Глава 14. Дом Дворец

Царская семья, в первую очередь, этот дворец воспринимала своим домом, где можно было отдохнуть, не обременяя себя вельможным этикетом. 
В письме своей матери император Николай II,  писал, что их новый дом, именно так называл он Белый дворец, поразил всех своим тёплым расположением и доброй притягательностью.
Интересен коридор  первого этажа, через который надо пройти, чтобы попасть в комнаты дворца. Стены коридора как бы продолжают своим декором удивительную природу вокруг дворца. Развешанные на стенах оленьи рога удивительно сочетаются с любимыми, оформленными багетами, фотографиями.

 
 
Главным помещением дворца, считается Белый зал. Залитый белым золотом яркого дневного света, попадающего сюда через огромные окна и вторящему ему цвет стен и потолка, Белый зал, выполняющий функцию столовой, пропитан торжественностью деталей  и материала отделки. Всё помещение выполнено в итальянском стиле. Камин, украшенный резьбой и гербом Романовых, и четыре большие колонны с капителями коринфского ордера, высеченные из цельного каррарского мрамора. Под потолком Белого зала проходит широкий орнаментальный пояс, на котором изображены гербы крупнейших губерний России. Всё говорит о парадности этого помещения для важных особ.
 
Прежде, чем попасть в Белый зал необходимо пройти через Парадную ожидательную. Эта предшествующая торжественному Белому залу комната, своим мягким цветовым решением внутреннего убранства, словно предлагает отдохнуть в домашнем уюте перед неожиданностью ослепительной белой торжественности. Для отделки помещения архитектор использовал темный орех и темную драпировочную ткань. Здесь тоже властвует стиль ренессанс. Резные деревянные розетты украшают потолок, карнизы дверей и полочки камина – всё это цвета тёплого дерева. Камин, оформлен темно-зеленым мрамором и блестящей бронзовой обкладкой. Как и было задумано архитектором, их сочетание гармонировало с темными филенчатыми панелями и драпировкой стен.
Здесь всё соответствует настроению терпеливого ожидания.
Во время Ялтинской конференции Парадная ожидательная была рабочим кабинетом Франклина Рузвельта, президента США. В зале экспонируется фотография Сталина и Рузвельта, сделанная 8 февраля 1945 года.
Следующим произведением интерьерного искусства архитектора является Парадный кабинет императора. Здесь также всё пропитано теплотой дерева, теперь уже красного, шёлком ткани золотого цвета на стенах сверху и все детали на дверях, зеркале и дивана, завершает декоративная отделка бронзой. На потолке горделиво красуется великолепная с позолоченной бронзой хрустальная люстра.
 
А беломраморный камин с верхней плитой, украшенной изящным растительным орнаментом , опирающуюся на четырехгранную колонну, со скульптурным венцом,  изображающим голову стал как бы завершающим аккордом делового интерьера.
В период Крымской конференции Парадный кабинет императора служил спальней для Ф. Рузвельта.
Все комнаты дворца отличаются своим характером, архитектор прочувствовал дух каждого помещения и сделал неповторимыми.
Как неотъемлемая часть, представляющая лицо страны выступил Ливадийский дворец и в послецарские времена. В дворцовой Бильярдной, за длинным столом во время официального завтрака Сталин, Черчилль и Рузвельт подписали главный документ конференции – итоговый текст коммюнике. Его заключительная страница «Единство в организации мира, как и в ведении войны» представлена в экспозиции зала. Здесь же – знаменитая фотография «Большая тройка», сделанная в Итальянском дворике, и фотография «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции».
 
Дворец никого не оставит без личных восторженных воспоминаний, есть и народная примета , сложенная совсем недавно, видимо, не без основания. В одной из комнат располагается огромное зеркала, упирающееся своим обрамление в потолок. Считается, что если загадать желание, видя своё отражение в зеркале, то это желание обязательно сбудется.
Комнаты второго этажа дворца также гармоничны в своём художественном и архитектурном решениях, а также отвечают всем функциональным требованиям, где можно окунуться в житейские мысли и отдохнуть от государственных документов.
Здесь тоже есть рабочие кабинеты императорской супружеской четы. Но это уже скорее комнаты, выдержанные в строгом и в тоже время «добром» и уютном стиле для уединения, где тёплые тона наводят на философско романтичные мысли.
Мягкие тона Опочивальни Их Величеств, наполненной льющимся светом из огромных окон и Будуар императрицы, где проходили семейные вечера, тоже являются лаконичным продолжением, рассказывающим о жизни августейших особ.
 
 
Во втором этаже дворца представлены фотографии, письма, книги, картины, мебель семьи, у гостей музея есть возможность понять, что собой представляла ливадийская жизнь императорских особ.
На территории садово-парковой зоны Ливадийского дворца, среди полной жизни разнообразных деревьев и кустарников, высится замечательный дуб. Кажется, что именно его описывал А.С. Пушкин. Это огромный 500-летний дуб, произрастающий в западной части Ливадийского парка-памятника, в охранной зоне ботанического заказника “Южнобережные дубравы". Окружность дерева на полутораметровой высоте – 600 см, высота – 25 м. Могучее дерево хорошо выделяется в густом лесу из лиственных пород. По всему стволу имеются большие, до 1 м, наплывы. С южной стороны дуба есть дупло 100 х 300 см.
Хочется отметить и растение страстоцвет или пассифлора инкарната, оно знаменито своими лекарственными свойствами, входит в состав знаменитого успокаительного средства - ново-пассит.
 
Ещё одним украшением архитектурного ансамбля в ливадийском имении является крестовоздвиженская церковь. Ипполит Монигетти спроектировал однокупольную церковь в византийском стиле по образцу древней церкви святого луки в греческой Ливадии.
 
В этом храме в 1894 году, Иоанн Кронштадтский совершил отпевание царя-миротворца Александра III. Здесь Николай II, последний русский самодержец, принес присягу Российскому престолу, а его невеста, принцесса Алиса Гессенская, приняла православие и нареклась Александрой Федоровной.
Напротив церкви находится колокольня и мраморная колонна с письменами на арабском и турецком языках – трофей, завоеванный в войне с Турцией 1877-1878 гг.
     В наше время Ливадийский дворец является музеем, где собрано много исторических документов.
В Белом дворце часто проводятся выставки художников Крыма. В музыкальном салоне проходят выступления современных музыкантов.
        Ялтинская конференция 1945 года способствовала появлению традиции проведения во дворце международных встреч, саммитов, конференций.


Рецензии