Чур, я белыми

Широкая шершавая белая спина подо мной основательно покачивается. Сверху хорошо видны и наступающие редкой цепью пешки и рвущиеся в атаку кони. Видна и ставка черного короля, и защищающие ее фигуры. Слон подо мной время от времени качает головой, изредка взревывая, размахивает хоботом. Не забываю поглядывать по сторонам, наискосок, куда всегда готов послать свои стрелы, чтобы уничтожить попавшегося под руку соперника. Пока никого не вижу, только справа вперед проходит тура – осадная башня. Она еще выше моего слона, но двигается, в отличие от меня не по диагонали, а только вперед и в стороны. Может пойти и назад, но отступать не любит. С самой верхушки ладья прямо вперед бьет дымная струя греческого огня, и стоящая перед ней черная пешка вспыхивает и почти мгновенно сгорает дотла.

Кони с хрипом мечутся по всей доске. Топчут пешек, с легкостью осаждают слонов, угрожают черным ладьям, но стоит коню зазеваться – на секунду остановиться – и даже слабая пешка убивает его одним ударом.

Пешки, которые даже к фигурам не относят, самые упорные на этом поле сражения. Они ходят только шагом и только вперед. Пешке даже не дано обойти встречную пешку, и если такая встречается, то они так и стоят друг перед другом, упершись лбами. Кряхтят, упираются, стараясь сдвинуть соперницу, хотя прекрасно знают, что рассчитывать в таком случае можно только на помощь соседних фигур. Зато пешка уверена, что может влиять на исход партии. И действительно, проходная пешка способна на все. И если говорят, что хороший солдат носит в ранце маршальский жезл, то хорошая проходная пешка носит за собой возможность стать хоть конем, хоть слоном, даже турой - могучей осадной башней. Конечно, чаще всего пешка превращается в королеву, и тогда она способна почти на все.

Единственное, чего не может пешка - это стать королем. Король – это единственная незаменимая фигура. Да и сама цель шахмат - напасть на короля и сделать это в таких условиях, чтобы он не имел возможности ни куда-то уйти, ни ответить силой на угрозу.

Шах, шах, шах, еще один шах. Мои кони, фыркая и отряхивая клочья белой пены, торопятся за черным королем. Закрыться от них невозможно, поэтому королю приходится, поджав мантию, удирать все дальше и дальше в угол. Неожиданно черный король останавливается, а с дальней стороны доски, с предпоследней линии выстреливает слон, втаптывая в доску моего неосторожно высунувшегося коня. Заодно он, грозно протрубив, еще и угрожает моей белой королеве.

- Гарде белой королеве!!! - торжественно произносит черный король. Каждое слово он сопровождает ударом своего жезла по доске.

Напал, и увести королеву нельзя – откроется белый король. И напасть на слона нечем, разве что, самой королевой, но ее сразу же уничтожит прячущаяся за королем ладья, а фигур у меня и так немного.

* * *

- Гарде белой королеве, - шепчет разметавшийся на подушке малыш.

Добрый час перед сном мы играли с ним в шахматы. Сначала друг с другом, потом он играл один, а я только смотрел. Похоже, партию он продолжает и во сне. Я опускаю подбородок на сложенные ладони. На раскрасневшейся щечке отпечатался шов наволочки, а вихор тоненьких светлых волос дрожит над макушкой антенной далеких баталий.

* * *

- Гарде белой королеве, - громогласно повторяет черный король, и тут я понимаю, что одним движением могу превратить свое критическое положение в выигрышное.

Главное, как говорит папа, внимательно присмотреться. Еще раз оглядываю позицию. Считаю клетки. Делаю два шага вперед и два вправо, так, чтобы увидеть короля в промежутке между слоном и рядом стоящей пешкой.

- Шах! - тут же замечаю, что черным спастись уже никак не удастся.

Черный король оглядывается и, внезапно замерев, с деревянным стуком падает на доску. Черные фигуры одна за другой замирают. Справа с ржанием проносится белый конь, единственный оставшийся от моей армии.

Не выдерживаю и, ликуя, кричу:

- Шах и мат! Мат!!!

* * *

Малыш распахивает глаза и садится в кровати. Переход от сна к бодрствованию происходит так резко, что антенна волос на макушке начинает вибрировать с утроенной силой:

- Папа, сыграем еще?! Я сейчас точно выиграю! Чур, я белыми!!!


Рецензии