Венок эссе Часть 2-ая

АНАТОМИЯ БОЛИ

Как относиться к боли?
"Боль - естественная реакция организма на агрессивные действия окружающей среды" - цитирует учебник наивный студент-Эскулапий 1-ого курса Пироговки. "Ладно, - возражаю я ему, - а если Совесть является причиной деструкции наших нервных окончаний? Попробуй, тронь за руку такого страдальца - и руку отдёрнет, и матом обложит. А ведь понятие "совесть" не значится ни в одном институтском учебнике! Хотя никто не станет отрицать, что это орган внутренний и, значит, подлежит анатомическому рассмотрению.
Впрочем, о совести много говорить нет смысла. Чтобы её разглядеть, надо обладать органом стыда, а этот орган - явление индивидуальное!

Но вернёмся к боли. В одном из фильмов меня поразил эпизод: привязанный к дыбе человек говорит мальчику. пытающемуся его освободить: "Уходи, иначе мы погибнем оба. За меня не переживай, я умею отключиться от боли."
В связи с этим вспоминается странная, но замечательная в своём значении фраза: " Вы можете меня убить, надругаться над моим телом, но вы не можете причинить мне зла". Услышав её, я долго размышлял - чтобы это значило? И потом, многократно испытывая ту, или иную боль, я старался развить в себе способность к волевому усилию, отсекающему агрессивное воздействие среды. Но всякий раз победа оказывалась не долгой. Боль возвращалась и совершала своё обычное разрушительное действие над плотью и венценосной психологией.
В конце концов мне пришлось рассудить так: если боль побеждает мои супротивные силы, я должен следовать ей и втайне копить энергию на оздоровительный мятеж!..

Как только я перестал противиться боли, моя жизнь вернулась в спокойное созерцательное русло. Нет, я не стал мазохистом. Для этого я слишком "юн и беспечен". Но я научился ожидать боль, не удивляться её приходу, нести её бремя и не растрачивать эмоции на преждевременное преодоление недуга. В конце концов, боль, простодушно сетуя на мою неподатливость, совершала своё дело не в полную силу, отступала, а вскоре и вовсе покидала тело.



ПЕРВОЕ ИЮНЯ

Сегодня первое (самое маленькое) июня - День защиты детей! Праздник в прошлом сентиментально-торжественный, а ныне забытый совершенно и государством, и его взрослыми представителями. То ли детей не стало, то ли мы, растеряв российское прошлое, перестали думать о российском будущем? Так или иначе, нет детского праздника на Руси в 21-ом веке. Видно, не нужны цветные мелки юным корифеям, с трёх лет свободно редактирующим мамину фотографию в последней версии ещё не русифицированной программы "Paint". Так решили родители.

1-ое июня!.. В далёкой и очень серьёзной российской воинской части (с лётно-десантным уклоном) на территории неба, подконтрольной оперативной службе ПВО, выдалась дивная космическая амброзия. Солнце солировало!
Перед зданием гарнизонного клуба собрались счастливые нарядные мамы (вы же понимаете – в таких частях служат только контрактники, и живут они не в казармах, а в гарнизонном городке).
Мамы, как цветущие ветви розария, возвышались над суетливым муравейником малышей, пересчитать которых не представлялось никакой арифметической возможности. Играла музыка. Женщины-организаторы изобретали немыслимые соревнования для смышлёных, смешных и милейших карапузов. Кто-то прыгал через верёвочку, кто-то рисовал мелками на асфальте, кто-то картавил в микрофон – веселились все!

Глядя на  праздник будущей осмысленной жизни, я невольно представлял, что каждую минуту этот человеческий рай может вздрогнуть от рёва гарнизонной тревоги. Огромные папы с ружьями и гранатами, на глазах притихших от ужаса карапузов, побегут на огневые рубежи, не успев даже попрощаться с мамами и любимыми крохами. А мамы, обняв малышей, бросив на асфальт сумки с переодеванием, коляски и апельсины, помчатся, как сполохи вихря, в бомбоубежище, о котором им столько раз говорили заботливые папы…

Да продлит Бог мгновения земного рая! Может быть, тогда мы наконец забудем, как выглядит земное зло. А наши души лёгкие, как пепелы*, поднимутся в небо над гарнизонными ПВО и полетят в будущий день «на разведку» всеобщего личного счастья!

*пепела - бабочка (груз.)


СОБСТВЕННИК ВРЕМЕНИ

- Если всё существующее так, или иначе кому-то принадлежит, скажите, кому
  принадлежит время?
- Вечности!
- И да, и нет...

Времена и эпохи ежедневно появляются и исчезают. Известно: ничто не может происходить из ничего. Это значит, что время как бы "прокатывается" через наше бытие, дважды меняя знак (от будущего к настоящему и от настоящего к прошедшему), и потом возвращается в привычное Небытие. По возвращении оно успокаивается и восполняет энергию Космоса, растраченную по попущению Божию на однодневные человеческие заботы (революции, войны, Олимпийские игры и проч.).
Это так. Время уходит, не оглядываясь на события, которые с его участием произошли на Земле. Поэтому смею утверждать, в отсутствие времени именно я являюсь реальным собственником прожитого мною полувека. И мне лично принадлежит вторая половина двадцатого столетия. 
- Что же тогда принадлежит мне? - воскликнет мой современник.
- Нам с тобою, мой «юный друг», - отвечу я ему, - делить нечего. Мне принадлежит моя половина, а тебе - Твоя. Владения наши светлые, вдохновенные, лакомые для будущих пересмешников...

Как поросль кустарника, высаженная на обочину главной столбовой дороги, мы росли и ветвились, нарушая общую большую форму. По ухабистой насыпи, помеченной верстовыми столбами-пятилетками, ковыляли грузные члены Политбюро ЦК КПСС. А чуть поодаль, сгибаясь под тяжестью рюкзаков, набитых тушёнкой и нотами, шли садовники, тайные «повелители придорожного сада». Юра Визбор вычёсывал кудри молодых побегов гребёнкой любимого ре-минора. Володя Высоцкий пересаживал целые семейства придорожной поросли. А рядом гонял мячик русский Пеле – Эдик Стрельцов. Поглядеть «на Стрельца» собирались стадионы! Помните его знаменитый пас пяткой? Из подвалов, минуя благополучие этажей, прорастал в небо дивный лотос - таинственный «русский андеграунд». Искусство, которое до сих пор клюют и не могут расклевать специалисты капиталистического миропонимания.  Да, было время!..

Похоже на агитку?
Согласен, нелегко на словах передать запах розы. Как ни клавиатурь, пахнет текст мылом, и точка!  Розы давно нет, аромат её "внутреннего содержания" время развеяло по ветру. От контрольного пакета житейской собственности второй половины двадцатого века всего-то осталось: косноязычие очевидцев, заказная документалистика и творческая полуправда художественных экспонатов. Мало.

До сих пор гадаю, как мне «удалось» ни разу не взглянуть на живого Высоцкого.
Каждый день мой грандиозный современник царствовал в «садах придорожных», только подойди ближе, вот он! Я же по молодости лет полагал - мгновение вечно, и таким будет всегда. Когда же моё повзрослевшее время распахнуло кулисы первых потерь, оказалось, что в жизни существуют непредвиденные обстоятельства. И эти обстоятельства в один голос твердят страшные вещи: сад, где расцвела роза нашей молодости, на самом деле – минное поле. Не следует шагать и радоваться одновременно. Всё предстоящее таит опасность...

И тогда я понял, что существует великое разнообразие форм жизни! 
К примеру: сзади мне на плечо кладёт тяжелую руку браток и говорит плохо:
- Это моё.
- Простите, вы, наверное, обознались, - отвечаю я, поправляя очки, - это моя правда!
-Э, не! – "брат" щерится отточенной дантистом фиксой, - кончилась твоя правда.

И он прав.
Я нечаянно заглянул в чужой амбар. Стоит он на месте прежнего моего и похож на мой, да не мой. «Хозяин,- печалится сердобольный кыргыз, - пришёл ночью человек, сломал твой амбар. Новый построил…»
То-то не спалось мне, как перед холодами.
Судиться с «застройщиком» – дело бесполезное. Судьи и присяжные нынче судят по закону нового амбара, и про мою правду скажут: "Попытка свержения существующего строя!"

Остаётся одно – уйти с главной дороги и бродить сколько хватит сил топкой околесицей. Бесплатно наслаждаться воздухом и перелистывать в памяти полувековое личное богатство. Вернее, то, что от него осталось: косноязычие очевидцев, пожелтевшие фотки, да несколько альбомов издательства «Аврора», иллюстрированных полуправдой художественного вымысла. М - мало...


Рецензии