Записки частного лица. автобиография. часть 44

                МЕСТНЫЙ ОРГАН ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ –
                ОДЕССКИЙ ОБЛАСТНОЙ ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ

 
     Эту главу своих воспоминаний я хочу начать с трагических событий, произошедших осенью 1989 года, когда десантники покидали республики Закавказья, выполнив все поставленные перед ними задачи. Никто не думал, что скорбный счет потерь выпадет на долю 8 пдр 217 пдп моей бывшей дивизии.
 
     18 октября 1989 года Ил-76, приняв десантников этой роты на борт, взлетел, но в Болграде на аэродроме не приземлился. Рота 217 пдп выполняла спецзадание в г. Баку и этим бортом должна была быть перевезена в г. Болград. Самолет, едва взлетев, загорелся. Летчики, ведомые командиром корабля полковником Калмыковым А., маневрировали как могли, но сбить пламя с горевших двигателей не удалось.

     Через несколько минут при заходе на посадку, не долетев до взлетно-посадочной полосы 500 метров, часть крыла рухнула вниз и воздушный корабль упал в море. Погибло 48 десантников во главе с командиром роты капитаном Зоревым Николаем Николаевичем и замполитом лейтенантом Бородулиным Евгением Николаевичем.

     Память о бывших моих сослуживцах навсегда сохранится в моем сердце. Ныне в городе Болград Одесской области, где когда-то дислоцировался 217 пдп, в состав которого входила 8 рота, находится памятник погибшим десантникам, сооруженного сразу после их гибели в авиакатастрофе.

     Он сиротливо стоит в сквере напротив штаба некогда расквартированной в Болграде 98 вдд, передислоцированной после развала Советского Союза в Иваново.
 
    Но продолжу свое повествование о новом месте службы и специфике работы в качественно новом для меня направлении. В первых числах сентября 1989 года я прибыл в город Одессу на ул. Свердлова, 35, где располагался в то время областной военный комиссариат.

    Облвоенком был в очередном отпуске, его обязанности исполнял заместитель полковник Криворучко В.  С чувством тоски в душе я покинул ставший для меня родным коллектив десантной дивизии, в надежде обрести новых друзей и единомышленников по службе.

     Мне могут задать вопрос: «С какой целью вы перешли на другой участок работы, поменяли ВДВ на кабинетную работу?»

     Прежде чем ответить, поясню читателю некоторые особенности служебного роста офицеров ВДВ, имеющих высшее военное образование. Мы с командиром дивизии Чиндаровым А. А. почти одновременно пришли управлять большим воинским коллективом воздушно- десантной дивизии. До этого прошли все ступени командной и политической работы в войсках, начиная с первичных офицерских должностей. Назначение на такое воинское формирование, каким является дивизия, происходило во времена Советского Союза с согласия ЦК КПСС.
 
     Перед назначением я и командир (в разные, естественно, сроки) прошли собеседования в Политуправлении ВДВ, затем в Главном Политическом Управлении СА и ВМФ и после того – в ЦК КПСС. Партийное решение оформлялось приказом Министра Обороны СССР о назначении меня и командира на соответствующие должности в дивизии: меня – на должность начальника политического отдела – заместителя командира 98 гв. вдд по политической части, Чиндарова А. – командиром дивизии.

     Совместно мы проработали 4 года, добились хороших результатов во всех областях воинской деятельности соединения.

     98-я гв. вдд стала одной из лучших в ВС СССР, награждена Вымпелом МО СССР, присвоено по- четное наименование «Имени 70-летия Великого Октября».

     Следующим этапом роста офицеров нашей категории являлось повышение в должности, но уже в другом роде войск (т.к. в ВДВ организационно выше дивизии объединений нет).

     Для этого нужно было пройти обучение в течение 2-х лет в академии Генерального штаба ВС СССР. Дорога в академию для меня оказалась закрытой по причине того, что от ВДВ в ней обучался (по квоте всего один) политработник дивизионного уровня. В тот год им оказался полковник Васильев Н. М., начальник политотдела учебной воздушно-десантной дивизии.

     Не повезло мне и с назначением на должность заместителя начальника политотдела 14 гв. общевойсковой армии, что дислоцировалась в г. Тирасполь МССР из-за корпоративной неприязни кадровиков высшего политического звена Сухопутных войск к «выскочкам из ВДВ» (так они фигурально выражались в отношении политработников из ВДВ).

     Два представления командования ВДВ на повышение меня в должности они «топили» в своих кабинетных омутах. Туда назначались свои претенденты, служившие в группах войск ГДР, ПНР или ВНР.

     Коррупционная составляющая в кадровых органах МО СССР существовала и в те годы. С меня, офицера, получавшего всего одну зарплату, нечего было тайным мздоимцам Сухопутных войск взять.

     Обиды не осталось, да ее и не могло быть, ведь я знал куда иду, где буду служить. Долг и честь для меня всегда были выше шкурного интереса кадровиков. Во все времена они были и будут мелкособственниками своих душ и деяний. Бог им судья, время всех нас уровняло, развал Союза все расставил по-новому на свои места.
 
     Но вернемся во времена, когда дал согласие на перевод меня из ВДВ в Одесский Военный Округ.
 
    Командир дивизии уходил на учебу в академию Генерального Штаба, на его место пришел полковник Востротин В., Герой Советского Союза, бывший командир ЗОО гв. пдп нашей дивизии. По традиции, сложившейся в ВДВ, новому командиру дивизии придают (назначают) и нового начальника политотдела.

    Вот по этой причине я дал свое согласие начальнику Политического управления Одесского военного округа генерал-лейтенанту Плеханову В. Ф. на перевод сначала в политуправление, а затем окончательно – в Областной военный комиссариат на должность начальника политического отдела – заместителя облвоенкома по политической части.

     Что представляли из себя военные комиссариаты того времени упрощенно поясню читателю для того, чтобы ему стало ясно, с чем мне пришлось столкнуться в новой должности.
 
   Военный комиссариат – это орган местного военного управления мобилизационными ресурсами, призывным контингентом, учета воинов запаса пенсионного обеспечения офицеров запаса, поиска и перезахоронения останков советских воинов, погибших в годы ВОВ, направление запросов в Главный архив ВС СССР по просьбе ветеранов или членов их семей.
 
   Были и другие не менее важные задачи и направления работы военных комиссариатов, но для простоты восприятия читателем их функций я определил выше лишь основные.
 
   Что оказалось наиболее трудным в организации политической работы в военкомате?

   Всего в Одесской области было 34 районных комиссариата, которые подчинялись Областному военному комиссариату. В них наряду с военнослужащими работали и гражданские лица, что накладывало свой отпечаток на работу начальника политотдела.

    В подчинении у меня было три офицера, что значительно меньше числа по сравнению с боевой дивизией. Все три офицера прошли школу Афганистана, были дисциплинированы, трудолюбивы и порядочны во взаимоотношениях с людьми и в коллективе.

    Поскольку наступило время гласности, перестройки отношений Советского Союза со странами Запада, угроза новой войны была несколько отодвинута на второй план.

    Генсек КПСС сдавал позиции без боя. Запад хвалил Горбачева за его развал Советского Союза, за принижение роли КПСС в социалистическом строительстве, за сдачу позиций Варшавского договора перед НАТО. Он мотался по заграницам, а дома, в собственной стране, все шло к катастрофе.

     Местные партийные вожди в республиках настолько оторвались от нужд своих народов, настолько отгородились от него бюрократическими административными барьерами, что тому ничего не оставалось, как пойти в сторону красиво говорящих националистических лидеров (содержавшихся, кстати, на деньги спецслужб Запада), призывающих к выходу из состава Советского Союза.

     Бездеятельность центральной власти в Москве в этом вопросе привела к путчу в августе 1991 года. После его провала наша страна стала быстро распадаться на суверенные республики (страны). Процесс распада закончился в декабре того же года официальным заявлением первого и последнего президента СССР М. Горбачева о самороспуске великого союзного государства.
 
      И первыми под нож суверенных гильотин попали некогда единая Советская Армия и ВМФ.
                Нас разделит затем президентская рать,
                Нас оденут в другие мундиры,
                Под другие знамена нам велено стать,
                И другие придут командиры.
 
      Но вернемся к тому времени, когда я приступил в исполнению своих обязанностей на новом для себя месте военной службы.

      Остаток 1989 года прошел буднично в ознакомлении с положением дел в подчиненных райвоенкоматах города Одесса и области. Изучение на местах обстановки выявило, что основным направлением в работе Органов местного военного управления на то время была призывная работа, проще – обеспечение призыва молодежи на действительную военную службу.

       Многим читателям может показаться излишней моя озабоченность этим вопросом, но дело обстояло именно так – выполнять планы осеннего и весеннего призывов молодежи в союзных республиках становилось все труднее и труднее. В условиях надвигающегося распада Союза во всех республиках проходили акции массового неповиновения местным властям, отношение к офицерам (да и всем военным) становилось враждебным и агрессивным.

      Были случаи нападения на военных, избиения офицеров, нанесения им тяжких телесных повреждений. Дело дошло до приказа командующего Одесским военным округом об обязательном прибытии на службу офицеров в гражданской одежде, если они проживали вне своих военных гарнизонных городков.

     Кроме того, появились различные комитеты солдатских матерей националистической ориентации, бойкотирующих призывы в Советскую армию на призывных пунктах. Были случаи попыток насильственного задержания отправляемых команд с областного сборного пункта г. Одесса.
   
    Союз трещал по швам. Прибалтийским странам М. С. Горбачев дал «вольную», т.е. выпустил из юрисдикции Союзного государства. Кавказские республики повели малые войны между собой. Неспокойно стало и в Среднеазиатском регионе.

     Вот на фоне таких политических событий в стране и регионе и приходилось работникам Областного военкомата организовывать работу по обеспечению выполнения плановых показателей призыва в Советскую Армию и ВМФ.

     События требовали совершенно новых форм работы в этом направлении, о которых лет 5 назад даже не мог и помыслить.

      Ну, во-первых нужна была большая разъяснительная работа среди населения области и города по вопросам призыва молодежи в армию. Были использованы возможности областного и городского телевидения, а также эфир радиовещания. В практику работы райвоенкоматов ввели такое понятие как «день открытых дверей». На период формирования и отправки команд призывников в войска ввели впервые проведение церковной службы прямо на сборном пункте с приглашением исполнять обряды священнослужителей Одесской православной епархии.

     Приглашали родителей призывников принять участие в этих важных и новых для нас мероприятиях.
 
   По инициативе полит. отдела облвоенкомата при поддержке и участии одесского горкома партии, исполкома, ветеранских и молодежных организаций г. Одесса и области был организован и проведен слет призывной молодежи. Он способствовал тому, что молодые люди, пошли на призывные пункты.

    Одним из направлений в деятельности областного и райвоенкоматов города и области стала работа в школах, техникумах, училищах, т.е. в средних учебных заведениях. Сотрудники военных комиссариатов стали частыми гостями учебных заведений и способствовали тому, что Одесщина за 1989– 1991 годы выполнила все планы Генштаба ВС СССР по призыву молодежи в армию.

     Выполнению плана способствовало и то обстоятельство, что часть призывников направлялась в воинские части, дислоцируемые на территории Украины или в области, граничащие с ней. В целом работа в областном военном комиссариате запомнилась мне сравнительно спокойным периодом всей моей военной службы по сравнению с годами службы в гвардейских десантных войсках.
 
    Наступил август 1991 года, казалось бы, ничто не предвещало трагических событий в истории союзного государства. По-прежнему было одна болтовня на съездах и других форумах внутри государства.

    При содействии М. С. Горбачева распался Варшавский договор, что горячо приветствовали Европа и США, а дома у себя он терял последние капли доверия. В магазинах – пустые полки, отсутствие товаров первой необходимости для жизни человека, «борьба» с пьянством и алкоголизмом в стране и другие глупости сделали его непопулярным среди армии и флота и коммунистов страны.

    Придя к власти (причем неограниченной во всем) в роли Генерального секретаря ЦК КПСС, М. С. Горбачев быстро отрекся от партии и был избран на новую для себя должность Президента СССР, оставив разгребать завалы, созданные им, другим.

    Партийные руководители советских республик, погрязшие в коррупции и загубившие перестройку, стали вскоре ярыми националистами, объявившие Союзному правительству негласную «войну суверенитетов», что вскоре привело к августовскому путчу части не согласной с ними партийной верхушки, Министров силовых структур – Обороны, МВД и КГБ.

     Народ в основной своей массе путчистов не поддержал, армия сохраняла нейтралитет и верность конституционному долгу – служить народу, в междоусобицу не ввязалась.
 
    Поэтому 21 августа 1991 года путч провалился и заговорщиков арестовали. Горбачев М. С. с семьей возвратился из Фороса в надежде, что станет героем дня, что подняло бы его авторитет «спасителя демократии» в СССР.

    Но судьбе было угодно поступить так, что он стал могильщиком союзного государства. Доведя его до развала, он, не имея силы воли (да и желания) бороться за сохранение некогда могущественной державы и на радость Западным государствам, подписал в нарушение всех юридических процедур указ о самороспуске СССР в декабре 1991 года.

      А после путча начался парад суверенитетов – бывшие союзные республики во главе с бывшими секретарями ЦК партийных организаций стали спешно принимать декларации о независимости и выходе из состава СССР.
 
      Первыми, кого с особым чувством злорадства уволили из рядов новых приватизированных  армии во всех бывших союзных республиках, были офицеры - политработники. Был убран институт, цементирующий основу Вооруженных Сил. Замены ему не нашлось, упала воинская дисциплина, а следовательно и боеготовность, и слаженность подразделений. Срочно введенные должности воспитателей (заместителей командиров по воспитательной работе) коренного изменения в новых армиях не внесли.

     Не даром в Российской армии в конце 2018 года, вновь ввели институт замполитов рот, батарей и.т.д. Не от хорошей жизни вернули то, что с дикой радостью уничтожили в 1991 году.

    Но вернемся к тому времени, когда политработников изгоняли из армии с особым пристрастием. Никто не собирался оставлять бывших политработников в рядах новых вооруженных сил, нас даже не спрашивали. За нашей спиной оформлялись дела на увольнение (в нарушение закона) в запас независимо от выслуги лет (а значит, без пенсионного обеспечения).

    В августе 1992 года исполнилось 25 лет моей календарной военной службы. Я все понимал, ко всему был готов, поэтому ждал увольнения без особого волнения и страха за будущее.
 
    Начиная с середины января 1992 года я был выведен за штат облвоенкомата. Началось оформление дел на мое увольнение.
 
     - Ничего, работа всегда найдется,- примерно так я рассудил, когда в последний раз посетил свой некогда бывший кабинет в здании областного военного комиссариата по улице Свердлова, 35 в ноябре 1992 года.

    Посидев немного за рабочим столом, молча закрыл на ключ входную дверь и спустился по лестнице на первый этаж, сдал их дежурному и далее через небольшой двор вышел за ворота, чтобы навсегда попрощаться с армейским прошлым, которое воспитало меня от курсанта до полковника.

    Я прощался с тем временем, когда все свои силы, здоровье и способности были отданы стране и советскому народу, получая от них взамен уважение и материальное вознаграждение за безупречную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

     Двадцать шесть прошло со дня моего увольнения из рядов уже ВС Украины,
а боль на сердце все не утихает. Оно скорбит по прошлому, стране, упоминание о которой вызывало у угнетенных народов уважение и восхищение, и страх за свой капитал у правителей западных государств.

     Время, история рассудили иначе. Советский Союз ушел в прошлое, а новое, о котором любили тогда причитать все те, кто желал распада его, так и не наступило.
 
                Канул Союз, так его величали,
                Брызнул осколками, ранил людей.
                Лучше ли стало нам в жизни – едва ли,
                Всех обманули в надежде своей.
 
                Что получили взамен от распада —
                Массу проблем да голодный паек.
                Вот за доверчивость нашу расплата
                Судеб, заброшенных на самотек.

    Новые поколения людей в Украине должны знать о том, что их страна своим существованием обязана прежде всего мудрой политике бывшей Армии и Флота Советского Союза. Именно офицеры СА и ВМФ СССР не допустили войны между братскими республиками Россией, Украиной и Белоруссией и других.

     Заслугой новых - старых правителей в иных теперь гос. образованиях стали этнические войны и жесточайший национализм, разрушающий в человеке все нравственные и моральные принципы, отличающие его от животных. Такова цена легкомыслия народа, желающего жить как на Западе.

                Продолжение следует....               

   


Рецензии