Харбин глазами немого

 
   Поезд №321 Забайкальск-Иркутск остановился на перроне Улан-Удэ. Солнечную погоду, которая была непременным спутником в поездке, сменили вязкие, наплыпшие на город тучи, всем своим ледяным тоном намекнувшие, что «кино уже кончилось». А началась эта история две недели назад. Мысль о том, что не мешало бы кавалерийским наскоком проехать по этому северо-восточному городу, витала в мыслях давно. Всколыхнуть Поднебесную подобно «потрясателю Вселенной» не вышло из-за краткости визита, но полученные впечатления оставили желание вернуться вновь. А это хороший признак - поездка удалась.
  Не хочу и не могу удивить кого-либо замечательными открытиями, свершенными в Китае, их попросту не было, да и сведений о нашем восточном соседе в достатке. Попробую изложить увиденное через призму своего восприятия на языке эмоций и чувств. Может тот, кому надоела праздная пляжная лень,  посетит этот интересный, хотя и не самый туристический город.
     Решение о визите было принято наскоро - лето лишь недавно закончилось. При мыслях о солнечном пляже и водных процедурах не сжималось сердце и не вздымалась грудь. К вояжу я оказался не готов, как в финансовом отношении(проиграл в деньгах), так и в фотографическом плане(со мной поехала только цифровая мыльница с подсаженным аккумулятором). Языковой подготовки никакой - не было разговорника. По-китайски, к своему стыду, знаю только «нихао» и частично «бухао». Отсюда название заметки. Но есть и преимущество, ведь пустая голова – простор для мыслей; «Отсутствие» звука позволяет глядеть по сторонам, не пропускать мелочи, осязать окружающее нутром. Самостоятельная подготовка и поездка, наверное, обошлась бы дешевле, но я знал, что буду обременен мелкими неприятности в виде оформлений, задержек и ожиданий, но время поджимало. В итоге ночевал в Харбине и Маньчжурии в «дабле», но в количестве одного человека, неся дополнительные расходы. Визу пришлось оформлять на кордоне Забайкальск-Манчжурия, что вылилось примерно в 3000 руб на въезд и выезд из КНР. Но вот сборы позади, я еду в ночном такси до ж/д вокзала...
   Иркутск-Пассажирский, встретил темнотой, холодом и недружелюбным, как мне показалось, ропотом нестройных фаланг китайцев, только что закончивших сельхозсборы, закрыв на ключ амбары закромов родины до следующей весны. С тоской подумалось – какого мне в кресле дома не сиделось. Смотрел бы новости, высосанные из пальца, запивая их китайским зеленым чаем. Так нет же – поперся … Но опасения не оправдались. В вагоне было уютно и чисто. Сам он оказался новым с герметично закрывающимися округлыми наружными дверями.       
    Мои попутчики - группа веселых иркутян из околомедицинских кругов. Их разговоры о здоровье, перемежавшиеся перекурами и поеданием съестных запасов, были порой забавны до желания, грубо говоря,улыбнуться, Но главное, что впереди меня ждало интересное маленькое путешествие, огромный мегаполис и диаспора соотечественников уехавших в Харбин на рубеже 20х от «справедливого» возмездия «советского народа». Впрочем, ненадолго – карающая десница правосудия настигла здесь тех, кто вовремя не успел «сделать лыжи».В настоящее время от первой и нулевой волн русских и русскоязычных почти ничего не осталось. После разгрома японцев в 45 и прихода РККА судьба многих из них была не столь радужна, в отличии от моих мечт, блуждавших в закоулках замутненного грезами сознания при думе о размеренном отдыхе.
   О том, как обычно обращались с теми кто «предал» родину написано много, потому хочу сказать несколько слов о жизни в Харбине до 1945го. Городская русская жизнь была полна достатка и не только материального. События, напоенные русской культурой, не оставляли Харбин стороной. Его посещали знаменитости и важные персоны. Театральные, музыкальные и балетные постановки, религиозные празднества, спортивные события того времени не были редкостью. Выпускались газеты и выходили немалым тиражом журналы. Горожане обустраивали общественные места для отдыха, организовывали выставки, вернисажи, проводили благотворительные акции, собирая пожертвования. Существовало немало ресторанов и специализированных магазинов. Летом люди отдыхали, купались на обустроенных местах Сунгари-реки; зимой же проводили время на катках. Китайское население не видело в них «понаехавших». Наоборот, российская колонизация и строительство КВЖД давали возможность части многонационального китайского населения зарабатывать на жизнь, во многих случаях неплохую. Эти скоропалительные выводы я посмел сделать, после посещения собора святой Софии, находящегося в самом сердце Харбина. Это красивое, когда-то величавое здание  украшало центральную площадь.
   Православный храм и пространство вокруг облюбовали белые голуби, которых здесь во множестве, чем придают этому месту, так сказать, "гуманолюбия". А как иначе - голубь символ мира. Вечером при подсветке церковь выглядит не менее привлекательно, вызывая у прогуливающихся желание сфотографироваться на ее фоне. С внешней стороны эту красоту обновили, подчеркнули ее черты и былое великолепие, чего нельзя сказать о помещениях внутри. Даже в укрепленных стальным крепежом местах, для предотвращения обрушений, от тянущейся практически через все строение посредине залы большой трещины, нет даже косметических попыток, заделать ее. Она сразу бросается в глаза. Как видно, это особо никого не интересует. Рядом на стене, видны рваные отверстия напоминающие пулевые. Может это и так, не знаю, не выяснял. Что первоначально вызывает недоумение на входе в собор(вход платный), так это продажа всяческих сувениров и безделушек. Но главное и интересное, это фотографии, вырезки из газет, некоторые макеты и экспонаты, находящиеся там и рассказывающие о русской ранней истории Харбина. Очень интересный, любопытный и познавательный материал о том, как жил, строился и прирастал этот северный китайский богатырь.
    Не все было в реальной жизни безоблачно и красиво, как это говорят нам старые фотографии и по крохам собранные экспонаты-свидетели; каждый из них это маленькая история, моментальный прижизненный слепок времени и места, которое теперь далеко от нас. Но даже в зале ожидания харбинского вокзала, как напоминание, висит большое полотно из ранней истории города с зимним пейзажем. Харбинцы умели радоваться жизни, качество и уровень которой был высок для того времени, что косвенно подтвердил трамвай на этой картине. Все. Достаточно размышлений. Пора вернуться в свой вагон, с переменой скоростью ведомый рулевым электровоза к границе.
    Гастарбайтеров, с оттопыренными от заработанных гульденов карманами, оказалось немного, в их числе соседка-китаянка по полке сверху. Ее немногочисленные спутники были равномерно распределены по вагону. Она была открыта и искренна как ребенок, несмотря на возраст, давно переваливший средний. Многое обыденное вызывало в ней живейший интерес. Например, когда мои медики дулись в 1001 на ее лице появлялась улыбка и явный интерес к игре. Тем паче в отличии от меня она знала все-таки несколько иностранных русских слов. Смачные комментарии игравших были ей не в диковинку.
    Китайские попутчики все время пили чай из пластмассовых герметичных баночек. Садились поесть со своим китайским в совокупности с "нашим" «Дошираком». Больше всего меня гасило аппетитное поедание куриных лапок. Но голод не тетка, слопал бы, как только жаренный петух клюнул бы в одно место. За все время совместного следования китайцы радушно и искренне угощали меня сигаретами, овощами, собранными на полях, и какой-то загадочной приправой, напоминающей сплющенные горошины черного перца. В конце концов, пришлось сдаться и из вежливости взять в дар предлагаемые огурчики и помидорчики «черри». Чтобы закрепить аксиому 50х, что русский и китаец братья навеки, я пробовал поднести ответные дары – шоколадные конфеты и баранки к чаю. Баранки были категорически отвергнуты, а вот конфеты после осмотра были приняты и съедены … более молодой труженицей полей. В отличии от «деловых» китайцев люди из глубинки простодушны и непосредственны. А с товарно-денежными китайцами не знаешь с какой стороны прилетит.
     Когда едешь с комфортом, то, как кот на подоконнике, тихо и мирно созерцаешь жизнь за окном. Наш вагон №7 в полной мере способствовал этому. Поезд двигался на юго-восток, нечасто и размеренно постукивая своими колесными парами. То и дело появлялась буфетчица из вагона-ресторана, втюхивая пассажирам пиво, чипсы, напитки и подогретые «свежие» пирожки на машинном масле. Освобожденный от суеты каждодневности, я наблюдал за проплывающими мимо полями, пролесками, полустанками, речушками.
   Мы проехали Селенгу, но особого впечатления она не вызвала. Видимо ехали не в то время. Сухая трава, тронутая холодом и увлекаемая ветром, кивала нам и пригибалась книзу, будто извиняясь за свой нелетний наряд. Холодная вода, подернутая образующейся шугой, словно уносила память о вешнем звенящем лете и красе ранней осени. Казалось, что с каждой минутой приближается дряхлая пора, переходящая в зимнее оцепенение. Но зеленые лесные массивы, низины и холмы вдоль реки, переходящие порой в высокую гору на одном из берегов, дальние белоснежные вершины Хамар-Дабана(?) освежали весь этот непригляд.
   Ближе к Улан-Удэ снег практически исчез, и вернулся вновь лишь после 4х часов пути. Улан-Удэ, прикрытый серой пеленой прохладного октябрьского утра, был аккуратен, в меру чист и симпатичен, впрочем, как и всегда. Часов через 5  после Улан-Удэ  появился уже нетающий снег на полях. Чаще стали появляться разрушенные и теперь никому ненужные останки деяний эпохи социализма – заброшенные склады, молочные фермы, заводики, элеваторы, жилые панельные и кирпичные здания, распотрошенные остовы военных объектов, коими так богат был ранее ЗабВО. Калейдоскопом мелькали и скрашивали разруху виды природы, достойные кисти художника. Пейзажи дополнялись бонусами в виде речушек с обледенелыми берегами. Понемногу лес за окном стал мельчать. Чем ближе к Забайкальску, тем более степным становилось пространство.
     Густые пожелтевшие травы Забайкалья постепенно переходили в редкую степь с залысинами, в виде выходов на поверхность серого и желтого песчаника светлых тонов. Становилось теплее и самое удивительное безветреннее, что нетипично для данной местности. Ближе к границе оживленнее стали автотрассы, новее и свежее постройки.
  Город Борзя выглядел вполне обыденно и неплохо для Сибири, что меня слегка «стопорнуло», если учесть «уход» из города военного контента(содержания). На обратном пути я выяснил причину. Оказывается, в город пришли средства по госпрограмме на ремонт и обустройство жилого фонда и капитальный ремонт тепловых сетей. Кроме того, сюда добралась запланированная электрификация железной дороги. Особых радостей это событие в городе не вызвало, поскольку дело теперь грозит оптимизационными сокращениями работающих на железке. Кажется, город живет своей налаженной жизнью и административное рвение что-то поменять в укладе, вызывает у местных лишь иронию и отрицание. Ведь чаще получается так, как говаривал известный правдоруб и мастер русского слова: „Хотели как лучше, а получилось как всегда“
     Через 50 минут после Борзи фирменный пришвартовался у борта станции Забайкальск. Выходя на перрон, я увидел сотрудницу турагентства с заветной табличкой «Интурист Саша». Она сообщила вновь прибывшим туристам, в какой номер автобуса садиться. И вот уже щебечущая ватага приезжих за тряпками и приключениями двинулась через виадук, каждый к своему автобусу. Автобус с нашей группой двинулся в сторону границы, но, увы, меня высадили на автовокзале для дальнейшего самостоятельного оформления визы.
        В здании автовокзала оформляются приглашения для следующих в Китай граждан без виз. К таковым относят и профессиональных "кэмелов", вынужденных часто пересекать границу таким образом. Безвизовых набралось человек восемь. Стоимость приглашения в районе 800 рублей, точно не знаю, ведь я «турыст» и приглашение имел по умолчанию, только отсутствовала виза. Затем надо договориться с владельцами автотранспорта, коих здесь хватает. Собственно они и сами ищут клиентов. Плата может быть различной, но не утомительной. Сумму называть не хочу, у меня она входила в стоимость тура. Помимо этого, могу ввести в заблуждение, и вызвать гнев тех, кто может воскликнуть: „Да я сам там был и платил, по усам текло и в зад не попало!“ Главное, что в этом случае, вы гарантировано будете доставлены и сопровождены на ту сторону.
   Спустя час мы ехали на пограничный пропускной пункт. Не покидало ощущение, что будто первокурсников везут убирать турнепс, который остался после нерадивой учебной группы, посланной на битву за урожай ранее в сентябре. Остается удивляться, почему так трудно заасфальтировать небольшой участок дороги или обустроить его. Мелочь вовсе не расстроила, а было воспринята как часть аттракциона под названием «Харбин». На российской стороне ничего страшного не было, более того персонал таможни и пограничников был вежлив, предупредителен и даже искренне, не по-американски улыбчив, не то что на западных рубежах России и Украины.
   На китайской стороне получение визы не заняло много времени. Но некоторые действия чиновников были непонятны. Например, копирование заново уже имеющихся страниц из заграничного и гражданского паспортов, далее дважды фотографировали. Но раз аттракцион, то нужно играть по правилам принимающей стороны. Взяли в итоге что-то в районе 2700 рублей. Мы заполнили анкеты, отрывную часть которой надо было сохранять вплоть до обратного перехода. Далее требовалось приобрести непонятную страховку стоимостью ; 30 рублей, что вызвало некоторое замешательство при поиске мелочи в кармане. На обратном пути домой пришлось идти покупать еще бумагу стоимостью 10 юаней, которую отдаешь таможеннику при прохождении. Что за бумага не знаю – в подробности не вдавался. Наконец все формальности пройдены и я уже почти в Китае.
      Ожидая остальных перебежчиков с российской стороны (в транспортном средстве, пересекающем рубеж должны быть все заявленные), ощущение легкого голода и чувство любопытства привело меня в «типа» буфетный продуктовый магазинчик. Наскоро проглотив 3в1+подобие сосиски – вышел оттуда с оценкой «драй мит гроссе гроссе минус». Но инфраструктура для временно пребывающих больших неудобств не вызывает. Само новое здание, не в пользу оппонентов с российской стороны.
    По пути в Маньчжурию, обратил внимание на преимущество социалистических идей великого кормчего в пику звериному оскалу тиронозавров государственно-общественного строя РФ. Оно выразилось в виде неплохого дорожного покрытия. Маньчжурия встретила нас солнечной погодой и чередой новых бутафорских пряничных домов вдоль дороги, ведущей к городу. Но они казались необитаемыми. То есть произведена работа, затрачены средства, есть результат, но почему-то здания пустуют, там никого нет! И ощущение эфемерности увиденного не покидало. Все казалось каким-то ненастоящим. Уже возвращаясь поездом из Харбина ранним утром, где-то за полчаса до Манджоули было замечено большое новое городское поселение – может там живет основная масса жителей?
 Манчоули гостеприимен, каждый может найти себе занятие – кто поесть, кто попить, кто зарядиться тряпьем или удовлетворить любознательность. Город малым не назовешь, пошляться есть где – улицы, скверики, скульптурные композиции. Ходят китайцы, напоминающие старьевщиков из детства, пытаясь всучить за недорого всякую ерунду; то и дело подваливает какой-нить «помощник», предлагая китайскую девушку или помощь в приобретении.
   Первым делом по прибытию, рядом с гостиницей Интурист, я прибрел за 100 юаней карту для общения в Китае и с Россией. По уверению продавцов ее хватает на час разговоров с Россией. Мне хватило с лихвой, останется на следующий раз для Гуаньчжоу или Гонконга.
    В ожидании поезда на Харбин пошел знакомиться с городом. Первое что мне попалось на глаза – так это наш нетрезвый гражданин, которого под белы руки выволокли из ресторана китайские труженики мерного стакана и «русских» пельменей.
    Манджоули это атипичный китайский город, хоть и много в нем продавцов и покупателей. В нем своя атмосфера, это отдушина для китайских обманщиков и одновременно видна печать от влияния на город российских привычек. В общем, это место где можно небезуспешно выживать. Маньчжурия предстала пред гостями в рабочем тонусе. Радующая глаз архитектурная планировка, ровные дороги центральных улиц, множество магазинов, площадей, скульптурных композиций (не имеющих, впрочем, художественной ценности, а сооруженных для пущего куражу), уютных заведений общественного питания. Но конечно нужно воспринимать все это через линзы очков с китайским национальным оттенком; не в смысле соответствия западной культуре, а в отношении использования построек и как все элементы этого комплекса взаимосвязаны.
    Неспешно прохаживаясь на свежем воздухе, во мне созрело понимание, что необходимо подкрепиться. Судьбу испытывать не стал, из-за незнания местных столовых. Зашел в первый попавшийся мне КFC, c банера которого на меня глядели лукавые глаза социал-ренегата. Догадались о ком речь? Это дедушка Лев Давыдович Троцкий, со скабрезной улыбкой на лице. Ага, значит его вовсе не пристукнули киркой в далекой знойной Мексике. «Он затесался здесь, среди наших» – догадался пытливый ум искателя приключений. Но прокол все же был совершен: выбирая продукты для поедания я не учел особенности привязки к местности китайских франчайзинговых ресторанов фастфуда Kentucky Fried Chicken.. Уже позднее я не пожалел, что взял для страховки немного съестных припасов на время пребывания в Поднебесной. Их мне хватило, чтобы чувствовать себя как дома в поездке, пока подстраиваешься под местное. От непривычной кухни не страдал, но люблю еду попроще. Например, на морозе - хлеб с мерзлым салом и … малиновым вареньем, обогащенный крепким чаем.
     В Китае как и везде желающим обзавестись настоящим барахлом известных фирм, можно сэкономить на времени. Для этого нужно только увидеть знакомую надпись на входе, зайти и купить. На известные и не очень бренды стоимость одинакова. Это касается также Харбина и Маньчжурии, но выбрать что-либо себе может любой, по приемлемой для себя цене. Маньчжурия известна своими знаменитыми надписями на великом и могучем, Меня в этой чехарде вывесок улыбнул магазин под названием «Шуба Хороший Парень». Заканчивая тему ТНП, замечу, что Харбин не дешевый, но каждому известно, что бесплатный сыр только в мышеловке. Выбор до безобразия широк и неприличен для европейца или уважающего себя советского гражданина. Кстати это касается и продуктовых заведений. Разбег цен в маркетах различных уровней велик, от люмпенских ценников захудалых лавочек и развалов до миллионерских многозначных цифр в просторных и светлых респектабельных торговых центрах. В большей степени это относится к Харбину.
       Одна из особенностей современного городского Китая, это желание, как мужчин, так и женщин хорошо одеваться; отыграться за былые худые годы. Таких барахольщиков как там, надо еще поискать в России.
        В конце-концов меня утомила парадная сторона жизни Манчолли, и мне захотелось взглянуть на изнанку. Гуляя, я старался найти необычное для себя и заурядное для местных, что может находиться за углом и сверкающими фасадами. Внимание привлек сероватый проулок, не предназначенный для шопоголиков. Я свернул… На замусоренной вокруг территории торговали едой с китайским специфическим привкусом, фруктами-овощами и прочим немудреным товаром. Торговля шла достаточно бойко как на улице, так и в небольших магазинчиках, расположенных слева и справа на первых и цокольных этажах. И тут мне попалось анатомически разделанное тело опаленного пса размером с барана. Вид покоробил. Не ожидал такого увидеть. Думал, что собак употребляют люди больные или живущие на улице, или корейцы, наконец, да и то специально выращенных для этой цели животных. Народ то и дело подходил к продавцу и тот отрезал часть указанную покупателем. Минутой позже подошел дядька «нечмыревой» наружности и ткнул в лакомый для себя кусочек. Я пытался запечатлеть исподтишка этот процесс в целом, не акцентируя внимания на бедной животине. Но получить хороший снимок так и не удалось, шпик из меня неважный. Профессор Плейшнер победил Штирлица. И я побрел дальше, аки бездомный пес.
       По возвращении в резидентный номер агентства «Интурист Саша» за разговорами с нашими туристами, ожидавшими свои рейсы и поезда, прошло больше часа и незаметно настал вечер. Нас повезли из гостиницы на вокзал.
    Народу в зале ожидания было немало. Многое в нем напоминало о родине;. Только лица большей частью были азиатские. Пока ждали посадки, задумался, откуда название Маньчжурия и куда оно ведет. Вообще интересно будет покопаться в этимологии слова Маньчжурия. Вот как оно звучит у китайцев. Я насчитал три варианта. Перечисляю в написании кириллицей: маэнджоули, маэнджолли, манчоли. Ничего не напоминает. Добавляем к маэнджолли букву я и русифицирем, получаем – Монголия.
Переиначиваем манчоли на русский лад заменяя «ч» на «г» и получаем монголы. Так что может случится так, что невысокие жители внешней Монголии имеют весьма опосредованное отношение к таинственным монголо-татарам. Вдруг все гораздо прозаичнее - маньчжуры, или как их там по другому – джурджени. Иначе откуда взялся некий великан-могол Челубей на Куликовом поле.
   На контроле просветили нашу поклажу и мы двинулись на перрон к скорому до Харбина. Сопровождающие гиды заблаговременно забрали у нас колюще-режущие предметы, сказав, что запрещено, и даже перочинные небольшие ножи тоже под запретом. Мои опасения по поводу неудобств в поезде оказались надуманными. В вагоне было свежо и чисто. Железнодорожные пути на прогоне до Харбина с ровным полотном, с использованием длинных рельсов (а может с применением бесшовной сварки?). Передвигаться в таких условиях удобно и не доставляет хлопот. Все хорошо продуманно, в том числе и туалетные помещения – умывальник и «нужник» разнесены. По два умывальника и унитаза. Соответственно и отсутствует очередь. Под каждым столиком стоит большой термос, чтобы народ не шатался по вагону(не воспользовался). И самое приятное – это попутчики. Почти никто громко не разговаривал, не чавкал и не пожирал килограммами «дошираки» и пахучие снадобья. Все достаточно быстро улеглись.
     Перед поездкой проводник прошел по плацкартам – забрал билеты, выдав взамен пластиковые карты. В конце поездки мы совершили обратный обмен. По приезду при выходе из вокзала билеты сдали вокзальному персоналу. Во время дежурства проводник не спит, а занят делами и уборкой. Вагон постоянно под его опекой и не остается бесхозным. Показателен такой факт, что он поправляет обувь пассажиров, чтобы человеку было удобно, когда он встанет с постели. Вдоль всего пути плавно, но быстро идущего состава все огорожено сеткой для безопасности, а мусор практически отсутствует.
      Утром, когда поезд двигался в пригородной зоне, а далее по Харбину, обратил внимание на архитектурный хаос, который присущ быстрорастущим городам, или обусловлен непродуманной застройкой. Тут и там соседствовали 5этажки и панельные здания повыше, типа наших 9-18 этажек старой застройки. Рядом с ними ютились давно обжитые двухэтажки, а вдоль городских дорог был виден одноэтажный самострой. Почему-то сразу стало понятно, что в Китае люди встают рано. Несмотря на ранний час народ в вагоне выглядел бодро и был готов день грядущий встретить во всеоружии. Не было той суеты и особой толкучки, когда люди проспали и торопятся. Время в стране везде одно на всей территории, что накладывает определенные ограничения. Например, в Харбине в 5 часов вечера в начале октября по нашему летнему времени уже начинает темнеть. Но люди привыкли и не обращают внимания. Справедливости ради надо отметить, что для России это неприемлемо и даже вредно. Китай конечно большой, но не в сравнении с нашей страной. Апофеозом градостроительной вакханалии стала картина этакого Соуэто в картонно-фанерном Харбинском варианте. И это буквально за несколько минут до того, как поезд прибыл на вокзал!
        Пропускной режим на станции был не столь строг, как в приграничной Маньчжурии. Видимо, город большой и пассажирский поток тоже. Столица северо-востока встретила нас гомоном, обычной толкотней, звуком рожденным клаксонами автомобилей. Над привокзальной площадью уже витал запах «жарко-парки» от китайской еды. С этим привкусом пришлось часто сталкиваться все несколько дней моего присутствия в этом чудесном большом городе. Близко к бордюрам во множестве стояли автомото средства, преимущественно красноватокоричневого цвета, представляющие из себя моторизированный байк, переоборудованный в грузовой каб. В основном ими пользуются для перевозки небольших партий груза. Но несколькими днями позже мне предложили покататься на этой Антилопе для полноты ощущений, чтобы было что вспомнить.
       Среди многих наших граждан до сих пор бытует мнение, что китайцы в основном так и ездят на велосипедах. Не знаю как в отдаленных городках, но Харбин встретил нас обилием легковых машин. Причем весело было наблюдать знакомые японские модели, но с левым рулем. Лицевая или задняя сторона авто могла отличаться от оригинальной модели. Но это совсем не значит, что экспортных моделей нет. Напротив их тоже хватает с избытком. Было примерно около половины девятого утра, но харбинцы уже вполне проснулись и спешили куда-то по своим нуждам. Кто-то уже бойко торговал своим нехитрым товаром в своих грязноватых лавках. Был и праздно шатающийся народ. Многоэтажные здания китайских банков, офисов вовсю работали, а чистые большие витрины местных маркетов настойчиво звали своими вывесками заглянуть внутрь.
    Чаще всего во время пребывания мне на глаза попадались в Харбине здания китайского сельскохозяйственного банка. Может отделений много из-за множества заявок сельхозпроизводителей, отсюда и развитая инфраструктура. Маршрутные автобусы с деловитыми водителями, выпускали пассажиров их своих салонов. Несмотря на большой пассажиропоток, автобусы не были забитыми. Стоимость проезда на них очень даже демократичная, а кроме того это один из способов лучше узнать город - сел и поехал. Автобусы ходят строго по маршруту и всегда можно выйти на той же остановке, на которой зашел.
       Через несколько минут под мелодии транспортного потока мы прибыли в ночлежку «Гонконг» для базирования и расположения, другие соучастники отбыли по своим местам. Единственным преимуществом отеля было близкое расположение к старому городскому действующему парку и к пешеходной, одной из старейших улиц города Центральной или Арбат по-другому. Гостиниц классных, хороших или плохих в городе, а тем паче в этом районе хватает. Так что это не проблема, но мне нужно было место, где спать и привести себя в порядок.
       После размещения сразу направились на завтрак в гостинице. Еда была несытной и невкусной, что собственно и можно было ожидать от низкобюджетной гостиницы. Но попробовать надо было(!) то, что предлагают на завтрак по утрам в таких местах. Проживавших в «Гонконге» китайцев пища вполне устраивала. Ощущение такое, что люди едят для заполнения желудка, и съеденное должно просто притупить голод. Но это не значит, что с чревоугодием худо в Харбине. Так или иначе, более половины завтраков я пропустил.
     Основной целью моего пребывания было, как можно подольше побродить по городу одному или в небольшой компании, чтобы почувствовать, чем дышит Харбин, ощутить его атмосферу и понять - нравится или нет. Оценить это можно лишь не спеша, блуждая по незнакомым переулкам и широким площадям, закоулкам, заходя периодически в разного рода заведения, забегаловки, магазины, осязая всеми фибрами души происходящее вокруг. Только так в полной мере можно ощутить пульс и услышать дыхание мегаполиса. Никакие экскурсии не заменят самостоятельной оценки, выставляемой на подсознательн ом уровне.
      Побывать в Харбине стоит, но может туристы-гуру могут не согласиться - далековато ему до исконно посещаемых мест. Но город притягивает как бывший российский город со своей историей и уже как новый китайский северо-восточной анклав и как сплав различных культур и людей различных национальностей.
     В поезде до Харбина ехала попутчица, 100% выказывавшая своими чертами принадлежность к индейцам Центральной Америки. Сходство такое, просто диву даешься. Можно кино снимать про ольмеков.
    Харбин рос очень быстро и продолжает развиваться. Вы только вдумайтесь, за каких-то сто лет из маленького полустанка Харбин стал 8ми миллионником! Географически он находится в достаточно благоприятном климате, и сюда едут на экскурсии и отдых … южные китайцы, для которых тут многое представляется интересным и новым.
     Кстати о людях – народ здесь колоритный и большой, совсем, не отвечает представлениям российского обывателя. Средний рост местных жителей значительно выше среднего по стране. Некоторые российские регионы( я немало раньше поездил по РФ) позавидовали бы такой статистике. Внешне многие различаются и наверняка можно выделить около десятка людских групп, объединенных по каким-то внешним признакам. И вообще по городу в немалых количествах, совершенно безнаказанно ходят длинноногие высокие стройные девушки, гармонично сложенные с выразительно тонкими, красивыми чертами на челе. Либо маньчжурские воители привозили из дальних боевых походов лучший генофонд павших народов, либо эта черта присуща местным женщинам от своего происхождения, а может мать- природа постаралась создать условия для произрастания такой красоты. Здесь в Харбине до меня дошел истинный смысл слова «луноликая». Раньше я непременно бы добавил ироничное слово «тарелька». Смысл выражения в моем понимании – это серебряный лунный свет и тонкие черты нового лунного месяца? Не знаю –может и так…
    Что касательно Арбата, то это одна из немногих улиц оставшихся здесь от российского присутствия.. Вплоть до 1945 года оно было значимым и немалым. Улица очень живописна с каменной мостовой, зданиями начала 20го века, в хорошем состоянии, множеством торговых заведений, гуляющих молодых и не очень людей, улыбки и смех здесь повсеместно. Атмосфера расслабленности и отдыха присуща Арбату. Применительно к Иркутску это улица Урицкого, но только без напряженности и беготни. Есть магазины, торгующие российским добротным товаром. В субботний и пятничный вечер улица превратилась в небольшую полноводную речку отдыхающих, в основном, местных жителей. Приезжих в общем потоке, пока намного меньше. Но только испанцы, то ли канадские испаноязычные подали единственному нищему на улице, замеченному мной на Арбате. Вроде не гонял его никто, а может их всех вывезли на 101 килиметр Харбинского МКАДа. В Маньчжурии тоже попался нищий старик, сидевший на тротуаре при -8°С с ветром вдоль оживленной трассы. Он был одет в старую неопрятную зимнюю одежду, образца послевоенных лет. Полушерстяной шарфик был неплотно обмотан вокруг шеи, а грудь нараспашку. Улыбался и нудно пиликал на инструменте. Корпус «балалайки» напоминал маленькую домру, а дека в два с половиной раза длиннее корпуса с тремя струнами, сужающаяся на конце. Старик по виду не выглядел несчастным.
    За время пребывания несколько раз был свидетелем такой картины. Раннее утро. Идет пожилой человек, неплохо одетый по нашим меркам. Из дверей заведения выходит хозяин и вежливо с легким поклоном просит принять от него только что, приготовленную еду. Да, у нас бы кроме пинка под зад бабушка или дед не увидели бы.
     На центральной есть два замечательных заведения, без которых мой рассказ будет неполным. Первое - это кондитерская „Bomele“, а второе ресторан европейской кухни «Татос». Вообще-то кухня там российская. Основан он в начале века русским армянином и действует до сих пор. Очень вкусно, правда, и наедаешься. Там много старых вещей и экспонатов. Не ресторан, а прямо музей, там Федор Шаляпин кушали. «Татос» - тема для отдельного разговора, потому продолжу о «Bomele». При интересной и качественной кондитерской продукции, здесь еще делают прямо при вас замечательный кофе. Я попробовал «Мокко» и в следующий раз «Латте». Очень, очень здорово. Думал в Иркутске найду филиал, залез в Инет – пусто. Но зато обнаружил еще несколько упоминаний об этом вкусном месте с восторженными отзывами англоязычных туристов. Ну, значит, не только мне понравилось, что так сказать символизирует.
     Гулял я по Харбину в легкой осенней курточке нараспашку, но при этом встречал людей в масках. Когда выяснил почему, ведь грипп типа птичьего не объявлен, то ответ удивил – вроде как от холода(верить или нет?). На улицах отсутствовали курящие, во всяком случае, за время пребывания я видел очень мало курящих людей. Значит, борьба с этой привычкой в Китае уже приносит свои плоды. Если сравнить с теми, кто приезжает к нам в Россию на работу из глухих провинций, то курящих намного меньше. Уже в России встретил давнюю знакомую, работающую в сфере найма иностранных специалистов. С её слов, к нам сейчас из Китая едут люди, не имеющие должной квалификации, то есть, кого заставляет нужда; вторая цель таких людей набраться опыта, чтобы в дальнейшем трудиться на родине. Поток люмпенов из беднейших сельских районов иссякает, а это в свою очередь увеличивает стоимость рабочей силы. С каждым годом набрать людей становится труднее, так что и здесь мнение многих россиян, что понаедут и все захватят, преувеличены. Далеко не каждый китаец поедет к нам на работу, поскольку квалифицированный труд в знакомых родных местах неплохо оплачивается.
      На Арбате мной был замечен всего один выпивший молодой человек, чуть бездомной наружности(я проходил и гулял там часто, так как жил совсем рядом); он был чем-то расстроен и в глазах его стояли слезы. Он громко и быстро что-то говорил, порой переходя на окрик. Но выглядел при этом среди спокойных, хорошо одетых людей так, словно он здесь случайно.
      Несколько слов о полицейских и движении на дорогах. Служители правопорядка в служебной форме очень опрятны и выделяются внешним видом. Водители городского транспорта в моих воспоминаниях тоже оставили светлые «пятна». Так вот, когда пару раз встречал сотрудников в форме, то они вежливо с улыбкой здоровались, всем видом показывая расположенность к гостю. Сразу противопоставил их российским и украинским полисменам. Варианты вербального общения наших слуг закона с потенциальными нарушителями процессуального кодекса по нашенски это – «где ваша регистрация» или типа «пройдемте для более тщательного досмотра» с пристрастием.
      Транспортный поток большой, но имеется выделенная полоса для движения велосипедного транспорта. Парк пожилых велосипедов большой, но велосипедисты тут не «турысты», а трудяги, перевозящие груз велорикшы или простые граждане на старых великах. Хотя новые велосипеды известных брендов купить не составляет труда. Для перевозок часто используют трехколесный длиннобазовый «вел» с «примастряченной» к нему просторной тележкой. Есть и импровизированные площадочки по ремонту велотехники в подворотнях и на маленьких площадях. Паркуют их в самых различных местах и часто рядом с престижными марками автомобилей в важных публичных и деловых местах. При всем при этом никто из более высокой когорты граждан не выказывает раздражения. В количественном соотношении двухколесный друг, конечно же, уступает автоматическим телегам на четырех колесах.
    Дорожное движение напоминает плохо управляемый броуновский поток больших громоздких молекул. Светофоры и регулировщики присутствуют, но их не много, как у нас. Все непрерывно «бибикает», в ситуациях, не требующих оного, но что характерно никто не гоняет, нажимая на гашетку. Если бедолага-пешеход в неурочный час начнет пересекать дорогу, то водители притормаживают, и не видно было, что водители негодуют или матерятся. Когда я спросил у гида «Наташи» в день общей для всех участников тура экскурсий, погибают ли люди в ДТП, то она ответила, что очень редко, хотя аварии и случаются. Спросил - правда ли, что громили недавно в Китае машины японских производителей, то она ответила, что так все и было. А вот до конфликта из островов отношения между странами строились по принципу - мир, дружба, жвачка. И это несмотря на то, что вытворяли японские войска в не столь далекие времена. «А какая у Вас машина» - спросил я чуть позже. «Японская. Нисcан. Родители помогли » - улыбаясь ответила она. «И что, не разбили?». «Нет»-последовал ответ со смешинкой.
    Но, как сказала другой гид, самым большим неприятелем справедливо считают вездесущих янки, а точнее их финансово-военный арьергард. И есть понимание того, что если бы России и Китаю позволили действовать в одной связке, то это было бы совсем неплохо для наших народов, но отнюдь не для хозяев мирового порядка, чего собственно никогда они не допустят. Как говорится, разделяй и властвуй. Не так давно в начале 18хх(?) Китай уже ощутил на себе «помощь» железной руки англоязычных, когда чайна пипл был руллз. После такой «помощи» и подковерной МИДовской возни, а то и прямой агрессии четвертая часть населения южных районов подсела на «опий» и это не считая многих экономических проблем. После чего страна на долгие годы погрузилась в бардак, нищету и политические дрязги.
      Но впрочем, я отвлекся от темы и потому возвращаюсь к повествованию. Теперь немного о властях. Но в том лишь смысле, что успел понять за короткий срок применительно к Харбину и может к 5ти северо-восточным провинциям, в том числе и провинции Хейлуцзян, административным центром которой является этот город. Подчеркиваю, что все сказанное не более, чем мое субъективное мнение, а не истина в последней инстанции.
    Будучи на экскурсии в Харбинском океанарии при выступлении морских котиков обратил внимание на присутствие большого числа ребятишек, как младшего, так и старшего возрастов. Причем было видно, что воспитатели детей любят, лелеют и стараются заботиться о них. Дети чувствовали себя свободно, вели себя раскованно и очень открыто. Нарядные(в меру и по случаю), причесанные, не было в детях ни капли зажатости. Глаза, глядящие с восторгом на четвероногих и ластоногих артистов, искренняя встреча каждого номера на бис.Находиться среди детишек было приятно. На нас они смотрели как на тех людей, которых видят нечасто. Этот факт подтверждает, что Харбин несправедливо обделен пока вниманием туристов. Уходили после представления школьники и младшенькие, весело и шумно обсуждая увиденное. Подумалось – насколько уверенно они себя держат в общении, свободно, но не по-хамски в поведении, радостно воспринимая окружающее. Как думаете, мудрое китайское руководство стоит на верном пути? Мой ответ – наверное, на более правом пути, нежели на постсоветском пространстве.
    В Харбине пока много памятных мест, связанных с Россией, а также с СССР эпохи дружбы с Китаем. Есть даже улица Красной Армии(может путаю название, но не намного), причем именно советской, а не народной армии КНР. В большом здании, построенном в стиле сталинского домостроения, очень стройном и красивом, находится городская мерия(?). Но есть еще и сохранившиеся российские постройки начала 20го века и более поздние. Находятся они в плачевном состоянии. Вид их весьма неприглядный и неряшливый. Они доживают последние свои дни. Их никто не собирается реставрировать, делать их них музеи или хотя бы после косметического ремонта вешать на них памятные доски – дескать тут было то-то или здесь проездом останавливался … Еще немного и их снесут, и в этом динамично развивающемся городе станет одним историческим местом меньше, а его пустоту заменит вновь появившаяся стройка. И ничего уже не будет напоминать о прежней жизни и её свидетелях. По-тихому, без лишнего официоза стирается память о российском присутствии.
    Китай и власти как всегда верны себе Даже те, кто завоевывал эту страну, со временем становились китайцами. Помните как в известной восточной сказке: дракон, охраняющий сокровища всегда побеждает, даже когда падет от меча сам. Новый дракон-властитель займет опустевшее место. То есть, несмотря на более 50 национальностей, населяющих страну и на декларативные увещевания о интернационализме, а также наличие автономий внутри страны, создается все же( в течение 5 тысяч лет))) ) единая народная идентичность, имя которой «китаец». Это постоянный приоритет во внутренней политике.
     Другим таким приоритетом является строительная индустрия, которая, как не крути, один из локомотивов экономики, хотя и несет в себе негатив в виде надувания «пузырей» и пустующих порой вновь построенных зданий. Тут и там, везде видны клювы башенных кранов, очень много новых жилых массивов и других строений. Интересно, что розовый(малиновый) цвет является символом достатка. Как сказала гид, по цвету можно определить богатый ли это район. Хотя по внешней облицовке и этажности статус строения итак виден, что называется, издалека. Преобладающая палитра цветов новых жилых кварталов это малиновый, розовый, бежевый, светлокоричневый и коричневый. Реже встречается голубой, синий и серочерный, зеленоватый всех оттенков. Мне показалось, что в эти цвета больше «окрашивают» общественные и специализированные здания.
    Стоимость квадратного метра (со слов разных гидов, с которыми общался) в переводе на рубли колеблется от 120 тысяч в элитке до 25 тысяч в районах окраины, а средняя стоимость жилья – 40/50 тыс. Делаем выводы и развеиваем миф о дешевом китайском жилье, что имело место лет так «надцать» назад.
          Много внимания уделяется естественности сочетания особенностей местности, окружающего ландшафта и построенных совсем недавно комплексов, предназначенных для отдыха горожан и гостей. К ним можно отнести тот же самый океанариум, Город Солнца(местный типа сад), Дом Науки и Техники(подобие сплава ВДНХ с выставкой творчества дома пионеров), городская телебашня и многое другое, чего я не успел посмотреть. Для меня это не было главным, о чем сказано ранее.
   А вот набережная вдоль Сунгари выдержана в старом стиле, похожем на места отдыха с парком вдоль реки, как в наших городах. Все поддерживается и облагораживается. И хотя порывистый ветерок и веянье октябрьского холода существенно осложнили мою прогулку по набережной, все равно волны большой полноводной реки, солнечное утро, падающие и увлекаемые порывами желтые листья деревьев добавили мне настроения, взбодрили и доставили настоящее удовольствие. Всю эту красоту дополняли речные суда и сидящий рядом с небольшим зданием речного причала скучающий, одетый в форму речных дел мастер хрен знает в каком звании, а рядом с ним, не по-детски размахивая метлой, дворник наводил чистоту, тщетно пытаясь остановить осенний бал-листопад.
     На дорожных развязках Харбина и вдоль дорог, улиц устроены световые, архитектурные композиции, памятники, барельефы и стелы. Дополнены сии деяния муниципалитета лавками, газонами и прочими гаджетами, таким образом, чтобы создать уют. Взгляду они не противны, а напротив, заставляют остановиться и, так сказать, запечатлеть момент,
     Большое внимание, по моему скромному мнению, уделяется развитию финансовой сферы для оживления и обеспечения хозяйственной деятельности граждан и предприятий.
Почему так рассудил? Все просто. На один квадратный километр приходилось большое число финансовых учреждений, а в одном из центральных, негромких переулков было замечено 5тиэтажное здание какой-то биржи с красивым входом в виде львов и прочими залами, помещениями для сотрудников и оборудованием для проведения торгов и обслуживания заключаемых сделок. То есть власти подстегивают и сопровождают деловую активность в провинции Хейлуцзян. Это видно невооруженным глазом стороннего зеваки. Помимо признанных брендовых магазинов и филиалов известных производителей и различного направления, в городе работают(именно активно работают, а не присутствуют) крупные, средние и мелкие фабрики, магазины, предприятия, фирмы, работающие в сфере обслуживания. Частников тоже можно каталогизировать таким же способом – крупные, средние, мелкие, и мелко люмпенизированные. Этот сектор занят мелкой торговлей, ремонтом, извозом и прочими нехорошестями.
     Крупная промышленность находится вне городской черты. Но она напомнила о себе. Как-то, рано утром как всегда я пошел прогуляться. Выйдя из отеля, сразу почувствовал запах, будто горит хвойный лес, но с дополнительным непонятным привкусом. А дальние здания были покрыты легкой дымкой. Поэтому при посещении телебашни, красивой и привлекательной, смог помешал разглядеть город с высоты. Сильный ветер и смог прикрыли Харбин. Видимость была не очень хорошей, но все было ненастолько плохо, что дало повод российским каналам передать информацию в стиле «шеф усе пропало»
    Конец октября это время, когда средне и малообеспеченное население, что составляет большинство, производит заготовки на зиму, которая длится три месяца и характеризуется низкими температурами. До сибирских настоящих морозов здесь далековато, но и Абхазией здесь пока не пахнет, даже в условиях «глобального потепления». Снег, опять же со слов гидов, выпадает в конце ноября и исчезает без следа в марте. В городе много рынков и рыночков, где можно «втариться» овощами, фруктами, разнотравьем, рыбой, крабами и многим другим по полной программе. Разнообразие большое и очень многое я видел впервые. Достаточно назвать только картошку 4х видов. Речь идет именно о видах картофеля, а не его сортах.
       Знаменитое харбинское пиво, в рядом находящихся с такими местами магазинах, стоит в районе 2-3 юаней за «бутильку», супротив 140 рублей в российских супермаркетах. Для порядка и галочки попробовал, хотя и не любитель. Пиво приятное и мягкое, сдобренное ароматом ингридиентов, входящих в состав. Словом такое, каким видимо было раньше(по памяти) и каким должно быть, без излишней горечи с естественным вкусом. Фрукты отличаются по вкусу от аналогичных, продаваемых у нас. Может это связано с тем, что в Харбин их привозят свежими и необработанными для дальней транспортировки. В общем, съел их немало и с удовольствием, нисколько не жалею.
    На перекрестках больших центральных улиц можно наблюдать в это страдное время подчас и такую картину – прямо на пол вывалена из телеги, которая находится тут же, куча лука, картофеля или вообще неизвестного корнеплода. Вокруг бойко снуют спешащие куда-то люди, никого из полисменов и других фискальщиков вокруг не видно. Люди спокойно осуществляют свою нехитрую ИТД. Представить такое у нас трудновато, но заставляет задуматься не только о санитарии. Многоговорильня наших властей насчет развития мелкого и среднего бизнеса становится очевидной. Примеров много. Вспомним хотя бы закрытие челночного бизнеса, ухандокивание мелких рынков. Теперь вот взялись за киосочников и оптимизацию численности крупных бюджетных организаций, банков и значимых промышленных вертикально ориентированных холдингов. При этом в управленческих верхах этих же монстров численность сотрудников растет, а вместе с ними растет и денежное обеспечение сотрудников. А с тех, кто ниже, требуют все новой отчетности, постановки целей и прочее, прочее, прочее… Надо ведь чтобы вновь принятые наверху люди были хоть чем-то заняты. А они в свою очередь озадачивают тех, кто ниже всякой…ну чтобы не расслаблялись. Естественно, все делается только исключительно из-за заботы о российских гражданах.
        Закончить повествование о Харбине хочется чем-то веселым и озорным. Харбин это живой молодой организм, кипучий и здоровый, Это город контрастов, проблем у него немало. Но он их решает. Харбин это общество возможностей, по сравнению с размеренной Европой, которая, как кот средних годов, почивает на завалинке на лаврах, поминая о былых уличных победах.
    Несмотря на многообразие и разноликость Китая, наверное, китайцев объединяет одна черта – каждый умеет радоваться жизни, независимо от материальной обеспеченности. При этом они умеют глядеть внутрь себя и отыскать в своих глубинах гармонию, отвечая на вопрос, а что же я делаю здесь на земле. Подтверждением для меня послужило их отношение к одному, казалось бы, делу. А дело это касается тела))).
   Каждое утро, примерно начиная с 5-15 из старого парка, что рядом с отелем «Гонконг» раздавалась музыка. Это означало, что любители физзарядки выходят на тропу. Когда я пошел поглазеть, то был приятно удивлен. Люди группами, кучками, а кто сам по себе занимались собой. Кто дышал в медитационном трансе, кто бегал трусцой, кто скакал, занимаясь фитнесом, кто упражнялся в ушу, кто просто болтал ногами или тряс руками, заряжаясь бодростью. Парк действительно обладает какой-то целебной успокаивающей атмосферой – хорошее, уютное место. Даже гуси, несмотря на наступающий уже холод и малую воду в каналах парка, никуда не собирались улетать и своим гоготанием веселили окружающих, напоминая забывчивым, что гуси тоже не любят оставаться без завтрака.
   Вот с этим зарядом мы и покинули гостеприимный Харбин, с желанием когда-нибудь посетить его вновь. Возвращаясь обратно из Харбина в Маньчжурию , мне повезло увидеть Китай в дневном свете и опять сравнить – как у них, и как у нас. Вдоль всего маршрута стояли новые ТЭЦ, промышленные объекты, жилые кварталы, Многочисленны были расположенные в подходящих местах ветряки, разных размеров, преобразующие энергию солнца. На полях, таких же, как забайкальские, бродили кони и коровы в «промышленных количествах». На полях были разбросаны, свернутые или упакованные валки заготовленного сена для скота. Где не было механизации, сено было навалено стогами. Значит будет у людей и чай с молоком … У нас таких видов я не наблюдал. Но радостным исключением было известие от попутчиков, что оказывается в Забайкалье построена вторая(третья?) очередь Харанорской ГРЭС и что жителя города обслуживающего станцию с оптимизмом смотрят на свою жизнь, чего можно пожелать и всем остальным гражданам нашей страны…
     Я проснулся. За бортом через репродуктор были слышны голоса диспетчеров движения. Поезд №321 Забайкальск-Иркутск остановился на перроне Улан-Удэ. До Иркутска оставалось несколько часов. Чистое белое одеяло накрыло землю, делая все вокруг ярче и лучше. Дорогу сопровождали суровые волны уже ноябрьского Байкала, накатывающие на берег белыми барашками. Ели, богато увешанными снежными хлопьями, ждали зимней передышки. И не ветер, ни хмурые небеса не скомкали мне настроение и хорошие мысли о путешествии в город, который стал для меня чуточку ближе. До свидания Харбин! Может и встретимся… Привет Иркутск :)Скоро мне на работу

октябрь 2012


Рецензии
Интересно написали о Китае. Прочитала с удовольствием.
Спасибо.

Артемидия   15.11.2020 21:21     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к моему бумагомарательству

Павел Маркер   16.11.2020 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.