Отзыв о книге ветерана войны А. Бобровой

Отзыв из сборника литературоведческих обзоров "Герменевтика. Обзор литературы рубежа 20-21 веков"

В сентябре 2010г на телеканале "Доверие" сообщалось о презентации книги А. Бобровой" А Солнце светит всё равно". Среди многочисленных положительных отзывов был и отзыв члена СП. России, поэтессы И. Лесной-Ивановой:
Перед нами новая книга стихов Аэлиты Бобровой " А солнце светит всё равно." Это радуга радости и грусти, разнообразие тем, мыслей, образов.
В цикле «Моё кредо» автор утверждает, что поэт, пока жив, постоянно должен нести свой дар людям.
Если Ваш голос не слышен,
Какой же из Вас поэт?!
Творец не должен молчать, несмотря на то, что отношение к поэзии со времён Пушкина, по меткому замечанию А. Бобровой, изменилось. Ранее, хотя не продавалось вдохновение, можно было продать рукопись, ныне – «и строчки не продать». Тем не менее, эта экономическая блокада не может заставить людей потерять душу, её песни, память. А. Боброва – человек, переживший войну. Помнит она и летящие, «как коршуны», фашистские самолёты, и горящий «на корню дозревающий колос», и веру народа в Победу. Стихи бережно хранят помять о погибших на войне школьных товарищах. В стихотворении «А до Берлина нам рукой подать» точно психологически передано состояние солдата, идущего в последний бой:
И завтра мы пойдём в последний бой,
Пишу письмо прощальное, быть может,
Примкну к погибшим. Стану рядом в строй.
Но вдруг судьба солдатская поможет!
Прочтёт письмо в тоске седая мать,
А до Берлина нам рукой подать!
Радость победы отражена в стихотворении «На Белорусский прибыл эшелон»
Словно с фотоснимка, входят в вечность в строках поэтессы
Букетами заполненный перрон,
Волнением охваченные лица.
В стихотворении «Парад Победы в День Победы» грозное предупреждение врагам звучит с мягким юмором:
А кто захочет мир нарушить,
С оружьем в гости не спеши! –
Приветить русская «катюша»
И угостит от всей души.
Именно оптимизм, чувство юмора, умение во всём замечать хорошее, любовь помогли русским людям и войну выстоять, и победить те невзгоды, которые продолжают терзать людей и после войны.
Чувствуя в себе способности юмориста, А. Боброва создаёт в книге особый раздел – «Немного юмора и капелька сатиры», - уже самим названием подчёркивая, что улыбка поэта может быть и доброй, и уничтожающей. Как заметил философ И. Кант, часто эффект комического основан на неожиданности и на вскрытии несоответствия одного явления другому. Аэлита Ивановна владеет этими приёмами. Например, вот стихотворение «Речь гида у Ниагарского водопада».
Я чудо света вам представить был бы рад,
Но просьбу лишь одну исполнить надо:
И если женщины немного помолчат,
Услышать сможем грохот водопада.
Поэтесса широко использует такой вид юмора, как каламбур, основанный на неожиданной метафоре:
В любви мне что-то не везёт,
Мои напрасны ожиданья:
То недолёт, то перелёт –
Когда же будет попаданье?!
Здесь поэтесса сравнивает любовь со стрельбой по мишени.
Аэлита Боброва с юмором смотрит на лёгкие связи, которые люди иногда называют любовью. Неподдельную улыбку вызывают такие юмористические стихи, как «О пользе минеральных вод», «Если вдруг судьбина злая», «Записка наследникам». Сарказм и юмор окрашивают и стихи на социальную тематику современности. В стихотворении «Речь депутата Госдумы» А. Боброва пишет.
Люди! Дел – невпроворот:
За собой веду народ!
Хоть не в нужном направленье,
Всё же движемся – вперёд!
Поэтесса умело сочетает юмор, лирику и задушевность, что особенно ярко видно в стихах о любви. В стихотворении «Не загаси моей свечи» любовное молчание она обыгрывает риторическими вопросами:
Скажи мне, что случилось с нами,
Мой старый закадычный друг?
На нас обрушилось цунами,
Или на нас напал недуг?
Образно описывая проявления любви и страсти, она просит о продлении чудесного чувства:
Не обмани моей надежды,
Не загаси моей свечи.
В стихотворениях А. Бобровой часто присутствует неожиданная концовка, что делает их похожими на новеллы. Так, в произведении «Веснушки» героиня переживает, что веснушки расцветают на её лице, но это оказывается той самой изюминкой, которая понравилась любимому: «Без веснушек замуж не возьму!» - говорит он девушке, и её страдания превращаются в радость.
Любовь – подарок судьбы, вот почему дорожить надо не материальными подарками, часто сделанными не от души, а самой любовью, даже если её подарки скромны. Эта идея выражена в стихотворении «Подарок», в котором рассказывается, как женщина, получавшая букеты роз, обрадовалась с любовью подаренному одуванчику, увидела в нём символ будущего и великую ценность:
Держу я хрупкую мечту,
Смотрю на нежное созданье,
Боясь, чтобы моё дыханье
Не сдуло эту красоту.
Стихи А. Бобровой иногда включают в себя фольклорные мотивы, но, переплавленные в мировидении автора, они звучат веселее, так как поэтесса видит мир радостно и оптимистично.
В цикле «Времена года» есть стихотворение «В преддверии зимы». Кажется, можно здесь описать ожидание снега, одиночества, но автор живописует и красоту осени, и ощущение радостных зимних забав, заканчивая стихотворение словами:
С улыбкой тёплой принимаю
Последний осени привет.
Время весны называет она временем надежды и пишет, что весною открывается человеку чудо любви:
Замирая душой, я подслушаю тихо,
Как влюблённый певец будет звать соловьиху. –
На свиданье она прилетит без сомненья,
Устоять невозможно от сладкого пенья.
Даже маленькие стихи о природе полны глубочайшего смысла. Например, в стихотворении «Мухомор» высмеивается утилитарная эстетическая оценка феномена мира:
Растёт он в изобилье на полянах,
Не сделал нам плохого ничего
Но всё же он считается поганым,
Лишь потому, что съесть нельзя его.
Исток творчества поэта – детство, а потому далеко не случайно среди циклов стихов А. Бобровой есть раздел, посвящённый детству. Поэтесса не только с весёлой ностальгией (этот оксюморон вполне уместен в описании её творчества) вспоминает о детстве, но и подтверждает стихами тот факт, что и взрослым иногда хочется побыть детьми:
И на одной попрыгать ножке,
И классы мелом рисовать.
Но мир детства не только прекрасен. Иногда нам приходится бороться за свои права, что отражено в стихотворении «Страшный Сашка Свистунов».
Детство – это и особое внимание к миру животных. В стихотворении «Щенок» Аэлита Боброва повествует о детстве – проказах щенка, который заставил папу пристраивать свои тапочки на шкафу.
В стихотворении «Жадный кот и хитрый ёжик» кот, сам того не ожидая, по заслугам получает от ёжика за свою жадность.
Аэлита Боброва творит в самых различных литературных жанрах. Здесь и стихотворный рассказ, и новелла, и притча, и белый стих, и стилизация, и лирика, и юмор, и сарказм. Виртуозно владея нормой стихотворения, она создаёт удачные образы, в которых присутствуют гиперболы, скрытые сравнения.
«От наших чувств нерастраченных
И небу становится жарко».
«В зеленеющие косы
Вплела берёза жёлтый лист».
«Солнце лёгкой белкою мелькает».
Особая страница творчества – это посвящения людям, встречи с которыми на жизненном пути оказались значительными. Это и стихи маме с поздним раскаянием в том, что причиняла огорчения, и отцу, чья могила неизвестна, и поэту Н. Рубцову, и подругам, и коллегам по перу.
Среди посвящений выделяется стихотворение «А солнце светит всё равно». Взгляд поэтессы на мир неожиданно оказывается похож на состояние поэта Г. Лорки, который, когда фашисты вели его на расстрел, взглянул на рассвет над апельсиновой рощей и произнёс: «А солнце всё равно восходит».
У Аэлиты Бобровой в данном стихотворении вместо фашистов выступают невзгоды, которым противопоставляется оптимистичный взгляд поэта на жизнь. Именно жизнерадостности, оптимизму любви к своей родной земле и природе, к людям может научиться у Аэлиты Бобровой читатель, и я надеюсь, что многим любителям поэзии будет созвучно и мировидение и настроение автора.
И. С. Лесная - Иванова


Рецензии