Снегурочка-3. Часть 4. Гл. 4. Уличные знакомства

                УЛИЧНЫЕ  ЗНАКОМСТВА

 …Вопрос  ЗНАКОМСТВ   у   детей   от  двенадцати  до  восемнадцати  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ:  на  чью  сторону  склонятся   интересы,  выяснится  не сразу…И  нешуточно волновали Риту Сонины  уличные  знакомства,   наносящие  царапины  душевные  и  ядовитые   укусы    стрессов,  создающие   комариную   тучу   неприятностей…Вот  что   явно: пока  дети   ищут кого-то  на стороне,   они  НЕ ВАШИ…Поэтому  Рите   не нравилась   особенность   Сони  «подцеплять»  кого-то  где-то,   принося   немало   вонючих  сюрпризов... 
   Однажды  Соня   очередной  раз   «исчезла»…и  в  половине  первого  ночи, - как  водится, - телефонный  звонок. Рита  подскочила:
-  Мама! -  пищал   голосок Сони, - извини пожалуйста, я   задержалась,  у  одной   художницы…Ты  же  не  заставишь меня  ехать  домой  в  час ночи?…
-  А  далеко   это?
-  Да…Можно, я  останусь  ночевать, а  завтра  приду?
-  Ночуй,   - но  ты   должна   думать, что  я  волнуюсь…
   Соня  приехала, когда  за  столом   сидели   поэтические  подруги   Риты, которым  она  ставила   чай, и  приготовила  тесто  для  яблочного   пирога. Завидев  Соню,  - Рита  обрадовалась,   выбежала  навстречу:
-  Испечешь  шарлотку   с  яблоками? – они  нарезаны,  разложишь  на  противень... Ты   же   видела, как я  это делаю: стакан муки, стакан сахару и три  яйца…- Зальешь  яблоки,  потом   в  духовку. на   20- 30  минут…и  приглядывай. Ждем! .
    Соня,  презрительно  глянув   на  тесто в  миске,  сморщилась:
- А я  не  уме-ею..-  протянула, - а  вдруг   сделаю   не   та-ак?
-  А  все  уже   приготовлено! Разок   выручить   можешь?..
 -  Учу  дочку  печь  пирог. –пояснила гостям,- Пока  мы  стихи   читаем,  она    принесет...
…Как бы  не  так!...Через  несколько  минут  Соня  вышла, -  попросив  телефон,  и  унесла  его  в  кухню...Рита  заглянула  посмотреть, как  печется  пирог, и…обнаружила,  что   компоненты  еще    на   столе...
-  Сонь,  разве   ты  не   печешь пирог? 
- Сейчас…сейчас..- заторопилась  Соня,   отворачиваясь,  и  взяв   в руки  миску…Рита  вышла,  и  присоединилась   к   подругам.  Через  пять   минут   сквозь  стеклянную  дверь   кухни  она   увидела  дочь разговаривающей   по  телефону…Теста  и  яблок  на   столе  не   было. Рита  успокоилась:   «пирог печется!»..Но,  увидев  Соню   собирающейся,  удивилась:
- Ты   куда?
- В  гости…меня зовут!-  жалобно проговорила  Соня.
- Погоди, - остановила   ее  Рита, - как так? - Ты   только пришла,   не  допекла  пирог…и  опять   куда-то   спешишь!
-  К  Любе..
-  У которой  была  вчера?- еще больше  удивилась Рита.
- Да..
-  Набери- ка  ее  номер,  хочу  пригласить  ее    в  гости!. ..
   Соня  растерялась, но  набрала  номер   художницы.  Рита  взяла  трубку,   поздоровалась, и… вежливо  спросила,  есть  ли   срочность  у  Сони   бежать   к  Любе…А  если  Люба  сама  придет   на   пирог?..  Женщина  на  том  конце  провода  ахнула   и  смолкла. Придя   в  себя,  она   вдруг  изменила   тон  с  официального  на  извиняющийся, а  заодно   и  отношение  к   Рите:
-  Вы  мама   Сони? -  уточнила  она, - Честно  говоря,  не  ожидала…
-  Чего  вы  не  ожидали?-  рассмеялась  Рита.
-  Да  я… по  Вашему  голосу   и  настроению   почувствовала,  что  Вы  СОВСЕМ  ДРУГОЙ  ЧЕЛОВЕК, чем  Вас  мне  представила  Соня!…
-  Это  как ?  - смеялась  ничего не  подозревающая  Рита, -  какая же  я  по  ее описанию?!
-  Ой! Простите…мне  трудно  собраться с мыслями, - сказала   Люба,- но   я…немножко  шокирована! – запишите  мой  телефон  и адрес… А лучше  б  Вы   приехали…Необходимо   поговорить    о  Соне!...
 -  Что  случилось?  - дивилась  Рита,- а Соне  нужно  приезжать?
- Нет! – категорически  заявила   Люба, - честно сказать,  после   этого  я  ее  видеть  не  хочу!
-   Что  случилось? – приставала  Рита, - скажите  в  двух словах...
-  В  двух  словах?...не знаю..попробую.  Дело  в  том, что  она  изобразила  Вас   злобной  мачехой,  которая   «держит  ее   в черном  теле, -   заставляет  с   утра   до  ночи   чистить  кастрюли! Девочка  талантливая,  тянется   к искусству, а  Вы  ее   эксплуатируете,  не  допускаете  к  творчеству…
    Ошеломленная  Рита   не сразу   опомнилась.. Что и  говорить, - Соня     раздумала  ехать  к  Любе!..-  разделась,  и  тихо села  к   гостям,  на диван. Рита  вынула  из  печи   дымящийся… не   пирог, а  «резину», которую,  «проявив   инициативу», состряпала  Соня..точнее -  плотную,  невкусную  массу…
-   Соня!  -  изумилась  Рита.  Как ты умудрилась испортить пирог? Вот что  значит, не уметь  готовить!.. Тесто уже   было   замешано...
   Гости    замерли:  наверно,  впервые  видели  такую  ленивицу  в    пятнадцать  лет…(Рита  в   ее   возрасте  готовила  всё!)

    Назавтра, как   обещала,  Рита  приехала  к  Любе.…Та  оказалась   художницей   детской  игрушечной  фабрики, и  была  истинным  человеком  искусства..Встретив  Риту  радушно,  Люба  провела  ее  в  залу, предложив  чай.  Приятная  женщина  лет  тридцати  пяти  за  чаем  рассказала  Рите, как  они  познакомились  с  Соней:
-  Я  собиралась  садиться в электричку, когда   подошла  девочка,  и  спросила, куда  я  еду.. Общительная, вежливая, веселая,  она   понравилась  мне, и  мы  познакомились…Но после того, как она   прочитала   «свои»  стихи,  я  позвала    ее  в   гости!  Дело в том, что  я  тоже   пишу  стихи  и  сочиняю  сказки, а  больше   рисую   игрушки… Вот  и  решила  показать  Соне   коллекцию   кукол. -  Люба  обвела  рукой   ряд  тряпичных  кукол,  сидящих  и  стоящих  на  полках, развешанных  на  стенах,-   смотрите!..
    Рита   поняла:  Соня,  чтобы   выпендриться  перед художницей,   вздумала  представиться  «непризнанной  гениальностью»,  которую  грубо  зажимают  в  тиски  быта…
-   Поужинали,  а  после, - продолжала  Люба,- Соня  весь вечер  рассказывала   о   «несчастной»  жизни  своей  у   Вас, – нерадивой  мачехи!...Она  рассказала  мне   интересную  «свою»   сказку   под   названием…кажется «Акаюэма»?..
 - Это моя  сказка!- ахнула  Рита, -  Вот  Юный  плагиатор..
-  Еще  прочла   несколько стихотворений: «Маски» - мне  особенно понравилось…это тоже  Ваше?
- Нет, это  Высоцкого!...– возмущенная  Рита  не находила  слов, -  не понимаю,  как  можно  так  врать!.. Врет   гениально…и что,  ей  так  плохо   у  меня живется?!   
  -  Соответственно,  жаловалась, как  ей  тяжко!-  «злая  мачеха»    «никуда  не   пускает, заставляя   весь  день  работать по дому»!..А в довершение  Соня   показала   фотографию...-  Вы  там   искривленная  такая, и  глаза   полузакрыты…Я подумала,  что  Вы  пьяная!..
 
    Рита   вспомнила: в  праздник  они  придуривались,- Сережа  пришел   с фотоаппаратом, и -  дурачась,  переодевались, кривляясь  и  корча  рожи  перед зеркалом! -  артистически  высовывали  языки,  накидывая  на  себя  шляпы  и  платки…Сергей   снимал! Когда он принес фотографии, -  их  разглядывали, смеясь,  шутя,  показывая  пальцами  друг на   друга:
-  А ты-то  вон  какая!.. А  ты! Ха-ха-ха!..На кого  похожа?
-  На бабу- Ягу!..А  – я!..На  кого?  На гнома…Ха-ха-ха!..
    Рита   искала   эту   фотографию… и  начала  злиться: « какая низость! »… В размытом изображении  ухмылялась   лохматая  физиономия  с  прищуренными глазами  и  искривленным  ртом… Баба-Яга!- Четыре   часа   Рита   с грустью   выслушивала   «новости»,  делая   печальные  выводы:  « вот  что  она  говорит  обо  мне  знакомым  и   незнакомым… ну, погоди же ты мне!…» Люба   добавила,  что   по  телефону  из  кухни   Соня  жаловалась  на  « плохое самочувствие»..   
 -  Что ты  делаешь сейчас?..- спросила    Люба.
-  Пеку  пирог  для  маминых  друзей…-  придушенным  голосом  вымолвила  девочка,   добиваясь,  чтоб  Люба  позвала  ее   в гости…Но после, -  к   Любиному  изумлению, -  трубку   взяла  «злая  мачеха»!-  и… «приятным  голоском»   пригласила   в  гости…
   
    Что и говорить,-  от  Любы  Рита  уезжала  подавленная!…
-  Спасибо,- сказала  художнице,- Вы  открыли мне глаза…в некотором  роде   просветили  Что  делать, я   пока не знаю.. Вам позвоню!-  И Вы тоже   приезжайте  к  нам. Ваши  куклы  великолепны! И у  меня   есть что   показать…Рита  переживала  настоящую  душевную   травму.

  -  Знаешь  что, -  сказала  по  приезду  названной  дочери,-  Я  была   у  Любы... Придется   нам прощаться! –раз  я   «злая  мачеха»,   притесняю  тебя...Мало, что  облила  грязью,  так   еще  и  сказку   «присвоила»! Это между прочим   называется   литературное  воровство, -  плагиат.. И  ты -   ПЛАГИАТОР. Надоели  твои   выкрутасы! Все кончено!.. 
- Нет! Я  не  так   говорила! –  взвизгнула   Соня, -  она  выдумала,  она   такая…я  о  тебе  ничего  плохого   не   рассказывала!..
-  Хватит  врать!- прикрикнула   Рита,-   а откуда   она  знает   мою сказку?! Это  я  тебя  эксплуатирую?!..Никогда  бы   не   подумала, что   ты   способна  опуститься  до такой  лжи...!..
- Нет!  - это  не  я… я  не  это  рассказала, я  только…
-  Собирай   вещи!..В  Интернате,  кажется, отправляют   в Детдом..Не  нужна   мне   предательница. Хочешь,  машину возьму,  и  отвезу  тебя.. к…к  кому хочешь! Гурьяновы,  кажется,  согласны: там  некому  нянчиться. Надоело   вранье!  Убегания  и  ночевки  по  людям!. Терпеть не  могу   неверных, и непостоянных…!Ты  что, сама  не  понимаешь, что делаешь?..Не хочешь со мной  жить, - катись!..Дорогая,  ты  меня   жестоко предала и  унизила...
- Нет!!! - вскричала  Соня, - картинно   бросаясь   в   кровать  и   рыдая, - Не  гони   меня,  пожалуйста,  никуда  я   от  тебя   не  уйду!!..
- Почему   ты   обливаешь меня  грязью?!
- Я  не обливала! –визжала   Соня, -  Я…я  не   говорила   плохого!.. Я  не  так!..Я…я я..Не так!...
- Соня, ты…в  конце концов,  взрослая девочка!  -  осенью  тебе  стукнет  шестнадцать, а  ты   все  врешь и врешь, как   сивый  мерин!….
- Нет…нет! Прости,  прости!!...Соня  каталась   по  дивану,  расплескивая  космы,  дергая   за  них …(«интересно, откуда  она  прихватила   истеричную  моду? – дивилась  Рита,-  В  кино, или   вычитала?..  достаточно  мерзко!»)…
  -  Прости  меня,  прости!..-  выла   Соня, - не знаю, что  на меня нашло!!. Я  хочу  жить  с тобой,  только  с  тобой!..Хочешь, на  колени  перед  тобой  встану?!!..
    Рита   стояла  в  растерянности.  Соня   так  талантливо  изображала   «искреннее   раскаяние»,  переживания?- неужели все  безнадежно, или в ней  есть  хоть  микроскопический  проблеск  совести...?!»..
- Прости! Прости!!...
- Понимаешь,  я  НЕ  ВЕРЮ  тебе! Ты   ведешь   себя   не   как  дочь,   а  как…
- Прости, прости!...- Соня  повалилась  в   ноги,  обливаясь  слезами..   …Что  в  таких   случаях  делают?..Жалость,  сожаление,  презрение … Но  уважения   нет, доверия  нет!..Но…если  сейчас  вытряхнуть   ее, -  глупую  «артистку»  из  дому, - грубо  и  безжалостно,-  тогда   ВСЁ…
   Но..  как   выгнать  из  дому  «нашкодившего  щенка»?..Взрослую,  прирученную  негодяйку ?!.. «Мы   в ответе   за тех, кого… Да не  приручала  я  ее ! -  она   сама   ко  мне  прилипла!  А  как  я   вначале  радовалась!...Предательница!!!..»…Что в таких  случаях  делают «нормальные»  люди?.. Нормальные-то?!..Увы.. Рита   не  была  «нормальной»  в привычном  смысле этого слова. Анализируя  ситуацию,   мысленно  она  обращалась  к  себе:
 « Скажи  честно:  она  ТЕБЕ  НЕ  БЕЗРАЗЛИЧНА?..- похоже,  все-таки   взаимно. Подумать только! -  как   умело   она  бьет   себя в   грудь,   рассчитывая  на  жалость.. Это  МОЁ  слабое  место, -  она   его   нашла, хитрунья. .И  что  за  черты:  завидовать  другим  и  прикидываться  «несчастненькой»!!!..Ффу! Ничего  я  не  могу…ведь я   люблю   её,  скотину!..»..
-  А  пирог  ты  испортила, -  сказала  Рита, -  зачем  налила   воды?
-  Я  думала,  тесто   слишком  крутое...- мямлила  Соня.
-  А  ведь  не  бессловесная!.-  полчаса  по  телефону  прикидывалась  «несчастненькой». Скажи, Сонь, а ты сама  себе  не  противна?
-  Прости!..
-  Фигушки. Предательство  простить  трудно. Пока   оставайся. Посмотрю   на  твоё   поведение....
   Соня  зашвыркала  носом.  Подружки,   к  которым она  «бегала», -  удачно   разбавляли  скуку... Однажды  Рита,  придя   с  дежурства, обнаружила    в  квартире   бедлам: сор  и  конфетные  фантики… Сьедены  все  припрятанные  конфеты  и  печенья!..Сони  нет… и, разумеется, звонок   ночью:
-  Прости,  меня, пожалуйста,  - скороговоркой, -  ты  не  будешь  меня  ругать?.. Это  все   девочки…
-  Сколько   их   было?
-  Четверо…
-  А  убрать  за собой?!
-  Ну…я  говорила…Мы   торопились!..
-  Опаздывали  в  театр?  -  язвила   Рита, -  «чует кошка, чье мясо сьела»!, -  сколько   раз  говорить, чтоб  без   разрешения   никого  не  приводила?.. Если   ты  меня уважаешь..
-  Хорошо, -  Соня,   как всегда  прикидывалась глупенькой.   
  Очень  милая   черта:  если  в  доме   есть  лакомства, Сонька    непременно  их отыщет  и  сьест! Ни  конфетки   не  оставит. 
    Как-то  Рита   купила  трехлитровую   банку  яблочного  сока,  и оставила   на  столе…Спеша с работы,   пить  хотела,  предвкушая  удовольствие… Придя она обнаружила, что  банка  вскрыта  и  пуста...Соня  перед  телевизором  уплетала  конфеты...
-  А я  не заметила: кино   смотрела,  пила, пила,  и  выпила.  Прости  меня,  пожалуйста! Про тебя  я  и  не подумала…
-   Почему  же  я   про тебя  всегда   ДУМАЮ? –сердилась  Рита,- Это надо  умудриться   - выпить  ТРИ   ЛИТРА, и  не лопнуть...
-  Сама  удивляюсь! -  вылупила   глазки   Соня...


Рецензии