Ветряные мельницы современности

Часто приходится читать и слышать, что человечеству угрожают две проблемы, сулящие ему конец технологической цивилизации: истощение месторождений природного газа и нефти и экологическая катастрофа, в следствии парникового эффекта. Спасет мир от экологического или  энергетического коллапса только альтернативная энергетика. Ограничения, которые сама природа накладывает на технологии производства электроэнергии с помощью солнечного света, очевидны и неспециалистам. То ли дело  ветроэнергетика! Наглядные примеры в виде стоящих вдоль дорог белоснежных ветроагрегатов машущих крыльями и вырабатывающих электроэнергию с помощью силы ветра убеждают любого в близости энергетической революции, которая принесет человечеству эпоху дешевой, практически бесплатной энергии.
Однако за 40 лет развития ветроэнергетики она так и не заняла лидирующих или сколько-нибудь значимых позиций в энергетическом балансе промышленноразвитых стран. В ЕС, например доля электроэнергии произведенной ветроустановками в 2015 году составила 7,5%, согласно Renewables  global status report за 2015 год. В чем же причина того, что так широко пропагандируемая технология, которую внедряют столько лет, не может занять большую долю в энергетическом балансе хотя бы тех стран, которые являются пионерами развития данных технологий? Причина одна, причем достаточно тривиальная, а именно  - дороговизна электроэнергии, произведенной таким способом. Казалось бы, сила ветра бесплатна, но как оказалось "поймать" ее не просто. Стоимость сооружения ветроустановки такова, что за 20-25 лет, а таков средний срок ее службы, она не сможет окупиться, не то, чтобы принести прибыль.
За счет чего же тогда развивается альтернативная энергетика? Ответ прост, за счет средств налогоплательщиков. Во всех странах, где есть хотя бы один ветроагрегат в том числе и в Украине, действует так называемый "зеленый тариф". Суть его в том, что электрическим сетям законом вменено в обязанность покупать произведенную с помощью энергии ветра электроэнергию по цене в разы выше, чем у обычных, традиционных ее производителей, таких как тепловые электростанции. Разницу эту, составляющую 200 – 300%  платит государство.
Конечно было бы не правдой утверждать, что альтернативные технологии не имеют перспектив. Производители, благодаря субсидиям богатых, промышленно-развитых стран, таких как Германия, Дания, Великобритания, наконец США, непрестанно развивают технологии, мощность ветроагрегатов растет, уменьшая таким образом затраты на их сооружение. Габариты самых мощных из них достигает 220м, а размах крыльев 164м. Во истину исполинские размеры! Однако по мере развития ветроэнергетики и расширения ветропарков все пригодные для строительства ветроэлектростанций регионы побережья (а именно на побережье дуют самые сильные ветра) оказываются заняты. Уже сейчас такие пионеры ветроэнергетики как Германия и Дания строят новые ветроэлектростанции по большей мере в "офшорах". Под этим термином в ветроэнергетике понимают прибрежные районы моря, мелководную часть континентального шельфа. Таким образом, совершенствование технологий и удешевление строительства на берегу компенсируется тем, что новые генерирующие мощности приходится вводить все дальше от берега, увеличивая тем самым инфраструктурные затраты.
Почему же тогда ветроэнергетика развивается? Паровым машинам, а затем двигателям внутреннего сгорания понадобился куда меньший срок для того, чтобы завоевать мир и стать основой энергетики тех лет. Наука развивается, технологии возникают и внедряются с все большей быстротой год от года. Мобильные телефоны возникли и пережили не одну технологическую революцию, полностью их изменившую на наших глазах. Трудно поверить, что такие страны как Германия и особенно маленькая Дания десятилетиями вкладывают миллиарды евро не получая никакой прибыли. Конечно, развитие альтернативной энергетики уменьшает количество нефти и газа, которые этим странам приходится импортировать, а так же уменьшает выбросы парниковых газов (интересно кто-то еще верит в то, что причиной изменений климата являются техногенные выбросы в атмосферу). Однако, ввиду незначительности количества электроэнергии вырабатываемой с помощью альтернативных источников в общем энергобалансе, эффект данный эффект невелик.
Складывается впечатление, что правительства самых развитых стран бросают деньги на ветер. Однако, несмотря на очевидность этого вывода он не верен, точнее верен лишь отчасти.  Понятно это становится тогда, когда мы немного отвлечемся от собственно ветроэнергетики и посмотрим на отрасль производящую ветроагрегаты. Согласно данным сайта http://vetrodvig.ru по состоянию на 2012 год  десятка крупнейших производителей выглядела так:
Страна            Название компании Доля рынка
Дания               Vestas           12,7%
Китай               Sinovel           9,0%
Китай               Goldwind           8,7%
Испания             Gamesa           8,0%
Германия            Enercon           7,8%
Соединенные Штаты   GE Energy           7,7%
Индия               Suzlon группы   7,6% (вкл.Suzlon Energy(Индия) и                .                REpower (Германия))
Китай               Guodian United Power  7,4%
Германия           Siemens энергия ветра  6,3%
Китай               Ming Yang           3,6%
 
Самая примечательная из стран, производящая оборудование для ветроэнергетики, это Дания. Учитывая тот факт, что подразделение фирмы Siemens, производящее ветроагрегаты расположено тоже в Дании. В энергобалансе Дании доля электроэнергии, произведенная ветроэлектростанциями составляет 42%. Невероятная величина если сравнивать ее с другими странами. Однако следует учитывать небольшую мощность энергосистемы Дании в сравнении хотя бы с Германией и невероятно длинную береговую линию. Вместе с тем, 90% ветроэнергитических установок, производящихся в Дании экспортируется. Таким образом, секрет прост – расходы связанные с дорогой энергией, вырабатываемой ветроагрегатами компенсируется доходами от их продажи по сему миру. Самыми разнообразными способами правительства стран, не входящих в ЕС убеждают присоединиться к Киотскому протоколу, требующему снижения выбросов в атмосферу парниковых газов и развитию альтернативной энергетики, требующему введения "зеленых тарифов". Только таким образом развитие ветроэнергетики в настоящее время и возможно.
Что же в сухом остатке? Станет ли образ будущего, где экологически чистые ветроэлектростанции производят электроэнергию, а экологически чистые электромобили служат основой транспорта реальностью в ближайшее время? Для Дании такой вариант развития весьма вероятен. Для других стран, судя по всему, альтернативная энергетика так и останется в обозримом будущем дорогой игрушкой наподобие чемодана без ручки   


Рецензии