Люди, не скупитесь на доброту!

      Одна моя знакомая,по долгу службы,была приглашена в дом престарелых. Она позвала меня поехать с ней,а потом,говорит,посидим где нибудь,поболтаем. Я согласилась,но даже представить не могла насколько меня потрясет всё увиденное там.
      Но расскажу по-порядку.Внешне,здание дома престарелых было обшарпано, давно не видело,даже косметического, ремонта.Но внутри оно было ещё ужаснее,чем снаружи. Внутренне оно напоминало обычную сельскую больницу. На городскую оно явно не дотягивало своей ветхостью,убогостью и антисанитарным состоянием.
      Мы шли по коридору,отыскивая нужную нам комнату. Внутреннее убранство палаты,иначе я никак не могу назвать это помещение,выглядело ужасно. На площади в 8 кв.метров,вдоль облупившихся стен стояли две панцирные кровати и между ними была обычная,больничная тумбочка,с повисшей на одной петле дверцей. На кроватях сидели две пожилые женщины. Они испуганно смотрели на нас,ожидая чего-то малоприятного от нашего визита.
      Моя знакомая подсела к одной из них и они начали беседовать. А я,чтобы как-то успокоить и немного отвлечь,стала разговаривать с другой бабушкой. Потом выяснилось,что им по 80-82 года,каждой. Я,услышав,что поеду в дом престарелых,заранее купила булочки,пряники и конфеты.
      Гостинцы я отдала этим женщинам сразу,чтобы смягчить наше появление, и я увидела,как они стали всё прятать под матрас и под подушку.И свой разговор с женщиной я начала с вопроса:"А почему Вы спрятали гостинцы под матрас? Можно ведь положить в тумбочку." "Нет,из тумбочки украдут, ответила женщина.Нам ведь такое вкусное не дают". "А Вас часто навещают? Можно попросить родственников, они принесут что-то вкусное." Женщина с тоской в глазах посмотрела на меня и я поняла,что зря спросила её об этом. Сердце моё сжалось от боли: как же так получается! Ведь эти бабушки всю жизнь работали, неужели они не заслужили лучшей участи? А спросить про детей и родственников,у меня не повернулся язык. Я не смогла ещё раз причинить боль этой женщине,да и себе тоже.
      Минут через 5-10,после нашего прихода,дверь в палату бесцеремонно распахнулась и на пороге появилась,внушительных размеров,работница этого заведения,с тележкой,на которой стояли кастрюли и посуда. Она зычным голосом призвала женщин забрать обед. Я встала,чтобы принести обед "своей" бабушке. Посуда была металлической: для первого чуть поглубже,а для второго-более плоская. И эмалерованная кружка для чая. Раздатчица,гремя полковником о дно мисок,поочередно протянула мне их. В миску с котлетой и рисом, она положила два тоненьких кусочка ржаного хлеба. Я спросила:"А что белого хлеба нет?" Она недобро взглянула на меня,но не зная откуда я,вдруг проверяющая,откуда-то снизу достала кусочек белого хлеба. Моей знакомой,для "её" бабушки, было выдано то же самое. Когда дошла очередь до чая, раздатчица плеснула в кружку маленький половник тёмной холодной жидкости. Получилось только половина кружки. Я опять спросила:"А это что компот? И почему так мало?" "Нет, чай. А мало,потому, что потом постельное бельё менять часто приходится." "Но если чай,то почему холодный? Вы ведь такой не пьете сами?" "Какой привезли из пищеблока, такой и раздаю!" У меня в горле встал ком: мне было очень жалко этих старушек,но спорить с раздатчицей я не стала. Единственно,я настояла,чтобы им налили полную кружку "чая". Я подумала,что он им пригодится запить пряники,которые я принесла.
      Бабушки принялись с жадностью есть свой обед, а мы с приятельницей вышли в коридор. Я еле сдерживала слёзы. Она успокаивала меня:"Знала бы,что ты такая чувствительная,не взяла бы с собой!" Я сходила к заведующей и распросила её об этой бабушке,с которой я познакомилась. Она рассказала мне,что у неё есть сын,но пьющий,не работает нигде и ни разу не навещал мать за три года её пребывания здесь.
      Я вошла в палату на ватных ногах. Старалась улыбаться и подбадривать старушек. Пообещала,что приеду через неделю и привезу им много вкусненького. Моя приятельница смотрела на меня и не понимала,что я говорю это серьёзно и искренне. "Зачем ты их обнадежила, они ведь будут ждать?,спросила она меня,когда мы сели в машину" А я действительно приеду! Мы так мало делаем добра друг другу, а здесь люди,которые в нём очень нуждаются! Я расплакалась навзрыд! Меня переполняли эмоции,которые я не могла уже держать в себе.
      Через неделю,как и обещала,я приехала  навестить "своих" бабушек. Я купила овощи,фрукты,конфеты, даже палочку полукопченой колбасы: её точно не дают им и мороженое. Мне так хотелось порадовать их! Но когда я вошла в палату,я увидела,что на кровати "моей" бабушки свернут матрас. А вторая сидела и молча,без всяких эмоций, сообщила мне,что бабушка умерла и её похоронили три дня тому назад. Я подумала тогда,что для неё, этой пожилой женщины, вопрос жизни и смерти не стоит так остро,как для меня. Может быть второе - есть избавление от проблем и всех тягот этой самой жизни,которые они переносят каждодневно. Они живут серой,унылой,безрадостной жизнью, которую им и не жалко потерять! А сын, знает ли он о том,что его матери больше нет? И хочет ли он это знать?
       А сотрудники этого дома престарелых: они-то ведь могут и должны сделать жизнь пожилых людей легче и, по-возможности, радостней и душевнее! Конечно,в должностной инструкции раздатчицы,никто не напишет,что нужно разговаривать со старушками вежливо,приветливо,но ведь мы ЛЮДИ, так и давайте вести себя по-человечески. Ведь для того,чтобы быть добрыми,душевными и отзывчивыми, нам не нужны инструкции,чье-то распоряжение или денежные затраты! Люди,будьте щедрее на доброту!


Рецензии
Приветствую вас Людмила! Прочитала внимательно ваш рассказ и у меня сложилось противоположное чувство. Вы написали о своём милосердии и благотворительности к пожилым людям. И призываете всех нас к милосердию : "Люди, не скупитесь на доброту!"
Есть такая народная пословица: "Благими намерениями вымощена дорога в Ад."
Если делаешь добро, гласит святое писание, не трезвонь о нём, пусть правая рука не знает, что делает левая. А вы умудрились "даже палочку полукопченой колбасы" купить.
Как вы подчеркиваете это? И еще, очень заметно, как вы осуждаете тех, кто работает в этих учреждениях- домах престарелых. Сами- то туда работать не пойдете это точно?
И правильно ваша ваша подруга вас предупредила словами:
************************************************
Зачем ты их обнадежила, они ведь будут ждать?
**************************************************
Вы много написали о том, что бабушкам нужно не сколько еда, а теплое внимание и общение. Что же вы не сразу приехали со своим куском колбасы? Ведь бабушка ждала все это время именно вас? Вы ее обнадежили... но не поторопились выполнить обещание. А бабушка умерла и не факт, что она не ждала вас также сильно, как и своего пьющего сына. Так, что ваше добро и благотворительность на поверку оказались и не добром вовсе. Почему я вам об этом пишу? Может быть прежде, чем всех осуждать в грехах, вы обратите внимание на саму себя? И делая добро другим, делать его в тайне ото всех не мешкая. Ведь говорят -Не делай добра, не получишь и зла. У кого есть, действительно, СОВЕСТЬ, то он без всяких призывов по велению своего неравнодушного сердца умилостивит другого человека, не пройдет равнодушно мимо и не причинит ему зла, вместо того, чтобы сделать чистое Добро.

Простите Христа ради меня за Правду жизни! Это мой выстраданный опыт, я ни в коем случае не хотела вас обидеть. Может быть вам этого никто не напишет, а будут только предлагать цинично снимать стариков в домах престарелых. Всего вам доброго. С уважением Правдина Натали.

Правдина Натали   21.08.2020 13:38     Заявить о нарушении
Натали,спасибо Вам за прочтение и огромное спасибо за такой глубокий и об'емный разбор рассказа. Эта история была давно,я тогда работала, поэтому и сказала, что приеду через неделю.Я просто описываю свои переживания и
никого не осуждаю, и ни к чему не
призываю.Успехов Вам!

Людмила Солуянова   21.08.2020 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.