Как древние евреи покоряли Египет. Реферат

      .

               
             ЕВРЕЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. (Продолжение).

                3.Египетский период.

Наконец – то мы добрались до Египта, и, в  первую очередь,  постараемся  выяснить   обстоятельства египетского этапа формирования еврейского этноса, каким  образом те  самые «библейские» евреи, которые впоследствии совершили Исход  под водительством Моисея, оказались   в Египте.   

Пребывание в этом регионе условно  можно считать начальным   этапом формирования еврейского этноса, если   не  иметь   ввиду  предварительный – шумерский период, где, согласно библейским преданиям, а также исследованию  ряда  историков,  за  сотни лет   до миграции,  обитали выделившиеся из   шумеров/черноголовых,  аврамистские  племена хабиру, из рода библейского праотца Авраама.

Как утверждают историки,  первоначальное проникновение, просачивание, в Дельту Нила чужеземцев-хабиру, беженцев из Месопотамии,  Ханаана,  было мирным и осуществлялось на основе традиции и порядков, принятых египетской администрацией при выдаче разрешений на вход азиатов в страну. "И сказали они (хаибири) фараону: пожить в этой земле пришли мы... Поз- воль... поселиться в земле Гошен (Гешем)" (Быт.47.4).

Еще в архаичные времена  ханаанеи,  в том   числе еврейские   предки,  фактически,  обитавшие в  пограничной зоне, заселяли северо-восточную окраину Египта.  Многие города Дельты Нила, окрестности библейских Раамсес и Пи-Том (Пифом), были вообще первоначально заселены семитоязычным населением.

Некоторые историки,  говорят  о  некой первой династической расе, которая вступила в Египет в конце додинастического периода, принеся дары цивилизации с собой. Представители этой расы объединили страну и... правили покорёнными ту- земцами как расово чуждый благородный класс, пока смешанные браки и контакты не создали единый народ.

Важно отметить,   что как было доказано, династическая раса пришла из Азии... Пришельцы говорили  на одном из семитических языков, по-видимому, который, смешавшись с хамитским (африканским) языком туземцев, произвёл египетский язык.

Американский египтолог, проф. Варбара Мертц: "Наличие признаков месопотамского влияния в Египте в самом конце додинастического периода неоспоримо. Они появляются в долине Нила внезапно и полностью сформированными".

На   живущих эпоху в неолита  аборигенов несущие новую   цивилизацию  пришельцы, очевидно, произвели неизгладимое впечатление и   представлялись не  иначе,   как богами, тем более,  что это способствовало   приданию неоспоримой законности  их династической власти.

Предположение о том, что древнейшие египетские боги пришли из библейских земель "Шем", т.е. Шумера, где за 1000 лет до египетской,  почти 6 тыс. лет назад,  загадочным  образом возникла высокоразвитая цивилизация,  подтверждается и тем фактом, что наименования этих богов - семитического происхождения.

Если говорить  о  досягаемом для историографии историческом периоде,  то, как пишет М.Зильберман: «Племена хаабири/хабиру эпохи "первой волны" (2023-2003 гг. до н.э.) мигрировали из Месопотамии на северо-запад и расселились в районах  Сирии, Ханаана.  Оттуда, с севера, а также следуя из Месопотамии древними торговыми путями через Сирийско-Месопотамскую степь, "черноголовые" заселяли Ханаан и, гонимые поиском  пропитания,  пастбищ, двигались по направлению к Египту.

В частности, (как предполагается), племена "Лот" и "Авраам" уже находились в Заиорданье и районе Мёртвого моря в начале ХХ до н.э. (ок.2000 г. до н.э.,  вокруг Иерихона, по   данным археологии, были возведены их укрепления».

Проникновение в Египет племен хабиру в результате длительного процесса миграции является  не просто библейским   преданием,  а твердо  установленным   историческим фактом. Вопрос  в  том,  почему   происходила такая  массовая  долговременная  миграция? В моей статье «Рзгадка еврейского феномена» - 7 изложена  альтернативная  версия,  основанная на сочинениях З.Ситчина, А.Элфорда и др., согласно которой  между богами – пришельцами разразилась война,  и  было  применено ядерное оружие.

Произошедшая вследствие этого на  территории Месопотамии  гигантская экологическая катастрофа, подтвержденная современными научными данными, (например, оплавленная  высокотемпературным  воздействием  Вавилонская башня) и могла стать причиной массовой миграцией населения. 

Официальной,  общепризнанной  версией является  исторический факт   массового нашествия пришедших   с   запада  воинственных аморейских племен, со   временем ставших  доминирующими и изменившими   этнический   облик бывшей Шумеро-Аккадской империи. Однако, одна   версия не исключает другую: возможно, что амореи начали  вторжение уже  после трагических  событий, когда им   не  могло быть  оказано должного  сопротивления.

Обращаясь к египетскому периоду,  важно иметь исторические подтверждения библейской версии.  В этом плане историографии известно немало фактов,  приведем  некоторые из   них. В XIV веке до н.э. карьеру, подобную Иосифу, сделал некий семит Янхаму, ставший верховным комиссаром Египта при фараоне Эхнатоне. Позднее, в XIII веке, обер-церемонимейстером при дворе фараона Менептаха был семит Бен-Озен. Большинство подробностей египетской биографии Иосифа вполне правдоподобны.

Ветхий Завет (Быт.47.11) повествует о событиях тех "давно минувших лет": "И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес". Таким образом, в Ровати и его окрестностях расселялось много разных родов хаабиру, прибывающих из Ханаана

Как отмечает М. Зильберман, на раннее присутствие семитоязычного населения в Египте, на их оседлую, полноценную жизнь в долине Нила, указывают и найденные в гробницах Древнего царства (2686-2181 гг. до н.э.) памятники и папирусные свитки.

В районе озера Мензала большое количество городов, селений и каналов некогда (ещё при V1 династии), несомненно, назывались семитическими именами.

Знаменитый Танис (Це-Ан, егип., Цоан, "построенный семью годами позже Хеврона", (Чис.13.23))- главный город четырнадцатого, Танисского, нома (наименование (обозначение) города часто фигурировало в текстах и как название нома).

Результаты раскопок Таниса показали, что древние оборонительные стены этого города были возведены по правилам строительной техники, принятым в Ханаане. В рукописях упоминаются также и семитические названия озёр и протоков, лежащих вблизи Таниса (Цара): Нахал, Ша(а)на(у) и т.п..

Город носил и другое имя: "Цар(у)" ("цар", ивр., но возможно, акк.,- "узкий; враг (угнетатель); осаждать"). Заметим, что приход в поселение Цоан (Цар) какого-либо аккадоязычного рода из племени "Авраам" ("народа передней земли востока") через "семь лет" после их обоснования в Хевроне (покупка, застройка и переименование Авраамом земель поселения Кириат-Арбе в Хеврон), весьма вероятен: "На поле Цоан" жили Иосиф и его народ (Пс.77.12, 43).

А вот   еще любопытный факт, о   котором сообщает историк. Было установлено, что, в Телль-эль-Амарне располагался великолепный город Ахетатон, основанный Аменхотепом-Эхнатоном IV (XIV в. до х. э.) и сделанный им столицей всего Египта и новой, весьма необычной религии, монотеистической по своей сути!

 В отказе этого фараона от многобожия и введении монотеизма — единобожия, некоторые историки  видят прямое влияние евреев, длительно пребывавших в Египте. Но  не исключено и   обратное в этом плане влияние, а  возможно, и  взаимовлияние.

Фараон по имени Аменхотеп IV предпринял попытку заменить политеистическую религию египтян, т.е. веру во многих богов, новой, монотеистической верой. Он провозгласил одного из египетских богов солнца – Атона верховным божеством.
Жрецы также выступили против нового божества, которое грозило лишить их всякого значения.

Вполне резонно  предположить, что идею монотеизма евреи, точнее,  Моисей, восприняли именно  от египтян. М.Зильберман в своем труде «Исход евреев из Египта» приводит ряд аргументов в  пользу  этой версии.

«Подавляющее большинство историков высказалось в пользу признания Моисея реальной исторической личностью, а не порождением мифопоэтического творчества; и связанный с ним Исход евреев из Египта - фактом истории

По свидетельству различных источников, первоначальным субъектом мисси- онерской деятельности Моисея среди евреев явились левиты, государственные рабы, строившие (Исх.1.11) "фараону Питом и (Пи-)Рамсес, города для запасов", наиболее обездоленная часть египетского общества, грезящая о любых переменах к лучшему…

До принятия "истинной" веры племена ха-ибири везде и всегда неизменно поклонялись тем богам, "которым служили отцы ваши за рекою (Евфратом) и в Египте". Можно предположить,   что новая  вера, внушаемая Моисеем, как то   повлияла на самосознание порабощенных евреев, что привело к  восстанию против угнетателей.

П.Джонсон: «Существует убедительное свидетельство того, что период египетского угнетения, который привел к восстанию и бегству израильтян, имел место где-то в последней четверти второго тысячелетия до н.э., почти наверняка в годы правления знаменитого Рамсеса II (1304—1234 гг. до н.э.). В начале Книги Исхода говорится о египтянах: «И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов».

По всем   данным, Моисей, или его   прототип,  много лет обучался в лучших жреческих школах и в жреческой академии Гелиополя, он был не только священником (жрецом), но и во-лшебником наивысшего ранга (жрецом высшего посвящения, имевшим с детства доступ к эзотерическим знаниям)». И, очевидно, не мог  не быть знакомым с  новым учением Эхнатона.

«Стержневой в учении Эхнатона была идея о "жизни по Маат" (жизнь по правде),- и не только в условиях божественно мудро упорядоченного устройства мира, но и при обязательном соблюдении людьми социальной справедливости и правопорядка.
Тот же подход наблюдается в Ветхом Завете, (Исх.8.13,19,23; Втор.25.16; Пс. 10;50; 88)»

Жреческое сословие, как и высшую знать,  эта новая религия, при   которой  они теряли свои  привилегии, не могла устроить.   Произошел дворцовый переворот. Аменхотеп был свергнут и убит во время волнений, которые охватили весь Египет и продолжались около столетия.

В конце концов, старый порядок был восстановлен. Возможно, что когда египтяне отказались принять религию Атона, Моисей решил проповедовать эту религию, которая отвечала  их чаяниям, своим сородичам - порабощенным евреям,

В культовой практике ветхозаветных евреев, воспринявших с учением Моисея, ряд религиозных, египетских по происхождению, постулатов и догм, должны были найти применение и некоторые атрибуты и аксессуары культового обихода жрецов Древнего Египта.

Так, например,  форма облачения израильских священнослужителей была заимствована у египтян, как и обычай употребления льняной ткани для жреческих одежд.

Замечено, что священные хлеба (не квашенные), разложенные на столе перед лицом Бога, были одной из основных принадлежностей египетского культа. усыпальницы из погребения Тутанхамона... действительно могли послужить прототипом Ковчега Завета". Более категоричен в своих суждениях немецкий египтолог 19 века Генрих  Бругш («История фараонов»): он полагает, что "евреи переняли египетский обычай устраивать ковчеги"

Четырехсотлетнее пребывание еврейских предков в Египте не могло  остаться бесследным  и не отразиться на определенных элементах национальной культуры.
Можно полагать, что за годы пребывания в Египте все выходцы из Шумера -  "черноголовые" восприняли как необходимость обряд обрезания.

По сообщению Ветхого Завета, в Египте не было необрезанных хабиру (евреев).
Однако, в ритуал обрезания у евреев заложено совершенно иное содержание, нежели у ханаанеев и египтян. Отметим также египетский обычай, прочно укоренившийся у евреев: не общаться с женщинами в храмах, молиться порознь.

Очевидно, не только от египтян евреи переняли обычай брезгливо  относиться и не употреблять в  пищу  свинину, ведь   и  на доисторической родине, в  Шумере, Аккаде свинья тоже считалась грязным, поедающим нечистоты, животным.

Ветхий Завет убедительно свидетельствует о глубоком знании левитами, составителями и редакторами Священного писания, литературы и сакральной мифологии Древнего Египта.

Подтверждением того,  что  первый в  мире алфавит был изобретен выходцами из Египта,  еврейскими предками, (скорее  всего, самим Моисеем,  о чем  свидетельствую  обнаруженные  в последние годы в Синае  письменные артефакты), не могущими не быть  знатоками  египетской  иероглифической  письменности, является тот   факт, что буквы этого алфавита своим прототипом имеют египетские иероглифы.

Так, к  примеру,  первая буква ";" ("алеф") имеет прототипом египетский иероглиф в виде головы быка. Точно также  каждая буква этого алфавита является первой буквой соответствующих  слов,  пиктографический знак которых, т.е. иероглиф, послужил  основой изображения   соответствующих букв.

Но, кроме   того, в начертании этих ивритских букв  в виде сочетания отдельных элементов – клиньев, присутствуют следы шумерской  клинописи, что также   подтверждается более древними шумерскими    корнями.

К тому же в  месопотамской языческой "вере отцов" - предков ветхозаветных евреев, бог Син (Цаваот, Йаhве) также символизировался образом быка и, соответственно, буквой ";" ("алеф"). Очевидно, символика букв ивритского алфавита, как и   их написание,  имеет своим источником древние  шумерские корни.

Принципиально важным является то обстоятельство, что  наши еврейские   предки, хабиру, будучи  одними из наследников  шумерской цивилизации,  были причастны также и к египетской цивилизации и как её восприемники, и как доноры. Не в   этом   ли корни   еврейского исторического  феномена? Хотя,   не одни   евреи были   наследниками  и   восприемниками. Продолжение следует.

         


Рецензии