Механизм создания произведений искусства

Художник, писатель, режиссёр, любой творец пишет не сознанием. Он не создаёт сюжет по прихоти своего Я. Начальный толчок к сюжету может быть взят откуда угодно, навеян любыми ассоциациями: из жизни, из рассказов друзей, из других произведений. Важно, как потом развивается, разворачивается сюжет. (Пример: реальная история американского владельца автомастерской, послужившая основой сюжета фильма Звягинцева "Левиафан"). Творец подключается к своему подсознанию, к своей интуиции, абстрагируясь от своего Эго, своего сознания. А это механизм подключения к информационному полю Вселенной. Или к эгрегору Вселенной. И развиваться сюжет будет дальше в соответствии с законами Вселенной. С законами причинно-следственных связей. В качестве причины выступает состояние души героя. Оно создаёт мир вокруг него и события материального мира, его судьбу, его карму. Всё, что потом происходит с героем, с его родными, окружением, является следствием развития тех чувств, которые герой взращивает в своей душе. Это и есть та правда жизни, которая управляет нашими судьбами.

Ремесленник же создаёт произведение, исходя из своего сознания, своей логики, своего Я. Здесь действуют инстинкты, корысть, выгода. И мировоззрение создателя произведения, его система ценностей определяют сюжет. Если для автора месть является защитой своего я, своего тела, своих инстинктов, то и сюжет будет построен таким образом, что герой мстит обидчику, и выходит победителем. Или сюжет будет диктоваться преобладающими настроениями в обществе. Привлекательно - значит выгодно. Даже на нравственных ценностях можно заработать, если они приняты большинством в обществе, являются официальной идеологией. Так, например, создавали высокоморальные нравственные вещи многие советские авторы. Но многое в этих произведениях шло от сознания, от воли властей. От коллективного сознания народа, от идеологии партии. Видимо, с этим связано то, что при смене идеологий многие прежние авторы "перекрасились", либо их дети стали известными представителями либерального крыла в России (Например: Марат Гельман, Фёдор Бондарчук, Егор Гайдар).

А вот такой русский писатель как Лев Толстой не писал по заказу партий, идеологических групп. И Достоевского, Гоголя, Чехова мы причисляем к классикам не только русской, но и мировой литературы, не случайно. Они за пределами политической и идеологической борьбы. Они не воспевают баррикады, а пытаются познать законы человеческой души, существование которой выходит за рамки жизни одного человека, одного поколения, и даже за рамки цивилизации. Даже, если наша цивилизация погибнет, души людей продолжат свой путь к Создателю.

Сам художник, творец может и не осознавать всех тех связей, которые изображает. Он видит, но не даёт оценку. Он не моралист. Не пропагандист, не носитель идеологий и общественной морали, век которых конечен. Он контактёр, ясновидящий, обладатель сверхспособностей. Он видит будущее.


Рецензии