отзыв на книгу И. Ильинского

                ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ
Игорь ИЛЬИНСКИЙ. «Стихи и песни». – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2006.Отзыв из сборника литературоведческих обзоров "Герменевтика. Обзор литературы рубежа 20-21 веков"
Однажды на вопрос о том, что бы мне почитать, коллеги по работе порекомендовали  сборник И. Ильинского «Стихи и песни». Я знала, что автор – многогранная личность: ректор МосГУ, доктор философских наук, автор сценариев к радио  и телеспектаклям, исторической повести «Василий Алексеев» в серии «Жизнь замечательных людей», действительный член Академии российской словесности,  и заинтересовалась содержанием предложенной  книги. Сборник пришёлся мне по душе, оказался близок прежде всего в мировоззренческом аспекте, вызвал большое уважение и желание рассказать об этом произведении людям.
     Стихи Игоря Ильинского – это воплощённый в хорошей художественной форме опыт человека-борца, победителя, которому есть что сказать современникам и грядущим поколениям. Это поэзия философа и устроителя мира, активно воплощающего свою философию в жизнь. Известно, что центральным вопросом онтологии является вопрос о бытии, его первооснове, субстанции, качестве бытия, его уровнях. Древние мыслители  по-разному отвечали на вопрос о первоосновах бытия.  Фалес считал основой всего воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух, Гераклит Эфесский – огонь и борьбу противоположных начал, а И. Ильинский пишет:

Изначальней всего в этом мире любовь,
Лишь любовь зачинает, творит, утешает.
Утихает любовь, разгорается вновь.
Плодоносит любовь и пределов не знает.
И. Ильинский говорит: «Кто страданий не знал  —  тот и вовсе не жил». Тот, кто не страдал, не переживал за чужую беду, принимая её близко к сердцу, не уставал от борьбы, находясь в гуще продуктивных конфликтов, через которые часто свершается развитие, не ощущал тонко и остро несовершенство земного мира, несоответствие между сущим и должным, изучением и устранением которого должна заниматься философия, тот  не был ни хорошим другом, ни поэтом, ни философом, ни просто чутким отзывчивым человеком и гражданином своей страны. Автор книги « Стихи и песни» переживает за судьбу Родины:
Ах, ты, Русь, без конца и без края,
Что творишь ты, глумясь над собой?
Ну, а я-то —  зачем я рыдаю
Над твоей непутёвой судьбой?
Когда мы говорим о бытии, то невозможно обойти вопрос о его качестве, которое на уровне социума включает в себя абсолютные идеи категорий нравственности, в  большей или меньшей степени реализуемые в  земной жизни. В стихотворении «Наш век» И. Ильинский констатирует факты, говорящие, что духовное качество бытия оставляет желать лучшего: «Всё реже чтим мы добродетель, всё чаще злоба нас снедает», «лицом мы именуем маску и похоть липкую любовью», «бездарностям дарим награды, ... и вот уже пирует подлость, и скорый суд вершит злодейство». Само обнаружение негативных фактов – положительное явление, так как косвенно оно уже ставит вопрос о том, что должен делать человек, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. В стихотворении «Прощаясь с 20 веком» поэт говорит, что человек должен занимать активную жизненную позицию, творить добро, а не жаловаться на плохие времена:
Мы трудимся —  и век наш светел.
Воюем мы — и страшен век.
За всё в сей жизни мы в ответе.
Давая оценку такому атрибуту материи как время, И. Ильинский в стихах подходит  этой категории диалектично. Время делится  на космическое, вечное и мгновения. В стихотворении «Все говорят, что жизнь – мгновенье» автор указывает, что не все миги жизни становятся вечностью, а только те, которые прожиты с вдохновением, озарены творческим трудом. 
Стихи И. Ильинского несут в себе заряд оптимизма. «Заря взойдёт! —  Я верю в это!», «И ночь —  как ни темна — и всё же день настанет!» Поэт внушает читателям, единомышленникам:

Мы сможем всё, коль Клятвы не нарушим.
Мы все невзгоды вновь преодолеем,
Когда трудиться будут наши Души
И станем мы не злее, а умнее.

Тема совести, столь характерная для русской классической литературы, раскрывается в воспоминаниях о матери. Наверное, нет на земле человека, который не чувствовал бы своей вины перед родителями. Обострённо переживающий за прошлое лирический герой стихотворения И. Ильинского «В моём саду печаль и снег» говорит:
Давно ли мать была жива…
Поговорить бы… Нет, как бес, носился!..
Спросить бы: «Мама, как жила?»
Хотел, хотел спросить, да не спросилось…
         Тема преемственности, общения поколений красной нитью проходит через всю книгу стихов И. Ильинского. Не только дети, но и взрослые часто пренебрегают общением с младшими поколениями или не могут показать им хороший пример и актуальными становятся слова автора книги « там нет хорошей молодёжи, где нет хороших стариков». Качество жизни зависит и от того, какие ценности выбирают люди, и И.Ильинский призывает: «Возьмём из прошлого навеки Надежду, Веру и Любовь!».
         Стихи И. Ильинского о любви нежные, светлые, тёплые, лирические. Особенно удачны произведения: « Прости мои обиды», «Скажи, куда мы мчим? Куда, скажи, несёмся?», « Я приду избитый», « Тебя как божий дар храню». Любимая женщина — это источник не просто вдохновения, но всей творческой жизни:
Ты рядом – и я быстр и светел.
Противен злу, открыт добру,
Любой печали безответен.
Исчезни ты —  и я умру.
         И. Ильинский превосходно владеет художественным стилем. Разнообразны скрытые сравнения поэта. В книге много метафор, тяготеющих к гиперболизации: «лавины чувства», «океаны страсти», «наивности моря». Лирично и необычно скрытое сравнение «снег – мамина слеза». Есть метафоры, продолжающие классические формулы. Например, «век мой – зверь мой» (формула О. Э. Мандельштама «век тире кто?»…) наполняется у И. Ильинского многообразным содержанием, в целости, рисующим разные грани 20 века.: « век-космодром», «век-интернет», «век-телевизор», «век-политик», « век-кровопийца», «век-наркоман», «век-человек». Интересна метафора «кристаллы успеха». Сильной стороной является соединение двух художественных приёмов в одной фразе: «век летит и сатаной смеётся», « в душе восходит рожь» (метафора и олицетворение), «мы все больного века дети» (эпитет и метафора). Трогательно сравнение: «стихи, как тихая молитва». Любопытен опыт перевёрнутого сравнения, отражающего ненормальное состояние мира. Автор пишет, что в тайге «звери злые, словно люди». Раньше сравнение звучало наоборот. Как же должен деградировать человек, чтобы появились  такие строки! В книге присутствует  удачное олицетворение: «Кусты… растерянно глядят из-под сугробов». В стихах есть афоризмы, например, « лишь только отдавая, обретёшь».
     Форма произведений, представленных в книге, разнообразна: это и лирические стихотворения, и посвящения, и песни, и даже стихотворения-новеллы.
Любви ко всему живому, к созиданию прекрасного мира, борьбе со злом, героическому преодолению трудностей, труду на благо Родины, верности светлым идеалам  учит книга И. Ильинского. Изданная в 2006 году, она с интересом читается уже десять лет и будет востребована и далее всё новыми и новыми поколениями.
                Ирина ЛЕСНАЯ-ИВАНОВА,
кандидат философских наук
Рецензия напечатана в газете « Московский литератор»  № 6, март 2016
(http://www.moslit.ru/nn/1606/14.htm  дата обращения: 11.07)


Рецензии