Между Дьяволом и Богом. Отзыв на книгу В. Пучкова

                Между Дьяволом и Богом
             Отзыв на книгу В. Пучкова «Это случилось в Пятигорске»
Из сборника литературоведческих обзоров "Герменевтика. Обзор литературы рубежа 20-21 веков"
М.,ООО Типография "Европейские политехнические системы". 2013 г.,- 232 с.
Поэма В. Пучкова «Это случилось в Пятигорске» — новое слово в произведениях о М. Ю. Лермонтове. В период социализма и официального атеизма не разрешалось и помыслить, что в жизни людей могут играть ведущие роли сверхсущности  или взаимодействие человека с ними; самого М. Ю. Лермонтова часто изображали как богоборца, а в зарубежной герменевтике и как человека, якобы  воспевшего в поэме «Демон» Сатану. На фоне указанных феноменов истолкования лучших произведений поэта творение В. Пучкова  о российском гение чрезвычайно актуально. Основываясь на реальных фактах, автор выстраивает сюжет, реализм которого граничит с мистикой. Его М. Лермонтов, как и реальный поэт, не любим высшим светом; пережил дуэль  с Барантом, после обидел влиятельную особу, стал жертвой интриг и своего собственного характера и погиб на дуэли с Мартыновым. Но во всё это действие В. Пучков привносит сверхчеловеческое начало: незримый, а затем и явственно проявляющийся Демон стоит за Мартыновым, руководит его действиями. Именно Дьявол, который сначала польщён тем, что М. Лермонтов избрал его главным героем своей поэмы, а затем обижен тем, что его изобразили проигравшим Богу и ангелам в борьбе за душу Тамары, а после ещё и оскорблённый тем, что поэт, когда-то столь возвышенно, хотя и не так как хотелось бы, описал его, назвал Сатану козлом, является истинным убийцей поэта. Интересно, что в поэме, имеющей лирические отступления, раскрывающих мнение автора по поводу изображаемых им событий, отвергнута традиционная советская версия о том, что косвенным убийцей поэта был царь, сославший М. Ю. Лермонтова на Кавказ, где и произошла роковая дуэль.
Центральная фигура поэмы, конечно же, — сам М. Ю. Лермонтов. В его образе наблюдаются три основных видения поэта: глазами друзей, врагов и самого автора поэмы. Например, М. Ю. Лермонтов, не любимый в светском обществе, оказывается очень любим и уважаем теми людьми, которые воевали вместе с ним, ходили в разведку, а также героем войны 1812 года Дороховым. Создатель книги «Это случилось в Пятигорске» — сам поэт, быть может, поэтому, понимая, как много часов проводят поэты и за сочинением стихов и за их чтением, художественно удачно изобразил Лермонтова и в процессе творчества, и за чтением своих стихов. Правда, его поэт, оставаясь наедине с собой, гораздо больше думает и вспоминает о любимых когда-то женщинах, а не о судьбах России, но это психологически оправдано. Так В. Пучков хочет подчеркнуть, что судьба его героя, как и в жизни, трагична: гениальный поэт искал понимания и любви, но почти не нашёл, и всю свою короткую жизнь ощущал боль от этого.
Не менее интересно раскрыт и характер Мартынова. Автор не снимает вины с этого человека, хотя и указывает, что им руководил Дьявол. Вместе с тем В. Пучков через монологи и диалоги убийцы М. Лермонтова заставляет нас, пока он не совершил этого рокового поступка, сочувствовать этому человеку, ставшему мишенью для язвительных насмешек поэта. Это тоже современный поэт. Сегодня принято рассказывать, что Мартынов тоже писал стихи, хотя и не такие гуманные, как у М. Ю. Лермонтова, а как раз наоборот; интересовался литературой. Изображение Мартынова у В. Пучкова весьма поучительно. Не лишая героя положительных черт и до определённого момента сочувствия читателя, он поводит нас к мысли, что в человеке есть и чёрные и белые стороны, но каким индивид запомнится читателю, и шире другим людям, часто решают его поступки. В жизни Мартынова таким знаковым для него поступком явилось убийство М. Ю. Лермонтова, и потому нам  запомнился он в худших проявлениях своего характера: злопамятным, не умеющим прощать, трусливым, жестоким и ничтожным, даже не человеком, а орудием Дьявола.
В. Пучков сочетает дар человека, умеющего воображать события с даром творца, способного изображать воображаемые события так, чтобы они соответствовали внутренней правде характера героя и имели историческую достоверность. Автор хорошо изучил материалы, по которым создавал произведение. О замечательном знании лермонтовской биографии говорят и текст поэмы, и комментарии к его книге.
В поэме В. Пучкова много художественных находок, но главная удача - композиция книги. Открывается произведение с описания гибели А. С. Пушкина в реальности и в стихах М. Ю. Лермонтова. Автор книги точно передаёт тот исторический факт, что последние 16 строк были приписаны позже и именно они вызвали тревогу шефа жандармов Бекендорфа. Далее следует часть «На гауптвахте». Лермонтов, арестованный за крамольное стихотворение, один. Автор создаёт интересные внутренние монологи поэта, которые показывают его как человека, не равнодушного к другим. М. Ю. Лермонтов думает о Раевском, который был арестован за то, что сделал первоначальные списки стихотворения и распространил их. Михаил Юрьевич вспоминает о Варваре Лопухиной. Интересно показывает автор процесс создания стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Автор книги пытается проникнуть в творческую лабораторию поэта, показать  рождение шедевра и делает это художественно убедительно. Особенно трогательна та часть, в которой М. Ю. Лермонтов обращается к бабушке, вспоминает детство, связанное с нею. Глава 2 «Белеет парус одинокий» живописует жизнь поэта от Петербурга до Кавказа, а глава 3 «Тихая пристань» представляет жизнь поэта в Пятигорске. Именно здесь нам открывается новое в поэте: его набожность, хождение на исповеди. Глава 4 «За два дня до» — предвестие роковых событий в жизни поэта. Она открывается колокольным звоном над городом, напоминанием о том, что все люди тленны и правят ими высшие силы. С этой главы появляется напоминание о времени, оставшемся до роковой дуэли. Оно будет присутствовать в дальнейшем в тексте постоянно. Приём напоминания о приближении времени свершения неизбежного знаком читателям по произведению А. П. Чехова «Вишнёвый сад», в котором на фоне общего действия сообщается, что до продажи сада осталось столько-то дней. Как и А. П. Чехов, на фоне общих событий В. Пучков делает упоминания о том, сколько дней, а потом уже и часов осталось до роковой дуэли. Это движение сверхвремени, ощущаемое благодаря авторскому голосу, имеет цель - показать, что в жизни людей существует некая предопределённость. Люди живут и действуют, но не знают, что их жизнь — это спектакль, в котором роли написали Бог и Дьявол. Глава 5 « Вечер у Верзилиных» имеет точное указание на время и пространство происходящих событий. А в главе 8 «Слово и дело» это пространство становится не только реальным, но мистическим, так как там появляется Демон. Вслед за Гёте, Ф. М. Достоевским и М. А. Булгаковым В. Пучков вводит разговор героя с Дьяволом. Несмотря на то, что в литературной традиции такой приём уже был, по отношению к Лермонтову это выглядит новаторски. Глава 9 « У источника» подчёркивает, что поэт часто обращался к Богу, начисто отметая версию, что Демон-двойник поэта-воплощение его богоборческого начала. Лермонтов В. Пучкова — человек с благоговением относящийся к всевышнему, автор, прежде всего автор стихотворения «Молитва», маленького внешне, но бесконечно глубокого и духовного внутренне. В главе 10 «Разговор с другом» раскрывается поэтическая сторона М. Ю. Лермонтова: перед дуэлью он читает свои стихи Столыпину, которого пронзает мысль о том, что «такого поэта ещё не было в мире». Здесь же Лермонтов встречается с казаками, которые любили и ценили его за храбрость. В главе 13 «Выхожу один я на дорогу» поэт снова встречается с Демоном, но отдаёт предпочтение Богу. Здесь же он изображается как пророк, предвидевший свою смерть. За сутки до дуэли Лермонтов читает Екатерине стихотворение «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана») В этой же главе описывается сама дуэль, которая, на первый взгляд, представлена в реалистическом ключе, но для внимательного читателя идёт под знаком указания на присутствие сверхсущностей, выраженном в вопросе Глебова Лермонтову;
А ты не слышал взмаха крыльев?
Как будто кто-то вдруг взлетел.
Здесь же прямо выражается авторская мысль « Мартынов-дьявола холуй», а также звучат светлая похвала поэту, предвидение всемирного признания его дара в будущем, вложенные в уста Глебову, Трубецкому, потрясённым смертью поэта. Глава 17 «Гарун бежал быстрее лани» роднит произведение В. Пучкова с трагедией А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Мартынов, пытающийся убежать от расплаты за дуэль, находит наказание за преступление в самом себе: он кается, понимает, что дуэлью не восстановил свою честь, но опозорил себя перед современниками и потомками, остался в их памяти ничтожным орудием дьявола. В главе 18 «На маневрах» изображена реакция царя на смерть поэта и выдвинут протест автора против той точки зрения, по которой косвенный убийца Лермонтова — Николай 1. Это вписывается в концепцию поэта, по которой истинный убийца поэта — Дьявол, а спаситель его души — Бог. Вместе с тем тема предопределения представлена в поэме так тонко, почти параллельно с реальными событиями, которые совершаются всё-таки людьми, что невольно возникает мысль о существовании выбора и такой ответственности каждого человека за свои поступки, которую не может снять никакая идея предопределённости.
Книга В. Пучкова «Это случилось в Пятигорске» — произведение интересное, высокохудожественное, философское, поучительное и духовное. Оно, несомненно, найдёт своих читателей и почитателей. В заключение следует отметить, что эстафета русской поэзии, которую начали Ломоносов, Державин, Сумароков, существенно ускорили А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты Золотого, а впоследствии и Серебряного века продолжается и в 21 веке. Несут эту эстафету подвижники современной русской поэзии. К их числу можно отнести и члена СП России В. Пучкова.
                И. С. Иванова, кандидат фил. наук, доцент, член СП России
Опубликовано в журнале «Муза» №25 2014 г. Журнал « Муза» под редакцией  В. Е. Лебединского.


Рецензии