Две традиции русского меценатства Ч. 4

Размышления художника по фарфору на тему метафизики поощрения художеств

Часть 4    

               
Искусство и бизнес

Творчество отличается от репродуцирования. Произведение искусства отличается от товара. Но и то и другое является продуктом человеческой деятельности. Можно найти технические и эстетические различия, сравнивая произведение искусства и товар, но различия эти, конечно, лежат гораздо глубже поверхностных сравнений, они коренятся в системе ценностей и относятся к области философии и мировосприятия. Искусством движет идея – товаром движет идеология. Не вдаваясь в подробности, мы определим в основном отличие идеи от идеологии для удобства дальнейшего использования этих терминов. В нашем изложении мы будем отличать идею от идеологии по одному качественному признаку. Возникновение и несение идеи связано с личностью и свободой. Идеология – это учение о методах внедрения идеи в общественное сознание. Идея может захватить общество своей красотой и правдой, энергетикой её носителей. Идеология же может насильственно внедряться и навязываться обществу её заинтересованными сторонниками. Идея всегда предшествует идеологии, также как творчество предшествует репродуцированию.

     Художник, как носитель личной творческой идеи, редко совпадает с современной ему идеологией. Но жажда творения чего-то качественно нового и внутреннее осознание вечной правды Прекрасного – это две составляющие, которые не дают заблудиться художнику в хаосе. Каждый человек является художником, в общем смысле этого слова, как каждый человек является образом Божиим, и поэтому, если человек убивает в себе художника, то он неминуемо становится жертвой идеологии. Творческое бытие даёт человеку жизненную силу, с которой он берётся за любое дело, превращая его в правое дело. То есть: само по себе, ни дело, ни идеология не являются злом, но всё дело – в духе, наполняющем его носителей. Авангард в искусстве – это, совершенно, естественное явление, но если авангардиста вдохновляет безобразное и антиэстетическое, он становится проводником и пропагандистом идеологии зла.

     Весь 20 век прошел в России под знаменем агрессивных идеологий и закончился торжеством идеологии «Прибыли и успеха». В переводе на старые православные понятия – это идеология «Сребролюбия и тщеславия». Бизнес оказался менее выгоден, чем коммерция. Девиз коммерции: максимум доходов при минимуме расходов пересиливает даже собственно идеологию успеха, где деньги являются средством. Можно констатировать, что в конце 20 века в мире победили всё-таки деньги. Деньги стали основной целью производственной деятельности.

Назвать новую идеологию капиталистической нельзя, потому что она враждебна –  как социуму, так и капиталу. Новая идеология скорее подходит под определение «индивидуалистического паразитизма», а если говорить еще точнее: «паразитического персонализма». Экономические отношения выстраиваются таким образом, что всё получает только тот, кто на самом верху, пусть даже самой маленькой «пирамиды». Временная, но предельная концентрация власти и денег в одних руках, без моральных ограничений. Только тихий голос совести. Выбор искусителен: или все служат тебе, или ты служишь всем. Все или ничего. Если голос совести всё же звучит, то скорее как назойливо раздражающий, чем побудительный. На пути к абсолютной безответственности тормозят только нравственные личные качества, и если в детстве не научили: что такое – хорошо и что такое – плохо, то –  вот вам и весь российский «беспредел»: «Никого надо мной» на небе, как и на земле. Это уже претензии – человеко-бога. Тормоза сгорели. В результате – все несчастны: один человек мучает и насилует весь народ несчастный, но и сам – несчастен, потому что никого не любит и абсолютно одинок, всех боится, никому не доверяет. У всех диктаторов развивается мания преследования, даже если диктатор просто паразитирует на теле народа.

Потерявший тормоза художник так же легко превращается в диктатора, как и политик и бизнесмен. Просто, его диктатура происходит в мире духовных ценностей и скрыта до поры, пока не овладевает массовым сознанием: и тогда все заболевшие вдруг начинают пить только «Пепси», или мазать шваброй по гигантским холстам чёрной краской. И это не благородное безумство художников – это плоды духовной диктатуры определённой идеологии. При нынешнем господстве средств массовой информации, возможно, что скоро уже даже некому будет сказать, что мир сошёл с ума. Поэтому так необходимо развивать в себе чувство прекрасного и делится им, по возможности, через те дарования, которые мы получили от Бога. Поэтому – «Красота спасёт мир». Потому что мир, действительно, в опасности – от насаждения и процветания паразитического сознания. Когда человек перестаёт заниматься творчеством жизни, он вырождается в паразита и, паразитируя на жизни, убивает постепенно и саму жизнь. Любой художник подписался бы под словами Ф.М.Достоевского; как и любой художник, всю жизнь выдавливает из себя раба по капле, –  так и любой честный бизнесмен выдавливает из себя по капле паразита.
               
           Метафизика художественного производства

Возвращаясь к проблемам художественных производств, необходимо учесть, что искусство и бизнес имеют разные корневые системы. Для того, что бы искусство процветало – нужно прикладывать гораздо больше усилий, чем для процветания бизнеса. Искусство в России – это особая тема.
 
Обычно, любое предприятие закрывается по простой экономической причине: затраты начинают превышать стоимость конечного продукта. Но русский народ – нация героическая, и трудности мы умеем преодолевать, поэтому для того, чтобы закрылось русское производство нужно очень много условий. Нужно, чтобы рухнуло все. Чтобы растащили все, вплоть до проходной вместе с бабкой, и чтобы сам директор в сердцах произнес «сакральную» фразу: «А, пошло оно все...».
Закрытие художественных производств имеет более глубокие причины. Их много. Чтобы не утомлять, я постараюсь изложить кратко главные из них, а для тех, для кого это важно, постараюсь дать и более пространный комментарий.
Начнем с того, что ни одно высокохудожественное производство, основанное на создании уникальных художественных произведений профессиональными художниками, не выгодно по своей сути. Заниматься искусством вообще не выгодно. Поэтому отсутствие государственной программы и финансовой поддержки привело к естественному разорению многих художественных производств. Разорение самого государства и постоянный отток денежной массы за границу – еще один дополнительный удар. Климатические условия, удорожание сырья, неблагоприятные юридические условия, криминал и мошенничество, техническая отсталость: все это уже – для кучи. Нищенская заработная плата – это последняя капля.

В благополучной Америке большинство художников зарабатывает, чем придётся и где придется. Со временем это произойдет и у нас, и мы должны с этим смириться, как с неизбежностью. Просто мы немного забыли, что подлинное искусство основано на любви и на жертве, и вообще-то не имеет никакого отношения к предпринимательству. А уж, если государство хочет, чтобы его территорию населяли художники и ремесленники для государственного престижа и внешних коммерческих целей, так будьте любезны потрудиться.

Если же кому-то интересна метафизика художественного производства, то я хотел бы поделиться некоторыми соображениями по этому поводу. В основе любого дела лежит свобода и необходимость, призвание и условия, в которых оно осуществляется; результат же зависит от таланта и усердия. Определить вес и полярность всех составных частей, конечно, невозможно. Проще рассматривать явление в целом для того, чтобы понять его жизнеспособность. Правда – в том, что наше дело живет до тех пор, пока мы отдаем ему всю свою жизнь. Некоторые люди говорят, что это с художника нужно брать деньги за то, что он рисует. Следует признать, что это не единичное мнение. Современный мир враждебен художнику и безразличен к его судьбе, хотя его глазами видит и его сердцем чувствует. Художник и бизнесмен – две противоположности, требующие своего разделения в одном существе и выбора того или другого пути.

Художник всегда открыт, ибо предлагает не товар, а себя, как личность: свою любовь, боль, нежность, или ненависть и отчаяние. Бизнесмен занимается «чистым» бизнесом. Его призвание – воссоединение с делом. Чистый бизнес – это универсальное средство самозащиты от агрессивности мира.
Не важен продукт, но важна деятельность. Бизнесмен может легко перейти от выпуска художественного фарфора к выпуску сантехники, кафельной плитки или кирпича. Его продукция должна приносить прибыль, для этого должна иметь товарный вид, но не более. Душа бизнесмена не является миру через его товар. И если потребитель отвергает его товар, то поводом для этого не является сама личность производителя, но лишь цена и качество товара. Отвергая же художественное произведение, мы отвергаем, прежде всего, его творца. Искусство живет только за счет знатоков и любителей. Остальной мир пытается сломать художника с тем же безрассудством, с которым самоубийца режет себе вены.

Мир пытается «отоварить» произведение искусства. Если говорить об «артбизнесе», то товар - это раскрашенный мертвец, пользующийся неизменной популярностью. В то время как произведение искусства уже одним своим существованием разрушает рынок, порядок цен, заявляя, что оно «бесценно». Искусство –  не товар, оно не имеет аналогов. Определенной цены на произведение искусства не существует. Рыночная цена или предельно занижена или предельно завышена. Как правило, между художником и покупателем выстраивается еще и бесконечная цепь посредников. Для художественного производства – это фактически смертный приговор. Минимально, при наличии одного посредника цена художественного произведения повышается; на внутреннем рынке в два раза, а с выходом на внешний рынок в пять раз. В любом случае, продать произведение искусства в современных условиях может только ловкий и талантливый менеджер при наличии серьезных связей, первоначального капитала, веры и упорства. Искусство, безусловно, нуждается в квалифицированных экспертах и искусствоведах, поскольку деньги сконцентрированы в руках людей безразличных к искусству и культуре.

Станет ли государство генеральным спонсором искусства, зависит во многом от общественного мнения, которое в свою очередь складывается от просветительской работы и меняется благодаря нашим общим усилиям. Кузнецовы, Мамонтовы и Третьяковы – это наша история. Традиции российской благотворительности всегда строились на религиозных началах, видимо, нужно надеяться, что тысячелетние традиции дадут свои всходы и осуществятся через новое поколение благотворителей и меценатов тысячами новых традиций.

В заключении хочется сказать, что современный кризис искусства и культуры, более все-таки, огонь, очищающий, и деньги в этом процессе часто играют роль горючего материала. Продажное «горит» легче и быстрее. Подлинному же искусству суждено расти на подножном корму в естественных условиях. Русский фарфор являет собой одну из самых прекрасных страниц летописи Русского искусства. Нам, как художникам фарфористам, выпало счастье прикоснуться к этой странице и испытать радость от встречи с «прекрасным». Работа с фарфором создаёт иммунитет от пристрастия к «безобразному», от болезней нашей постмодернистской цивилизации. «Прекрасное» всегда имеет корни и опирается на традиции – в этом источник и нашего вдохновения. Родится ли в России поколение новых меценатов или нет, художник все равно будет творить, потому что в этом его призвание и его жизнь.

ПС. Те кто смотрит популярный сериал "Игра престолов" должны сделать выводы относительно мира, который формируется через общественное сознание: это мир без художников, поэтов и мыслителей. Скрипач больше не нужен. Мы разные цивилизации, хотя и неоднородны внутри себя. Невозможно не быть вместе со всем миром, но невозможно и быть с этим миром заодно. Большое часто видится в малом и через малое, как в капле воды - отражается весь мир. Мир, потерявший высший смысл, - обречён; человек, потерявший высший смысл, - обречён. Нужно обладать мужеством, чтобы делать своё дело, нужно обладать ещё большим мужеством, чтобы делать общее дело. Каждый имеет своё оружие и свою харизму: художник - кисть, поэт - слово, князь - меч. Банкиры и бизнесмены имеют тоже свою харизму и оружие: деньги. Выбор - за ними. Служить, или паразитировать? 


Рецензии