Радуга жизни. Отзыв на книгу В. Бояринова

Отзыв напечатан в сборнике литературоведческих обзоров "Герменевтика. Обзор литературы рубежа 20-21 веков"
Книга В. Бояринова «Журавли улетели» – это откровения живой души человека, постигающего мир божий на земле, строящего мосты и корабли, устремлённые к звёздам.
Вровень с ветром, вровень с тучей   
Я поставил паруса,
И вознёсся струг летучий
В заревые небеса.
Поэт видит и красоту земли, и иней на звёздах. Стихотворение «Земные ворота» напоминает нам, что Иисус Христос сначала был плотником. А в общем контексте стихотворения и поэт - иногда плотник, который мастерски работает с древесиной слов,  возводя из них град небесный. В этом небесном граде основа - любовь  и сочувствие ко всему живому. Интересно в этом плане стихотворение «Страда». Восхищаясь мужиками, которые косят траву и цветы, поэт одновременно замечает», «какими жуткими глазами глядятся в небо васильки!». Это иной взгляд и на царя природы, и на цветы, взгляд человека, сочувствующего всему живому, совесть которого не даёт ему успокоиться, заставляет чувствовать вину и перед реальным васильком и перед цветком-человеком, которого может ожидать такая же судьба. Земная жизнь людей-васильков - это прелюдия к жизни небесной, поэтому и цветы у поэта глядятся в небо, и к людям он обращается с призывом: «Лишь души не погубите беззащитной». Секрет художественного слова в том, что оно не просто изоморфично  изображает чувства, мысли и события, но и помогает взглянуть на мир по-новому.
Стихи В. Бояринова - это постоянное удачное внесение новизны в любую тему. В стихотворении «Младенец русской славы» появляется образ колыбели, которая висит на Куликовом поле, а качает спящего в ней младенца-будущего богатыря-победителя сам Господь. Это очень интересный и важный ракурс в стихах на историческую тематику, подчёркивающий, что победы России над врагами были угодны Богу.
Новизна проявляется не только в содержании стихов В. Бояринова, но их форме.  Интересно стихотворение «Старый герб», которое можно назвать поэтической новеллой. Человек, имеющий на своём гербе медведя, кажется, не силён, но когда нужно защитить хозяина от насмешек, свершается чудо: медведь сходит  герба и защищает своего хозяина.
Неожиданный поворот событий мы видим и в стихотворении « С любимой».
Лирическому герою кажется, что он не любим. Мужчина горячится, запрягает в сани медведя, едет свататься к соседке, но любимая находит его, и возникает сотворённое людьми чудо примирения в ситуации, которая могла бы оказаться роковой:
Ты шубу скинешь на ходу,
Влетишь в распахнутые сени:
«Ты думал, дурень, не найду?
И дурень рухнет на колени!
Лирического героя Бояринова в любви отличают и страстность, и горячность, и отходчивость; мысли о том, каково после ссоры или крутого разрыва  женщине; самозабвение, умение встать выше полученной обиды, забота о любимой. Это видно в  стихотворении «Какие слова говорил». В конфликте лирических героев коса находит на камень и кажется, что люди разойдутся навсегда:
Не любишь? И я не люблю!
Ты ведьма? Я вчетверо злее!
Я это гнездо подпалю-
Из подола выползут змеи!
Уже улетаешь? Лети!
Дурак бы тому огорчился!
А не разобьётся в пути?
Эх, что-то я погорячился…
Это правильное решение в ссоре мужчины и женщины, если уж она случилась, ведь женщина и психологически, и физически слабее мужчины, хотя порой и стремится доказать обратное, и тот, кто этого не понимает, действительно, может обречь любимую на смерть, а вместе с её смертью разобьётся в сознании образ небесного видения, согревающий душу, ведь любимый человек свят, и возлюбленную свою поэт называет «любимая моя, святая». Образ любимой как святой глубок и многозначен. Святая - это не только неземная, совершенная, но скорее жертвенная, принявшая за любовь муки, свершившая духовный подвиг терпения, всепрощения, самозабвения.
В суете обычной жизни этот подвиг не замечается, заслонятся будничными отношениями и даже кажется порой услугами, не слишком великими, недостаточными. Но то, что подвиг был, человек часто понимает после смерти своей второй половины. Супружеская жизнь, даже основанная на взаимной любви, - это в условиях земного несовершенного мира – испытание. В. Соловьёв в работе «Смысл любви» уподобляет супружеские венцы мученическим, и он, безусловно, прав. Но, конечно, кроме всевозможных испытаний,  любовь дарит и счастье, и открывает красоту и необычность мира, и придаёт жизни смысл. Всё это тоже отражено в стихах В. Бояринова:
Тот в пасынках у Бога,
Кто не знал любви.
Кто счастьем не светился уже на склоне лет,
Тот вовсе не родился,
Того на свете нет!
В любви есть и приключения, и радостные воспоминания (ст. «Это мыши»), и наслаждения. В стихотворении «Молния косая» поэт создаёт красивые эротичные строчки, благодаря иносказанию:
Опали бережно, без грусти
Одежд последних лепестки,
Луч грозовой пронзает устье
Твоей реки.
Страсть сродни природе, потому её и изображают через образы ветра, грозы, реки. Любовь преображает мир, создаёт своеобразный пантеизм мировосприятия, при котором кажется, что любимая, как бог, разлита в природе, а бесконечная и всемогущая природа природа воплощена в ней:
Пахнут волосы твои
Знобящей свежестью озёрной.
С любимой хочется постоянно общаться, даже если человек попадает в  другой мир. В стихотворении «Весть» лирический герой присылает женщине весточку из рая. Интересно и важно, что жизнь в раю поэт рисует, как трудовую и весёлую.
Я без дела не сижу:
Здесь за это парят.
Байку новую сложу-
Мне калач подарят.
Надо заметить, что стихи Бояринова отличает мягкий юмор:
Снова Мусоргский Модест
Ничего не пьёт, не ест:
Он Бориса сочиняет,
Он несёт тяжёлый крест.
Или:
Николай Николаевич Ге
Спрятал нож у Петра в сапоге.
Кстати, это мнемонические строчки. После них никто не будет задаваться вопросом, Ге или Гё фамилия художника.
С юмором описаны и реформы Петра 1:
Мы Россию очень любим:
Мы ей бороду отрубим,
Не ходить же молодой
По Европе с бородой!
Творческий диапазон стихов В. Бояринова очень широк: это и стихи о природе, и любовная лирика, и стихи о России, её истории, прошлом и будущем, и произведения об искусстве, среди которых выделяются: «Неизвестная, «Купанье Красного коня», «Лунная ночь на Днепре».
Речь стихотворений высоко художественная. Мы с радостью слышим отличную звукопись:
Я ночами чан со щами выставляю у дверей.
Читатель получает удовольствие от интересных метафор и необычных  эпитетов : «годы-гунны», «годы-готы», «колоб русской сказки»,, « виноградье небесных садов», «рукописный свиток», «тонкий месяц-рысий коготь». Иногда метафоры разворачиваются в целые строки: «изопьёт душа из звёздного ковша», «Зацвели подснежники в оленьих взорах».
Книга В. Бояринова «Журавли улетели» полюбилась читателям. Хорошие отзывы о ней уже оставили Борис Леонов, критик, литературовед, доктор филологических наук; В. Пронин, писатель, лауреат премии А. П. Чехова, автор знаменитого произведения «Ворошиловский стрелок», Лев Аннинский, литературный критик и публицист, Леонид Сергеев, прозаик. Тем не менее, хороших отзывов о замечательной книге должно быть море. Вот и я решила внести свою лепту в общее прекрасное дело литературной герменевтики. Хочется пожелать книге В. Бояринова дальнейших успехов, а самому автору-здоровья, вдохновенья и долгой жизни и новых превосходных книг.
Ирина Сергеевна Иванова (И. Лесная-Иванова), кандидат философских наук, доцент, член СЖ, член СП России, лауреат золотой есенинской медали «За верность традициям русской культуры и литературы»
Напечатано в журнале « Муза» под редакцией Вал. Лебединского  №26   2014 г.


Рецензии