О георгинах

Янка Кикнадзе, Янина, моя бывшая одногруппница, страшно любит пионы. Она художница, и рисует их по всякому: маслом, акварелью, гуашью. У нее пионы даже на аватарке.

Я тоже люблю, и у меня тоже пионы на даче, а сейчас разрослись, так и совсем такие, как Янка любит, Янина.

Но у меня кроме пионов, есть еще одна любовь – георгины. В прошлом году были красные в основном. А в этом еще и черные( так бордовые называют), и розовые (лиловые)  И они - как пионы. И цветом, и формой, и размером, и по высоте примерно такие же.

По форме они даже поинтереснее будут. Потому что пион – неряшливый цветок – лохматый, как непричесанная роза. А георгины – такие строгие, просто образцовые. Красные –  игольчатые, как астры, как звезды. А черные и розовые - похожи на китайские фонарики – аккуратные, сложные, геометрически выверенные – чисто оригами.

И долгие. Пионы расцвели, неделю прекрасные, потом еще неделю уже так, увядающие, и все – осыпались. А георгины начинаются в середине июля, и до конца сентября, до заморозков, все цветут и цветут, один за другим.

Одно плохо – они не пахнут совсем. Ничем. Как огурцы. Или ревень. Пионы – они ведь вон какие – за километр слышны, или флоксы, или полевые цветы – донник, например, смотреть не на что, а запах – пчелы в обморок падают. Или пижма, когда говорят «а степная трава пахнет горечью» - это про пижму. А георгины – не пахнут.

Но иногда ведь и хорошо, что не пахнут. Зато букет в доме можно держать. Их достаточно созерцать, такой гипноз.

 Глядя на георгины я всегда думаю про бабушку Тоню, мою украинскую бабушку. У нее всегда росли георгины, самые красивые в деревне, она любила, и все ходили к ней за букетами на 1 сентября. Так мама рассказывает.

Потом я думаю про маму, что она не приехала в этом году, и у меня в огороде, кроме георгинов ничего не посажено. Даже зелени, даже огурцов!
 
Потом я думаю про Янку Кикнадзе, Янину. Что она злилась на "Янку", и что мы так вульгарно произносим ее имя: «Йе-ни-на». По-грузински буква Я в начале слова остается такой же полнозвучной, как у нас в любой другой позиции. И даже хорошо говорящие по-русски грузины букву «я» никогда не оглушают, они не могут! - на их языке это пошлость! – это как интеллигентному русскому человеку говорить «обожди».

Вообще георгины – очень грузинские цветы. По названию, по пафосу. Кроме Янки, Янины, у меня есть еще знакомые грузины – им всем очень подходят эти цветы. В них во всех эта эстетика богатства, дороговизны, достатка – как часть мировоззрения. Они в этом живут, нарядность – для грузин – национальная черта. Кроме  того, что они сами такие яркие, они еще и одеты всегда так празднично! Так же и георгины. Царственные цветы! Я раньше их и не любила именно за это. Все чересчур!

И главное, они чувствуют себя в этой одежде комфортно. Русскому человеку в этом  неловко.  Ему нужно немножечко, ну, как бы испортить картинку, ну хоть узел галстука отпустить, пуговку расстегнуть, взлохматить волосы. Все что стильно, всегда немножечко нарушение этикета, традиции. У грузинов этого нет. У георгинов – тоже.

Меня смирило с  георгинами то, что они растут как трава. Ниче не просят. Никакого ухода! Сами вымахали, сами цветут, вот такие плантации, вот такие стволы, вот такие клубни! И миллион цветов! Ну, выкапывать надо, и закапывать тоже вовремя. Но, это потому что у нас холодно. У себя на родине они, поди, и зимуют в земле. Нереальный цветок! Я думаю, что Церетелли оценят следующие поколения.

Наше – стесняется этой монументальности, потому что видит за этим остатки соцреализма. А я думаю, дело не в соцреализме,  это такая грузинская гордость, грузинское отсутствие рефлексии и самоуничижения. Такая же, как у георгина жажда жить красиво и быть красивым. В этом, наверное, тоже есть своя правда. Просто надо к этому как-то прийти и смириться с этим.

А мне надо в этом году подарить Янке, Янине парочку клубней, пусть посадит у себя. Ей понравятся.


Рецензии
Шикарный текст! Берется точка, а от нее расходятся круги по воде, такой изысканный этюд на тему! Захотелось даже ответный написать и тоже сравнить георгины с пионами, и даже упомянуть грузин. Стала этот коммент набирать и увидела - когда читала, не услышала - что у Вас ГЕОРГИНЫ с GEORGIA перекликаются. Прекрасный текст!

Елена Кенигсберг   25.08.2016 04:58     Заявить о нарушении
Ух, спасибо, прекрасная реца! Щедро, широко, емко, и про грузинов, и про круги. Я бы сама так написала. Спасибо , Елена,очень ценю!

Елена Агалакова   25.08.2016 05:08   Заявить о нарушении