C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

О любви

               

   Несколько лет назад,  в начале августа, когда спала жара, я поехала в Москву навестить  свою кузину. Она значительно старше меня. Мне хотелось подоспеть к её восьмидесятому дню рождения. Можно было, конечно, полететь самолётом, но появилось желание проехаться на поезде. Сын отговаривал меня от этого, но я про себя думала: может, последний раз судьба представляет мне случай посмотреть на страну, почувствовать её простор, поговорить с людьми и настояла на своём. Поехала поездом. Дорога должна занять немногим более суток. В четыре часа утра я села в поезд. Молоденькая проводница помогла мне устроиться и, пожелав доброго пути, удалилась. Так как время было позднее, я легла и крепко уснула.
   Проснулась от того, что поезд, резко затормозив, встал. Стояло солнечное утро. По перрону сновали пассажиры, торговки предлагали малосольные огурцы, свежую варёную картошку и множество всяких ягод. В купе вошла женщина лет пятидесяти пяти  и тут же,  вслед за ней, вошла молодая, очень приятная дама лет тридцати пяти.  Чтобы не мешать им расположиться, я отвернулась к стенке.  Они  иногда  тихо переговаривались, а потом, закончив первые хлопоты, стали знакомиться.
   - Я Капиталина Максимовна, можно просто Капа.
   - Юля.
   Я повернулась к ним, села и представилась:
   - Татьяна Николаевна, можно Таня. Вы Капа, а вы Юля.
Я заправила своё ложе и, перекинув полотенце через плечо, пошла умываться.
Когда вернулась, на столике лежала свежая  салфетка,  на нёй стояли кружки, лежали помидоры в пакете и несколько  контейнеров с другой пищей. Я вынула свою снедь.
   Капа, потирая руки, сказала:
   - Ну, девчонки, поедим – полежим, полежим – поедим. Делать – то нечего.
   Позавтракав, мы удобно  уселись и стали смотреть в окно. Юля забралась на верхнюю полку. За окном бежали леса, перелески, озёра и речки. По небу плыли лёгкие белые облака. Так, молча, мы сидели долго. Капа достала журнал «Преподавание истории в школе» и, надев очки,  начала читать. Я развернула газету с кроссвордами, но, через какое-то время,  у меня стали смыкаться глаза, посмотрела на Капу, она тоже дремала.
  - Этак, коллега, весь день проспим.
   Капа  встрепенулась
   - Как приятно, что мы коллеги, я историк, а вы?
   - Математик. Юля, а вы?
   - Гусь свинье не товарищ, -  cказала она смеясь. - Я работаю инженером на химическом заводе.
   Мы засмеялись, ещё более встрепенувшись.
   - Ну, уж инженером, да ещё на химическом заводе?
   - Да, да, - поддержала я Капу, - и что ты там производишь такая молодая и красивая?
   - С моей продукцией вы очень даже знакомы. Мы выпускаем моющие средства, мыло, средства для чистки зеркал и окон, ковров.
   - Интересная работа, не то, что у  нас с тобой,  Танечка, уроки, тетради, планы. Чтобы мы не заговорили о школе, давайте поговорим на какую-нибудь другую тему, которая затронула бы всех.
   - У вас,  Капа, очень хорошие помидоры, это какой сорт? – спросила Юля.
   - Бычье сердце, они хороши и для еды, и для консервирования…
   До обеда мы говорили о консервировании, соленье, варенье, обменивались рецептами. Потом пообедали и сразу же заснули.
   Проснувшись,  я  посмотрела на время. Меня охватило чувство стыда  за  свою сонливость. Я поднялась и вышла. Когда вернулась, соседки сидели рядышком и смотрели в окно.
   - Капа, ты у нас самая говорливая, хоть бы слово молвила, - сказала я.
   Она потянулась, подняв руки высоко над головой.
   - Ой, девчонки, я сейчас во сне первую любовь  видела. Какой парень был с биофака, Сашка Рудаков! Мы жили в одном общежитии, но на меня он не обращал никакого внимания, вокруг него всё время крутились красавицы. Я же была забитая серая мышка. На пятом курсе он женился на Лариске Руцкой, которая тут же наставила ему  рога,  поэтому,  ко времени  защиты дипломов,  они уже развелись. Он уехал,  а мне было ещё два года учиться. Как я плакала, девчонки. Если бы вы знали,  как я его любила! Потом  я встретила Андрея, моего мужа, а лет через пять от всей души благодарила Бога, что не связала судьбу с этим красавцем. До меня доходили слухи о том, что  вся его жизнь состояла из браков и разводов. А мой-то Андрей: и умный, и деток любит, и работящий. А тот красавец замешался в толпе и навсегда исчез из моей жизни.  Остались одни воспоминанья  первого сильного чувства.
  -  Да, первая  любовь, да и вторая не забываются. Сильное это чувство, - добавила я.
  - Вообще-то любовь разная бывает,  поэтому, какая она есть из себя мы, наверное,  никогда не постигнем, - в раздумье сказала Капа. -  Вот расскажу вам, девчонки,  одну историю. Мы с Андреем, как молодые специалисты, приехали в  наш небольшой уральский городок. Три месяца пожили в общежитии,   потом ему от больницы, он у меня врач терапевт, дали квартиру в новом доме. Одновременно с нами в соседнюю квартиру,  вселились тоже молодожёны, Оля и Вадим Луцко.  Мы сразу подружились.  Дружим и теперь, а ведь прошло немало  времени,  лет тридцать. Дети наши одногодки  росли вместе: у  них Таня и Света, а у нас Кирилл и Настенька. Дружили-то  мы,  дружили, но были разными. Ольга  с первых же дней изменяла Вадиму. А он любил её страстно, до самозабвения. Оба они работали в больнице: он хирургом, а она медсестрой. Мужики и на работе и во дворе говорили ему об изменах  жены, но он не верил, лучше сказать,  не видел или не хотел видеть  ничего.
   - А она? – заинтересовавшись, спросила Юля.
   - А она  придёт ко мне, слезами уливается, говорит: «Люблю». Это очередного любовника. Я ей:  «Тогда не морочь голову Вадиму, уйди».  Она:  «Не могу, что-то держит меня около него».  Что я только не делала и ругала, и не разговаривала с ней  по месяцу. Ничто не помогало. Вадим, наконец, тоже понял, что жена изменяет. Вроде, соберётся расстаться с ней, нет, смотрим, опять вместе. Дети выросли.  И вот тут она, вдруг, бросает всех любовников, словно, какое-то просветление на неё нашло. Ходят с Вадькой влюблённые, будто только поженились.  Она хозяйка прекрасная, чистюля. И печёт, и шьёт, и консервирует и мужа любит.  Так прожили они в любви и счастье лет десять.
   - Опять вернулась  к старому?  - спросила я.
   - Вот никогда не догадаетесь. Года два назад она принялась его ревновать к каждой юбке. Придёт ко мне,  плачет: «Он меня не любит» и так далее. Я уговариваю, и так и сяк с ней, ничего не понимает. Она уйдёт,  Вадька приходит, жалуется, что сладу нет с бабой. Но это ещё не всё. На днях приходит Ольга и говорит, что он на меня глаз положил. Да такой скандал мне учинила!  Андрею это всё надоело, он культурно, без лишних слов вывел её и сказал, чтобы больше не приходила, а меня в Москву к Кириллу отправил. У них с Катей второй сынок родился, Кеша. Вот что это? Любовь?
   - Вот и разберись? – говорю я.
   - Бывает хуже. Я расскажу вам про своих родителей, - после некоторого молчания сказала Юля. – Мама у меня тоже,  как вы, учительница литературы, а отец специалист по ремонту медицинского оборудования. Сначала было как у всех, влюбились, поженились. Родилась Галя. Это моя старшая сестра, она на десять лет старше меня, а между нами брат Гена. Так вот, родилась Галя. Года через два начал отец гулять, иногда по неделям у любовницы жил, но возвращался, наконец, совсем ушёл из семьи. Не было его два года. Пришёл под майские праздники. Мать,  недолго сердилась,  приняла его. Живут. Геночку родили. Через полгода опять ушёл теперь уже к другой любовнице.  Когда Гене исполнилось четыре года, вернулся.  Через год появилась я. Запомнила я его весёлым, любящим отцом. С работы идёт обязательно или мороженое принесёт,  или конфет каких. Однако, в одно прекрасное время опять исчезает, теперь уже на двадцать  три года. Мы знали, что живёт он  с новой  любовницей  в соседнем городе, но: ни разу не приехал, не посмотрел на нас, не подумал, как нам живётся, не помог. А жилось тяжело. Мама работала в школе. Велика ли зарплата учителя, да особенно в лихие девяностые годы? Днём учила детей, а  вечерами мыла классы, да что мыла, и мы с ней мыли. Помню,  после школы все ребятишки во двор играть  бегут, а мы со шваброй  школу мыть. Галя, как только подросла,  не учиться пошла, а работать,  матери помогать. При этом надо сказать,  что мать  нас очень любила, сама Бог весть в чём ходила, а нас чистенькими, нарядными держала.
   Подрос Гена. Пошёл  не в институт, а в военное училище, чтобы легче матери было. А тут и я готова, школу закончила.  Гена работать начал. Вот они с Галей и помогли  мне институт закончить. Три года назад звонит мне Галя и сообщает: отец появился. Я взяла отгулы, поехала. Мне открыла мама, и показывает пальчиком:
   - Тише, Юленька,  Костя спит.
   Я,  не снижая тона, говорю громко:
   - Какой Костя?
   - Да папа ваш.
   - Откуда он взялся? Ты спросила у него, где он двадцать три года был?
   - Ну, да что делать, больной он.
   - А он помогал нам, когда мы болели?
   Я позвонила Гале. Она сразу же пришла. Вышел и отец. Поздоровался с нами и, как будто не было этих двадцати трёх лет, стал помогать маме  на стол накрывать, чтобы посидеть  дружно семьёй  за чашкой чая.  Представляете, что было со мной, мне казалось, что я  в каком-то сумасшедшем кино. Через два дня мне надо было уезжать. Мы с Галей выманили маму на улицу и прямо, как взрослые женщины, женщину  спросили.
   - Зачем ты его опять приняла?
   Она опустила голову, слёзы падали на парковую дорожку… Мы тоже заплакали.
   - Я люблю его…
   Возвращаясь домой, я думала  об этой ситуации. Галя его откровенно ненавидела.  Я её не осуждаю,  потому что тоже ненавидела, но как-то внутренне. У меня перед глазами стояли картины того, как заботливо мама ухаживала за ним.  Теперь уже прошло с того времени три года. Галя, Гена и я, конечно,  простили отца, уж очень он жалок теперь. Но мама навсегда для нас  останется загадкой. Что же это за любовь такая?
   - Вот вам очередная загадка женской души, да не только  женской, а в целом человеческой души. – подытожила я.
   - Все мужчины мерзавцы, - к такому выводу я пришла тогда, сказала Юля.
   - Нет, Юля, они ровно такие, какими мы позволяем им быть. Таня,  ждём твоего рассказа.
   - Да, я тоже расскажу вам историю любви своей  двоюродной сестры Августы, к которой я теперь еду. Война пришлась на её студенческие годы. Парня, с которым она дружила, забрали на фронт в последний год войны,  и в первый же месяц службы  погиб. Через год она окончила  Пермский университет, получила диплом химика - технолога,  по направлению приехала в Москву и стала работать  в НИИ, кстати, проработала е нём всю жизнь. Вышла замуж за художника, нужно отметить, что она очень хороша собой и даже теперь, в старости.  Родился сынок, но вскоре он умер. Жили по привычке. Прошло пятнадцать лет. Брак сохранять дальше не имело смысла. Развелись. Ава защитила кандидатскую диссертацию. И вот в это время встретила она  женатого мужчину. Они с первого взгляда полюбили друг друга. Это был служебный роман. Их отношения длились не один год. Его жена была очень хорошим человеком и прекрасной матерью для его сына. Сына Николай Александрович очень любил. Они оба понимали, что  жить  во лжи недостойно,  и, когда сын закончил школу,  он решился на развод. Всё прошло,  как нельзя гладко. Они стали жить в её квартире на Университетском проспекте. Какое-то время всё было прекрасно.  Но вдруг повалились несчастья. Умерла мать Николая Александровича. Она  не вынесла ухода   сына из семьи. Потом тяжело заболел сын. У него открылось  сильное нервное расстройство. Заболела бывшая жена. Он принимает решение вернуться в семью, но при этом не перестаёт  любить  Аву, она его. Она не препятствовала разрыву. В семье всё со временем наладилось. Вот уже пятнадцать лет они, раза  два в год,  встречаются в кафе у её дома. Жена его уже умерла, и я однажды задала ей вопрос о том, почему они опять не сойдутся и услышала такой ответ:
   - Знаешь, Танечка, есть много оттенков любви, как понятия, и, в этом  многообразии,  любовь  между мужчиной и женщиной, одно из прекраснейших чувств. Мы постоянно слышим, что она движет жизнь, возможно, это правильно, но не совсем. Есть более высокое чувство, более тонкое. Я не знаю  как его назвать, но, это некий симбиоз чувств:  любви к близким,  порядочности,  высокого самоуважения и достойной жертвенности. Оно выше любви мужчины и женщины, в которой  всегда присутствует определённая доля   эгоизма.  В нём нет эгоизма. Это чувство несёт только лёгкую грусть, так как ты жертвуешь  ради чего-то более значимого, важного для тебя, как для человека. И ты упиваешься молчаливой благодарностью любимых и любящих.  Нельзя  под влиянием любви (к женщине, мужчине)  забывать о близких, о тех,  кто нас  любит.
   - Господи, так что же такое любовь? – вздохнула Юля.
   - Мы будем вечно задаваться этим вопросом  и не найдём ответа, потому что она так же велика,  безгранична,  как наш мир, бегущий в бесконечность,  - сказала я, вглядываясь в набегающие огни встречных поездов.
   Скорый поезд, ритмично отстукивая  колёсами, нёс нас в неведомую даль времени…


Рецензии