Виктор Сухоруков в спектакле Царство отца и сына

«Царство отца и сына» в театре им. Моссовета - это спектакль режиссера Юрия Ерёмина, который состыковал  две пьесы А. К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович») в единое блюдо и преподнес зрителям этот пирог на довольно мрачной тарелочке. Я до сих пор не могу понять после просмотра этого спектакля: нужна ли России «железная рука» или лучше добряка на власть поставить? Мрачность -  вот главное мерило всего действа. Мрачность лиц. Мрачность мыслей. Мрачность народа.


Особое ощущение у зрителя составляет декорации спектакля. Прямо скажем: разнообразным их не назовешь. Я бы отнес бедность оттенков декоративного ряда к недостаткам всей вещи. Неужели наш мир состоит только из черного и белого? Даже светофор имеет три цвета. Оттого ругаться на него при замедленном переключении сподручнее, чем на черно-белый телевизор 70-х годов.

  Костюмы персонажей так же бедны. Минималистичны. Белое да черное. Художник по костюмам Виктория Севрюкова явно пожадничала, как лично мне кажется, в плане красок. Хотя может быть, это такой взгляд авторов на историю России времен Ивана Грозного? Сплошная тьма и редкий свет. Черное и белое. Я так не думаю. Может, светофоров тогда не было, но летали же разноцветные бабочки с сотнями оттенков окраски крыльев, и стояла же радуга сверкающим мостом после дождя!

    Стержневой идеей спектакля «Царство отца и сына» стало, как мне кажется, как раз дума о преемственности поколении. О гримасах генетики, если хотите. Поглядите, какие же они разные – отец и сын. Иван Грозный (Александр Яцко) и Федор Иванович (Виктор Сухоруков). Хоть и есть в народе пословица, что яблоко от яблони недалеко падают, то тут мы видим что падает. Да не рядом, а за километр! Вот тебе и генетика.

Актер Театра им. Моссовета Александр Яцко, в спектакле «Царство отца и сына» мне больше всего запомнился в одном моменте: с красным лицом, как после бани.  Это момент, когда на него устремлены красные прожекторы осветителей спектакля. Яцко с красным лицом – сущий демон! Был ли таким демоном Иван Грозный? Доподлинно неизвестно.

Самодурство – тот конек, на основании которого зрителю показывают Царя, и именно такой человек несёт бремя управления огромной и темной страной. Он и рад бы скинуть корону, да не дают! Дряхлость преподносится нам как-то вычурно потешно и не очень привлекательно.

  Да, Иван  Грозный чувствует грядущую кончину, и ищет пути, как дальше быть и что делать с Русью. Кто станет держать царский скипетр после него? Так он водружает он корону на сына Федора (Сухоруков).

Персонаж Яцко говорит сыну: цари с любовью должны быть. И благодетельные. Зря людей ты, Федорушка, не бей, живи с братом Дмитрием в мире. Наказы умирающего царя звучат как колокол в ушах зрителя. Это же полная противоположность тому, что творил Грозный и его сподручные во главе с Малютой Скуратовым!

Образ Ивана Грозного вообще очень сложный. Как его передать доподлинно?  Поэтому поразить зрителя новым образом царя актеру Яцко не удалось.


А вот сын Грозного Федор Иванович - это нечто иное. Виктор Сухоруков выдал «на гора» спорного, но, безусловно, интересного персонажа. Сначала его Федор Иванович мне показался, извините за грубость, чуток пристукнутым пыльным мешком. Хлопающие глазки, бегающий взгляд, потеря во времени и пространства. Бандит из Балобановского «Брата», тут Сухоруков мягок, истеричен, добр. Полная противоположность отцу.

  Виктор именно через мимику выдает основной нерв своего персонажа. Мышцы лица приобретают у него удивительную подвижность, тут и отчаяние, тут и страх, и нежность к царице Ирине (Екатерина Гусева). Его бормотание  мелким-мелким шепотом, эта чудная гримаса боли, в сцене когда он пишет под диктовку Грозного письмо – всё это несомненно мастерская работа Единственное что смущает меня как зрителя, это возраст сынули Ивана Грозного. Скажем так, несоответствие бросается в глаза. Не очень молод актер для Федора Ивановича. Но, как известно, молодость – это один из тех недостатков, который быстро проходит.

  А вот супруга Федора Ивановича Ирина (в исполнении Екатериной Гусевой), вышла на загляденье молодой и умной. Жена Саши Белого из «Бригады», Гусева и тогда являла ум и рассудительность, в спектакле же «Царство отца и сына», актриса дарует еще верность и нежность своему странному супругу.

Думаю, трио Сухоносов – Гусева – Яременко (Борис Годунов) и есть треугольный камень вещи.

  Яременко внес недостающую мощь, подвижность и государственность во всё действия. От его персонажа веет такой жаждой власти, что дух захватывает. Хитер, коварнее, расчетлив, но при этом Сила Государства и его земли для него не пустой звук.

В плане государственности спектакль «Царство отца и сына»  неожиданно заставляет задуматься: а кто нами правит уже тысячу лет? Очень мрачно на душе. Вообще, спектакль оставляет довольно тяжкое впечатление. Что правая пятка царя захотела, туда и провернула. Куда хочу, туда и веду
корабль под названием «Россия». Хочу земли разбазариваю, а хочу мир чиню.


  В целом, спектакль Юрия Еремина в театре им. Моссовета «Царство отца и сына» я смотрел с тяжелым интересом. Я бы не сказал, что он держит в жестоком напряжении, есть и затяжные речи, и нестыковки костюмные, и повествовательные, но все же, это добротная вещь. Заглянуть во тьму веков огромной и дремучей, но и могучей Руси времен тирана Ивана Грозного и увидеть свет Любви и Добра (дуэт персонажей Сухорукова и Гусевой) – это удачный и захватывающий режиссерский ход.


Рецензии