Необоснованные страхи

Машина неслась по по пустынной местности, распугивая ночную тишину. Скоро они были бы дома, и все бы хорошо, если б не проклятый туман. Дорога - Уолли хорошо ее знал - на последних километрах круто шла вниз, в долину, а там скапливался ОН. Патриция до смерти боялась тумана.
Когда первые щупальца коснулись лобового стекла, новоиспеченный супруг искоса посмотрел на молодую жену. Та дрожала так, будто бы держалась за отбойный молоток.
- Дорогая, послушай меня, - как мог более ласково произнес Уолли Коул, стараясь смотреть и на дорогу, и на жену одновременно, - Мы это уже сотни раз обсуждали, разве нет? Рациональных причин беспокоиться молекул воды нет, как нет где-то там, за окном, - он постучал правой рукой по стеклу, -  неизвестных науке чудовищ.
Дорогая поджала губы и, замжмурившись, замотала головой, от чего светлые кудряшки заметались в воздухе, как маленькие молнии.
- Патриция! - уже резче обратился к супруге Уолли. По професси будучи физиком, а по природе - довольно раздражительным человеком, Коул не мог и не хотел мириться с предрассудками, суевериями, необоснованными страхами и тому подобной чепухой, мгновенно распаляясь и споря вплоть до бегства жертвы.
Жену Уолли любил, поэтому обычно прощал ей подобные приступы, тем более что бывали они не так часто. Однако сегодня он очень устал и вдобавок был сильно раздражен бестолковой конференцией, на которой торчал почти 7 часов, а туман был на редкость густой и все никак не кончался...
Поэтому, когда до ушей донеслись тихие всхлипы, уже порядком злой Уолли вдавил тормоза в пол и рявкнул:
- Патриция Барбара Брант!!! Перестань вести себя как испуганный кролик! Это просто чертов обычный туман, вода, понимаешь, влажность высокая, глупая ты девчонка! Черт меня дери, если я понимаю, как вообще выш...
Большие зареванные глаза уставились на него с обидой и укором, и Коул осекся. Попытался взять себя в руки. Более спокойным тоном сказал:
- Извини, это все усталость. Давай мириться. Я знаю, как ты боишься тумана, обычно проезжаю это место как можно быстрее.
Девушка кивнула. Она была очень бледной и по-прежнему тряслась, и Уолли хотелось ее обнять и утешить. Он осторожно съехал на обочину, заглушил мотор. Откашлялся.
- Но так больше продолжаться не может. Ты боишься уймы вещей, начиная со своей тени и заканчивая перелетными птицами. Я не психолог и вообще не врач, но обязан тебе помочь! И я думаю, что знаю как.
Парень включил свет в салоне и приобнял жену. Та боязливо выглядывала из-под рукава свитера, украдкой - чтобы Уолли не видел - вытирая слезы. Но он все равно видел, и Патриция это прекрасно знала.
- Уолли, мне стыдно, ч-честно, - заикаясь, произнесла она. - Давай просто доедем домой, т-там тихо, сухо и н-нет т-т-тум...
- Нет. Сейчас мы избавимся от этого страха, - твердо сказал ей супруг, щелкнув рычажком и переключив фары на дальний свет. Лучи уткнулись в стену из белесого тумана, которая слепо колыхалась, будто бы холодное молоко в стакане ранним утром. Уолли поспешил поделиться этим гениальным сравнением с женой, но наткнулся на другую стену - круглые блестящие глаза молили о помощи, и физику окончательно стало не по себе. "Уж не совершаю ли я ту самую роковую ошибку?" - взорвалась сверхновой мысль. Но Уолли Коул был не из тех, кто сдается на полпути, и мотивировав себя этим, молодой человек решительно распахнул дверцу.
Патриция попыталась его удержать, но взвизгнула и отпрянула, когда туман полез в седан и спертый воздух вступил в неравную борьбу с захватчиком.
Уолли вылез из машины. Обратился к девушке, которая часто дышала и пыталась забиться вглубь салона:
- Здесь очень даже приятно! И совсем не страшно!
Он демонстративно помахал рукой в воздухе и прошелся на пару метров дальше автомобиля. Затем вернулся и стал рядом с крылом.
- Никого нет!
Снаружи его голос даносился слегка приглушенно.
- Патриция, посмотри на меня! Ты ведь знаешь, что я в основном занимаюсь оптикой? А помнишь, в колледже у нас был проектор? О световых волнах я знаю довольно много. Тебе, честное слово, нечего бояться. Послушай...
Говорил он проникновенно и уверенно, будучи неплохим оратором, и потихоньку ненаглядная отняла ладони от лица. Уолли ободряюще улыбнулся ей и начал объяснять:
- Ты же знаешь детскую забаву - театр теней, так? У нас есть источник света, - он указал на фару, - и экран, на который свет падает, - Коул ткнул большим пальцем за спину. - Когда мы подносим к источнику света какой-то предмет, его тень падает на экран, и мы получаем проекцию предмета той же формы, но большего размера.
Он сложил "зайчика" из пальцев, сунул их перед фарой, и на полотне тумана появилось какое-то чудовище со щупальцами. Патриция заскулила.
С четвертой попытки получилось вполне прилично, и Уолли, освоившись, продемонстрировал свои познания фауны. Добившись от жены слабой улыбки, он воодушевленно продолжил:
- Большая часть "страхов из тумана" рождается именно таким образом. Иногда что-то интересное происходит из-за преломления света, например, от фонарей. Луч преломляется, рассеивается и расщепляется на спектр, и тогда получается красивый ореол - самый настоящий нимб! Этим же обусловлена и радуга.
Уолли снова показал рукой на фары, вокруг которых и правда были сияющие круги. Патриция послушно посмотрела, покрепче обняла колени и слушала дальше, уже почти не всхлипывал.
- Но самый интересный эффект имеет свое название. Это "Брокенский призрак", - он подождал, когда жена справится с собой и начнет слушать, - или "Брокенский великан". Явление впервые описано в Германии, на пике горного массива Гарц, но встречается повсеместно, и в том числе - здесь и сейчас.
Увлекшись, он собрался было шагнуть на свет, но спохватился и решил сначала закончить объяснение (или усыпление).
- Лучше всего эффект работает с облаками, поэтому чаще всего с ним встречаются альпинисты. Когда солнце светит вот в этом направлении, в спину наблюдателю, он видит свою тень далеко впереди. Тень окружена почти таким же кругом, только сложнее - он называется глорией. Так, кажется, зовут твою бабушку? Глория - это несколько разноцветных кругов вокруг тени. Сама тень кажется значительно больше наблюдателя, вот поэтому и великан.
Пошутив про недостаточно частые посещения спортзала и не добившись ответной реакции, он продолжил:
- Кроме расхождения лучей от источника, капли воды в тумане находятся на разном расстоянии, что нарушает наша восприятие. А из-за подвижности экрана тень как будто бы живая, "двигаясь", - он обозначил пальцами кавычки. - Ты готова? Смотри!
Уолли наконец зашел под свет фар и сделал пару шагов вперед. Посмотрел вперед, удовлетворенно кивнул, обернулся. За его спиной возвышалась колеблющаяяся размытая тень, верхняя часть туловища которой была окружена "короной" из цветных игл.
Патриция, подавшись вперед, смотрела на это, затаив дыхание. Уолли вновь заговорил:
- Ты видишь? Это всего лишь тень!
Он помахал рукой, покрутил головой. Подняв руки, комично изобразил балерину. Тень повторяла все его движения. На втором пируэте Патриция, не выдежав, прыснула, вытирая глаза вязанным рукавом.
- Нет никаких чудовищ, детка. Нету монстров в тумане. Нет, - он вновь обернулся, взмахом руки прогоняя дымку тумана, - призраков и великанов!
Он сделал пару шагов вперед и только потом обратил внимание на то, что тень - его тень! - все это время была совершенно неподвижна.
- Что за... - начал было Уолли, но замолчал и медленно шагнул назад. По поверхности тени пробежала рябь, и в глубокой ночной тишине, ранее нарушаемой только монологом парня, отчетливо прозвучал тяжелый шаг. Земля содрогнулась, стекла в машине задребезжали. Патриция завизжала.
Уолли повернулся и успел сделать еще пару шагов, когда грохочущая тень догнала его - и резко утянула обратно, в туман. Небольшая рябь, где-то далеко прозвучал сдавленный вопль, и все стихло.
Беззвучно рыдающая Патриция скорчилась на сидении, не осмеливаясь даже закрыть глаза, и смотрела в туман, который становился все гуще и гуще.

С легким щелчком погас свет.


Рецензии