Этот негромкий вальсок

Любовь, смерть, счастье, война… Без сомнения, в ряду тревожащих человечество вопросов свое важное место занимает и труд, трудовые взаимоотношения. Наука, литература, живопись бьются над их разрешением. И, конечно, «важнейшее из искусств» -- кино. В особенности – советское.

Если партия – «ум, честь и совесть» советской эпохи, то профсоюз – сердце, репутация, самопожертвование, частная жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями.

Терпящие жизненные неурядицы персонажи советского кино рано или поздно оказываются перед дверями профкомов-завкомов-фабкомов («Человек родился», 1956). Решающим аргументом в пользу того, что человек нравственно созрел для усыновления ребенка, как запальчиво заявляет персонаж фильма «Подкидыш» (1939), является профчленство.

В большинстве случаев, у профсоюза – женское лицо – со всеми вытекающими из этого последствиями. Суетливая, недалекая, но все же искренняя и старательная Шурочка («Служебный роман», 1977). Бесхитростная и угловатая, бескомпромиссная и принципиальная Нюра («В день свадьбы», 1968). Великодушная, справедливая в вопросах трудовых, но пристрастная – в личных, Катя Беднова («Женщины», 1966).

Мужчина вспоминается только один – и то «не наш», не советский. Главный герой трехсерийного телевизионного художественного фильма «Рафферти» (1980). Уж он-то, Джек Рафферти (его роль исполнил Олег Борисов), зампред американского профсоюза транспортных рабочих, и впрямь лидер широкого масштаба. Дипломат, прагматик, стратег, подкованный решительно во всех профсоюзных и около профсоюзных вопросах. Ему не хватает лишь самой «малости» -- того, что в избытке имеется у простых советских председательш: доброты и чистосердечия.
__

Знаменитый фильм «Женщины» вышел на экраны полвека назад. Сценарий написан по одноименному рассказу тогда начинающей писательницы Ирины Велембовской (впоследствии многие ее произведения стали основой для кинофильмов, среди которых, например, «Сладкая женщина», 1976). В этом фильме впервые прозвучали известные песни «Вальс расставания» («Этот негромкий вальсок», стихи Константина Ваншенкина) и «Любовь -- кольцо» (стихи Михаила Танича) на музыку Яна Френкеля.

Первые кадры – расставание на пристани, мужчины уплывают на пароме воевать, на берегу остаются одни женщины – задают фильму философию. Россия – тоже женщина. 

Бежит река, клубятся облака – и вот уже мирное время, 1951 год. Танцплощадка на набережной. Первые слова – «танцевать охота» -- еще один лейтмотив. Жизнь – как музыка, как танец. Для кого – темпераментный фокстрот, для кого – лирический вальс.

Среднерусские пейзажи, улицы, лица персонажей, их речь, взгляды, интонации… -- все это представляется особой, трогающей душу, музыкой. Мы всё это уже где-то слышали, видели, чувствовали…

 «Слышишь, тревожные дуют ветра?
Нам расставаться настала пора.
Кружится, кружится пестрый лесок,
Кружится, кружится старый вальсок.
Старый, забытый, старый забытый вальсок».

1951-й год для середины 60-х, когда снимался фильм, уже история. Но как трогательно, бережно показана ушедшая повседневность – и няньки с низенькими колясками на колесиках, и лифтерши с вязанием, и День физкультурника, и лекции на тему «жить стало лучше, жить стало веселей».

Служащая в няньках Дуся Кузина (Инна Макарова), у которой на войне погиб отец, а в деревне осталась сорокалетняя мать («совсем старуха») и три младших брата, «справила» себе новое пальто. Теперь она не спотыкается, «как неподкованная», а идет гордо и уверенно. Обнова становится своего рода отправной точкой сюжета.

Сияющей Дусе непременно хочется быть замеченной, и она знакомится – на той же волжской набережной – с Катей Бедновой (Нина Сазонова), своей землячкой, работницей мебельной фабрики. Екатерина потеряла на войне мужа, одна воспитывает сына, она и работает хорошо, «и в парткоме, и в фабкоме, и в танцах»…

В люди тебе нужно выходить, -- сетует Катя. И не с пальто и ботиков начинается устройство жизни, а с работы. Беднова берет шефство над Дусей – приглашает к себе жить, устраивает на фабрику, следит, чтоб долго не засиживалась в ученицах, поскорее аттестовалась, начинала работать самостоятельно, на сдельщину… 

Но у Дуси – совсем иной характер. В ее представлении, письменный стол полируют вовсе не для того, чтоб он дольше прослужил, а чтоб за него «подороже взять»…

Оплата труда, охрана труда, путевки – санаторные и заграничные, политпросвещение, взаимоотношения – рабочие и личные… – это все работа фабричного профсоюзного комитета. По-видимому, в начале фильма Екатерина Беднова только начинает профсоюзную «карьеру»; в конце – когда на дворе середина 1960-х – она председатель фабкома.

Беднова уже не полирует столы, хотя «руки помнят», как это делается. Она обходит цеха, знает каждую женщину по имени, замечает поврежденные едким лаком руки («больно спорый лак – своя кожа отрастет, а деньги к празднику нужны»), обещает «напустить» на чересчур ретивых работниц охрану труда… Встречают ее ласково: «Здравствуй, Катюня! Всё воюешь?».

«Фабрика имени моей матери» -- полушутя полусерьезно говорит сын Екатерины Бедновой (Виталий Соломин).

Коллектив на этой фабрике – сугубо женский. Екатерина Тимофеевна хорошо понимает его специфику («недаром говорят, злейший враг бабы – баба»). Где нужно – отчитает, где нужно – пожалеет, где нужно – сделает вид, что не заметила… Однако дипломатические тонкости используются ею лишь как необходимое средство в работе со сложным контингентом.

Между Екатериной Бедновой и Дусей Кузиной лет десять-двенадцать разницы. Примерно столько, сколько между Дусей и Алей Ягодкиной (Галина Яцкина) – третьей героиней фильма.

История ее появления на фабрике – некое причудливо искривленное зеркальное отображение появления на фабрике Дуси. Аля – из той же деревни, что и Дуся, ей тоже надо «выбиваться в люди», она тоже незамужняя, но у нее есть маленький сын.
Дуся устраивает Алю на фабрику ученицей, и сдает ей койку за 12 рублей в месяц при заработной плате в 27 рублей.

Вместо положенных трех месяцев Аля ходит в ученицах пять, ее наставница Дуся не спешит выводить свою подопечную на разряд. Возможно, причина отчасти в зависти, отчасти – в материальной заинтересованности: мало-мальски сообразительная девчонка худо-бедно наработает для мастера на пятнадцать-двадцать рублей в месяц, да еще и за ее обучение мастер-наставник получит десять рублей.

Председатель фабкома дипломатично исправляет ситуацию. Она начинает опекать Алю, как когда-то опекала Дусю, надеясь, что на этот раз не ошибется…

И чуть было не ошиблась – в себе самой. Чуть было не сделала неправильного шага, если б не взбалмошная, легкомысленная, но в главном – добросердечная и справедливая Дуська. Женщины есть женщины!

Финал фильма – под старый негромкий вальсок – скромный и ненавязчивый, реалистичный и символичный. Екатерина Беднова идет по деревне. Алькины мать и сын набирают воду у колодца. Все трое встречаются взглядами… Впереди – день, плюс целая жизнь в придачу.      
__

Пятьдесят лет фильма «Женщины» накрепко вписали его в реальную действительность. Он уже и воспринимается-то как часть настоящей, невыдуманной жизни. Кажется, председатель фабрично-заводского профсоюзного комитета должен быть именно таким, каким его показывает нам актриса Нина Сазонова. Кажется, мы уже где-то встречались с персонажами фильма. И совершенно точно, что с поднятыми в фильме полвека назад проблемами мы продолжаем встречаться по сей день.   


Рецензии