Возвращение к Монархии

Архиепископ Аверкий (Таушев).


В возвращении к Монархии – спасение России.

Самая идея Монархии, в возвращении к которой как исторической исконной форме государственного управления России многие справедливо видят спасение, свята и дорога нам не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она имеет опору для себя в нашей Православной Вере и Церкви, поскольку Царь наш – Царь Православный, как и поется в нашем старом государственном гимне: поскольку он не формально и официально только, а и на самом деле является первым сыном и, вместе с тем, высоким Покровителем и Защитником Православной веры и Церкви, поскольку он действительно Помазанник Божий, получивший в совершенном над ним Церковью Таинстве Миропомазания особые благодатные дары быть "царем и судиею людем Божиим", как исповедует он сам в молитве, читаемой им при священном короновании в храме, перед всеми. Поэтому он и входит в алтарь Царскими вратами и причащается перед святым престолом наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не мог бы делать всякий другой монарх – неправославный и не отвечающий требованиям Церкви, не облагодатствованный Ею.

Это решительно подтверждает нам приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский, говоря: "Кто посаждает на престолы царей земных? – Тот, Кто Один от вечности сидит на Престоле Огнезрачном, и Один, в собственном смысле, царствует над всем созданием – небом и землею, со всеми обитающими на них тварями. Царям земным от Него Единаго дается царская держава: Он венчает их диадемою царскою... Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23), сказал Господь Петру – пререкавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божию велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных. Прочь, дерзновенные, не умеющие управлять и самими собою, но препирающиеся друг с другом... От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость Царю управлять своими подданными" (1907 г.).

Вот какому высокому взгляду на Царскую власть учит всех нас приснопамятный наш всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец! Как же не считаться с его взглядом, выражающим ясный голос Святой Церкви, а потому и для всех обязательным и непререкаемым?

Итак, с какой точки зрения ни подходить нам к делу спасения нашей Родины России, везде и всюду на первое место становится безусловное требование от всех нас полной и всецелой верности и преданности нашей Святой Православной вере и истинной Церкви. Без этого нечего и помышлять о спасении России.



Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том. II. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, Нью-Йорк. 1975 г. – Из проповеди "Неужели не пора, наконец, прозреть и опомниться?" С. 65-66.


Рецензии