Конспект проповеди Строительство Вавилонской башни

1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Быт. 11

Введение

Через некоторое время после начала строительства Господь сошел посмотреть на то, что же именно делают люди. Понятно, что Господь всевидящ и всеведущ, и Ему не нужно сходить в город, чтобы что-то узнать. Но словами «сошел Господь посмотреть» подчеркивается мысль, что Господь никогда ничего не делает случайно, не обдуманно. Он тщательно вникает в дело человека, прежде чем Он примет решение. Никто никогда не может обвинить Его в предвзятости или невнимательности. Так было и с Содом и Гоморрой.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. (Быт. 18:20-21)

Уже даже вопль на грех жителей этих городов дошел до Неба, а Господь всё равно говорит «надо проверить, а точно ли это так». Какой это хороший урок для нас всех! Как изменилась бы наша жизнь, если бы мы научились тщательно вникать в дело прежде чем вынести какое-либо суждение.

Но продолжим разбор текста.

Аналогия с нашей жизнью очевидна. У каждого из нас есть то дело, за которое мы переживаем. А чаще всего даже не одно дело. Причем речь идет не о строительстве каких-либо зданий, разумеется, а о делах более важных - устройство семьи или церкви, например. Каждый строит так как считает нужным. Но вот в какой-то момент времени Господь решает, что пора оценить наше дело. Он тщательно вникает и принимает решение: благословлять или воспрепятствовать. Как сказано в 126-м псалме:

Если Господь не созиждет до;ма, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.

В данном случае Господь принял решение остановить постройку Вавилонской башни.

На основании чего Он принял такое решение? В прочитанном тексте не сказано, что Ему не понравилось выбранное для башни место или утвержденный архитекторами проект башни. Но указан мотив, лежащий в основе строительства. Они хотели сделать себе имя!

Господь - это Личность. У Него есть Свои предпочтения и Свои принципы. Один из них гласит: «Бог гордым противится» (1Петр. 5:5, Иак. 4:6). Случай с Вавилонской башней - яркое тому подтверждение.

К чему приводит гордость?

Читая вышеприведенный отрывок можно отметить три крайне негативных последствия гордости.

1. Гордость заставляет человека тратить много времени и сил на то, что совершенно не нужно.

Зачем нужна была башня? Это не водонапорная башня, а не сторожевая башня. Это просто памятник, у которого единственная цель - показать что мы лучше других.

Представьте себе сколько нужно было усилий, чтобы каждый день добывать глину, лепить кирпичи, обжигать их. А для того, чтобы работали печи, нужно было ежедневно собирать дрова. Кроме того, нужно было добывать земляную смолу. И всё это нужно было делать не один день. А зачем? Чтобы сделать себе имя!

Во многих странах есть памятники гордости. Конечно, они не так называются. Они носят более благозвучные имена, но по сути это именно памятники гордости: самое высокое здание, самое большое колесо обозрения, самый мощный самолет. Недавно читал отчет одного путешественника о посещении Туркменистана. Ашхабад поражает своим великолепием. Красивые широкие улицы по обоим сторонам которых расположены мраморные белые дворцы. На это потрачены колоссальные средства. Но стоит отойти немного в сторону и мы видим бедневшие дома, в которых даже нет нормальной подачи воды.

В качестве примера можно привести спортсменов? Чрезвычайные нагрузки, отсутствие нормальной жизни и большие ограничения. Всё это вызывает уважение, но ради чего такие усилия? Ради награды, ради того, чтобы получить заслуженную медаль! Чтобы сделать себе имя (или имя своей стране).

А разве не так обстоит дело у нас?

За многими благовидными делами на самом деле скрывается желание сделать себе имя.

2. Гордость приводит к тому, что люди перестают понимать друг друга и разобщаются друг с другом.

Вначале у них был один язык и одно наречие. Вначале они жили все вместе. Но потом они перестали понимать друг друга, а также стали жить в рассеянии друг от друга.

Люди понимают друг друга только в том случае, если смотрят в одну сторону. Представьте себе, что один человек наблюдает за один облаком, а другой за другим. В этом случае, когда один будет говорить, что его облако похоже на крокодила, то второй никогда с этим не согласиться. Его облако не похоже на крокодила, оно похоже на самовар.

Если два человека делают одно дело и у них взгляд направлен в одну сторону, то они понимают друг друга. Они могут не соглашаться друг с другом, но это несогласие лишь дополняет мнение каждого, а не приводит к разногласию. Но когда каждый хочет сделать имя именно себе, то взгляд каждого направлен на себя, и поэтому никакого взаимопонимания не будет.

Именно тогда возникают большие проблемы между детьми и родителями, мужем и женой, членами церкви, когда они начинают отстаивать свои интересы, своё имя.

3. Гордость приводит к тому, что люди перестают делать то дело, которое делали.

Обратите внимание на то, что они перестали строить не только башню, но и город. Если башня была бесполезна, то город им был нужен для жизни и для безопастности. Но они перестали строить и его. Почему? Когда в народе поселяется гордость, то её последствия поистине разрушительны для всего дела.

Давайте вспомним один очень яркий пример из жизни учеников Иисуса Христа. Однажды Он послал их по двое, подарив власть над бесами и болезнями. Можно представить себе как робко они пытались изгнать первого беса или исцелить первого больного. Думаю, что Матвей подбадривал Филиппа, говоря: - ну давай, пробуй. Трудно описать ту радость, которая охватила их, когда они убедились, что бесы и болезни повинуются их слову. Но вот спустя совсем немного времени к ним пришел некий мужчина со своим сыном. Христа не было. Он был на горе Преображения вместе с троими учениками. Но ничего страшного! У остальных учеников уже богатый опыт изгнания. Они смело подходят к дело и … Страшное разочарование! Бес не выходит. Он вообще не реагирует на их слова! Почему так случилось?! Может срок действия той власти, которую дал Христос иссяк? Может бес попался особо сильный? Нет! Они стали рассуждать, а кто же из них больше! Они стали делать себе имя, и у них иссякла способность делать дело Божье.


Рецензии