Территория улыбок. Очерк

     Тяжелая тоска придавила задолго до отпуска. "Неужели, это то выгорание, про которое часто говорили коллеги со стажем?" - подумал я, почувствовав жуткую усталость, не физическую, а моральную. Наверное, все испытывают порой такое состояние, когда хочется бросить все и уехать неважно куда, главное - сам процесс: сборы, дорога, а потом - будь, что будет.

     Я по-доброму завидую людям, которые четко знают, как хотят отдохнуть. Кто-то ждет лета, чтобы сплавляться по бурным рекам на мощных катамаранах, кто- то зиму, чтобы мчаться на лыжах с высоких гор, кто-то ездит по разным городам, изучая музеи и памятники старины, есть любители домов отдыха с вечерними танцами под аккордеон и с продолжением веселья в номере со случайной знакомой, c разливом водочки из запотевшей бутылки.

     Я не знаю, что делать в отпуске! Возможно, хотел бы плыть в лодке на веслах и ловить рыбу, а вокруг тихо и нет орущих людей, только я и прохлада, освежающая нежностью. И ветер. Легкий ветер, чуть раскачивающий лодку, освобождая голову от мыслей о работе, проблемах и трудностях. И чтобы сотовый телефон случайно упал в воду, а достать его не было возможности. Именно случайно, потому что сам я его никогда не отключу. И, наверное, мечта так и останется мечтой, пока не превратится в цель, для достижения которой требуется время и определенная подготовка. В этом году ни времени, ни желания готовиться к отпуску не было. Хотелось просто уехать.

     Когда знакомый сообщил, что теперь отдыхает только в санатории Янган Тау, я был несколько удивлен. Человек, ежегодно летавший в Карловы Вары, поменял Чехию на Башкирию? Странно. "Что, кризис?"- ехидно спросил я. "Нет, - ответил он, - там удобнее, дешевле и уютнее".

     Вот так просто, без каких-то альтернатив было решено, куда мы с женой отправимся в отпуск, к тому же, многие коллеги не раз бывали на этом курорте, и все как один одобряли мой выбор.

     Собрались мы быстро, закинули вещи в машину и уже через пять часов, проехав без приключений почти четыреста километров, были на месте. Башкирия встретила неистовой жарой. Электронное табло, вмонтированное в стену одиноко стоящего здания, показывало + 45 на солнце, а белая табличка на изящном заборе оповещала всех приехавших о запрете курения на курорте. Настроение начинало портиться. По совету знатоков мы выбрали путевки в корпус, находящийся за территорией курорта. Преимущества его были неоспоримы: стандартные номера с большой площадью, кричащих детей нет и, главное, обязательные прогулки до столовой. Хочешь есть - иди пешком пятьсот метров, не хочешь идти - сиди голодный, и одно, и другое полезно для здоровья.

      У автоматических ворот, надежно закрывавших санаторий, нас встретил охранник. Он сильно отличался от несущих службу в муниципальных учреждениях людей его профессии, большинство из которых были похожи на бывших поваров с вывалившимися из-за ремня животами или на библиотекарей-пенсионеров в очках со стеклами "плюс шесть". Молодой парень в белоснежной рубашке и серых камуфляжных брюках, заправленных в начищенные "берцы", улыбался открыто, так, как будто встретил дорогую родню. Он очень подробно и внятно объяснил, что нужно сделать, куда пройти, где находится регистратура, парковка, столовая. И, пожелав нам хорошего отдыха, продолжая улыбаться, пропустил внутрь.

     Не замечая окружающей красоты, я плелся в досуговый центр получать талоны на проживание и питание. Поняв, что все дорожки на территории устроены так, что идешь или с горы, или в гору, настроение испортилось окончательно, ведь это никак не подходило под мое понимание пассивного отдыха, если не с удочкой в лодке, так хотя бы с курительной трубкой в тени огромных сосен на деревянной скамейке. Получив талоны, мы вернулись к проходной, сели в машину и поехали к нашему корпусу выгрузить вещи. Не успел я открыть багажник, как из дверей выскочил улыбающийся портье. Он уверено отстранил меня от машины, легко подхватил наши тяжелые сумки и занес в номер. Увидев, что я полез в бумажник, испуганно замахал руками и со словами: "Хорошего вам отдыха", улыбаясь, попятился к выходу. Потом был прием у врача, он внимательно слушал и улыбался. "Что-то они все постоянно улыбаются, может, за этим скрывается тайна или, ещё хуже, какой-то подвох!" - думал я.

     Первую ночь почти не спал. Кондиционера в номере не было, а булькающий вентилятор гонял горячий воздух, создавая иллюзию ветра. Как только сквозь штору пробились первые лучи солнца, я вышел на улицу. Сзади подошел портье.
- Вам чем-то помочь? - спросил он.
- Спасибо, нет, - ответил я.
- Если что понадобится, - продолжал он, - обращайтесь. Мы тут постоянно.

     Старый надежный термометр, закрепленный в тени у дверей, замер красным столбиком на отметке 26 градусов. В пять утра! В тени! "Да, - закрутилось в голове, - жаркий предстоит денек!"

     С тем, что мои ожидания от отпуска категорически шли вразрез с действительностью, пришлось смириться, не ехать же обратно. Буду наслаждаться природой, дышать чистым воздухом и гулять.

     Зайдя в корпус, я увидел прикрепленную к стойке огромную книгу с ламинированными листами. Перехватив мой заинтересованный взгляд, портье улыбнулся и сказал:
- Это перечень всего, чем вы можете заняться в свободное от лечения время.
Листая тяжелые страницы, я понимал, что тут было все, что могло удовлетворить желание отдыхающих. Прогулки на лошадях, ловля карпа и форели, теннис, волейбол, футбол, сплавы по реке Юрюзань, библиотека, бильярд, боулинг, экскурсии и даже лыжная база.
- Лыжи тоже можно взять? - брякнул я с полной уверенностью, что пошутил.
Портье, не переставая улыбаться, абсолютно серьезно ответил:
- Вообще-то сейчас не сезон, но если вы хотите, то думаю, что можно. Я сейчас позвоню и узнаю.
Он схватил трубку радиотелефона. Я с трудом остановил его, объяснив, что я еще пока не решил, но для себя определил точно - больше никакого юмора, тем более сомнительного.

     Дорога на завтрак заняла намного больше времени, чем мы ожидали, и во всем виноваты белки. Кто бы мог подумать, что наблюдение за этими неугомонными животными может доставить удовольствие. Молодая, очень стройная белочка, держа шишку в зубах, носилась за голубями. Когда стайка взлетала, она садилась на задние лапы, а передними доставала шишку и гордо смотрела по сторонам, позируя зевакам, снимавшим происходящее на камеры телефонов. Осмелевшие голуби опускались на траву, а белка, засовывая шишку в зубы, снова бросалась в погоню. Недалеко в клетке, раскинув замечательный хвост, орал павлин. Его подруга, прикрывая крылом испуганного взъерошенного детеныша, смотрела, как обиженный глава семейства пытается привлечь к себе внимание отдыхающих.

     Табло на лечебном корпусе показывало температуру воздуха 55 градусов.
Несмотря на жару, обслуживающий персонал санатория продолжал трудиться в поте лица, в полном смысле этой фразы. Трое загорелых мужчин в бейсболках и зеленых костюмах, не спеша, двигались на одинаковом расстоянии друг от друга, толкая перед собой машинки для стрижки травы. Заметив, что я смотрю на них, косари, улыбнувшись, поздоровались.

    Маленький трактор лениво тащил наполненную водой бочку с торчащим из неё шлангом. Идущий рядом рабочий поливал высаженные вдоль тротуара цветы. Брызги из шланга разлетались блестящими на солнце маленькими шариками, плавно опускались на растения и, проскальзывая сквозь них, пропитывали пересохшую землю. Порядок на территории был идеальный. Люди в униформе постоянно что-нибудь делали. Навстречу шел дворник. Вместо привычной метелки он катил по тротуару ручную подметальную машину. Такую штуковину я видел впервые, жутко захотелось узнать, как этот аппарат работает.
- Здравствуйте! - сказал я, обращаясь к мужчине. - Вы не покажите, что там внутри?
Рабочий остановился, улыбнулся и сказал:
- Конечно! Смотрите.
Быстро поднял пластиковый короб и стал объяснять, как устроен агрегат, куда собирается мусор, и почему крутятся щетки. Убедившись, что мне все понятно, он так же ловко собрал все обратно.
- Спасибо! - сказал я.
- И вам спасибо! - ответил дворник.
- А мне-то за что? - удивился я.
Его ответ просто сразил наповал:
- За беседу и интерес к моей работе!

     Как-то, пока жена наслаждалась жемчужно-озоновыми ваннами, я, гуляя по территории, наткнулся на беседку, в которой курили и спорили четверо мужчин. Рядом висела большая белая табличка с нарисованной перечёркнутой сигаретой и надписью: "Янган Тау - территория здоровья".

      Диспут разгорелся на тему повышенной улыбчивости персонала санатория. Один рьяный оппонент, разбрызгивая слюни, с видом знатока жестко аргументировал пареньку из Челябинска:
- Ты не понимаешь! - хрипел он. - Все работники курорта живут в этой деревне. Работы другой нет. Будут косячить - выгонят. Вот они и лыбятся всем направо и налево, держатся за свои места. А ты думал они тебе тут рады!
Я не стал слушать продолжение его речи и пошел искать место поспокойнее.
"Как же сложно всем угодить, - думал я, удобно устроившись в тени соседней беседки. - Этот орущий знаток десять минут назад поливал грязью свой завод и все начальство, но при этом отдыхает по бесплатной соцстраховской путевке, которую ему дало это же ненавистное начальство".

     Я стал вспоминать отзывы, которые читал в интернете перед самым отъездом. Что только ни пишут. Одного не устраивало качество уборки номера, другому казался малым ассортимент блюд в столовой, кому-то за двенадцать дней всего три раза поменяли постельное белье. Кто-то возмущался тем, что ему в номер не положили туалетную бумагу, и пришлось самому идти просить у горничной.
Больше всего потряс отзыв, в котором автор возмущался неискренностью улыбок. Он так и пишет: "Почувствовал какую-то фальшь и неестественность". Так и хочется спросить: "Вы чьих будете, господа? Какого такого знатного рода-племени, и почему окружение обязано челом бить?"

     Жара к вечеру немного спала. 33 - это не 55, и ночью спалось хорошо.

    Утро радовало прохладным ветерком. Я сидел на деревянной скамеечке за территорией санатория. Мимо проходили местные жители, многие из них здоровались со мной и, конечно же, улыбались. Теперь меня интересовало только два вопроса. Первый - а такой ли порядок там, куда не ступает нога отдыхающего? И второй - почему все улыбаются?

     Случай найти ответ на первый вопрос представился быстро. Открылись автоматические ворота одноэтажного продовольственного магазина, оголяя на всеобщее обозрение задний двор. Я кинулся туда. Два пластмассовых контейнера и все. Ни разбросанных картонных коробок, ни поддонов, ни мусора. Чистый асфальт. Поинтересовался у стоящего грузчика:
- А где мусор?
Он посмотрел на меня, как на инопланетянина, и спросил:
- Какой?
- Ну, не знаю, - ответил я. - Ящики, тара какая-нибудь.
- Так вывозим сразу, - ответил он. - Чего её хранить. Пришла машина, и закидали сразу.
- А скажи мне, - продолжал я, - чего вы все время улыбаетесь? Жизнью довольны?
- А кто мне что плохого сделал? - хмыкнул мужик.
Мы попрощались и с того дня при встрече всегда здоровались.

     Следующее приятное потрясение я испытал, когда увидел гаражный комплекс. Машин на курорте много, и гараж огромный, разделенный на секции: мойка, ремонтная зона, стоянка машин. Ни пылинки, ни соринки. Рабочие в чистых спецовках разрешили мне пройти по всем помещениям, скрывать им было нечего. Да простит меня администрация курорта, но я был везде: на складах, в прачечной, химчистке, ателье, в сапожной мастерской и даже заглянул на кухню. Везде порядок. Ведь вроде служебные помещения, чужие здесь не ходят. На вопрос "А почему у вас так чисто?" Я получил вполне логичный ответ: "Так в чистоте приятнее, да и привыкли так!"
Оказывается, так просто! Привыкли к чистоте, и все.

     В одну из бессонных ночей, ведя доверительный разговор с дежурившим портье, я поинтересовался:
- Говорят, что вас заставляют всем улыбаться. Это правда?
Он засмеялся:
- Как нас могут заставить? Рекомендуют - да. Вы наши гости, и мы вам рады - это уже в крови. Разве вы не рады гостям?

     В очередной раз, вдоволь надышавшись чистейшим горным воздухом, мы с женой вечером возвращались в наш корпус и решили, что на курорте надо исправить все таблички. Вместе слогана "Янган Тау - территория здоровья", надо написать "Янган Тау - территория здоровья, порядка и улыбок!"

     Но в номере нас ждал неприятный сюрприз. Из обоих кранов шла только горячая вода! Вот тебе и территория порядка. После жаркого дня остаться без душа - это конец. Время 22:30. "Интересно, что они будут делать?" - злорадно подумал я и пошел к портье.

     Выслушав меня, он набрал номер телефона и быстро-быстро что-то заговорил в трубку на башкирском, потом поднял голову и, улыбаясь, сказал:
- Не волнуйтесь. Сантехник будет через 15 минут. Вы уж извините, но с душем придется подождать.
На меня напал истерический смех. "Сантехник, через 15 минут! Такого еще в моей жизни не бывало. В лучшем случае через три часа - согласен, но за 15 минут у нас и реанимационная скорая помощь не приезжает!" - подумал я и засек время.

     Ровно через 12 минут в двери номера постучали. На пороге, улыбаясь во все лицо, стоял рабочий в отглаженной спецовке с сумкой через плечо и в голубых бахилах на ногах. Он открыл кран над умывальником, потом в душевой кабине и вынес вердикт:
- Подмес! Надо менять смеситель!
- И как мы теперь без душа? - жалобно спросила жена.
- Без душа нельзя, согласен, - ответил специалист и молча вышел из комнаты.
Я снова подошел к портье.
- Что дальше? Куда он ушел? - спросил я.
- Да не волнуйтесь, в подвал ушел, ему надо разобраться, в чем причина.

     Через полчаса сантехник появился снова.
- Прошу меня простить, но полный ремонт мы сделаем завтра до обеда, а пока я провел времянку. Вода уже идет и холодная, и горячая, только напор чуть слабее.
"Вот это да!" - подумал я и пошел на улицу подышать вечерним воздухом.

     Уже подходя к воротам, вдруг увидел в свете уличного фонаря маленького зверька, переходящего мне дорогу.  В темноте невозможно было понять, кто это.
- Стой, - грозно сказал я.
Зверек остановился. Я сделал пару шагов в его сторону. Животное лениво добралось до бордюра и притаилось за маленьким кустом. Я медленно, чтобы не спугнуть непонятное существо, подошел ближе и сел на корточки. Крупный, толстенький ежик смотрел на меня блестящими бусинками черных глаз. Я хотел сфотографировать его, но с сожалением вспомнил, что телефон остался в номере.

- Ты можешь подождать меня? - спросил я. - Я быстро сбегаю и щелкну тебя на память!

Он понимающе смотрел на меня и молча улыбался.

Когда я вернулся с телефоном, ёжика уже не было. Видимо, этой ночью у него еще было много дел.

16.08.2016


Рецензии
Спасибо за статью, прочла и захотелось поехать, с каким добром Вы все описали.

Наталья Свободина   17.08.2016 20:13     Заявить о нарушении
Благодарю, Наталья!

Олег Черняк   18.08.2016 06:13   Заявить о нарушении