Смысл жизни

Главный вопрос о смысле жизни связан с сомнением в его существовании. Он звучит так "есть ли смысл жизни?" На этот вопрос существует три ответа: "Есть", "Нет" и одесский – "А что вы имеете ввиду?" Последний более логичен, потому что, по поводу смысла жизни нет общепринятого мнения.

Для того чтобы проанализировать эту тему, для начала нужно ответить на вопрос: "Что есть смысл, вообще?"

Во первых-смысл это свойство объекта которым его наделяет субъект, то есть смысл предполагает субъектно-объектное взаимодействие, а это означает  участие как минимум двух сторон. Назовем субъект «наделяющей стороной» а объект «наделяемой».

Допустим, я покупаю микроволновку, потому, что  считаю ее полезной для себя. В этом случае я субъект, а микроволновка объект. Считая ее полезной, я наделяю ее смыслом в виде свойства полезности. Я - наделяющая сторона, а микроволновка—наделяемая.

Во-вторых, смысл это свойство субъекта.
Я могу хотеть купить микроволновку, потом перехотеть это делать, потом решу купить ее родственникам, потом решу снова купить ее себе, при этом с микроволновкой на полке магазина все это время ничего происходить не будет, меняется содержание внутри меня. То есть, основа смысла, его субстрат внутри субъекта: внутри наделяющей стороны.

В-третьих, смысл управляется эмоциями.
Положим, про кого-то говорят, что для него смысл жизни — это его жена, при этом мы знаем, что она дурного нрава и за время брака выпила у него не один литр крови. Мы можем спросить его: "Да какой же в ней смысл?"- и этот человек сам, обдумывая свое положение, приходит к мнению что жену давно пора бросать. Ведет же он себя вовсе не согласно этому мнению, а совершенно наоборот. Ведет себя так, что по всему видно - жена для него очевидный и, возможно, главный смысл. Он говорит, что понимает губительное влияние этого союза, но другого смысла в жизни не видит и наверняка без него умрет. И, действительно, отними у него жену, и он, если и не умрет, то потеряет всякий интерес к жизни.
Если мы вернемся к первому примеру - с микроволновкой и различным рациональными решениями по поводу ее покупки, то увидим, что за этой рациональностью тоже стоят эмоции: в виде радости от быстроты приготовления пищи, страха за свое здоровье, наличие положительных эмоций по отношению к родственникам, побуждающих купить им подарок и пр.

Теперь ответим на вопрос: для чего человек вообще наделяет что-либо смыслом?
Это качество связано с  механизмом адаптации, то есть с приспособлением к окружающей среде. Человек, формируя картину мира, объекты этой картины наделяет свойством определяющим форму взаимодействия с ними. Форма взаимодействия может быть самая разная: купить или не купить, жениться или не жениться, помнить или забыть, относится положительно или считать чем-то скверным,  достойным призрения и т.д.
Это решение и есть то, что мы называем словом "смысл".

Таким образом смысл:

1. Это свойство, которым наделяющая сторона в виде субъекта наделяет наделяемую сторону представленную объектом.
2. Является содержанием наделяющей стороны, ее отношением к наделяемой в виде гаммы эмоций и понимания форм взаимодействия с ней.
3. Управляется эмоциями.

Рассмотрим, случай, когда человек задается вопросом о смысле собственной жизни. Это самый актуальный случай и именно ему посвящена данная статья.

Вопрос этот приобретает следующее алгоритмическое разветвление: есть ли смысл в моей жизни? Если да, то в чем он? Если нет, то почему нет?

С микроволновкой и вздорной женой все понятно. Микроволновка греет еду, вздорная жена спасает от еще более тягостных переживаний, нежели заставляет испытывать сама. Эти потребности вполне понятны.
Микроволновка удовлетворяет потребность в пищи и экономии времени, вздорная жена-в эмоциональном переживаний, но какую потребность человека удовлетворяет факт того, что он живет? Потребность жить? Но это не ответ, а движение по кругу.
Проблема с ответом на этот вопрос связана вот с чем.

Если проанализировать, как человек видит смысл окружающих объектов, то мы увидим следующую картину:

Он достаточно легко наделяет смыслом одни вещи, но не может принять общепринятого мнения по поводу других.
Он может наделить смыслом микроволновку, но по поводу пользы и роли технического прогресса однозначного мнения у него нет. Он понимает смысл в рождении ребенка, но появление на земле человека - спорная  тема. Он может наделить смыслом приобретение в собственность гектара земли, но не может понять, роль и место планеты Земля в космическом масштабе.
Таким образом мы обнаруживаем два класса вещей, один из которых человек легко наделяет смыслом, и другой, по поводу которого не может сформировать однозначного мнения.

Если рассмотреть этот вопрос в свете иерархии систем, то можно понять, чnо первый класс принадлежит подсистемам а другой надсистемам.

Поведем генеральную линию иерархии для человека, вниз на пару уровней, и вверх. Если спускаться вниз, то на физическом уровне это органы тела, потом ткани, потом клетки тела. На психическом-это субличности, которые делятся на мелкие психические содержания: представления установки и пр. Остановимся на этом этапе спуска в подсистемы.
Двигаясь вверх мы видим малую группу, потом большую, и самую большая представляет собой человечество.

Но что есть человечество?
Надсистема во всех смыслах сложнее подсистемы и поэтому человек не способен вполне осмыслить человечество и видит его очень ограниченно, как совокупность хаотично и произвольно двигающихся отдельных людей и людских масс. тогда как человечество по отношению к человеку гораздо более  сложное явление, подобно тому как он более сложен по отношению к своей клетке. Мы можем сказать, что все что имеет в себе человек, человечество имеет на качественно более высоком уровне.
Если мы говорим, о разуме человека, то человечество обладает сверхразумом, если мы говорим, о воле человека, то человечество обладает сверхволей. Если мы говорим, что человек наделен какими-то возможностями, то человечество обладает небывалым могуществом.
Но этот сверхразум , сверхволю, и могущество мы понять не в силах, потому, что надсистема для человека трансцендентальна.  Человек в своих рамках не в силах понять ее, как клетка человека не в силах понять суть всего человеческого организма. Человек не способен понять смысл своего существования, потому что это он имеет смысл для человечества, он сам для него, в известном смысле, - микроволновка, а движение людских масс - что то вроде движения соков в нашем организме, движение подчиняемое конкретным законам.
Неспособность вполне понять смысл своего существования приводит многих людей в уныние, идеям о бессмысленности своего существования, бессмысленности существования человека, как такового и, естественно, к мыслям о самоубийстве. Но поскольку люди являются клетками тела человечества, а значит необходимы ему, человечество наделило человека свойствами побуждающими к жизни, а именно - инстинктом самосохранения, ограниченностью ума у большинства, избавляющим это большинство от необходимости мучить себя экзистенциальными вопросами, позволяющим жить простыми радостями, способностью развитого меньшинства строить разные сложные гипотезы о смысле жизни и вполне ими удовлетворяться.

Тут встает вопрос о том, зачем человек в отличии, например, от микроволновки, вообще задумывается о смысле своей жизни.
Во-первых всеми качествами и свойствами нас наделяет надсистема, поэтому этот вопрос логично задать с позиции: зачем такое свойство нужно ей. Логично предположить, что это связано с развитием сознания человека,  благодаря этому развитию происходит развитие человечества как цельного организма. Поэтому мы смотрим вперед и стараемся постепенно пролить свет на тьму трансцендентального, развивая свое сознание и этим развивая человечество, весь этот сверхорганизм, со сверхсознанием, саерхволей и обладающий всемогуществом.


Рецензии