Штрихи к портрету. Андрей Вознесенский

1. Риторика

В стихах Андрея Вознесенского больше риторики, чем поэзии.

Вознесенский в запальчивой стихотворной риторике осмысливает всемирные явления.

Вознесенский в риторическом восторге обращается к вселенским проблемам, слепо веря, что из этого поэзия возникнет сама по себе.

Что такое риторическая поэзия вознесенского? Грохочущий камнепад.

Вознесенский не столько пишет стихи, сколько высекает метро-ритмические формулы.

Кто он, Вознесенский: рифмоплёт или поэт? Уже только один этот вопрос заставляет усомниться в гениальности кумира молодёжи.

Вознесенский автобиографично восклицает: «Я – вселенский полудурак». Поэта не корми, но дай блеснуть ослепительной фразой.

Вознесенский, в пику московским горлопанам, кричит: «Тишины хочу, тишины». А кто же он сам, ввергающий в экстаз стадионы людей?

Вознесенский – поэт диктаторского «словесного жеста».

Вознесенский увлекается словесной эквилибристикой, не имеющей большого смысла.

Поэзию Вознесенского душат антиномии и парадоксы. В ней на первое место выступает игра ритма и рифмы.

Вознесенский лужёной глоткой проверяет музыку слов.

Для А. Вознесенского слово – музыка, а музыка – громкое слово. Он далёк от настоящего искусства.

Угловатая поэзия А. Вознесенского как нельзя лучше приходится по вкусу советским композиторам.

Композиторы часто берут стихи Вознесенского для сочинения массовых песен, в которых, впрочем, нет подлинной художественности.

2. Россия

Вознесенский смотрит на Россию, как на падшую женщину.

Вознесенский театрально преклоняет колени перед распятой Россией.

Третируя Россию, Вознесенский не замечает, что она превращается в «страну страдания». Он больше кричит, чем любит родину.

Для Вознесенского Советский Союз – «потерявшая родину страна». Это казуистика. Родина всегда есть родина!

Вознесенский слишком поздно осознаёт, что он «совесть пропил». Раньше надо было думать об Отечестве!

Вознесенский мнит себя поэтом России, которой, по его мнению, уже нет! Спрашивается: а, может, не существует поэта Вознесенского для России?

3. Общество

Поэзия Вознесенского находится между совестью и долгом, между Пастернаком и Маяковским.

Вознесенский – продукт разлагающегося социализма.

Бесславие – нестерпимая заноза в сердце самолюбивого Вознесенского.

Вознесенский с трескучим надрывом в голосе обращается к бездушному обществу, к истерзанной России.

Находясь в плену слепого критиканства советского общества, Вознесенский, однако, сочувствует горестной Руси. Он не подозревает, что его душа раздвоена.

Вознесенский ходит с лицом крамольного оппозиционера, но в изящном костюме денди.

Вознесенский, желая противостоять обществу, наделяет проституток и прохвостов человеческими качествами. ему невдомёк, что это наигранное милосердие.

В Вознесенском парадоксальным образом сосуществуют бездушный робот и сентиментальный человек.

Вознесенский громоподобный в обличении общества и тихий в нежной, интимной лирике.

Стихи Вознесенского «электрические», как разряд молнии, и «лирические», как утренний плёс реки.

Вознесенский во весь голос стыдится за великую страну и только слегка укоряет себя за трескучие стихи.

Вознесенского мучают угрызения совести в его стремлении к «дешевой славе». Но этот недостаток ему не в тягость.

В зрелые годы Вознесенский ищет случай покаяться в былых грехах.

В поэзии Вознесенского нет жизненной энергии, в ней функционирует холодный, циничный рассудок.

Вознесенский всматривается в общественную жизнь через перископ тонущего социализма.

Голос Вознесенского слышат два правителя мира – Хрущёв и Кеннеди: советский волюнтарист хулит поэта, американский женолюб – приветствует его. Не потому ли вознесенскому столь милы Соединённые Штаты Америки?

4. Цивилизация

Вознесенский, Евтушенко, Бродский охватывают земной шар поэтическими меридианами.

Дворовому поэту Вознесенскому хочется развернуться на всю «ширь вселенскую».

Сущность поэзии Вознесенского состоит в утверждении антитезы: мотылёк – вселенная.

Вознесенский в противовес всем и вся измеряет темп жизни песочными часами. Его, дескать, беспокоит стремительный бег времени.

Лирический герой Вознесенского – сентиментальный человек, теряющийся в безликих городских кварталах.

5. Мещанство

Вознесенский и Маяковский – поэты-трибуны, внутри которых скрывается мещанская психология.

Когда мещанин бьёт себя в грудь и кается за преступные деяния государства, - мы словно видим физиономию Вознесенского.

Вознесенский само мироздание полощет в корыте советского мещанства.

Фокус поэзии Вознесенского состоит в том, что житейские будни он помещает в антимиры!

Поэзия Вознесенского – это воинственный модернизм в кальсонах.

В урбанистической поэзии Вознесенского слышатся сентиментальные вздохи и печали.

Вознесенский сутолоку жизни помещает в «треугольную грушу». Многие в этом видят оригинальность его стихов.

Героя поэзии Вознесенского страшит технотронное будущее, но он наперекор людям приветствует его наступление.

6. Женщины

В стихах Вознесенского звучит лейтмотив трагической судьбы женщины.

Вознесенский поёт дифирамбы страдающей женщине. Впрочем, иной раз его сочувствие ей вполне искреннее.

Вознесенский утешает женщину, попадающую в сложную жизненную ситуацию. Он сопереживает чужому горю.

У Вознесенского сердобольная душа. Он жалеет обделённых судьбой женщин. Более того: он готов падать ниц перед всеми прекрасными дамами!

7. Любовь

С особенно трогательными словами Вознесенский обращается к матери, которой обязан жизнью.

Вознесенскому хочется любви чистой, нежной, источающей аромат ландыша.

Любовь Вознесенского скромна, как анютины глазки.

На дне бурелома стихов Вознесенского тоненьким ручейком бежит чистая лирика, обращённая к одной и вечно любимой женщине.


Рецензии
Виталий Константинович, вы слишком строги к поэту. А ведь он нескромен и парадоксален не более, чем его знаменитые коллеги. Если бы он не изобретал треугольные груши, его бы не заметили, и тогда все усилия были бы напрасными. Что уж говорить о положении поэтов в наше время, когда стихи читают только те, кто пишет.

Тамара Залесская   18.08.2016 20:31     Заявить о нарушении