ч. 236 Жертва сродности

                §236. Жертва сродности

   Выдающийся украинский, а точнее Славянский философ и педагог Григорий Савич Сковорода много внимания уделял изучению сродности как средства достижения личного и общечеловеческого счастья.
Казалось бы, в этом случае все должно быть просто и понятно, и все же есть жертва как сродности или призвания, так и несродности или отчуждения.
Человек, полностью подчиненный какой-либо идее, области труда, устремленный к цели, не только испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение, но и немыслимое страдание.

   В погоне за ускользающим миражом создаваемого шедевра, человек многое не приобретает из обыденных материальных благ, вследствие чего и становится жертвой.
С жертвой несродности /отчужденности/, дело обстоит сложнее и неприятнее.
Личность, попавшая в зависимость от средств телесного существования, не могущая прожить на плоды сродного ей занятия, вызывает сожаление и сострадание.
Сразу же вспоминаются строки хорошего поэта Бориса Чичибабабина, долгие годы работавшего бухгалтером в трамвайном управлении города Харькова: « Для  жизни надобно служить и петь «тарам-там», а как хотелось бы прожить одним талантом».
Мало того, что жертва несродности не может полностью посвятить себя любимому уделу, но она не в силах полностью отдаться и нелюбимому труду.
Конечно, это не совсем и не всегда так. Невероятно сильный духом человек чаще всего добивается успеха на любом поприще. И все же с течением времени этой жизни он все чаще и чаще осознает себя жертвой.
Понимание этого поначалу вызывает грусть, а затем радость и даже некоторую степень гордости.
Что же выбрать - возвышение сродности или унижение отчужденности?
Иногда это мало зависит от личности и происходит без ее воли. Стоит привести лишь два примера преодоления несродности. Великий писатель Америки Джек Лондон в детстве и юности перенес множество испытаний, работал на многих работах, обретался в самом низу социальной лестницы и все же сумел достичь не только славы и достатка, но, прежде всего возможности заниматься любимым делом, то есть литературным трудом.

   Великий писатель земли русской Алексей Максимович Горький прошел вдоль и поперек родную землю, некоторое время жил даже в «ночлежке», откуда, казалось бы, нет возврата, однако стал тем, кем должен был стать.
Конечно, тяжесть происхождения вместе с недостатком усилий не позволяют человеку обрести соответствующую долю в общественном продукте.
Однако Господь не теряет из виду никого, поэтому рано или поздно поможет каждому принести жертву сродности.
Славяне должны осознать свою подлинную, глубинную, духовную сродность, о которой еще в 19-м веке говорил видный словацкий поэт и мыслитель Ян Коллар: «Кто отказывается от своей нации, не уважает и не любит свой язык, кто презирает его дух и характер, тот не может питать настоящей любви к своей Родине. Значит, меньшее должно быть подчинено большему, любовь к Родине - любви к нации. Все Славяне имеют только одно Отечество»
О том же говорит и болгарский мыслитель Нето Бончев: «Но мы, болгары, как ветвь великого славянского племени, которое обладает своим характером, своей историей, своей письменностью – словом, своим собственным духовным обликом, мы связаны духовными узами с другими Славянскими племенами. Духовное родство между народами обладает способностью, как магнит, притягивать и сплачивать народы.»
Сродность и народность - понятия не только однокоренные, но и тождественные по смыслу.

   Об осознании Славянской сродности мечтали и боролись за неё деятели декабристского «Общества соединенных Славян», а также славянофилы А.С.Хомяков, И.Киреевский, Ф.Самарин, братья Аксаковы, поздние Славянские мыслители К.Леонтьев, Н.Я.Данилевский и, наконец, крупнейший русский публицист В.В.Розанов, сказавший в своих «Опавших листьях»: «Посмотришь на русского человека острым глазком.… Посмотрит он на тебя острым глазком… И все понятно. И не надо никаких слов»

   Этническое понятие Славяне и бытийственное явление жертвенности предстают глубоко сродными и взаимодействующими факторами.
Конечно, жертвенность вполне представима и без Славян, но Славяне без жертвенности не только немыслимы, но просто недопустимы.
Действительно, с частичной утратой жертвенности потомков Славян не только вытесняют из всех сфер мирового взаимодействия, но и почти не допускают к пиршественному столу на родимой земле.
Впрочем, какой там пиршественный стол, когда людям русской земли не всегда удается обеспечить себе и своим детям необходимую простейшую трапезу.
Наиболее полно и зримо сродность Славян проявляется в языке.
Стоит привести сравнительный анализ русского и югославского наречий, чтобы убедиться в сродности произносимого:
1 Доброе утро/русск./ - добро ютро /серб./,2. Извините /русск./ - извините /серб./,3 Простите /русск./ - опростите /серб/, 4 Сын /русск./ - син /серб/. 5 Внук /Русск./ - унук /серб/. И так далее… О сродности надо не только помнить, но и всемерно взращивать ее.


Рецензии