172-й истребительный авиационный полк 1-го формиро

172-й истребительный авиационный полк (1-го формирования).

(краткая историческая справка)

172-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 30 июня 1941 года по 8 августа 1941 года на аэродроме Крутышки.

Нахождение в строю:

С 30 июня 1941 года по 20 мая 1942 года (325 дней).

В составе действующей армии:

С 6 октября 1941 года по 20 мая 1942 года (227 дней). Перечень №12.

В составе объединений:

С 30 июня 1941 года по 3 декабря 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.
С 3 декабря 1941 года по 21 февраля 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московской Зоны Обороны.
С 21 февраля 1942 года по 20 мая 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил 33-й Армии Западного Фронта.

В составе корпусов:

С 3 декабря 1941 года по 21 февраля 1942 года – в составе 6-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО.

В составе дивизии и групп:

С 30 июня 1941 года по 8 октября 1941 года – в составе 77-й смешанной авиационной дивизии.
С 8 октября 1941 года по 19 октября 1941 года – в составе Авиационной Группы Сбытова.

Командир полка:

Майор Пятаков Григорий Михайлович – с 30 июня 1941 года по 4 октября 1941 года.
Подполковник Когрушев Григорий Алексеевич – с 17 ноября 1941 года по 20 мая 1942 года. Назначен на должность командира 172-го смешанного авиационного года.

Военный комиссар полка:

Старший батальонный комиссар Кубарев.

Начальник штаба полка:

Майор Топтыгин
Майор Кислых Евгений Дмитриевич

Участие в операциях и битвах:

Формирование – с 30 июня 1941 года по 8 августа 1941 года.
Освоение истребителя Як-1 – с 8 августа 1941 года по 5 октября 1941 года.
Битва за Москву – с 6 октября 1941 года по 20 апреля 1942 года.
Бои на Юхновском направлении – с 8 октября 1941 года по 19 октября 1941 года.
Ржевско-Вяземская операция – с 21 февраля 1942 года по 20 апреля 1942 года.
Переформирование по штату 015/175 – январь 1942 года.

Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне:
Боевых вылетов – 2484
Свои потери:
Лётчиков – 17
Самолётов – 33
Як- 1 – 17
ЛаГГ-3 - 16

Потери:

29 ноября 1941 года. Дроздов Андрей Евдокимович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 172-го истребительного авиационного полка Не вернулся из боевого вылета. Посмертно награждён орденом Боевого Красного Знамени.
19 февраля 1942 года. Силантьев Виталий Васильевич. Младший лейтенант. Лётчик 172-го истребительного авиационного полка. В воздушном бою в районе Бородино Московской области на самолете ЛаГГ-3 таранил бомбардировщик противника. Погиб при таране. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Воздушные победы:

28 октября 1941 года. Куракин Михаил Фёдорович. На истребителе Як-1 сбил Bf.110 южнее Сепухов(1)
28 октября 1941 года. Куракин Михаил Фёдорович. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.110 южнее Сепухов(2)
19 февраля 1942 года. Силантьев Виталий Васильевич. На истребителе ЛаГГ-3 сбил тараном Ju.88 в районе Бородино.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Западным Фронтом №014 от 10 января 1942 года.

Дроздов Андрей Евдокимович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Крейнин Леонид Макарович. Лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Панасенко Иван Фёдорович. Младший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Самохвалов Иван Ананьевич. Майор. Заместитель командира полка. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Западным Фронтом №0225 от 22 февраля 1942 года.

Кудинов Алексей Васильевич. Лейтенант. Адъютант эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Куракин Михаил Фёдорович. Младший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Попов Александр Константинович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Резниченко Георгий Куприянович. Старший политрук. Военный Комиссар эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Рязанцев Александр Николаевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Силантьев Виталий Васильевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Кислых Евгений Дмитриевич. Майор. Начальник штаба полка. Орден Красной Звезды.
Когрушев Григорий Алексеевич. Подполковник. Командир полка. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Западным Фронтом №0413 от 11 апреля 1942 года.

Куракин Михаил Фёдорович. Младший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Попов Александр Константинович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Резниченко Георгий Куприянович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Рязанцев Александр Николаевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Вершинский Михаил Всеволодович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Кудинов Алексей Васильевич. Лейтенант. Адъютант эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Латышев Дмитрий Иванович. Старшина. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Силантьев Виталий Васильевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды. Посмертно.

Приказ Командующего Западным Фронтом №0755 от 15 июля 1942 года.

Бурцев Дмитрий Михайлович. Старшина. Лётчик. Орден Красной Звезды.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

Як-1 – с октября 1941 года по ?
ЛаГГ-3 – с ноября 1941 года по 20 мая 1942 года.

Дислокация:

Крутышки – с 30 июня 1941 года по ?

УТОЧНЯЕТСЯ

20 мая 1942 года на основании Приказа НКО №0081 от 5 мая 1942 года 172-й истребительный авиационный полк переформирован по штату 015/256 и преобразован в 172-й отдельный смешанный авиационный полк.

Дополнительная информация:

Лётчики-ассы проходившие службу в полку(2)

Куракин Михаил Фёдорович – с 1941 года по 20 мая 1942 года. 2 личные победы в составе полка.
Усков Игорь Дмитриевич – с 1941 года по 20 мая 1942 года. Побед в составе полка нет.

Личный состав полка:

Бурцев Дмитрий Михайлович
Вершинский Михаил Всеволодович
Дроздов Андрей Евдокимович
Казаков Семён Константинович
Карпишев Алексей Максимович
Киселёв Валентин Сергеевич
Кислых Евгений Дмитриевич
Когрушев Григорий Алексеевич
Коротеев Василий Иванович
Крейнин Леонид Макарович
Кудинов Алексей Васильевич
Куракин Михаил Фёдорович
Латышев Дмитрий Иванович
Новиков Владимир Алексеевич
Панасенко Иван Фёдорович
Попов Александр Константинович
Пятаков Григорий Михайлович
Резниченко Георгий Куприянович
Рязанцев Александр Николаевич
Самохвалов Иван Ананьевич
Сибирцев Василий Андреевич
Силантьев Виталий Васильевич
Усков Игорь Дмитриевич

УТОЧНЯЕТСЯ

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 5 августа 2019 года.

Когрушев Григорий Алексеевич

Родился 20 ноября 1909 года в Самарской области. Рано лишившись родителей, рос и воспитывался в семье старшего брата. Трудился рабочим на сахарном заводе в Самаре. Окончил рабфак в 1930 году, а в 1934 году - Самарскую высшую сельскохозяйственную школу. В 1934 году добровольно пошёл служить в Красную Армию. Окончил Ворошиловградскую школу пилотов. В звании лейтенанта командовал звеном в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.
С 26 марта по 5 августа 1938 года сражался в Испании, был командиром звена истребителей И-16. Совершил около 70 боевых вылетов, участвовал в 12 воздушных боях. Награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 г. ), получил звание капитана.
В сентябре 1938 года был назначен командиром эскадрильи 11-го ИАП, а в сентябре следующего года, получив звание полкового комиссара, убыл на должность комиссара 2-й авиационной бригады.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. В звании подполковника был командиром 11-го ИАП ПВО. Эта часть, вооружённая новыми истребителями Як-1, базировалась возле железнодорожной станции Кубинка и входила в состав 6-го ИАК ПВО Москвы.
Очень скоро лётчикам 11-го авиаполка пришлось вступить в яростные схватки с противником. Истинными мастерами воздушного боя зарекомендовали себя командиры эскадрилий капитаны Н. Г. Кухаренко и К. Н. Титенков  ( ставший Героем Советского Союза ), командир звена лейтенант В. Д. Лапочкин, лётчик С. Я. Верблюдов. Немецкие пилоты не выдерживали их стремительных, дерзких атак.
Сам командир полка подполковник Г. А. Когрушев, по словам известного советского лётчика - испытателя Петра Михайловича Стефановского, был "...человеком огромного мужества, прекрасным лётчиком - истребителем. Он всегда находился в гуще воздушного боя, вдохновляя подчинённых личным примером".
С ноября 1941 года по январь 1943 года подполковник Г. А. Когрушев командовал 172-м истребительным Белостокским Краснознамённым ордена Суворова авиационным полком, а с ноября 1943 года - 168-м ИАП. 26 октября 1944 года ему присвоили звание полковника. Принимал участие в освобождении Польши, в боях за Германию.
...Весной 1944 года конструкторское бюро А. Яковлева создало очередной вариант своего самого массового истребителя периода Великой Отечественной войны - Як-9. Самолёт, получивший в частях наименование Як-9Б  ( заводской индекс - Як-9Л ), представлял собой истребитель - бомбардировщик, имевший 4 бомбоотсека за кабиной пилота. Машина могла брать 4 х 100 кг бомбы или 4 кассеты с противотанковыми авиабомбами ПТАБ-1,5. Поскольку вся бомбовая нагрузка находилась внутри фюзеляжа, максиальная скорость машины достигала 500 км/час на высоте 3750 метров  ( при полной бомбовой нагрузке ).
Внутренняя подвеска бомб позволила значительно расширить диапазон боевого применения этого самолёта. Без бомб Як-9Б мог использоваться как фронтовой истребитель, а с бомбами - как скоростной истребитель - бомбардировщик для атаки точечных, хорошо защищённых целей.
Войсковые испытания новой машины проходили в 330-й истребительной авиационной дивизии  ( командир Гвардии полковник Ф. И. Шинкаренко )  с 18 декабря 1944 по 20 Февраля 1945 года. За это время было произведено 2494 боевых самолёто - вылета с бомбометанием, сброшено 51 047 бомб общим весом 356, 5 тонн, проведено 53 воздушных боя, сбито 25 самолётов противника, в том числе: 20 FW-190, 2 Ме-109, 1 Ar-56, 2 Hs-129. Свои потери в воздушных боях составили 4 Як-9Б сбитыми и столько же подбитыми.
В результате бомбометаний было выведено из строя и уничтожено много различной техники и живой силы противника: 29 танков, 11 бронемашин, 1014 автомашин, 17 автоцистерн, 3 трактора, 7 орудий, 18 паровозов, 161 железнодорожный вагон, 20 станционных зданий, 4 склада с горючим и так далее.
Несмотря на положительные результаты боевого применения, по ряду причин, было построено лишь 109 самолетов данного типа. Ими была вооружена 130-я истребительная авиационная дивизия, действующая в составе 3-го Белорусского фронта. Одна из эскадрилий новых самолётов Як-9Б, построенная на средства артистов Московского театра, называлась "Малый театр - фронту".
Одним из полков, вооружённых новыми самолётами Як-9Б, был и 168-й ИАП. Этим полком командовал подполковник Григорий Александрович Когрушев. Истребитель - бомбардировщик Як-9Б с бортовым номером "100"  ( серийный номер 12153100 )  был получен 13 июня 1944 года. Именно на этой машине летал командир 168-го истребительного авиационного полка.
К концу войны на счету полковника Г. А. Когрушева числилось 6 воздушных побед, одержанных им лично и в группе с товарищами.
За боевые заслуги награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; несколькими медалями, в том числе - "За оборону Москвы"  ( 1.05.1944 г. ), "За боевые заслуги"   ( 3.11.1944 г. ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 г. ).
После окончания войны продолжал служить в авиации. 4 октября 1946 года вышел в отставку в звании полковника. По состоянию на 1970 год проживал в Московской области.


Рецензии