Анюта

-Ну, чего, не пойдешь больше с мальчишками в мяч гонять? Будешь теперь бабушку слушать?- я с укором смотрю на свою маленькую внучку, сидящую на полу и прикрывающую травмированную коленку. В ответ слышны громкие всхлипывания. Она одета в коротенькие штанишки и футболку, которые, конечно же, все грязные. Насупив губки, она смотрит на меня исподлобья и шмыгает носом.
-Тебе что в лоб, что по лбу! Говоришь ей - аккуратнее будь, нет же, полезет куда не нужно!
 -Мам, ну перестань, она же не специально !
Высокая, худая женщина с веснушками подбежала к девочке. В руках у нее йод и марлевая повязка.
-Анютик, не плачь. Главное, чтобы шрама не было, а так, до свадьбы заживет,- женщина улыбнулась и погладила девчушку по голове.
 -Отлупила бы ее хорошенько, еще бы быстрее все зажило!–раздраженным тоном говорю я. Эти дети никогда взрослых не слушают, а потом слезы льют.
 -Мам, ты что? Маленькой что ли никогда не была?–Алла берет на руки дочку и выносит из комнаты. Пф, не была. Была конечно. Я опускаю свой взгляд на колени. Из-под подола халата виднеется продолговатое углубление. Это шрам. Я всегда его очень стыдилась и носила либо брюки, либо юбки ниже колен. А ведь могла себе позволить носить мини-юбки, ножки у меня всегда красивые были.
Хорошо помню тот день, когда я получила этот шрам. Это было во втором классе. Мой сосед Лешка, который вечно дергал меня за косички и подножки подставлял, после школы позвал меня на великах покататься. Мы договорились, что он придет за мной в три. Я прибежала из школы, сняла дурацкую форму и надела свое платье, которое мне подарили на День рождения. Оно было белого цвета, с красным поясок, а посередине был цветочек. Я решила, что этот наряд идеально подойдет для велопрогулки. Мама была на кухне и даже не догадывалась о моих планах. Также я сделала себе два хвостика по бокам и завязала их зеленой и черной резинками. А на ноги было решено надеть кроссовки. Выглядела я просто неотразимо. Вдруг в мое окно что-то врезалось. Я подошла поближе и увидела Лешку, у которого в руках были маленькие камушки. Мы жили на втором этаже, поэтому добросить их до моего окна не составляло труда. Я поняла, что это сигнал и нам пора отправляться в путешествие.С завидным энтузиазмом я быстро выбежала в прихожую, открыла дверь и крикнула маме, что пошла гулять. «Хорошо, постарайся вернуться к ужину!»- донеслось из кухни. Сверхопека и тирания обошла меня в детстве стороной. Лешу явно поразил мой наряд, его глаза округлились, но он тут же взял себя в руки и махнул рукой: «Поехали, не отставай только». На тот момент у моего друга был самый крутой и навороченный велик «Кама», которым он очень любил хвастаться. Когда Леша приезжал на нем в школу, к нему выстраивалась очередь из учеников, чтобы сделать пару кругов вокруг стадиона. В такие моменты парень был просто переполнен самодовольствием. Я считала это глупостью и никогда не обращала внимания на его понты. И вот мы поехали в парк, который находился недалеко от моего дома. «Покажу тебе классный пруд»,- не оборачиваясь, крикнул Леша. Так мы ехали еще минут десять по самому парку, но вдруг мы свернули на незнакомую мне дорожку. И вместо привычного асфальта, там был гравий. Эти мелкие камушки явно не были предназначены для велосипедов. У Леши были большие колеса, а вот мне не повезло. Скорость была большая, руль начало трясти, я упала и проехалась коленкой прямо по камням. Леша тут же остановился, подбежал и, осмотрев рану, решил, что меня срочно нужно вести домой. Плачущую и грязную он усадил меня на багажник своего велосипеда и скорее повез домой.Через некоторое время мы были у моего дома, и Леша, поддерживая меня за талию, доставил маме. Мама всплеснула руками, поблагодарила Лешу и стала перебинтовывать рану. Мой новый герой также счел своим долгом привезти мне мой велосипед, который мы оставили в парке. «Завидую тебе дочка, что у тебя в друзьях такой отважный рыцарь»,- мама улыбнулась Леше и дала пару конфет в награду. Рыцарь слегка покраснел и побежал на улицу. Она даже не стала ругаться из-за того, что я испачкала белое платье.«Ничего страшного. Это же просто вещь, главное, что ты не сильно пострадала» -успокаивал меня родной голос. Мама вообще довольно спокойно реагировалана мои выходки. «За коленку не переживай, обязательно заживет»,-я уже перестала плакать и внимательно следила, как мама перебинтовывает рану.
Я встаю и иду проведать пострадавшего ребенка. Анюта сидит на диване, ее коленка перебинтована, а в руках шоколадка. Алла всегда умела успокоить свою девочку. Увидев меня, ребенок сдвигает бровки и смотрит в пол. «Анюта, не обижайся на ворчливую бабушку. «Знаешь, у меня тоже есть шрам, вот тут вот,- я показываю на свою коленку. «Но у меня с этим шрамом связаны не только печальные воспоминания. У меня в классе был парень Лешка…». Малышка перестает хмуриться и откусывает кусок шоколадки, смотря мне прямо в глаза.
***
- Милая, ты почему опять не сделала домашнее задание? Марина Петровна жалуется на тебя. Она говорит, что ты просто ленишься учиться,- я сижу напротив своей внучки, которая насупившись, смотрит в стол.
- Я не ленюсь, я просто не понимаю эту дурацкую химию,- также, смотря в пол, отвечает девочка.
- По этой причине мы и наняли тебе репетитора. Марина Петровна- прекрасный педагог. И она недовольна тобой. Ты понимаешь, что она может отказаться заниматься с тобой. И что тогда мы будем делать?- я пытаюсь выяснить истинную причину лени Анюты.
- Ничего страшного не будет, кроме тройки по химии в году. Какая драма, - иронизирует девочка.
- Аня, перестань. Это несерьезно. Возьми себя в руки и хорошенько подготовься к следующему уроку, - говорю, в надежде, что ребенок послушается меня.
- Я не хочу с ней заниматься. У нее дурацкие тяжелые задания и учебник дурацкий, - девочка от злости бьет по ножке стула. В этот момент мама заходит в комнату.
- Кто тут дурацкий?- недоумевает дочь.
- Твоя дочка не хочет заниматься с Марией Петровной. Видите ли, получать плохие оценки намного приятнее,- я пытаюсь переманить Аллу на свою сторону.
- Оценки, это не самая главная вещь в мире,- она подходит к Анюте и гладит ее по волосам. Может дело не в Ане, а в самом репетиторе.
- И ты туда же…- я понимаю, что мои надежды на союзничество были бесполезны.
- Мам, вспомни, как ты мне рассказывала, что тебе не давалась физика, и у тебя тоже был неудачный опыт с репетитором. Разве тогда была твоя вина?- справедливо замечает Алла.- Не расстраивайся, милая, если что мы найдем тебе другого учителя. А кстати, как там Саша? Он же вроде отлично знает химию. Может он сможет тебе помочь?
- Нет, мам, только не Саша. Из него никудышный учитель. Тем более мы с ним поссорились,- Анюта смущается. Но я ее уже не слушаю.
Физика, да. У меня еще такой мерзкий учитель был, с которым с самого первого урока отношения не задались. У него были огромные очки и три волосины, которые были зачесаны в одну сторону.Я сочла это забавным, и решила нарисовать его. С особенным рвением я вырисовывала те самые отличительные черты. И мои старания были оценены по достоинству. Самим учителем. Он увидел, что я чем-то увлечена больше, чем его уроком и подошел к моей парте. Я попалась. Учитель внимательно изучил рисунок и ему он явно был не по душе. Физик нервно поправил свои огромные очки, шмыгнул носом и вызвал меня к доске. Конечно, оценка выше двух мне не светила. После этого на каждом уроке мне доставалось по полной программе: то домашнее задание спросит, то опять к доске вызовет, то вопрос сложный задаст. Его противный голос, выкрикивающий мою фамилию, снился мне в страшных снах. Положение нужно было как-то исправлять, и родители наняли мне репетитора. Это была мамина знакомая учительница по физике. Грузная тетенька, со строгим взглядом и монотонным голосом. В первую нашу встречу она сразу же сделала мне замечание по поводу моего внешнего вида: ее не устроила длина моей юбки. Она спросила, чего конкретно я не понимаю, и что нужно объяснить. Я показала ей учебник и раздел с кинематикой. Она презрительно отложила мой учебник и достала толстенную книгу. «Вот по этому учебнику мы будем заниматься. Твоя книжонка – это дилетантство и неуважительное отношение к предмету»,- она говорила это спокойно, но на ее лице было видно ужасное негодование. В этот момент я подумала, что мой физик – это не такая уж и беда.
И вот первый день занятий. Конечно же, пунктуальность моей учительницы зашкаливает. Мы садимся за стол напротив друг друга.
- Открывай первую главу учебника и читай. Сразу после главы- упражнения, сейчас мы вместе будем их делать,- командный тон и отсутствие выразительности  голоса ужасно пугает.  Я искренне пытаюсь вникнуть в написанное в книге. Но складывается такое ощущение, что все написано на непонятном для меня языке.
- Я не очень понимаю, как работает прямолинейное движение. Вы … не могли бы мне попонятнее объяснить,- робко говорю я.
- Там и так все понятно расписано. Давай попробуем решить пример, и ты все сразу поймешь,- женщина удивлена моей невнимательности. Мы начинаем решать его, но я понимаю, что половина терминов мне не понятна. Опять перечитываю текст. Этот сверхкрутой учебник просто кишит всякими заумными словечками, которые, наверное, в состоянии понять только преподаватели высших учебных заведений. Чуть ли не высшая математика, а я ведь гуманитарий. И мне просто нужна четверка в четверти. После нескольких неудачных попыток в решении примеров я решаюсь на очередную дерзость.
- А может мы, все-таки попробуем позаниматься по нашему школьному учебнику? В этом слишком много высшей математики. А мне это пока что не нужно…- говорю я дрожащим голосом и краем глаза смотрю на учительницу.
- Что значит не нужно?! Ты ведь хочешь получать хорошие оценки по этому предмету? Так будь добра научиться усваивать материал. Этот учебник один из самых лучших. Я занималась по нему с ребятами, которые позже смогли поступить в очень приличные технические университеты,- переполненная гордостью за свои заслуги, женщина просто  игнорирует мои потребности.
- Я все понимаю, но я ведь гуманитарий. Мне нужна стабильная четверка. Мой учитель просто злится на меня и нарочно спрашивает меня на каждом уроке…- опять понимаю, что говорю совсем не то, что нужно.
- Если учитель злится, значит, на то есть причина. В любом случае  тебе нужно понять азы и достойно отвечать на уроке. Мне лучше знать, как и по какому учебнику тебя учить,- глаз учительницы начинает дергаться от злости.
- Я не сомневаюсь в ваших профессиональных навыках. Просто мне тяжело учится по вашему учебнику. Если бы мы попробовали решить примеры из моего школьного учебника…- у меня ком в горле стоит от вида моей учительницы высшей категории.
- Исключено! Мой учебник самый лучший. Ты просто не в состоянии понять этот предмет. Ох, как я тебе не завидую в жизни,- эти слова были произнесены на пару тонов выше, но с той же не изменяющейся интонацией. Отобрав у меня свой драгоценный учебник, женщина встает из-за стола и с гордо поднятой головой направляется к двери. Я пытаюсь осознать, как же связана физика и моя жизнь. Иду открывать ей дверь и прощаюсь с ней. В ответ, конечно же, ничего не последовало.
Когда я рассказала все это маме, она лишь улыбнулась. «Да, Галя у нас немного консервативных взглядов. Привыкла всех мерить по себе и делать так, как всегда делала. Ну, ничего, у нас в школе еще одна учительница есть. Я ее попрошу»,- мама, как обычно, излучает спокойствие. Но решение пришло тем же вечером. Ко мне в гости заглянул Лешка. Тот самый, с которым мы в детстве на великах катались, а потом я шрам получила. Мы учились в параллельных классах, но хорошо общались. Я  поделилась с ним своей бедой, и он тут же взялся мне помочь.Парень отлично понимал физику и вообще собирался поступать в Бауманку. «Только я дорого беру за свои услуги. Каждое занятие - три пирожка с мясом»,- с довольной ухмылкой заявил он. Такая цена меня вполне устроила, и мы начали заниматься. Наши занятия проходили несколько раз в неделю.И через некоторое время они принесли свои плоды. Буквально на следующем уроке за ответ у доски я получила четыре. Еще через неделю в журнале красовалась пятерка за домашнюю работу. Я похвасталась Леше своими успехами и на радостях обняла и поцеловала в щеку. Вот только Леша был не в восторге от этой новости.
– Ну…Может мы еще позанимаемся? Для закрепления материала,- чуть краснея, произнес парень.
 -Ну, давай, конечно, почему нет,- с невозмутимым видом согласилась я. На нашем последнем занятии Леша вдруг сказал, что я ему нравлюсь и очень скромно  поцеловал в щеку. Я сделала удивленный вид и пыталась скрыть накатившие эмоции, но внутри меня все готово было взорваться. Леша тоже нравился мне. К десятому классу он очень похорошел, и многие девчонки были не прочь прогуляться с ним. Вот только их он не приглашал, зато со мной проводил почти все свободное время. Леша всегда по-джентельменски накидывал мне на плечи свой пиджак, если наша прогулка затягивалась до глубокой ночи. Дарил моей маме цветы на День рождения и даже иногда возился с моим папой в гараже.  Мы часто вспоминали наше детство и особенно ту историю со шрамом. Леша ласково называл его «вмятина дружбы». Таким образом, наше товарищество переросло во влюбленность. И эта влюбленность продлилась для меня целую вечность. Пока  несчастный случай не положил конец нашейидиллии.
Тут я очнулась и поняла, что в комнате кроме меня уже никого нет. Тетрадка и все учебники лежали на столе. Плача не было слышно. Я пошла на кухню, где дочка домывала посуду, а Анюта слушала музыку и что-то читала.Девочкасделала вид, что не замечает меня. «Милая, не обижайся на меня. Не всегда плохие оценки - это бездарность ученика. Иногда это бездарность учителя. Вот в детстве мне не давалась физика, и мне наняли ужасного репетитора…». Анюта откладывает книгу и внимательно слушает меня.



***
Анюта уже десять минут крутится вокруг зеркала и любуется своим нарядом. Легкое, бежевое платье в цветочек, босоножки на танкетке и легкий платок на плечи, который я заставила надеть внучку. Ну и куда же нам без маминой красной помады.
-Сильно только не красься. И в 10 чтобы дома была, –я внимательно слежу за сборами на первое свидание.
 -Мне папа разрешил в одиннадцать вернуться!- ехидно заметила Анюта и продолжила подкрашивать губы красной помадой.
-Тебе папа и на Луну разрешит полететь. В десять домой приходи, не заставляй родных волноваться,- настаиваю на своем я.
-Хорошо, я постараюсь,- скорчила гримасу и язвительно ответила внучка.
 -Не гримасничай, давай. И губы-то сильно не крась, все равно сотрется все,- с явной поддевкой говорю я.
-Ба, ты что?! Я с подружками вообще-то гулять иду,- я вижу, как моя внучка краснеет и пытается это скрыть.
-Знаю я твоих «подружек», передавай привет Теме. Пусть заходит, не стесняется, - моя коварная улыбка сверлит затылок Ане.
 -Ладно…- чуть слышно отвечает девушка. - А ты все своего Тургенева перечитываешь, - подходя ко мне и целуя меня в макушку, замечает внучка.
 -Да, «Отцы и дети» между прочим. Каждый раз нахожу для себя что-то новое. Стабильно перечитываю каждые десять лет,- обнимаю внучку в ответ.- А вы что сейчас проходите?
 -Булгакова. «Собачье сердце». Довольно интересно, - с задумчивым видом говорит Анюта и направляется к двери.
-Ну ладно, беги. Не опаздывай,- я опять открываю книгу и усаживаюсь поудобнее.
-Успевает всюду тот, кто никуда не торопится,- с очень важным видом произносит мой юный философ и дверь закрывается. Ей бы в президенты с такими речами и видом.
В доме воцарилась мертвая тишина. На улице слышны веселые крики детей. Вдруг сильный поток ветра врывается в комнату и сбивает пару фотографий, стоящих на маленьком журнальном столике. Это отвлекает меня от чтения и заставляет встать. Я подхожу к столику и поднимаю фотографии. На одной из них мы втроем: я, Ленка и Леша. Это,наверное, третий или второй курс университета. Ленка моя однокурсница и по совместительству лучшая подруга. Выглядит неимоверно стильно: на ней брюки клеш цвета хаки, шляпа с широкими краями и белая блузка. Она обнимает меня за шею и улыбается. Я же одета не менее стильно. На мне черное платье из шифона с крупными розами и туфли на низком каблуке. Точно помню, что отдала большую часть своей зарплаты за это платье. Волосы собраны в пучок. Я тоже улыбаюсь и держу за руку Лешу. Леша одет довольно просто, но со вкусом. Голубая рубашка и брюки горчичного цвета. Мы втроем выглядим вполне себе счастливо. Молодость вообще синоним счастья. Ты думаешь только о том, что тебе надеть и понравишься ли ты соседскому парню. Или успеешь ли ты сдать курсовую вовремя. Как будто вся вселенная вращается вокруг тебя и на тебя направлены миллион камер. Все ждут либо твоего триумфа, либо провала. Но триумф не вечен, а провал могут вспоминать еще долго. И частенько ты застреваешь в этом промежутке недовзрослый и переподросток. Если ты научился прощать себе провалы и не обольщаться триумфами – ты повзрослел. Если окружающие так и норовят плюнуть тебе в лицо, либо готовы целовать тебе ноги, а тебе абсолютно все равно - поздравляю, ты взрослый. Если ты говоришь людям правду в лицо - ты сильный. Почти сверхчеловек. Я скорее достигла отметки «повзрослела». А ведь некоторые так и остаются недовзрослыми или переподростками.
Я ставлю фото на место. И ничего страшного, если Анюта вернется в одиннадцать.

***
-Какая красота, с ума сойти! - восклицает моя дочь, с восхищением  смотря на обручальное кольцо.
-И все в бриллиантах!-с неподдельной гордостью заявляет внучка.Этим вечером к нам пришел суженный Ани и сделал ей предложение руки и сердца. Мне, Алле и Анюте был вручен шикарный букет, и теперь весь дом был наполнен божественными ароматами. Мы втроем сидим за столом уже целый час, и рассматриваем это самое кольцо. В нашем доме все-таки есть хотя бы один здравомыслящий человек – мой зять, который уже давно видит десятый сон. Его такие побрякушки совсем не волнуют. Он просто пожал руку Артему, обнял взволнованную дочь и пошел спать. Я ни на минуту не сомневалась в его искренней радости за свою дочь. Мужчины - практичный народ.
-Ба, ну посмотри на него. Оно же просто восхитительное!- внучка протягивает мне руку и расставляет пальцы.
- Я уже видела его… Кольцо как кольцо, - мне оно действительно не казалось красивым, скорее напыщенным и пошлым.
-Мам, вот тебе так тяжело порадоваться за внучку?- дочь смотрит на меня с укором.
-Было бы чему радоваться,- парирую я. - Мне не нравится этот твой Артем. Мажор и дурак. Не на свои деньги ведь кольцо купил.
-Ничего он не мажор.Да, папа немного помог с деньгами, ну а так, основная сумма денег Артема. Он накопил. И уж тем более он не дурак. В МГУ учится, между прочим. И тоже сам поступил,- надув губки заявляет девушка.
-Я его не первый год знаю. Его родители балуют ужасно. Вот только родители балуют, а дети потом расплачиваются своей несамостоятельностью и эгоизмом. Ведет себя как царь горы. На что вы есть-то будите? На его огромное чувство собственной важности?- не отступаюсь я.
-Хотелось бы тебе напомнить, дорогая мамочка, что твои родители папу тоже не сразу полюбили. Зато потом они чуть ли не на руках его носили,- справедливо замечает дочь.- А еще тебе Витя долго не нравился. Ты о нем тоже самое говорила. Так что не стоит делать скоропостижные выводы.
Немного задумавшись и сделав серьезное лицо, дочь вдруг говорит:
-Нужно предоставлять детям свободу выбора. Нужно научиться отпускать их. Не заваливать советами, не контролировать, не пытаться их переделывать. Не помню, кто это сказал, но человек явно любил своих детей: «Ребенок-это гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти».
Я с интересом смотрю на свою дочь. А потом на внучку. Вот кому действительно повезло с воспитанием, так это Анюте. Не знаю, откуда в моей Алле столько мудрости. Оглядываясь назад, я понимаю, что абсолютно бестолково ее воспитывала. Как же иногда неправильное воспитание портит людям жизнь. Хорошо, что Алла сумела разглядеть погрешности своего же воспитания. Я воспитывала ее также, как и воспитывали меня. И так по кругу. Я рада, что она порвала этот порочный круг. Конечно, все зависит от человека, но как часто мы повторяем ошибки своих родителей. Идем по проторенной тропинке, даже не осознавая, что она ведет на эшафот.
***
Действительно, мои родители не особо жаловали Лешу. Несмотря  на то, что он был близким другом семьи и часто к нам приходил, родные относились к нему с неприязнью. Скорее папа его сильно не долюбливал. Он был рабочим на заводе, а в свободное время любил поковыряться в машинах. Леша иногда скрашивал его досуг. Но такое было ему явно не по душе. Он пару раз повозился с папой и больше не просился. Папа решил, что он «неженка» и не достоин носить звания мужчины. Мама же в принципе хорошо относилась к Леше, но, как и любая другая мать, считала, что ее дочь достойна лучшего. Вдобавок ко всему Леша был из очень обеспеченной семьи, хотя всегда это скрывал и даже стыдился. Папа был дипломатом, а мама актрисой. Даже в школе об это знали всего пару человек, включая меня. Конечно, такие занятые родители мало интересовались жизнью сына,  и свое внимание они компенсировали деньгами. Папа видел Лешу в будущем  успешным юристом, но у парня были другие планы. Мама же почти не виделась с сыном и не особо горела желанием пообщаться. Он сам поступил в Бауманку и решил окончательно избавиться от родительских подачек. Леша нашел для нас небольшую комнату, и платить за нее тоже решил сам. Родительские деньги его ужасно оскорбляли и, конечно же, он мечтал обрести финансовую независимость.  На первых курсах он подрабатывал лаборантом по вечерам, позже смог устроится в НИИ, где его труд неплохо оплачивался. Я тоже начала подрабатывать со второго курса репетитором по русскому языку. Кое-как концы с концами мы сводили. Эта маленькая комнатушка, вечно кричащие соседи, нищета нас ничуть не сломили. Мы верили в светлое будущее. И оно наступило.
Я помню, как он сделал мне предложение. Мы были на третьем курсе и уже твердо стояли на ногах. Для меня было настоящим счастьем заходить в кондитерскую и покупать любимый мамин торт «Рог изобилия», который был не самым дешевым в то время. Но пару раз  в месяц я могла побаловать своих родных . При одном взгляде на этот торт мама расплывалась в улыбке и ее глаза излучали неподдельный восторг. Наверное, все дети так выглядят когда распаковывают свои подарки на День рождения. И нет ничего приятнее, чем вернуть тоже состояние своим родителям. Отдать им все то тепло и заботу, когда-то подаренную нам. Им ведь иногда очень хочется побыть детьми. Все мы родом из детства. И вот в один из таких семейных вечеров, к нам пришел Леша с огромным букетом моих любимых хризантем, и, встав на одно колено, предложил мне выйти за него замуж. Я, не раздумывая, согласилась. Обручальное кольцо было из белого золота, без всяких камней, но в тот момент мне было абсолютно все равно из чего это кольцо. Даже если бы Леша сделал мне предложение с кольцом от пивной банки, я бы все равно согласилась.
-Бабуль, ты что, плачешь? - из моих воспоминаний меня выдернула внучка. И вправду, по моей щеке катилась слеза. Я вытерла ее и посмотрела на уже изрядно стертое кольцо. Еще ни одна вещь не приносила мне столько радости и боли одновременно.
-Да, в глаз что-то попало,- отмахиваюсь я.
***
- Нет, мы не будем ее крестить. И вообще пусть это решает Аня. Это ее ребенок,- Алла нервничает и курит уже третью сигарету. Мы сидим на кухне, пьем чай.На электронных часах мигает цифра три. Конец декабря и на улице темно, хоть глаз выколи. Вьюга набирает свои обороты. В такую погоду только и сидеть дома.
- Почему ты против этого? Я тебя тоже крестила. И ты никогда не препятствовала походам в церковь,- искренне не понимаю раздражительность дочки.
- До 15 лет я этому не препятствовала. Насколько ты знаешь, сейчас я крестик не ношу и никакие христианские обряды не выполняю. И праздники не отмечаю. И в Бога не верю. А атеистка. Вера- это осознанный выбор. Он приходит с возрастом. Нельзя лишать человека такого выбора,- Алла говорит спокойнее, но видно, что этот разговор ей не по душе.
- И я до сих пор не могу с этим смириться. Моя дочь – и вдруг атеистка. Я помню, как лет в 15 ты пришла ко мне, и, не произнося ни единого слова, сняла с шеи свой крестик и положила мне в руку. У меня был шок. Потом ты еще отказывалась с нами в церковь ходить. А на Пасху даже кулич не ела. Я уже вроде как смирилась с твоими капризами, но ты также наотрез отказалась крестить Анюту. И это…
-Да, и как видишь,отсутствие крестика на шее никак не повлияло на ее жизнь. Слепая вера, которую ты проповедуешь, сильно сужает границы сознания. А Аня выросла очень разносторонне развитым человеком, у нее на все есть свое мнение. И ее совсем не пугает перспектива попадания после смерти в ад. Хотя бы потому, что она в это не верит,- язвительно замечает дочь.
- Но все же, человеку нужно во что-то верить. И доказательством этому является твоя дочь. После поездки в Индию она начала изучать буддизм, или как это там называется. Все эти дзены и ашрамы. И когда я однажды, зашла к ней с утра, чуть в обморок не упала. Сидит скрестив ноги, глаза закрыты, вокруг свечки какие-то и не двигается. Я уж подумала, что ей плохо стало. А это, оказывается, она медитирует. Больше было похоже на то, что она демона вызывала,- отстаиваю я свою точку зрения. Чай уже совсем остыл.
- Вера вере рознь. У них хотя бы людей не зомбируют,- дочь тушит сигарету и отхлебывает чай.
Слышен плачь ребенка. И быстрые шаги. Анюта с растрепанными волосами и в одном носке. Вся сонная и злая.
- Вы можете говорить потише. Она недавно заснула. Я еле ее уложила,- шипит на нас девушка.
Мы, прекрасно понимая ее состояние, отправляемся спать. Завтра нужно встать пораньше. Новый год на носу, пора заняться готовкой. Вдруг грудную клетку пронизывает боль.
- Мам, ты чего? Что болит?- взволнованная дочь хватает меня за плечи и пронзительно смотрит в глаза.
- Сердце что-то прихватило… Да, я привыкла уже. Старость не в радость, - отшучиваюсь я.
- Может доктора вызвать? Завтра обязательно нужно сходить в поликлинику. Вите позвоню, он точно хорошего кардиолога посоветует,  - Алла заботливо поддерживает меня за талию и отводит в спальню. Я засыпаю под колыбельную Анюты, доносящуюся из другой комнаты.
***
Нам по 24. Мы на последнем курсе университета. Наконец-то смогли снять квартиру, и съехали из нашей комнатушки. Леша уже успешный инженер. Работает в престижной компании и получает приличные деньги. Я тоже устроилась в школу учительницей. Иногда занимаюсь репетиторством. И вот радостное известие - я беременна. Леша счастлив. Такое ощущение, что со временем мы стали только ближе друг другу. Пару лет назад мы крупно поссорились, и Леша ушел из дома. Я не могла найти себе места, все время плакала. Обошла всех его друзей, даже родителям звонила, но никто не мог мне сказать, где он.Леша пришел через неделю, пьяный, с охапкой цветов и сказал, что любит меня больше жизни. С тех пор все пошло своим чередом. Мы научились ценить друг друга. Мы научились любить. Моя беременность протекала довольно спокойно, и вот через 8,5 месяцев на свет появилась Алла. Так звали мою бабушку. У нас с ней были очень теплые отношения, и после ее смерти я решила, что мою первую дочь я назову в честь нее. Мои родители не могли нарадоваться, смотря на это белокурое создание. Особенно всем нравились ее веснушки. Родители Леши не были извещены о появлении на свет внучки. Да они вообще не особо интересовались жизнью сына. Лишь иногда папа высылал деньги, на которые Леша даже смотреть не мог.
И вот, в очередной раз возвращаясь с почты, на него напали хулиганы. Отобрали деньги и побили. Но самое ужасное было в том, что Леша неудачно упал и сильно повредил позвоночник. Его тут же госпитализировали. Я отдала малютку маме и понеслась в больницу. По всему телу были видны гематомы, но, несмотря на ужасное самочувствие, Леша улыбался и был искренне рад меня видеть. Я тоже радовалась его хорошему настроению, но очень волновалась за его здоровье. Позвоночник вещь хрупкая, и для его восстановления потребуются немалые силы. Но доктор утверждал, что после операции все придет в норму. Операция была дорогостоящая и тяжелая, но хорошо, что деньги и силы у нас были. Я просидела рядом с Лешиной койкой двое суток. Поддерживала его как могла. На третий день нужно было идти за деньгами. Я оставила его буквально на пару часов, но когда вернулась, он был мрачнее тучи. Не столько грустный, как мне сначала показалось, а именно злой. Конечно же, на вопросы: «Что случилось?», он не отвечал. Я было подумала, что он поругался с врачом или медсестрой. Но это совсем не в его стиле. Спросила у медсестры, не приходил ли кто-нибудь, в ответ она немного замешкалась и произнесла неуверенное «нет». Когда я вернулась к Леше в палату, он мне с совершенно безучастным видом сообщил: «Твои родители просили тебя заехать к ним, с Аллочкой что-то случилось». Тут начала злится я. Что за цирк он тут устраивает? И когда они ему это сообщили? Я решила сбегать к родителям и потом вернуться к Леше. Операция должна начаться через 2 часа.
- Стой,- у него будто ком в горле стоял.- Поцелуй от меня Аллу и скажи, что папа очень ее любит.
- Милый, через пару дней ты сам лично сможешь ей это сказать,- я решила, что Леша очень устал и соскучился по дочке.
В ответ мой благоверный лишь улыбнулся и пристально посмотрел мне в глаза. Как будто искал там ответ на какой-то важный вопрос. Я чмокнула его в макушку и убежала.
Родители были очень удивлены моему вопросу о самочувствии Аллы. С ней было все абсолютно нормально. Она сидела на полу по середине комнаты и перебирала кубики. Когда она увидела меня, то громко засмеялась. «Тогда я вообще ничего не понимаю»,- подумала я.
- Мне Леша сказал, что вы просили приехать к вам. Видите ли с Аллой что-то случилось. Что за фантазер, - я просто недоумевала.
Родители только пожали плечами, а малышка крутилась вокруг моих ног. Я попила с ними чай, опять же с любимым тортом «Рог изобилия». Распрощавшись, я побежала опять к Леше.
Приехав, я заметила какую-то суматоху. «Стойте!»- кажется, это обращались ко мне. Я обернулась и увидела очень взволнованного доктора.
-Стойте, ваше…вашего мужа убили,- еле отдышавшись, сообщил мне мужчина.
- Что простите?!- слово «убили» гулким эхом отдается в моей голове.
- Это случилось буквально полчаса назад. Какие-то хулиганы прошли в отделение и выстрелили ему прямо в голову. Полиция уже снимает отпечатки,- я прекрасно слышала, но не понимала, о чем говорит доктор. У меня был шок.
Я кинулась в палату, но Леши там уже не было. Там была милиция, и врачи с ошарашенными глазами. Я лишь успела разглядеть кроваво-красное пятно на простыне  в области головы. После этого я потеряла сознание.
Я очнулась дома у родителей. Малышка сидела рядом и перебирала мои волосы. Я погладила ее по голове. Она даже не представляла, что случилось. Мое лицо опухло, и голова раскалывалась. Уже была ночь. Горела лампа и на стуле заботливо стояла остывшая яичница и стакан с компотом. Я приподнялась на локтях и огляделась вокруг. Рядом со мной на столе лежал, запачканный кровью, сложенный вдвое листок бумаги. Я развернула его дрожащими руками и  прочитала всего пару строк: « Анюта, я люблю тебя. Береги нашу дочь. Твой А.».
***
Грабители были знакомыми Леши, они знали, что он из зажиточной семьи и думали, что он живет на полном обеспечении родителей. Грабя его тогда на улице, они ожидали, что сумма будет больше. Но позже они узнали, в какую больницу он попал, и решили вытрясти из него еще больше денег. Подкупив медсестру, чтобы та не выдала их приход и не откликалась на странные просьбы пациента, типа вызова милиции и звонков родным, они начали угрожать Леше, требовали большие суммы. Медсестре они представились дальними родственниками, и сказали, что у Леши паранойя. Ему все время кажется, что его «родственники», хотят причинить ему вред, и он кричит на них или зовет на помощь. И что на это не стоит обращать внимания, нужно просто согласиться, но ничего не делать. Молоденькая медсестра, хлопая своими длинными ресницами, поверила обаятельным преступникам, а после подаренного специально ей букета цветов, и вовсе решила, что пациент сумасшедший, раз считает таких очаровательный людей – врагами. Так они проникли в палату, и, приставив к его голове пистолет, требовали срочно написать письмо папе, чтобы тот переслал больше денег. Но Леша наотрез отказался выполнять их условия. До сих пор не пойму, откуда у него столько смелости набралось в тот момент. Тогда они дали ему два часа на это письмо, и пригрозились убить сначала меня, а потом уже его. По адресу на извещение, они нашли наш домашний адрес. Грабители действительно побывали у нас дома и утащили все, что смогли. К счастью, мы разминулись, я в тот момент была у родителей. Придя опять же через час к нему, и не получив денег они убили его и скрылись. Медсестра так же была убита, как свидетель. Вот так из-за глупой девочки, я лишилась самого дорогого человека на свете.
Вскоре, одного из преступников поймали за очередное ограбление. Позже нашли и всех остальных. Это были три друга, которые учились с Лешей в институте. Они учились на одном факультете. У одного из них папа был милиционером, и часто рассказывал «интересные» случаи из рабочей сферы. И в детстве давал пострелять сыну из ружья и пистолета. Водил парня на охоту. К сожалению, все это вдохновило парня встать на сторону преступности, а не на сторону правосудия. Они с друзьями сначала таскали конфеты, а потом перешли на более ценные вещи. Мой муж был не первой жертвой. Пистолет парень стащил, конечно же, у отца.  Для милиционера это был настоящий удар. Это как всю жизнь учить ребенка строить скворечники, а потом в этих скворечниках находить мертвых птиц. Поговорка: «что посеешь, то и пожнешь»- не всегда работает. Иногда семя может попасть в неплодородную почву, засохнуть, или зарасти сорняками и даже не взойти. Можно посадить розу, а получить репейник. И тут уже человек, посеявший это, бесполезен. Все зависит от самого семени.
***
Я резко просыпаюсь. За окном темно, как и в комнате. Во всем теле легкость. Не болят кости и сердце. Я чувствую себя пушинкой. Из-за стены слышу звук телевизора, наверное «Голубой огонек». Но голосов своих родных не слышу. Встаю с кровати и иду в ту комнату. Куда-то делись мои тапочки. Не могу открыть дверь. Она как будто чугунная. Дергаю ручку вниз, а она ни в какую. Наконец-то ручка опускается, и я выхожу. Во всех комнатах двери открыты и свет горит. Я иду в зал, где стоит телевизор. Захожу и наблюдаю странную картину. Алла сидит за столом и курит сигарету. Она полностью одета в черное, ее руки трясутся, и глаза, будто опухшие от слез. Ее взгляд расфокусирован, она смотрит сквозь меня. У стены, на диване сидит Аня и держит на руках малютку. Она слегка покачивает ее, а та спокойно спит. Девушка напряжена и смотрит в пол. Витя курит на балконе. На столе нетронутая еда, и лишь открыта бутылка водки. Какие-то бумаги лежат на моем кресле. Я не могу понять, что происходит и почему меня никто не замечает. Хочу позвать дочь, но голос пропал. Я стала немой. Шевелю губами, но голосовые связки будто атрофированы. У меня начинается паника, я подхожу к своему креслу, чтобы прочитать, что там написано. «Тимофеева Анна Витальевна, дата смерти 7.01.96, время 6:12»,- мельком прочитала я на бумаге. Мое тело давно на небесах, а душа еще здесь. Вдруг проснулась малютка и посмотрела на меня. Сначала я решила, что она просто смотрит на кресло, но она реагировала на мои передвижения глазами. Аня даже не обратила внимания на то, что дочь проснулась, она машинально продолжала ее качать. Я подошла совсем близко, и посмотрела на это маленькое создание. Она заулыбалась и потянула ко мне руки. Но больше всего меня поразил ее взгляд. Как будто кто-то давно уже точно так же смотрел на меня. Это был Леша, в день его смерти. В его глазах был вопрос, а в глазах этой малышки ответ. Из телевизора доносится бой курантов. Уже двенадцать часов. Я чувствую, что сейчас исчезну. Смотрю на свою убитую горем дочь. Она продолжает курить, и слеза капает с ее подбородка. Раньше я думала, что посадила розу, а вырос репейник. А получилось совсем наоборот. Дети часто либо повторяют судьбу родителей, либо пытаются не повторить ее. Мало кому удается прожить свою жизнь. Все, чего я хочу в последние секунды, это счастливой жизни для своей семьи. Хочу, чтобы они рвались, путались и искали что-то свое. Чтобы они были терпимее к другим и строже к себе. Чтобы всегда видели свет, даже когда вокруг тьма. Чтобы научились любить. Я прикасаюсь к своей шее, но крестика на нем нет. Малышка все еще улыбается. Я тоже начинаю улыбаться. Последний бой курантов. Темнота.


Рецензии