кушать хорошую пищу. В смысле, корм. Да,Бог с ним, со вкусом. А запах?

Вот замечательный образец юмора Черного:
«Проходит мулла в полосатом,
Пропахшем муллою, халате»

Смешно? Ну, конечно. До слёз. Потому что, понимаешь, что если бы халат муллы пах бы чем-нибудь кроме муллы, ты всё равно не смог бы этого описать. Нет в твоём словарном запасе таких «пахучих» слов. Кроме, пожалуй, «пряный» и «затхлый». Всё остальное относится либо к вкусу (сладкий, мятный, терпкий…), либо приходится прибегать к метафорам: запах укропа, сырой земли, перегара и муллы.
- Папа, а как пахнут комары?
А я не знаю, как пахнут комары. Я не успеваю их обнюхать. Я, как только услышу тоненькое противное «з-з-зь», тут же адекватно реагирую в направлении источника звука. Элегантным шлепком устраняю звук вместе с комаром.

- Коньяк пахнет клопами.
- Ерунда. Это клопы пахнут коньяком!
И опять не знаю. Коньяк я нюхал, а вот клопов – нет.

«Вот так и жили, и не знали,
Что пахнет вермутом полынь». Сплошные метафоры, а прилагательных нема. Катастрофически не хватает.
Профессиональные «нюхачи» описывают запахи с помощью цветов и оттенков. «Темно-голубой с прожилками салатного». Но это уже из области живописи, а не ароматистики.
Если так пойдёт и дальше, то носу уготована участь хвоста. Отомрёт за ненадобностью. А если у кого  останется, то придётся удалять его хирургическим путём. Как атавизм, позорящий лицо. Для красоты, то есть.

03 17 030
Как пахнет луна?
Вроде, она так далеко, что и пахнуть-то не может. Но это только кажется. Даже если луна сама по себе не пахнет, то, во всяком случае, появление луны изменяет восприятие в целом. Под влияние этого изменения, всё вокруг становится чуточку иным. В том числе и запахи. Как будто рядом появился тонкий неуловимый аромат. Получается, что собственного запаха нет, но воздействие на эмоциональную сферу создаёт этот запах из ничего.
Ну, и как вам фразочка: «Пахнуло свежею луной»?

03 17 031
А ведь кроме пяти общеизвестных, у человека есть и другие органы чувств, также поставляющие информацию.
Чувство времени, о котором известно только то, что «счастливые часов не наблюдают». Остальные – наблюдают, не думая о том, что в каждого человека встроены свою биологические часы, точность которых сравнима лишь с атомными. Жаль, что у большинства эти часы вечно в починке.

Вестибулярный аппарат обеспечивает ориентацию в пространстве. И, кроме того, ориентацию относительно магнитных линей земли. А мы удивляемся: «И как это птицы находят дорогу к дому» – и не замечаем, что наши детки переворачиваются во сне и укладываются поперёк кровати, потому что им «так удобнее». Мы не развиваем в детях эту чувствительность, подавляем её, и нам остаётся только удивляться на разных пташек.
Чувство гармонии. Как определяет человек творческий, что это должно быть именно так, и никак иначе? Именно так звучать, смотреться, сочетаться?
Рядом с гармонией располагается чувство меры.
А в организме есть и другие чувства, о которых мы толком не знаем и только смутно догадываемся.

03 17 032
В общем, чувств много, а толку мало. Все они в подчинении у зрения и слуха. Какие бы могли получиться стихи, если бы мы избавились от этой тирании!
А ведь это не так уж и сложно. Я называю это «феномен калеки». Представьте, что Вы лишились зрения. Кому трудно представить – нацепите чёрную повязку и походите так с недельку. Понятно, что при дефиците зрительной информации произойдёт обострение слуха. Активация второй по значимости системы получения информации. Вы ощутите всё многообразие мира звуков, появится иное восприятие реальности, и Вы станете лучше понимать этот шумный мир.
А если у Вас достанет желания перевести свои ощущения в стихи, то получится нечто необычное. Как звучит раскрывающаяся кувшинка? Какая мелодия сопровождает рассвет? А симфония зимнего леса? Это же чудо, которое мы так и не узнаем, если не прислушаемся. Немножко таланта, и Вашим стихам цены не будет. «Слепые воспринимают солнечный свет как тоненькие колокольчики». Так ли это? Мы погрязли в своих ритмах и рифмах и не замечаем окружающего мира. Не замечаем всей его красоты во всём её разнообразии.

Сами калеки воспринимают своё увечье как трагедию, как беду. Конечно это так. Но к чему всю жизнь себя оплакивать? Стремление калек быть «как все» сильно мешает им в жизни  в творчестве. Не стоит горевать о не возможном. Не нужно доказывать, что ты – тоже человек. В этом никто не сомневается. Но уж если судьба тебя обделила в одном, то щедрее одарила в другом. Закон компенсации. Научись использовать то, что у тебя есть.

Недавно я прочитал стихи девушки, больной ДЦП. Я ждал чего-то особенного, какого-то иного видения мира. Но нет, ожидания не оправдались. Обычные стихи обычного человека. И неинтересные в этой своей обычности.
Да, она доказал, что она – такая как все. Доказательство принято. И что дальше?
Не знаю, как вам, а мне её жалко.  И не только из-за её заболевания. Мне жаль, что она столько труда положила на то, чтобы стать «как все», не догадываясь, что в том, чтобы «быть как все» нет ничего замечательного. Мне жаль её, но я никогда ей об этом не скажу. Потому что пожалеть, с точки зрения калеки, значит выделить его из толпы, в которую он так стремился.

Ну, ладно. Мы-то как раз «нормальные», даже обыденные, и нам-то хочется быть именно «не как все». Вот я и предлагаю расширить восприятие. Усилить одни чувства за счёт временного отключения других. В принципе, желательно научиться выключать все чувства, оставляя только одно. Только восприятие времени. Или только слух. Каждый из стихов такого рода может стать маленьким шедевром, а все вместе они помогут возрождению поэзии, освобождению её от штампов.
Мы уже толковали о выключении человека из мироздания. «Мусор разбросался, таблица умножается…» Здесь – несколько иной приём. Не устранение важно, а активация одного из чувств.

03 17 033
Допустим, полностью обездвиженный человек. Перед его взором одна и та же комната, одна и та же обстановка. Со временем, у него должно развиться «зрение лягушки». Он перестанет замечать неподвижные предметы, но будет обращать внимание на любое движение.
А то в стихах, несмотря на призывы жечь глаголом, движения очень мало. Встречаются отдельные удачные, и даже очень удачные, моменты, но в целом большинство стихов слишком статичны. Несмотря на изобилие глаголов.
Заболоцкий. «И восемь быстрых ног сверкают в её блестящем животе» (неточно). Замечательно. И большая редкость. Почему-то большинство поэтов считают, что если напихаешь в стих побольше глаголов, то перед читателями развернётся динамическое действо во всей его экспрессии. Да не тут-то было.

Эти самые глаголы претерпевают странные метаморфозы. Глагол превращается в прилагательное. «Лошадь скачет». Скакать могла первая лошадь. Ну, первый эскадрон поэтических лошадок. А вот триста тысяч сорок первая лошадь скакать уже не в состоянии. Глагол застыл. «Лошадь скачет». Лошадь – существительное, скачет – прилагательное. Прилагательное, а не глагол. Слишком часто его к лошади прикладывали. Скакать может паровоз, а не лошадь.

Так что, для передачи движения, нынче наиболее пригодны метафоры. Вот и у Заболоцкого – движение через метафору. Если лошадь быстро перебирает ногами, то за каждой конкретной ногой уследить невозможно. Вот и кажется, что их больше, чем на самом деле. Более того. Быстро движущаяся лошадь кажется значительно длиннее. Вертикальные размеры остаются прежними, а горизонтальные увеличиваются за счет скорости движения. Лошадь, как бы размазывается по сетчатке. Это давно уже подметили художники, а вот поэты упорно не хотят замечать.
Всем известно, что при движении происходит деформация восприятия, зрительные искажения. Перед быстро движущимся предметом воздух как бы уплотняется, а сзади – разрежен. За предметом тянется своеобразный шлейф. Всем известно, но в стихах этого не сыщешь. Может где-то и есть, но мне не попадалось.

Обэриуты. Очень хорошо. Тут даже не требуются отдельные примеры. Тут сами стихи текут, бурлят и движутся. Это уже не монументальный стих, застывший в своём недоумении, это – живой организм в своём развитии. Жаль, что подобное встречается редко. Современные стихи и сами окаменели, и попытки передать движение – вялые и шаблонные.

03 17 034
«Все обыски – повальные, шкуры – продажные, если кость – то не задета, если игра – то проиграна» (Д. Горелов).
Я не призываю к отказу от шаблонов. Шаблоны дают ощущение привычности, даже некоторой уютности.

Спокойная музыка, дым сигарет…
Сюжет, повторенный стократно.
Картинка пропущена сквозь трафарет.
Комортно. Стандартно. Приятно.

Так что,  шаблон имеет свои плюсы. Но нельзя же всё творчество строить на шаблоне. Это уже не творчество, а копировальный аппарат. Самоудовлетворение.

03 17 035
А вот ещё представьте, что Ваши глаза находятся на уровне лодыжки. Какая интересная картинка предстаёт перед нами. «Видение кота». Занятно. Нет, даже если отвлечься от мини-юбок, всё равно интересно. Горизонтальные размеры остаются теми же, а вот вертикальные вытянулись в безоблачную высь.

03 17 036
Дальтоники. Здесь нет ничего интересного. Большинство поэтов – дальтоники. Во всяком случае, в стихах. Цветоощущение спутано, цветопередача нарушена. Синдром поломанного светофора.
А ведь каждый глаз имеет свой оттенок. Правый глаз – красноватый оттенок, левый глаз – синеватый. Это – у меня. Интересно, а как у других. Посмотрите на белый лист бумаги сначала одним глазом, а затем другим. Есть разница?

03 17 037
А вот ещё фишка. Эффект камеры. Взгляд из уходящего автобуса на Неё, прощально машущую рукой. Автобус уезжает, предметы уменьшаются, а машущий человечек остаётся таким же, даже увеличивается в размерах. Эффект невозможности потери.

03 17 038
Картинка должна быть как взгляд. Чёткая середина постепенно размывается к периферии, и по краям всё сливается в цветные пятна. Далее цвет теряется, контуры не определяются, и реагируешь только на движение.

03 17 039
И в луже можно увидеть небо. Но лучше поднять голову.

03 17 040
Можно назвать ещё пару десятков разнообразных примочек со стороны одного только зрения. Например, слепое пятно. Предмет исчезает, но остаётся эффект его присутствия. От сигареты остаётся её дымок, от птицы - её полёт…

03 17 041
Взгляни на мир так, словно ты с ним прощаешься, и хочешь запомнить всё, вплоть до мельчайших подробностей. Что из этого мира ты хотел бы взять с собой в стихи?
Когда каждый из органов чувств начнёт работать в полную силу, тогда-то мы и почувствуем своё единство с миром. И напишем прекрасные стихи. Может быть.

03 17 042
«Странно, что произведением искусства восхищаются за его сходство с оригиналом, который сам по себе никакого восхищения не вызывает» (Б. Паскаль).
И ничего странного. На картине, кроме натуры, присутствует ещё и душа художника. Мы не только видим глазами художника, но и чувствуем его душой.
Художник не просто «останавливает мгновение», а дарит ему бессмертие.


Рецензии