Штрихи к истории войны 1948 года

 После решения ООН в ноябре 1947 года о разделе Палестины на два государства- еврейское и арабское, в подмандатной Палестине вспыхнула Вторая гражданская война(Первая известна как Великое арабское восстание 1936-39 годов), которая очень скоро переросла в первую арабо-израильскую.
Результатом этих войн стало не только образование государства Израиль, но также исчезновение с лица земли более четырехсот арабских деревень и городов. Около миллиона арабских жителей этих городов и деревень стали беженцами, проблема которых не решена до сих пор.
Палестинская историография называет  эти события Накбой(Катастрофой) и утверждает, что беженцами палестинские арабы стали в результате изгнания, осуществленного вооруженными формированиями еврейского анклава и позднее-регулярными подразделениями израильской армии.
В свою очередь, в израильской историографии на протяжении десятилетий господствовала концепция, согласно которой арабское население Палестины покинуло свои города либо по собственной инициативе, либо по приказу армий арабских государств, участвовавших в первой арабо-израильской войне.
В середине восьмидесятых и в начале девяностых годов в израильской историографии возникло новое направление, получившее условное название "новых историков"- исследователей, которые оспорили прежнюю израильскую концепцию и документально подтвердили факт Накбы(К числу этих исследователей можно отнести прежде всего Бенни Мориса, Илана Папэ и Мирона Бенвенисти).
Тем не менее, яростные споры между историками продолжаются.
В то время как израильские историки консервативного направления пытаются оспорить сам факт существования палестинских арабов как нации( а раз нет такого народа, то и Накбы, соответственно, быть не могло), сами палестинцы ищут начало своей родословной в древнем Ханаане.
Я думаю, что для внесения ясности в этот вопрос и получения полной картины, необходимо изучение истории прежде всего палестинских деревень. Каждой конкретной деревни.
Ну а пока лишь отдельные штрихи к общей картине.
 

 Арабская деревня Аль-Бирва (Бируа) в Палестине, имела древнюю историю.
Деревня  упоминается в трудах арабских географов еще в одиннадцатом веке. Аль-Бируа знаменита так же тем, что является Родиной великого палестинского поэта Мухаммада Дарвиша.
 Во время Первой арабо-израильской войны, за Аль-Бирву шли ожесточенные бои между отрядами самообороны из местных жителей и подразделениями израильской армии, атаковавшими деревню.
 Бои были настолько ожесточенными, что даже попали в  репортажи "Нью- Йорк Таймс".
Израильская армия почти непрерывно штурмовала деревню два дня, но сломить сопротивление местного ополчения, ей так и не удалось.
Тем не менее, израильтянам удалось отрезать оборонявшихся от источников воды и к тому же, у феллахов были на исходе боеприпасы.
Ситуация была отчаянной- воды нет, боеприпасов тоже, а в деревне полно раненых.
И тут произошло чудо.
Одна из деревенских женщин решила во чтобы то ни стало доставить воду раненным и бойцам ополчения и взяв ёмкости для воды, под обстрелом, который продолжался несмотря на  временное на перемирие, пошла за водой, За женщиной последовали мужчины из местного ополчения, вооруженные топорами, ножами и мотыгами.
Поход за водой перерос в стихийную атаку на позиции израильтян.
Неожидавшие атаки израильтяне бежали, оставив свои позиции.Ополченцы Аль-Бирвы преследуя израильтян, отогнали их на километр от деревни.
Впоследствии, во время наступательной операции израильской армии известной под названием "Декель"(Пальма), деревня была захвачена. Ее жители ушли либо в соседние деревни, либо в Ливан, где образовали лагеря беженцев. Деревня была полностью разрушена а на ее месте в 1949 и 1950 годах были построены кибуц Ясур и мошав Ахихуд.
Ну а история, описанная выше, вошла в национальный эпос палестинских арабов.


Деревня Цирьин  отождествляется с ханаанским городом Изреел, упоминаемым в книге Ешуа и переводится как сев.(Бог дал зерно). Арабское название имеет аналогичный смысл.
   После того, как крестоносцы вторглись в Левант, они называли его "Маленький Дженин", чтобы отличить его от Дженина, которую они назвали "ле Гранд Дженин"
В период мамлюков деревня была одной из почтовых станций на путие между Дженином и Ирбидом
В деревне находилась одна из древнейших мечетей Палестины, отреставрированная ещё султаном Бейбарсом.
   Деревня фигурирует в налоговом регистре Османской империи от 1596 года.
 В 17 и 18 веках деревня находилась под властью бедуинского клана Турабай,  правившего  в то время на севере Палестины от имени османов.
Цирьин является родиной Махмуда Салима - одного из лидеров арабского восстания 1936-39  в Палестине.
 По данным Сами Хадауи, к 1945 году- времени последней переписи населения в Палестине, в Цирине проживало1420 человек и население было полностью мусульманским.
 
   В 1945 году из 23920 дунамов деревенской земли, на 20964 дунамах выращивались зерновые, под застройки был занят 81 дунам.
   До первой арабо-израильской войны, в марте 1948 года, защитники Цирина из местных жителей и солдаты Арабской Освободительной Армии (ALA), сообщали, что Хагана пыталась несколько раз захватить деревню, но ее атаки были отбиты - после десятидневных боев и тяжелых потерь, Хагана вынуждена была отступить.
  Цирин был на короткое время захвачен силами Хаганы 19 апреля и во время этой короткой оккупации, большинство домов в деревне были уничтожены, а оставшиеся использованы для размещения еврейских солдат.
  Однако затем подразделения Хаганы были выбиты из города частями АОА и подразделениями иракской армии.
  Деревния была захвачена 28 мая тринадцатым батальоном Голани после минометного обстрела и, с "небольшим сопротивлением".
   Женщины и дети из Цирина бежали за неделю до его захвата.
  Падение Цирина вызвало панику среди жителей близлежащих арабских деревень Нурис и аль-Мазар из которых также началось бегство населения.
   На землях деревни- в ее северо-западной части, было основано еврейское поселение Израэль.


Рецензии
Народ или не народ палестинцы - вопрос интересный. Тойнби, вслед за ним Лева Гумилёв считают народом любую общность людей, считающих себя таковою. Меня это не убеждает. Если завтра в какой -то местности все рыжие или косоглазые провозгласят себя народом, так что же, следует всем согласиться с ними? Так же не состоятельна и сталинская теория , согласно которой для признания необходимы , если не ошибаюсь, три фактора- живут все на определенной территории, говорят на одном языке, имеют общую культуру. По теории усатого так и мы, евреи - не народ.
Новейшая история говорит - называющие себя палестинцами это , в основном, восточные люди, приехавшие на территорию бывшей римской провинции Палестина , когда потребовались рабочие руки для строительства железных дорог.
Так понимаю я, простой инженер , бывший ленинградец.
А публикация Ваша, Влад, интересна, познавательна. Буду Вас читать дальше.

Валерий Хатовский   20.08.2016 13:19     Заявить о нарушении
Вообще-то это европейское изобретение девятнадцатого века - национализм, нации, народности...
Капиталистическая формация ломала прежние границы и устанавливала свои.
Сломанными оказались прежние конфессиональные границы.
В СССР национализм поддержали под видом национально-освободительных движений. За что боролись, на то и напоролись...
Опыт современных стран относящихся к рисовой цивилизации свидетельствует о том, что выживают не те страны, которые цепляются за своих богов и обычаи, а именно те, которые серьёзно относятся к образованию и науке.
Под национализм же хорошо делить и прихватизировать, это уже доказано.
Спасибо за интерес и непредвзятость.

Влад Ривлин   21.08.2016 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.