Песнь из солнечного света. Отзыв на книгу Татьяны

Песнь из солнечного света
    Отзыв И. С. Ивановой на книгу  Татьяны Че « Я соткала свой мир из грёз». Литера М. 2015 Из сборника литературоведческих обзоров "Герменевтика. Обзор литературы рубежа 20-21 веков"
           Книга  Татьяны Че « Я соткала свой мир из грёз» – солнечная песнь божественному миру. Автор выполняет предназначение человека, который, по мнению творца эпохи Возрождения Пико деллы Мирандолы, выраженному в трактате «Речь о достоинстве человека», приходит в мир для того, чтобы оценить и восславить красоту творений Бога.
           Оптимизм, радость, восторг – вот атмосфера, в которую погружается читатель с первых страниц книги. Суть поэзии Татьяна Че определяет как веру и любовь. Любовная лирика поэтессы начинается с восхищения объектом любви: «обольстительная ласка, льющаяся «добротой из глаз», опьяняющий «томный голос». Любовь дарит «полёт в весеннем солнце». Это творческая сила, позволяющая автору создать свой особый мир.
        Когда необыкновенное чувство к  человеку проходит, остаётся печаль, но с удвоенной силой может возникнуть любовь к миру  природе. Вторая часть книги Т. Че имеет метафорическое название « Калейдоскоп природы». Само название подчёркивает, насколько многогранен мир. Ветер, солнце, рассвет – всё приобретает под пером автора необычные очертания. Татьяна Че создаёт яркие зримые картины.
Пронзало солнце виноград,
Весь в янтаре купался  сад.
          Любимый приём автора – олицетворения: «лучик в салочки играл», «рассвет манит своею нежной поволокой», « василёк в паре с розовой кашкой, обнимаясь, стоят на лугу», « вечер в сине-звёздном фраке», « осень ... девчонкою в жёлтом платьице солнцу веточкой грозит». Последнее олицетворение и одновременно метафора ново, оригинально, так как обычно данное время года сравнивается с дамой бальзаковского возраста, вдовицей и даже старушкой. В необычном выборе метафоры проявляется жизнерадостный характер поэтессы. Описание природы страстно « ветка рябины пылала в бреду». Даже в трудные периоды жизни поэтесса живёт ожиданием счастливого будущего…, весны и радости, весны, когда « растает снег, и зазвенит капель». В стихах Татьяны Че играет музыка, она слышит мажорные ноты мироздания, та отвечающие жизнерадостному настрою души. Здесь мне вспоминается учение пифагорейцев, которые верили, что все небесные тела, вращаясь вокруг центра Вселенной Гастии, издают звуки, и вся Вселенная представляет собой мировой оркестр.
         Родная природа – часть России. Вслед за классиками Серебряного века поэтесса посвящает Родине стихи. Интересно произведение «Величавая Русь», в котором Россия предстаёт непокорной, гордой, но вместе с тем солнечной, цветущей, полной жизни. К сожалению, это цветение и саму жизнь у нас хотели отнять враги. Часть « Помним» посвящена тем, кто защищал Россию от фашистских захватчиков и современной России, которая подверглась новым бедам и испытаниям. Часть «Помним» посвящена тем, то защищал СССР от фашистских захватчиков и современной России, которая подверглась новым бедам и испытаниям. В стихотворении « За державу обидно» Татьяна Че пишет:
Поникла России седая глава,
И вместо пшеницы на поле трава.
С болью говорит поэтесса о том, что оборвались духовные связи между поколениями.
Девчонка, пришедшая с парнем вдвоём,
Не плачет сегодня над вечным огнём.
        Там, где происходит разрыв культурных традиций, происходит вырождение народа. Раньше беда грозила стране извне, а теперь – изнутри, и с тревогой звучит вопрос поэтессы:
Россия – ты гордая Родина-мать!
Ужель ты позволишь себя растоптать?
            В трагические периоды своей жизни народ неизменно обращается  духу героев. Стихи « У обелиска», «Победитель» рисуют защитников Отечества, среди которых был и  дедушка поэтессы.
А стихотворение  «Побег из Украины» содержит драматическое описание того,  чему привели когда-то гордую, единую, живущую в мире страну постепенная утрата духовности и победа ложных ценностей.
Пришлось бежать нам из родного края,
Снаряды разрывались за спиной,
И женщина с ребёнком. Отставая,
Испуганно кричала: «Боже мой!»
          Россия снова должна стать спасительницей мира от новой чумы – безумия гражданских и религиозных войн, слепого подражания Западу и распространения хищнической антикультуры тех, кто подавляет и обманывает другие страны и народы. В стихотворении «Российский триколор» поэтесса выражает уверенность, что наша страна справится с любой бедой и говорит:
«Верю в тебя, Родина-мать». Россия – страна поэтов, самых свободолюбивых людей на земле.
          Следующая часть книги «Посвящаю» отрывает перед читателями поэтическое восприятие мира Татьяной Че мира А. С. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой. Не только внутренней культурой сильна наша страна. Она вобрала в себя  лучшие достижения восточного и западного искусства, о чём писал А. Блок в стихотворении «Скифы» . Частью мировой культуры является и христианская религия. Новая часть книги Татьяны Че называется «Тайная вечеря». Она посвящена религиозной тематике. События космической мистерии жизни Иисуса проходят сердце поэтессы. В стихотворении «Тайная вечеря» она пишет об ощущении своей причастности к судьбе преданного и распятого сына Господа.
Подобно  призраку-виденью,
Я созерцателем была, –
пишет поэтесса. Здесь мне вспоминается рассказ А. П. Чехова «Студент», в котором уже через другое событие – рассказ об отречении Петра от Иисуса и плач женщины, слушающей рассказ студента, выражена идея того, что, быть может, многие живущие на земле люди испытали на земле боль предательства, отречения и духовного распятия. Интересно стихотворение «Господу», в котором поэтесса просит Всевышнего укрепить её в вере. Главной идеей оно созвучно произведению Ф. Тютчева « Не плоть, а дух» растлился в наши дни. Действительно, если бы все люди были крепки в вере, а не ходили бы в церковь ради моды и развлечения, то все они выполняли бы заповеди « Не убий», «Не возжелай ничего из того, что есть у ближнего твоего…», и не было бы тогда ни  войн, ни  раздоров. Но не Бог виноват в том, что в сердцах людей нет прежней веры, а Сатана.
          Поэма Татьяны Че «Последний день Помпеи» на фоне современных событий, когда мир находится на грани третьей мировой войны, имеет эсхатологический смысл. Она предупреждает людей, что может случиться, если Сатана победит в их душах. Само извержение Везувия поэтесса описывает, как прорыв сокрытой до поры ненависти тёмных сил  божественному миру, желания их уничтожить всё, что создал Бог:
               Но вот созрели силы Ада,
               Взорвался синий небосвод,
               И страшный смерч из камнепада
                На город  двинулся в поход.
«От последнего дня Помпеи недалеко до последнего дня мира,» – косвенно предупреждает поэтесса. Он может наступить очень скоро, если люди не опомнятся, не прекратят творить зло, совершать противные богу и здоровому нравственному чувству поступки. Вера в лучшее позволяет поэтессе не останавливаться на грозном предупреждении, а снять напряжение с читателя, развеселив его сказками, баснями. Поэтесса, безусловно, имеет чувство юмора, может создавать такие виды комического, как ирония, сарказм. Но жизнь человеческая не забава, и в конце книги Татьяна Че снова заставляет нас задуматься на этот раз о том, что достойны благодарности и памяти те, кто составлял часть нашей жизни. Рассказ « Валерка» посвящён воспоминаниям детства, главный герой которых был талантливый человек с доброй душой, снискавший любовь и уважение всей деревни игрой на гармони, чуткостью и отзывчивостью. Повествование начинается с букета засушенных васильков, который  через много лет после дарения находит в книге автор. Этот приём напоминает начало романа М. Пруста « В поисках утраченного времени», в котором из чашки с дымящимся кофе кольцами выплыли воспоминания о детстве. В рассказе Татьяны Че есть сложные художественные приёмы, например, синекдохи ( Мимо плыла карусель из разноцветных…сумок, чемоданов; толпа гудела), но, в целом, рассказ написан трогательно простым, но образным языком, помогающим воссоздать образы и мир людей «с чистой душой» и добрыми помыслами, описать те истоки, у которых  начинается река человеческой жизни.
    Книга Татьяны Че радостная и грустная, беззаботная и предостерегающая, простая и сложная, непременно найдёт своего читателя.
Ирина Иванова  кандидат философских наук, доцент
Рецензия напечатана в журнале « Московский Парнас» №6 2015 г.


Рецензии