Снегурочка-3. Часть 4. глава 6

6  -я  глава            
                ЖАННА   И     СОНЯ
      
   -  Моя  лучшая  подруга,  - представила  Соня   красивую  девочку, похожую на мадонну.-  Жанна! Она    в десятом,  а я в девятом  классе, но   разница   нам  не  мешает. У  нее  мамы  нет, но  есть  тетя, Светлана  Альбертовна,  -  очень  хорошая  женщина!…
-   У  них  ты   тоже  ночуешь?-  Рита  смотрела  на  всё критически.
-   Нет,  чаще   у  Ани…
-  У  той  своевольной  девочки,  которая   маму    не   слушается? С которой   вы  ночевали   на   Ипподроме?
-  Ну, да… Но  с  Жанной  у  нас  больше общих  интересов.
    Рита  искренне  восхищалась   иконописным  личиком  девочки  с  правильными чертами, на  котором  влажно  сияли  огромные   карие глаза, - обрамляемые   черными  как смоль  вьющимися  волосами… Однако, стремлением к чему-либо  серьезному  Жанна  не  отличалась…А  один  мелкий  дефект портил   красоту: левый   глаз    радужкой    был  сдвинут   к  носу…Если  бы  не  это, можно  было   считать ее  первой  красавицей!
    На  месте  ее  тетушки   Рита  приложила  бы  все  усилия, - чтоб  сделать  девочке  операцию   по  подтягиванию  глазного  нерва! –и   требовалось-то   всего  3-4    минутные   операции  с   дистанцией   1-2  месяца! И  глазки   встали  бы   ровно..  Рита   удивлялась:  почему   «правильная»   тетя  Жанны  за  много лет  не   удосужилась сделать такую  важную  вещь?..  Всего лишь взять  направление  в  Институт  Гельмгольца!..Делали   там  хорошо   и  быстро! -  чем  раньше,   тем  лучше.  Через   несколько  лет  будет  поздно…Рита потом   не  раз   говорила   по  телефону   тетушке  об этом…и девочкам   говорила… Похоже,  что  самое  важное   пролетело  мимо  их  ушей. Жаль:  красивая девочка  могла  быть счастливой! Рита убеждена: ничего случайного нет: и   есть прямая  связь   между  внешностью и содержанием. Недаром  в народе  предупреждают: «дурной  глаз  -  несет порчу..!» В деревне косоглазых   избегают..
  С  Соней  наедине  Рита  беседовала о подругах.
-   А  какие  у  Жанны  интересы?  Где   вы  бываете?...
-  Ну,  везде…недавно, например,   у  Николая  Федоровича,-   у  художника. Очень хороший  человек! -  еще  он  играет  на  пианино,   аккомпанировал,  когда  мы   пели…Так  здорово!..
- Вы  были    у  него  дома?!-  вскричала   Рита.
- Нет,  сначала  в  ДК… потом  он   нас   пригласил...Он  хороший!..
-  Соня,  вы  не  должны  ходить к  нему  в  дом! -  сказала  Рита..
  Она   расстроилась  и насторожилась, но  не  подала  вида. У  взрослого  мужчины  гостят   девчонки, которым  по   15  – 16  лет!..На  всякий  случай   Рита  записывала  телефоны  всех  Сониных  знакомых и  почти всех  заочно   знала.  Разговаривали  по  телефону и  с  тетушкой  Жанны,  которая  откровенно  хвасталась  Рите:
-   А  Сонька  от меня  без ума! – мы с нею, как подружки...

    Рита   стремилась   оторвать  Соню  от  случайных   подруг. Она хотела   развивать   в  дочери   природный  музыкальный талант! Прослышав   про   КСП (Клуб самодеятельной песни), Рита  наладила  связь,  и  познакомила  Соню  с  их   вокальной  группой. Ребята приходили, -  пели   под   гитару, иногда  засиживаясь допоздна.
    Как-то  случилось,   репетировать  негде, и  ребята, - человек  семь  с  флейтами, гитарами,  и  трубами, - приехали   и  занимались, часов  шесть…В  комнате  места  мало,  вышли  на лоджию…Их,-  оказалось, -  слушали   жители  из   открытых  окон,  аплодировали  на всю улицу:
-  Браво!  Бис!!!...Артисты с инструментами  на  лоджии   улыбались и  раскланивались,  а   все  слушатели   высунулись  с  балконов и   из  окон    всех  этажей...а так  же   с  улицы, им  кричали:
-   Браво!!! Бис! Молодцы!...И ребята   трижды   повторяли   концерт.  Пели   репертуар  Новеллы   Матвеевой, и  «Есть только  миг»,  и  много других   прекрасных  песен…

    Соня  росла  неслухом…Бегала  неудержимо, и ночевала то  у   Жанны,  то   у  Ани  - с  лошадьми!.. Поистине   «скажи мне, кто  твой друг,  – и я   скажу, кто   ты»…   
- …Николай  Федорович   очень  хороший  человек! - говорила  Соня, -  и  у   нас  с ним  чисто  дружеские  отношения! А у тебя  почему-то  грязные  мысли!
-  Сколько  лет   этому  «хорошему  человеку»?-спросила  Рита.
-  Шестьдесят  пять...
 Жанна,  забежав   как-то   без  Сони,   поведала: 
-  Николай  Федорович   художник,  и  ему  очень  нравится  рисовать  обнаженных…так  мы    ему   позируем!…
-  Ты  ему  позируешь?!- испуганно  воскликнула Рита
-  Ну, да, и  я  тоже,  но  Соня  с  бОльшим   удовольствием!
 
       Когда  Жанна ушла,  Рита  набрала  номер  Николая  Федоровича:
-  Я  мама  Сони, - и  знаю,  что  девочки  ходят  к  Вам. Так вот, я  Вас  предупреждаю:  если  с  моей  дочерью  что   случится, - я  подам  на  Вас в  суд! –  тогда пощады  не  ждите..
-  Но   я  их   не  зову! -  затрепетал  мужик,  - они  сами  идут...
-  А  я   Вас  предупреждаю, -  повторила  Рита,  - если  моя  дочь  еще раз  придет в  Вам...
-  Все, все! - запротестовал он, - Соню  больше не  пущу!...Обещаю!.

   История   закончилась  плачевно. Соня  доложила  Рите:
-  Представляешь, -  Жанка  ходит  к нему позировать…обнаженку!
-  А ты?!...
-  Я ?!..-  ну,  что  ты,  мам,  меня  он  вообще   не   пускает!...
-  Нечего тебе  там  делать. А ты  тоже  позировала  обнаженку?!- Рита  глянула   Соне   в  глаза, и  та  стушевалась, пролепетала:
- Нет…- и  опустила  голову… Рита   поняла:   врет!
   Навсегда   запомнилась  эта поучительная  история  Жанны.  Однажды  Соня   пришла  домой,  до  крайности  возмущенная:
-  Мам,  ты   представляешь, она   с  ним   СПИТ!!!...
-  Ничего   удивительного!..-  сказала  Рита, - я  была  в этом уверена..
-  Я  от  нее  не  ожидала!..- Соня  выглядела  расстроенной, и  Рита поняла:  этим  дело  не  кончится… Вскоре  Жанна   ушла  от тетушки,  стала  жить   с  Николаем  Федоровичем.  Рита  Соне  запретила  туда   ходить,  и  радовалась: « уберегла!»,- но Соня  ходила  туда  тайком. А через  год  Рита   встретила  Жанну   в  метро,  -  разодетую:  в  шикарном  черном  плаще  с  фалдами  и  модных  сапожках, -ни дать, ни взять,- «представительная   дама»  с  зонтиком!.А глазик-то   косой...
- Что  ты  натворила?! -  сказала  Рита, - Разменяла  свою  молодую  жизнь  на  старика…
-  А зато  он  меня   обул,  одел! – гордо  глянула  Жанна, - живу, ни  в  чем   не  нуждаюсь…
- Глупенькая! – вздохнула  Рита, - потом  поймешь,  что  ты  потеряла,   и  в  чем  ты  нуждаешься..но будет поздно! А тетушку  бросила?
-  Но  она   же  не  могла   мне   этого  дать!
   …Мужик  около  года   жил  с  Жанной…Но  однажды  к  нему  заявилась   его   35-летняя   дочь (у  которой был сын),  -  и  не на   шутку   раскричалась, шаря  по  всем  шкафам  и   ящикам:  из   квартиры   пропали  деньги, - десять   тысяч!..Дочь  все  перевернула,  долго  допрашивала  Жанну, и…наконец,  вытурила  из  ее   из  дома!
-  Она  вышвырнула  нас  обеих! – негодовала  Соня,-  и  обвинила  в   воровстве! Говорит,  что  подаст   в суд…
-   А  по судам тебя еще не таскали! – заметила Рита,-  спасибо  Жанне…Я же  просила  тебя  туда  не ходить, предупреждала, что может  быть  неприятность....
  …А   дальше  было  возмездие: дама  подала   на девочек в   суд:  Жанна  украла  деньги, и  всё  свалила   на  подругу! -  о чем   Соня  после  рассказывала с  чувством  справедливого  негодования: но  вначале   она  отважно  взяла  вину на себя,  пламенно  играя   роль   « поддержки»…Но..-  оказаться  в  колонии   для  несовершеннолетних  ей  не  фартило, – Соня   испугалась…Жанна  призналась в краже, и  суд   признал  ее   виновной. Однако,  мужик  по-джентльменски   защитил  любовницу,  сказав,  что  «подарил  ей деньги»…Но  ему  грозила  статья  «за совращение  несовершеннолетних»..и тогда  дочь  выручила   отца, назвав  его  «неадекватным»! -  после чего  его   засунули  в  Психбольницу  им. Ганнушкина. Жанна   вернулась   к тетушке, переставшей  быть  Сониным   «идеалом»...
-  Ну, - сказала  Рита, - поздравляю! С кем поведешься...А  может,  это  все- таки  ты  взяла  деньги?
- Не  брала  я   никаких  денег!  - разозлилась  Соня, - я  ее  выручала..
- А я на  твоем  месте  не  дружила  бы  с  такими…
 
   Как-то   вечером   Соня,   смущенно  протянула  Рите  тетрадку:
-  Мои  стихи... хочешь    посмотреть?
- С удовольствием, - порадовалась   Рита, -но  держись!-   жалеть    не  стану.
-  Ладно, -  махнула    рукой  Соня, -   постараюсь   понять!
   Рита  глянула   на нее  испытующе:  «выросла  моя  Сонька,  целая  невеста! Зачем   пишет? Опять зависть?!»..- и…давай  костерить ее  и «чехвостить»   в хвост,  и  в гриву…Однако, Соня  благоразумно  молчала. Рита руководствовалась тем,  что  «графоманов   полно,- не хватало  еще   одной  «серенькой  мышки» в  виде моей  дочери! – Уж лучше   пусть  не  пишет, чем  писать  плохо…от стихов  «полетели  пух и перья»…Соня  тихо  взяла тетрадку,  поблагодарила   и  отошла.   
- Скажи  честно,  обиделась?-  пристала  Рита...
- Нет, мам, нет…спасибо.
 «Бросит  писать,- одной  посредственностью  меньше! -   не зря  я  старалась!»…
   Насчет зависти   у  Сони  стоял  вопрос   серьезно. Побывав  у  Риты  на  работе,  дома   девчонка  задала  истерику! Рита  утешала, как могла,  гладя   ее   светлые  волосы:
-  Почему  плачешь? Что  стряслось?-Ну, успокойся!..
  Соня,   размазывая  слезы, призналась:
- Я  боюсь…что  я  никогда  НЕ   БУДУ  ТАКОЙ,   КАК  ТЫ!..
- Вот те и раз!!..-  воззрилась на  нее  Рита,- ты  что  ли,  завидуешь мне? Считаешь   идеальной?!  А у  меня  недостатков куча! Я - разбросанная, взбалмошная, забывчивая, спешу, и  всюду   опаздываю, я –глупая, наивная,  доверчивая  недоучка…Этим  все  пользуются,…Тем более, что  технически  я  безграмотна..ничего не  умею, даже  на  велосипеде ездить!.. А  ты вон какая – я тебе  гитару  купила, а  ты за   месяц  на ней  играть  научилась!Ты  музыкально одарена! Ты  учишь два языка -  китайский и  английский.. а  я ни одного  из  них   не  знаю…Не  надо  быть, как я! У  тебя   замечательные  свои  достоинства…
- Да-а, - рыдала  Соня,  - ты    вон   какая! Тебя ВСЕ   ЛЮБЯТ..
- Ах, вон  оно  что?! –горько  усмехнулась  Рита, - Ну, во-первых,  далеко  не  ВСЕ…и  не  могут   любить  все. Меня  не любят, к сожалению,  именно  те, кто  мне  дорог,  и  кого люблю я.. Меня  не любит   родной  сын.. вот  это уж  страшно! Меня не  любят  мои родители..Ничего ты не понимаешь!- Рита  тяжко вздохнула: сын  ОТ МЕНЯ  ОТКАЗАЛСЯ…я не  знаю, как  это  пережить..А родителям  все равно,  где  я  и  что   со   мной...Думаю, рады были  бы, если   б  меня  не  стало:  Сережка  тогда   законно   станет «ИХ»! А пока   я  жива, - могу на него претендовать...А по большому счету  НИКОМУ  я  НЕ  НУЖНА...Ах, Соня! Меня  никогда   не  любили  те, кого  люблю  я… Обидно, не  так ли?
- А хочешь, я   напишу  им  письмо? -  вскочила   вдруг  Соня   в   благородном  порыве, и  глаза  ее  заблестели, -   запросто!.
- Кому?  Сережке?
-  Им  ВСЕМ, -  твоим  родителям   и  ему!
-  Милая! – обняла  ее  Рита, -   полагаешь,  они   поймут?
- Да!!  – вскричала  Соня, спрыгивая  с дивана, ты   дашь  мне их  адрес?
- Конечно! -  сказала  Рита, -  Спасибо, родная! Ты   моя  НАСТОЯЩАЯ  дочь.
- Я  ЗНАЮ,  ЧТО  им  НАПИШУ! – горячилась  Софья…-только  ты  не  подглядывай. Ладно?
- Хорошо. – Рита   сидела   с  мокрыми глазами, дивясь происходящему:  неужели  Соня   может   повлиять   на   мать   и   сына?!Что  это, - возрождение  надежды? Неужели  то,  о  чем   мечтала, сбудется…?!
- А насчет  моих   способностей,  -добавила  она,- их  совсем  немного:  ЛЮБЛЮ читать  и  ПИСАТЬ.. но  еще  много  учиться. Ну,  пою  и  рисую…но, к  сожалению,- ни на чем  не  умею  играть. У  тебя  же  большой  МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ТАЛАНТ. Давай  его  развивать!

    Соня   написала  Ритиной  матери…Рита   уговорила   ее  дать прочесть, и… была  поражена:  насколько  мудро, убедительно  и  доброжелательно    написано  это  письмо!..
- Соня, ты  удивительно  хорошо написала, -  я  бы  так не смогла…спасибо, дочка! – сказала  она, -и так  мудро, как взрослая.. а  я  думала, что   ты у меня  « еще маленькая»...
    Она  отправила  письмо..Однако, в  ответ  -  как  Рита и ожидала,-   мать  прислала  обидное   послание:  «нехорошо, мол,  заставлять девочку  писать  под  диктовку»…Рита  читала  это, как громом  пораженная: «ничего-то  они  не  поняли!»..и  показала   письмо  Соне:
  -  Смотри! Все, как  я  говорила… Они…они  просто злые и  бессердечные  люди…Соня! Они  настоящие  советские  дикари!- А  ты все равно  молодец..Только  они  и   могли  такое  душевное  послание  не оценить!- и  даже   сумели  опошлить. Если  б я   сама  его  не  читала, - ни  за  что  не  поверила  бы,  что  ты   умеешь  так  здорово   писать! Не  обижайся, и  не расстраивайся…Какими  были,  такими   они  и   останутся…А  я-то думала…Одно  лишь  страшно: кого   они  воспитают  из моего сына?!..Вот этого  я  боюсь  больше   всего… 

     Через  несколько  недель  Соня призналась, что   сын  Риты   написал  ей…но она не  дала  Рите  прочесть…Сказала, что  он  уходит в армию.   Сергей  и правда  звонил   потом   оттуда…Они   подолгу   разговаривали  с  Соней  на   междугородке…
- О  чем  вы  говорили?-  пристала  Рита  - так  долго! Межгород… это же  очень   дорого!
-  Так  он   работает  на  АТС,  - обьяснила  дочь,-  для   него  бесплатно.
   Рита  думала,  что  Соня  после   ее   критики  перестанет  писать  стихи, но…в  один  прекрасный  день  та  преподнесла  сюрприз:

- Мам, хочешь,   я  тебе  песенку спою?-   взяла  гитару.
- Конечно  хочу!
  Соня  запела, а  Рита  изумленно  глядела   на  дочь:
- Какая  хорошая  песня!-  впервые  ее  слышу...
-  Это моя  песня, - призналась  Соня,  счастливо  улыбаясь. 
-  И слова, и музыка?! – так ты  еще   пишешь стихи?!
- Пишу! И песни…
- А почему   не показываешь?!
- Мам, я тебя  боюсь…Ты   так  меня  распесочила!…
- Глупенькая! – смеялась Рита,-  Волков бояться – в лес не ходить!
А  все же  молодец, - ты  гораздо  лучше стала писать! Поздравляю.   
 … Мам,  а  у меня    был  концерт в МГУ, - призналась   Соня, приехавшая   однажды  поздно  вечером,  усталая.
- Твой   концерт?!  Вот это да! - а   мне  не сказала…
- Ты  сама  свела меня  с   КСП. Мы  дружим,  из них  многие   в МГУ  учатся… даем концерты, где  нас  приглашают!..
- А  меня  почему-то  не пригласила...
- Не знаю, - пожала плечами Соня, - еще приглашу…ты  вечно  занята!
- Расскажи-ка  поподробней! -  Рита  накрыла  стол,  поставила   чашки.
 Соня рассказывала весь вечер..
- Мне  долго  хлопали,  причем  стоя!- призналась  она, смущаясь.
-  Видишь, какой   у  тебя   талант!-  радовалась  Рита, - Нечего  размениваться  на мелочи...давай учись.
-  А помнишь,  -  оживилась  Соня, -  как  с  КСП- эшниками  мы  в нашей квартире  концерт  устроили?..
-  Помню! -  улыбалась   Рита..- вся  улица   аплодировала! Жаль,  что  они  больше    не приходят…Готовься    в  Консерваторию. Или   подружки   тебя   больше  интересуют? Кстати, где   Жанка?
- Выходит  замуж… за  будущего «батюшку»…он  заканчивает  Духовную  семинарию.  25  лет…но  мне  он   не нравится.
-  Она  любит  его?
-  Не  знаю…приглашают на  помолвку!..Через  месяц. Приходи!
-  Кажется,  опять   влипнет… - раздумчиво произнесла  Рита.

    На  шестнадцатом  году   Соня  запросилась  в.. Пустыню: на раскопки, -  пригласили   студенты  из  археологического.
- Мам,  отпусти!  - охота   поучаствовать…Ребята   хорошие!
- Зови,   хочу    познакомиться! – сказала Рита, и  Соня   привела   двух    симпатичных  ребят:  восемнадцать  и  девятнадцать. Видно,  из  хороших  семей. Сели,  попили   чайку, разговорились… Рита   повыспрашивала  всю  подноготную,  записала  телефоны  и адреса… Наконец, сказала:
-  Хорошо, -  я  отпускаю  с вами  дочь!- под   вашу  ответственность. Вы   уже   взрослые.  Если  что,   будете отвечать  по  закону, -  как     совершеннолетние! Родители  знают?..В общем, вы  мне   гарантируете, что все будет  хорошо?...
   Растерявшиеся   ребята  расплылись  в  улыбках.. Соня  пошла  их  проводить,  и  вернувшись,  сказала  с гордостью:
-  Мам,  они  сказали:  «твоя мама  гигант»!- такой  мы  не   встречали!».   
    Соня   вернулась  отдохнувшая  и загорелая…Но  на раскопках  она  подцепила   гепатит, и   полтора   месяца  лежала   в больнице.  Школу   она  закончила    с  хорошими  оценками. Но  накануне   семнадцатилетия  Риту   вызвал  директор  Интерната:
-  Вы  в  курсе, что  Соню  мы   отправляем   в  Детдом?
-  Впервые   слышу, - сказала  Рита, -   по-моему,  Вы    рискуете…
-  Чем  же?! – удивился  молодой,  но    опытный  директор.
-  Репутацией.  А  не  боитесь,  что  она   от вас  сбежит?
-  Ну-у…У  нас   вопрос  так  не  стоит!
-  А у   нас стоит! –  сказала Рита, - Соня  живет   у  меня  более   четырех  лет,  мы  привыкли  друг к другу. Поговорите  с  ней, - а  я  подойду, -  когда  скажете. 
-  Ладно, -  задумался  директор, - придите  через  неделю…
   Кто -то  был  отправлен   в  Детдом, а  Соня   осталась  с   Ритой.


Рецензии