Vita brevis, ars longа

Нас посадили в микроавтобус. Мы -пятеро лучших учеников театрального училища города N. Меня зовут Марина, рядом сидит моя одногруппница Катя. Мы не подруги, но она мне нравится как человек: ответственная, скромная, но в то же время очень  своенравная, дерзкая, может заткнуть любого, если захочет. И уж поверьте, делает она это больно. Катя сегодня взяла с собой младшего братика Сеню. Милый  голубоглазый малыш. Впереди наши мальчики. Саня- лидер нашей группы, самый задорный и веселый парень. Не знаю, как он оказался в театральном; он всегда говорит о физике, атомах, отсутствии смысла жизни и прочих непонятных вещах. Но его шутки всегда бесподобны. Эдакий грустный весельчак. Еще есть Леша, мажор, учащийся на актера по прихоти богатых родителей. Про таких говорят «баловень судьбы» . И Данил, самый старший из нас, ему 21. Попробовав себя в нескольких профессиях (распространитель листовок, менеджер чистоты, официант), он решил стать актером. И как показывает жизнь, у него это хорошо получается.
Куда мы едем? Нашу делегацию отправили в загородную больницу на одно важное задание, за которое полагается вознаграждение от училища.  Сын высокопоставленного человека тяжело болен. Единственное его желание- увидеть спектакль «___», для чего нас, собственно и наняли. Разыгрывать будем прямо в палате, поэтому везем самодельные декорации и костюмы в этом самом микроавтобусе. Не знаю, как остальные, но я немного волнуюсь.  Нет, не так. Я боюсь огорчить мальчика, не оправдать его ожидания.

К назначенному времени мы въехали в ворота больницы. У входа нас ждала высокая рыжеволосая женщина по имени Алла Михайловна. Яркий макияж, каблуки,  властный взгляд, плотное телосложение- было сразу видно, что она сильная женщина, повидавшая в этой больнице многое, и  способна справиться с любой жизненной проблемой.
-Ой, ребята, а мы вас так ждали! Проходите, гости дорогие. Петя вас уже заждался.
Мы друг за другом вошли в отделение. Белые стены, тяжелая тишина, запах лекарств.  Нам стало не по себе. Такую атмосферу легко воспринимать либо тем, кто видит это каждый день, либо бесчувственным сухарям. Нас привели в палату к Пете. Думаю, не стоит объяснять, как выглядит ребенок, больной раком.  Он лежал в постели, подключенный к каким-то аппаратам..
-Здравствуйте, ребята! Я вас так долго ждал,- прошептал мальчик.
 На лице Пети промелькнула слегка заметная улыбка. Он снимал нас на смартфон всё то время, пока Алла Михайловна торжественно и в это же время по-матерински представляла нас ему.
-Вы не обращайте внимание, что он с телефоном, обернулась она к нам, просто он любит снимать на камеру каждый свой день, у него такое хобби.
Нам было всем не по себе. Задорное настроение и шутки, которые лились рекой еще в автобусе, сменились тоской, испугом и чувством острой несправедливости. Возможно, этими видео он хотел оставить о себе память, предчувствуя неизбежный конец.
-Ладно, пойдемте сначала я вас накормлю. Наша больница приготовила для вас обед, а потом приступим к делу.
-Петенька, мы скоро будем.
-Что-то вы так мало побыли, -прошептал мальчик,- ладно, я подожду.
Алла Михайловна повела нас через коридоры в лучших традициях больниц. Мы вошли в столовую, на первый взгляд выглядевшую очень прилично, почти как ресторан.
-Наденьте, пожалуйста, халаты, -тон женщины резко сменился на приказно-деловой, - Дело в том, что  никто не  должен узнать, что сюда приехали актеры, чтобы развлекать одного из больных. Ведь другие тоже захотят, чтобы исполняли и их причуды. Я выдам вас за студентов, пришедших на практику.
Мы с Катей пошли в туалет.
-Что думаешь? Жутко всё это,- сказала я, всматриваясь в свое отражение в халате.
-Да, но мы будем делать то, что нас попросили. Другого выхода нет.  Еще и Сеня здесь, боже, ну и насмотрится он сегодня. Слушай, а как передается этот рак? Есть ли вероятность, что…
-Нету, Катя! Нет никакой вероятности. Я уйду отсюда здоровой, как вы все. Не думай об этом.
Мы вышли из туалета в халатах, неуклюже сидящих на нас. Вид у нас был испуганный.
«Что-то мальчики никак не приходят,- подумала я»
-Угощайтесь, а я сейчас подойду,- пролепетала Алла Михайловна.
На столе стоял компот в граненных стаканах и гречневая каша с молоком.
Мы с Катей переглянулись и начали ковыряться ложками в холодной жиже с намеками на гречневую крупу. Видимо, этот обед был чьим-то отставленным в сторону завтраком сегодня утром. Надеюсь, что сегодня утром.
Вышли и мальчики. Леша с Данилом почти сразу отсели от своих тарелок, ибо негоже мажорам и тонким духовным организмам есть несвежую кашу. А Саша сел к нам, пошутив про  то, что кислая  каша- это новый плесневый сыр.  Компот был приемлемым, хотя я и не люблю сухофрукты.
-Ребят, страшно?
-Да, что-то мы попали, по-моему.
-Ладно вам, поможем ребенку, сделаем доброе дело.
-Всё равно, все грехи не искупим этими песнями-плясками.
-А никто и не собирался.
Мы просидели около часа, прежде чем вернулась Алла Михайловна.
-Ребята, а что это вы ничего не скушали? Что это такое?
 -Да, мы на диете, - отшутилась я за нас с Катей.
-А я не хочу это есть! - резко выкрикнул Леша
-Как вам не стыдно, молодой человек?! - в классических традициях начала возмущаться Алла Михайловна
-А как вам не стыдно, женщина? Вас назначили принимать приезжую труппу актеров для того, чтобы порадовать ребенка, за которого вы несете непосредственную ответственность, а вы ставите этим актерам  на стол тухлую кашу?
 Он швырнул тарелку вдоль стола и жижа расплескалась на всех нас.
-Неужели вы забрали все деньги, выделенные на наше пребывание здесь себе и взамен суете нам помои?- подключился Данил.
Были выделены деньги или нет, никто из нас не знал, но по лицу Аллы Михайловны было видно, что парни задели ее за живое. Образ приветливой гостеприимной тетушки куда-то пропал.
-Да что вы знаете, поганцы, о жизни и о деньгах? Привыкли сидеть на шее у родителей, и теперь нос воротите от обычной еды! Мама с папой вам наготовят, пожуют и в ротик положат. Посмотрите на них, актеры приехали сюда, звезды великие!
Она замахнулась следующей тарелкой с кашей и попала Леше на брюки. С криками и матом он побежал в туалет их отмывать.
-Отец ушел от нас, когда мне было три,- тихим голосом продолжил Данил из угла,- мать много пила. Мне приходилось самому зарабатывать деньги, раздавать листовки, мыть туалеты, сдавать бутылки, чтобы как-то накопить себе на жизнь. Чтобы мне было, что жрать, понимаешь? Чтобы не ночевать на улице в холоде среди бомжей, понимаешь?!- его голос становился всё громче и злее- И только сейчас я нашел свое место здесь, в искусстве, только театр помогает мне не сдохнуть с голоду и оставаться человеком. Только благодаря мелким ролям в спектаклях я могу купить себе еды и новую рубашку, и при этом не быть дешевой обслугой, на которую все плюют, ты понимаешь?- он кричал,- И не смей тычить мне в лицо родителями, и не смей учить меня жить. И если я не хочу есть эти помои, значит я не буду есть эти помои.
Третья тарелка полетела со стола.
Если честно, в шоке были мы все. Никто никогда не интересовался прошлым Данила, поэтому мы не знали, правда ли всё это, или хорошо сыгранный спектакль. Но ясно было одно: Алле Михайловне сказать быть нечего.
Около пяти минут мы просидели в молчании. Затем она позвала  уборщицу, чтобы убрать все следы скандалов. 
Из туалета вышел Леша.
-Я отказываюсь выступать, пока мне не принесут нормальную еду.
-Молодой человек, вы забываетесь!
-Я не буду участвовать в вашей глупой затее! Это вам нужно, а не мне!  Несите еду! Он сел, закинув ноги на стол.
-Да вы тут вообще все обалдлели? -почти визжала Алла Михайловна, -Вы ребенку приехали помочь, а им тут жрать подавай! Гнилое поколение!
-Не заговаривай мне зубы, тётя, я буду тирамису и цезарь с креветками.
-Так, вы мне надоели, я звоню вашему директору, пусть он с вами разбирается. Вас всех выкинут из училища к чертовой матери.
-Звони.  Наш директор является моим отцом по совместительству. Ты либо подумала, что я по своей прихоти шутом стал? Звони, тебе хуже будет, пугает она меня, посмотрите. Позвонишь, и я расскажу о том, как ты кормишь нас тухлой кашей, а все деньги, выделенные на организационные моменты, куда-то пропали.
-Замолчи. Всё. Будет тебе цезарь.
Алла Михайловна была на грани истерики. Она сорвала с себя халат и выбежала из столовой.
Данил слушал музыку в наушниках, Саня от нелепости ситуации закрыл руками лицо. Раскрасневшийся Леша с надменными видом уставился на входную дверь в ожидании своего салата. Было очевидно, что эта еда была ему не нужна, и всю эту историю с гречкой можно было замять в самом начале. Нам несильно хотелось есть, но когда ты- гость, а тебе дают испорченные угощения, это говорит о неуважении к тебе. Лучше бы этой еды не было вовсе.
Время идет. Катя бьет меня ногой под столом.
-Марин, уже четыре, мне нужно Сеню вести на рисование,- прошептала она, -Что мне делать?
-Я тоже не ожидала, что тут так долго засидимся, давай сейчас врач придет, и мы сразу попросим пойти в палату. Быстрее начнем- быстрее закончим.
Алла Михайловна швырнула на стол цезарь через час.
-Не очень-то вы и спешили, - начал Леша, брезгливо потрогав пальцем пластиковый контейнер с салатом.
-Кушайте, пожалуйста, -сквозь зубы проговорила Алла Михайловна.  У нее были слезы на глазах. Дело в том, что Леша не какой-то там тупой мажор. Он еще с утра понял, что с организацией этой поездки что-то не так. И сообщил своему отцу о происходящем.  Как оказалось, нас должны были везти на машине, а не в разваливающемся микроавтобусе, еще должны были предоставить звуковое и световое сопровождение нашего спектакля. А Алла Михайловна решила сделать эконом-вариант, забрав себе все выделенные  деньги.  Теперь ей грозит увольнение, или, если повезет, понижение в должности. А терять власть и мыть пол от каши она не хочет.
Катя толкает меня под столом:
-Марин, пошли доведешь нас до выхода, я не помню дорогу. Я передам Сеню маме, она где-то здесь стоит на машине.
-Извините, мы на пять минуточек выйдем, ребенка маме отдать нужно.
Молчание.
Мы вышли в коридор.
-Ну и денек сегодня, ребята разошлись не на шутку.
-Чувствую, что выгонят нас всех после такого скандала,- задыхаясь от быстрого шага, сказала Катя.- Ведь сущая ерунда- эта каша! Бред же!
Мы вышли во двор, прошли вдоль аллеи, где прогуливались больные. Накрапывал мелкий дождик.
-Подожди, я позвоню маме, чтобы точно узнать, где она. Не хочу блудить под дождем.
<…>
После разговора Катя выглядела очень испуганной. Она заметно побледнела.
-Что там, Кать?
-Она не приедет. Она попала в аварию недалеко от больницы. С мамой все в порядке, слава богу, но вот с машиной нет. Сейчас приехала полиция, они разбираются.
-Ладно, всё хорошо, не переживай. Главное, что все живы.
-Я всё равно волнуюсь. Если здесь недалеко от больницы, я добегу до нее. Хочу убедиться, что всё в порядке. Постойте с Сеней под крышей, подождите меня, пожалуйста.
Кати не было около получаса. Начался ливень. Вскоре она прибежала к нам насквозь мокрая, но счастливая: с мамой действительно всё было в порядке.

Мы вернулись в столовую. Данил дремал в кресле, Леша собирал урожай лайков в инстаграме, Саня рисовал в своем блокнотике. Он часто делал так, когда ему было скучно.  Катя ушла в туалет сушить одежду под сушилкой.
На часах без двадцати семь.
-Давайте мы уже пойдем к Пете. Мы с утра здесь сидим, ругаемся, а толку никакого.
Ребята согласились, мы разбудили Данила, начали доставать костюмы из пакетов и наносить грим прямо в столовой. Благо, Леша не начал требовать себе отдельную гримерку. 

Итак, трупа лучших актеров театрального училища города N готова к выходу. Последние приготовления, немного волнительно.
 Алла Михайловна молча ждала нас, смотря в пустоту. У нас это называется «залипать».
Вдруг постучали в дверь.
-Алла Михайловна, разрешите войти,- из двери выглядывала молоденькая медсестра.- Не хочу отвлекать вас от важного приема, но у меня плохие новости. Петя скончался. Он попросил передать телефон, чтобы вы сняли спектакль, когда ребята начнут играть.  Он надеялся. Он до последнего их ждал.

В столовой воцарилось молчание.


Рецензии