Организованная женитьба или брак по-индийски

 
Многие из нас, наверное, не один раз осудили так называемую «организованную женитьбу». В том числе и я, поначалу однозначно негативно отнеслась к этой индийской традиции, несущей в себе так много перекосов в отношении всех этих кастовых, религиозных, гороскопических и прочих совместимостей. Но вот то, как недавно это было сделано в моей индийской семье в отношении двоюродной племянницы мужа, заставило меня пересмотреть мои взгляды на эту традицию, и увидеть в ней позитивные стороны.

Начну с того, что поисками подходящего кандидата на спутника жизни, занялись с согласия и одобрения девушки. Это первая позитивная сторона. Папа «девушки на выданьи» размещал анкеты на специально предназначенных для этого сайтах и параллельно просматривал имеющиеся там кандидатуры.


Вся семья при этом с замиранием сердца и с огромной долей юмора ждала реакции «невесты» на очередную возможную партию, так как племянница наша – девушка ну очень разборчивая. Как-то, она заявила, что выйдет замуж только за панджабца. Нашли панджабца, организовали встречу... И все-то в нем было не то: речь, жесты, манера говорить и т.д. и т.п.

Но вот мы получаем известие о предстоящей помолвке. Разговариваю с племянницей и узнаю, что она необыкновенно счастлива. «Просто, я поняла, что это мой человек!». Вот и второй позитив – можно сказать, что у они влюбились друг в друга. На помолвке мне, к сожалению, не удалось побывать. Но на видеозаписи было видно как трепетно и нежно молодой человек относится к нашей невесте.

Племяннице мужа 26 лет. Я считаю, оптимальный возраст для вступления в брак. Третий позитивный момент. Она получила профессию, успела немного поработать. Можно сразу подумать о детях, а можно еще несколько лет посвятить профессиональной деятельности, попутешествовать, в полной мере насладиться обществом друг друга, обустроить по своему усмотрению быт.

Самое главное, что заставило меня более благосклонно взглянуть на институт организованной женитьбы, это то, что таким образом, молодые люди не будут страдать от одиночества и невозможности создать семью. Просто, наверное, у каждого из нас есть друзья и особенно подруги, которые не обустроены в этом отношении, и нет надежды на создание семьи в ближайшем или даже отдаленном будущем. Не секрет, что в наших странах достаточно сложно встретить достойного мужчину. А если еще и случилось так, что работа в женском коллективе, в семье сплошное «бабье царство», нет хоть какого-то околомужского круга общения, то, поистине, остается уповать только на чудо... В Индии своевременное сотворение такого чуда относится к юрисдикции заботливых родителей.

А у нашей племянницы мы уже погуляли на свадьбе в Хайдерабаде.



Все было похоже на индийскую сказку или, скорее, на болливудский фильм. Начну с того, что местом проведения этого торжественного мероприятия была выбрана киностудия «Рамоджи» (Ramoji film city), которая является самой большой киностудией в мире согласно Книге Рекордов Гинесса. На территории этого огромного кинокомплекса расположены необыкновенно красивые тематические сады и павильоны для съемок, парк развлечений, а также роскошный дорогой отель «Ситара», экономичный отель «Тара» и удобное общежитие «Сахара». Праздничные мероприятия субботним вечером, так сказать самая грандиозная тусовка, у нас проходили на открытом воздухе в Долине Мечты (Dream Valley), а остальные действа разворачивались в холлах отеля «Ситара».


Стоит отдельно описать этот фешенебельный отель. Очутившись там, я почувствовала себя дамой из высшего общества. У меня непроизвольно выпрямилась спина, побородок нарисовал красивую параллель с линией горизонта, а взгляд исполнился спокойного достоинства. Неплохая возможность поупражняться в хороших манерах и достойном поведении. Рассуждая о последнем, хочется отметить, что здесь, возможно, это прежде всего испытание на смирение, способность дать достойный отпор провокациям гордыни. Персонал отеля очень приветлив и предупредителен, без навязчивой заинтересованности и нескромного оценивания. Просто в этом отеле останавливаются звезды индийского кино, приезжающие на съемки или на другие мероприятия в Хайдерабаде. Думаю, персонал отеля специально инструктируют на счет излишней заинтересованности.

К сожалению, я не смогла получить такой целостной картины всех свадебных традиционных и не очень обрядов, потому что мне приходилось частенько отвлекаться на нужды дочурки, которая была совсем не в восторге от повышенного внимания стольких незнакомых людей к ее персоне. Но расскажу о том, что мне удалось наблюдать и в чем мне довелось поучаствовать. В субботу утром, когда мы прибыли в отель «Ситара», мы встретились с невестой и женихом, облаченными в простые традиционные сари и курту соответственно, только что прошедшими через какой-то, по всей вероятности, молитвенный обряд. Волосы невесты были украшены благоухающим белым жасмином, она вся словно светилась изнутри, а не сходившая с лица улыбка свидетельствовала о радости, переполнявшей ее. Даже не успев переодеться после дороги, мы сразу же удостоились совместного фото с невестой и ее мамой. Затем в холле, где был организован завтрак, мы встретились и познакомились с самим женихом, некоторыми родственниками и друзьями с обеих сторон. Жених – ну очень симпатичный молодой человек, одарил нас сияющей улыбкой, также как и улыбка невесты, недвусмымленно свидетельствующей о переполнявшей его радости. Примерно в полдень начались мероприятия со стороны невесты. Сначала был какой-то обряд, который мы с доченькой, к сожалению, «проспали». Потом началась мехенди «вечеринка». На нее также были приглашены музыканты, играющие на традиционных индийских барабанах и еще каких-то инструментах.


Под их своеобразное исполнение современной болливудской музыки невеста и ее подруги устроили танцы, приглашая присоединиться всех желающих. Желающими, в основном, оказались дети. Катринка у нас тоже и потанцевать умудрилась и даже на барабанах потом поиграть.


В это же время в том же зале на отдельной небольшой сцене происходила «вечеринка» мехенди. Всем желающим девушкам и женщинам рисовали причудливые индийские узоры на руках хной. Чтобы рисунок закрепился, необходимо подержать нанесенную хну хотя бы минут 30, а потом ее высохшую желательно просто стряхнуть и не мочить особенно рисунок по возможности до следующего утра. Такая роспись хной на руках и на ногах и называется мехенди (что, собственно, и переводится с хинди как «хна»). Рисунок получается темно-рыжего цвета и может оставаться видимым до 4-х недель. Я в этот раз решила отличиться и попросила черную мехенди. Не знаю уж, как меня поняли – не поняли девушки-рисовальщицы, но они изобразили мне крупный рисунок черной хной по контуру, заполненный внутри рыжей хной. А хотелось мне совсем другого – тоненьких изящных черных линий и утонченных цветов. Ну да ладно.


После этого молодые и гости пошли готовиться к самому главному торжеству – «бхарат», вечернему мероприятию, местом для проведения которого была выбрана «Долина Мечты». Так как времени было предостаточно, мы вышли прогуляться рядом с отелем.


Вечеринка началась часов в 8 вечера. Практически от крыльца отеля отъехала традиционная серебристая карета с открытым верхом, запряженная лошадьми. В карете сидели нарядные жених с невестой и несколько детей.



Карета была частью процессии во главе которой шли музыканты, громыхающие в барабаны и низвергающие пронзительные звуки в экзотические трубы. С ними вперемежку шли родственники, насколько я смогла уловить, со стороны жениха, которые приплясывали-пританцовывали, гигикали и улюлюкали под не особенно мелодичные звуки барабанов и труб. Когда процессия двигалась, музыка как бы замирала, потом процессия приостанавливалась – начинали грохотать барабаны и визжать трубы, к звукам которых примешивалось улюлюкание сопровождающих родственников. Наконец, Долина Мечты была достигнута!


Жених с невестой под радостные приветственные возгласы ступили на землю. Их встретили какой-то обрядной небольшой речью, которую я не смогла ни разглядеть ни уловить из-за окружившей молодых толпы, и проводили на сцену, где для них были установлены удобные качели с тяжелым красиво украшенным деревянным сидением. На открытом пространстве Долины были расставлены стулья, образуя как бы зрительный зал перед сценой.


В стороне были накрыты столы с закусками и столы для большого праздничного ужина. Праздничное меню было абсолютно вегетарианским, но достаточно разнообразным, включающим северо-индийскую, южно-индийскую и итальянскую кухни. Естественно, никаких алкогольных напитков. Не мудрствуя лукаво, я отдала предпочтение привычной мне пицце и пасте. Тем более, что последнюю можно было заказать в любой комбинации, и ее готовили под моим чутким руководством. На десерт я выбрала индийские сладости, потому как вид свадебного торта почему-то не вызвал у меня никакого желания его попробовать. Ну не умеют в Индии готовить вкусные торты в европейском стиле. Все время эти жуткие взбитые сливки в качестве крема и сухой бисквит...

Праздничную программу вел тамада – молодой мужчина-индиец. Вел очень живо и интересно, с хорошими добрыми шутками-прибаутками. Так как родственники со стороны жениха, в основном, говорят на тамиле, а со стороны невесты – на телугу, для программы был выбран английский язык, чему я была несказанно рада. Суть программы состояла в том, что постепенно на сцену приглашались родственники то со стороны жениха, то со стороны невесты, чтобы поздравить молодых.


Каждое такое поздравление завершалось небольшой дискотекой прямо на сцене. Между поздравлениями родственников выступали профессиональные певцы, исполнявшие известные песни из болливудских фильмов. Наша молодежь – родной и двоюродные братья невесты, брат моего мужа, а также двоюродная сестра невесты приготовили несколько танцевальных номеров под современные музыкальные композиции Болливуда. Мы с Катринкой покинули «Долину Мечты» около половины десятого. Я думала, что народ будет гулять до утра, однако уже в половине двенадцатого муж тоже вернулся в номер, так как вечеринка к тому времени закончилась. В первый день торжеств невеста сменила наряд четырежды. Сначала это было традиционное «простое» сари, затем это была нарядная лехенга чоли светло-золотистого цвета, потом опять какое-то сари и на вечернем торжестве – богато расшитая лехенга чоли с темно-золотистым топом, юбкой и дупатой в розово-красных тонах. Прически тоже менялись в зависимости от мероприятий. Утром это были просто собранные незамысловатым образом волосы, украшенные цветами. Во время мехенди-вечеринки –распущенные волосы, которые невеста за несколько недель до свадьбы выпрямила при помощи специальной процедуры в салоне красоты. На вечернем торжестве волосы невесты были уложены в стильную невысокую прическу.

Кстати, выпрямление волос – очень модная в Индии тенденция. Тогда как у нас скорее мечтают о некоторой волнистости, а многие женщины до сих пор предпочитают делать долгоиграющую химическую завивку «а-ля кудряшки барашка», здесь к каким только способам не прибегают, чтобы распрямить непослушные завитушки и локоны.

Второй день свадьбы предполагал, собственно, саму религиозную церемонию бракосочетания, и согласно программе заканчивался обедом. Я проснулась рано утром в предвкушении нового для меня опыта . На мероприятиях я должна была появиться в сари, моем первом, так сказать, полноценном сари, если не принимать в расчет простой вариант этого индийского наряда, который Шри привез мне в свой первый приезд и который я даже для фотографии не смогла толком задрапировать. Это сари позже, после овладения таки мною некоторыми навыками драпировки было использовано несколько раз для фотосессии сестры, племянниц и подруг и осталось пылиться где-то в шкафу. Несколько слов о том, как мне покупали сари. Для этой цели мы поехали в один из салонов в Хайдерабаде, где, как подготовила меня амма, мы должны были подобрать какое-нибудь недорогое нетяжелое и легко драпирующееся шелковое сари, так сказать для начала. Мое появление в магазине было естественно встречено с большим интересом со стороны персонала и остальных покупателей. Хорошо, что на втором этаже в торговом зале, где продаются сари и лехенги, покупателей почти не было, а персонал отличался редкостной учтивостью и с пониманием отнесся к нашим запросам. По настоянию аммы мне подобрали шелковое сари с каким-то невнятным большим рисунком со смесью изумрудного и бордового цветов местами в черную полоску. Тут же перед зеркалом на мне этот наряд задрапировали, и предоставили возможность оценить то, как это будет выглядеть в готовом виде. На мой взгляд, наряд выглядел повседневно с каким-то ускользающим восприятием расцветок и узоров. К тому же ткань была настолько тонкой, что нижняя часть получалась в виде хвоста русалки, и я не думаю, что нижняя юбка смогла бы что-то исправить. Мне примерили еще несколько нарядов более достойных по текстуре ткани, но как-то расцветки мне не очень нравились, да и цены на них были очень высокими. Амме очень понравился шелковый «русаличий» вариант, и я, как покорная невестка, уже было совсем хотела согласиться с ее выбором, когда нам предложили сари, гармонично сбалансировавшее наши с аммой вкусы. Окончательно перевесить в его сторону мнение аммы помогла... его длина, самая для меня подходящая (кто знает, тот поймет). В этот раз при подгонке наряда в магазине мы попросили сформировать и прошить передние складки, чтобы облегчить мне процесс драпировки. На примерке готового сари через несколько дней я еле-еле смогла застегнуть топ. Спросила портную, помогающую мне с одеванием, о возможности сделать его немного посвободнее. Она сказала, что может это сделать, но не советует, так как есть в этом свои определенные тонкости. Впоследствии я осталась очень довольна тем, что прислушалась к совету профессионала. Ткань сама по себе немного потянулась, предоставив возможность свободно дышать. Несмотря на все эти подготовительные меры для моего облачения в воскресное утро, на второй день свадебных торжеств, мы пригласили жену кузена моего мужа. Как же я люблю свою бхаби! Отмечу, что она вопреки индийским традициям любит, когда я ее называю по имени. Моя милая Васуда поистине олицетворяет идеал заботливости, понимания и отзывчивости. С ее помощью мое облачение произошло очень быстро и качественно, так что я чувствовала себя комфортно в этом наряде до самого окончания торжественных мероприятий, чему и сама Васуда позже удивилась.


Но вернемся к самим этим мероприятиям. Утром в большом холле отеля состоялся какой-то интересный игровой обряд, когда невесту и жениха поднимали на руках вверх родственники, и они пытались по очереди надеть друг другу на шею большие «ожерелья» из живых цветов. При этом игровой момент заключался в том, что молодые при помощи родственников, старающихся поднять их так высоко, как только возможно, как бы пытались уклониться. Затем брачующихся усадили на деревянные качели и старшие женщины совершили какой-то обряд с прикосновением к ногам жениха и невесты.


Но и эти все обрядные действа были лишь подготовкой к самому риталу бракосочетания, для которого в огромном зале на сцене уже было все приготовлено. Сцена была украшена множеством живых цветов. Меня это цветочное великолепие просто заворожило! Среди цветов было очень много орхидей и роз. Именно на этой сцене и прошел индуистский обряд бракосочетания с молитвами священников, с хождением вокруг огня, посыпанием друга друга рисом.


А еще, как я потом позже смогла увидеть на видеозаписи, с каким-то странным ритуалом, когда невеста и жених обходят вокруг огня, при этом жених передвигается на корточках спиной вперед, держась при этом за кольцо на втором от большого пальце ноги невесты. Впрочем, все проходившие в зале обряды я смогла увидеть только в видеозаписи, так как у всех свадьба, а у Катринки – свой распорядок дня, к серьезным изменениям в котором она на тот момент еще не была готова.

В воскресную программу свадебных мероприятий был привнесен один интересный, интригующий момент. Дело в том, что в те дни в отеле проживал... Шахрукх Кхан, приехавший на съемки. Субботним вечером племянникам мужа удалось встретиться с ним в холле отеля и даже сфотографироваться на камеру мобильного. Это событие, естественно, вызвало огромный интерес и подверглось живому обсуждению. В воскресное утро в перерыве между свадебными мероприятими народ столпился у лифтов в ожидании появления кинокумира. При каждом открытии дверей лифта собравшиеся замирали, задерживая дыхание и ... продолжали ждать... безуспешно.


Пришло время нам с Катринкой подняться в номер. Я хоть и нефанатичный по природе человек, но все-таки питала тайную надежду на встречу с актером, так как он остановился всего несколькими номерами дальше по этажу. Для этого я даже открыла дверь номера после того, как уснула Катринка, и периодически выглядывала в коридор. Но после часа подобных ожиданий, мне это все-таки надоело, тем более, что его охранник проинформировал о том, что актер теперь собирается покинуть номер не раньше 5 часов вечера. Я закрыла дверь. Примерно через 15 минут я услышала какие-то разговоры в коридоре, не придав им никакого значения. Как потом оказалось, это прошел Шахрукх Кхан. Вот такой преданный у него оказался охранник...
Мы же с доченькой спустились вниз, когда уже все мероприятия были закончены, и гости не спеша наслаждались обедом. После обеда были организованы автобусы для небольшой экскурсии по киностудии. Такое нельзя было пропустить! И хотя автобус отановился только у одного из кинопавильонов, где снимают сцены для Махабхараты, красотой тематических садов мы смогли насладиться и из незастекленных окон экскурсионного автобуса.


Рецензии
Здравствуйте, Оксана!

Начала читать еще вчера , но все время отвлекалась, поэтому не стала писать сразу и перечитала снова сейчас.

Очень интересно и подробно описали свадебное мероприятие ! Сразу чувствуется, что Вам импонирует Индия и ее безграничные традиции.
Я тоже люблю эту страну правда без фанатизма и без "обиндусивания":- ))) благо повезло, что муж только по паспорту и рождению индиец , а на самом деле он вообще не разбирается в индийских традициях и не знает их совсем, чем пару раз поставил нас в неловкое положение.
С Интересом,
Луиза

Луиза Такур   18.08.2016 08:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Луиза! Спасибо за добрый отзыв :) Мне скорее импонирует моя индийская семья. А к стране как таковой я тоже отношусь без фанатизма. Мне пришлось научиться ее любить через концентрацию на положительных моментах и закрывание глаз на отрицательные.
Мой муж тоже хоть и соблюдающий многие традиции хинду, но космополит по мировосприятию.

Оксана Шрикантх   18.08.2016 08:15   Заявить о нарушении
Я искренне рада за Вас! К сожалению не всем нашим везет с семьей мужа...

Луиза Такур   18.08.2016 08:45   Заявить о нарушении