C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Приятные воспоминания об отпуске

В советские времена у учителей был отпуск в 48 рабочих дней.

Я старалась по возможности проводить его со своими детьми на море.

Мои ребята часто болели зимой и осенью разными ОРЗ, поэтому летом мне хотелось укрепить  лёгкие и бронхи детей, наполнив их морским воздухом, закалив купанием. Обычно весной я писала письмо куда-нибудь в такое место, где были знакомые нам люди, согласные сдать нам на всё время отпуска комнату. Цены тогда на проживание за один день были сказочные : за ребёнка 50 коп. одно место, а за взрослого 1 рубль.

Вот так я списалась с хозяйкой, у которой мы уже отдыхали однажды в Бердянске, и как только начался отпуск, отправились к ней. Мой муж перед этой поездкой недавно перенёс инфаркт, поэтому ехать с нами не мог. Да и работа его была такой, где отпуск составлял всего 12 дней.

Мы же с детьми очень скоро оказались на берегу моря. Однако нам не повезло. К берегу прибило двух погибших в море дельфинов, и санитарная инспекция запретила купание в районе Бердянска.

Что делать? Жить у моря и не купаться! Это просто невозможно, и я с ребятами поехала в Таганрог. О нём мне ещё в Москве рассказывала одна знакомая, восхищаясь и морем и городом и тем, что город не курортный , поэтому там мало людей и в море и на суше. Адреса, где можно было бы жить, у меня на сей раз не было, но надежда на удачу была. Так и вышло. Уже на вокзале ко мне подошла пожилая женщина, предложив жильё – отдельную комнату, близко от моря. Мы поехали к ней. Домик её стоял в безлюдном переулке, комната была чистая с тремя кроватями и небольшим столиком посередине. Цена жилья была всё та же - 50 коп за ребёнка и 1рубль за взрослого в день. Вот так мы оказались в Таганроге и уже у Азовского , а не у Чёрного моря.

Таганрог считался городом трудовым, а не курортным, поэтому отдыхающий народ сюда практически не ехал, считая его грязным, загазованным и т.д. Он действительно был крупным индустриальным городом, но этого мы совсем не чувствовали. Море , пляжи сам город были чистыми , уютными, никаких неприятных запахов там, где мы проживали не было. Предприятия по производству сверхмощных котлов для тепловых электростанций, проката, труб для нефтяной и газовой промышленности, комбайнов «Колос» находились где-то в такой от нас дали, что мы даже узнали об их существовании только, когда попали на экскурсию по городу.  А экскурсий мы провели с детьми много. Город очень интересен своими историческими персонажами и знаменитостями, побывавшими в Таганроге или, как А.П. Чехов, проживавшими в нём. Антон Павлович здесь родился, и мы с удовольствием побывали в том крошечном домике, где  он жил в детстве. Занятно было разглядывать и лавку купцов Чеховых, а ещё интересно было читать на многих домах города таблички. Эти таблички говорили о том, какой герой рассказов Чехова здесь проживал. Когда-то я, побывав в Пушкинских местах, восхитилась тем, что на протяжении всего парка музейные работники выложили на земле таблички со стихами поэта. Идёшь по парку и кажется, что рядом с тобой идёт Александр Сергеевич. Вот так и в Таганроге мы с ребятами ощущали присутствие Чехова и его персонажей.

Наш переулок спускался прямо к пляжу. Чистый песочек и небольшое число людей так и располагали к тому, чтобы побегать по нему, поиграть, искупавшись поваляться на нём. Взрослым Азовское море не очень нравилось потому, что оно у берега очень мелкое. Чтобы поплавать в «большой» воде, надо минут 10 идти по мелководью, а уж потом можно плыть. Мне же нравилось, что не надо переживать, что мои ребята утонут. Сыну тогда было всего 4 года, а дочке 10 лет. Сын барахтался поблизости, а дочь уходила подальше, но дальше, чем вода была ей по шейку, не добиралась.

Накупавшись и набегавшись возле моря, мы отправлялись в столовую соседнего техникума обедать. Столовая была чистая, просторная, обеды в ней были вкусные и дешёвые. Мы ещё на ужин себе покупали здесь разную выпечку: пироги, ватрушки и ещё что-нибудь в этом роде. Если ребята мои хотели , то после обеда мы шли домой  часок поспать, если им спать не хотелось, то мы шли гулять по городу. На одной из площадей красовался памятник Петру 1, сделанный скульптором М.М. Антокольским в 1903 году. На Пушкинской набережной мы разглядывали стелу национальному герою Италии Джузеппе Гарибальди. Проходя по одной из улиц, мы прочитали на  мемориальной табличке, что здесь была прежде мужская гимназия, в которой учился Чехов. Видели дом, где проездом останавливался Пушкин. Короче дети мои не только отдыхали и купались в море , но и много чего узнали о культурных ценностях города и страны, в которой они родились.

В доме, где мы жили, хозяйка держала трёх котов. Вернее у неё жили две кошки и один кот. Кот был большой толстый и дома сидеть не любил, он возвращался в «родные пенаты» только за тем, чтобы поесть. Именно потому, что он много бродил по улицам, этот кот, которого звали Майкл, был очень грязный. Хозяйка советовала мне и моим ребятам гладить его не руками, а ногами, чтобы не испачкаться. Все, входя в дом, снимали обувь, чтобы идти в комнаты, а так как Майкл валялся всегда на пути, его каждый гладил, но босыми ногами. Майкла это ничуть не смущало, забавно было и нам. Никто из нас до Майкла так с кошками не обращался. Киски же , наоборот, были чистюли и встречаясь с Майклом в прихожей, аккуратно обходили его, будто презирали за то, что он неряха. Этих двух кошечек мои ребята часто держали на руках. Из-за них я узнала , что у сына аллергия на кошачью шерсть. Но так как, к сожалению, узнала я это лишь в Москве, то мой сын то и дело кашлял, тёр глаза, чихал. Я же думала , что это простуда и не пускала его в воду. Он из-за меня вторую половину отпуска жил возле моря и без моря.

В Москву мы уезжали из Ростова на Дону. После тихого и уютного Таганрога Ростов оглушил нас шумом, транспортом, которого было много. В Таганроге мы смеялись над тем, что возле нашего жилья  ходил один единственный трамвай из двух вагончиков и так редко, что проще было дойти пешком до нужного места, чем дождаться трамвай. Даже рельсы его были покрыты мхом. В Ростове же обилие машин и людей напоминало нам нашу шумную Москву. Если в Таганроге нас удивляли исторические места, то здесь мы были удивлены огромным колхозным рынком. Чего в нём только не продавалось! Кроме обычных овощей и фруктов, здесь можно было купить козу и корову, я уж не говорю о кроликах и утках. Много продавалось разного мяса, даже конина. А уж всевозможных ручных поделок и игрушек не сосчитать!

В Таганроге мои дети впервые видели водовоза, который приезжал в наш переулок точно по часам, и к этому времени выходили все жители переулка и соседних домов с вёдрами, чтобы набрать питьевой воды. В Ростове вода шла из кранов в квартирах и общественных местах, но тоже строго по времени. Прозевал утром воду , сиди до вечера без пресной воды, пока опять её пустят. Почему так было с водой  в Ростове не понятно, ведь Дон-то не солёный, это не Азовское море. Но мы сами видели, как там люди дорожили пресной водой. И мы, садясь на Московский поезд, запаслись на дорогу бутылками с водой. Ведь в пути всегда так хочется пить. Мои ребята купили себе на Ростовском рынке безделушки и очень радовались, играя ими в поезде.

 Вот так втроём мы провели лето в Таганроге, о котором потом часто и с удовольствием вспоминали. Было это ещё в СССР в конце 70-х годов.


Рецензии