Концепт израильского варианта

В 2002 г. генерал–лейтенант Моше (Буги) Яалон стал начальником Генштаба Армии Обороны Израиля и в газетном интервью «назвал вещи своими именами». То, что вот уже на протяжении многих лет было ясно и что избегали обсуждать. Интервью Яалона вызвало бурю в политических кругах и верных им СМИ - начальника генштаба обвинили во вмешательстве в политику. http://www.spectr.org/2004/069/shavit.htm#@P2

Главный планировщик действий израильской армии объявил об обоснованности оценки Израиля руководством террористической организации  Хизбаллы - армия Израиля сильна и обладает стратегической мощью, но его граждане больше не хотят жертвовать своими жизнями для защиты своих национальных интересов и национальных целей.

Генералу видится, что ключевым моментом в перспективе выживания Израиля является «стойкость израильского общества. Это наиболее важный фактор, который подвергается испытанию сейчас и подвергнется испытанию в ближайшем будущем. В этом суть» противостояния всего текущего исторического периода. Если палестинцы увидят трещины и признаки развала Израиля, надежда на капитуляцию Израиля придаст им силы для окончательного наступления.

Под «стойкостью» общества имеется в виду не готовность умереть в противостоянии, а готовность так мобилизоваться, чтобы ОСУЩЕСТВИТЬ ПОБЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.  Используем фразу из В. Маяковского «В этой жизни умереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». Учитывая непомерное численное преобладание антиизраильской человеческой массы, её остервенелость, - отмобилизованность означает не только волевую собранность, но и способность ориентироваться в противоборстве на уровне выявления и осуществления таких маневров, которые в сочетании с военной мощью и решимостью обеспечат равенство или превосходство над врагом.

«Мы живем, - говорит генерал, - в очень сложном районе, где наше право на существование еще не признано. Мы уже 100 лет живем в состоянии кризиса. Поэтому нам следует маневрировать в направлении, которое нас усиливает. И нам нужно победить в этом противостоянии.

Израиль как еврейское государство все еще чуждый элемент в регионе. Потребуются поколения, пока некоторые элементы здесь примирятся с его существованием. Поэтому мы вынуждены вернуться к эпосу о твердости — не потому что я очарован этим эпосом, а потому что иного выбора у нас нет. Это эпос отсутствия выбора. В то же время нет причин для отчаяния. Мы — сила. Хотя нас всего 6 миллионов, мы являемся силой: военной, экономической, культурной и научной силой».

Культурная и научная сила это – именно концентрация воли и ориентироспособности общества в целом, концентрация на таком уровне, когда находят и осуществляют неочевидный спасительный маневр. Здесь спасительный маневр – не разовое действие, а долговременная стратегия, включая и такие компоненты, как притаивание, дезориентирование и пр.

С момента первого отступления из Ливана в войне 1982 г. на Ближнем Востоке развивается ощущение, что хотя израильская армия сильна, нежелание израильского общества идти на жертвы является стратегической слабостью и потому надо ударить напрямую по израильскому обществу, которое не в состоянии выдержать потери.
В предположении, что прямой удар по израильскому обществу приведет в движение процесс внутреннего разлада, бегства из страны, враг перешел к ракетному обстрелу земля–земля и к террористической войне. И в каких-то отношениях это срабатывает: люди уезжают или отправляют своих детей; пытаются отвлекаться в непродуктивных тусовках типа лайтмановской каббалы или фейсбучных перебранок; беззастенчиво обогащаются на чиновничьих местах, в бизнесе и где только можно... Появляются аферисты со специфической тематикой – типа перехвата власти, вовлечение страны в административную перестройку и превращение страны в иудейское государство (хотя, внятного пояснения, что это такое, дать не в состоянии. Но – «красиво!»). Генерал диагностировал это как «некую израильскую патологию».

В качестве одной из рабочих гипотез я бы предложил увидеть в указанных «патологических» явлениях – индивидуальный и групповой творческий поиск проживания себя, энергию жизненной активности. И … неудачные эксперименты в поле поиска стратегии бытования Государства Израиль. Продолжать искать – что такое может быть государство евреев, способное существовать путем жизнеспасительных маневров, что это за евреи такие (может быть под романтичным самоназванием типа новые старые иудеи) и, главное, кто и как может направить такое форсированное изменение в израильском обществе из текущего состояния.

В предыдущих разделах я обозначил концептуальные модели к размышлениям о возможностях использования идеологии иудаизма в сотрудничестве с наукой, подсмотрел русский вариант поиска своей исторической стратегии.

Я понимаю под «стойкостью» не накал бранных фейсбучных постов против арабов, гейропы и пр., не трогательные фотки про солдат и солдаток Цахаля. И не красочные легенды из Торы.

Стойкость – в способности каждого 1) отрешиться от своей «хуцпы», перестать воображать себя супер-гипер патриотом, мудрым, готовым быть лидером, … 2) заставлять себя с УВАЖЕНИЕМ  вслушиваться в слова другого,  3) строить сотрудничество, а не навязывать себя по п. 1 в лидеры, подстрекатели и т. п. И – поосторожнее с «левой» профессурой; на наших пустых бравурных лозунгах типа «прям счас – трансфер арабов» впечатления на врагов не произвести, они понимают, что это бравада слабых и глупых; нужно искать очень-очень еврейские решения вопросов своей психологической мобилизации, нужно стать, действительно, народом особых людей, способным существовать при таком гибельном соотношении сил в регионе.

Работа по рациональному системному анализу объекта «Израиль в ситуации межцивилизационного противоборства» развивающим образом будет воздействовать на интуитивное мировосприятие, там зародятся интуитивные ощущения возможных решений, рациональное осознание и осмысление подсказок от интуиции выведут на новый уровень видения возможностей и так далее. Если такой процесс будет идти в темпах, опережающих темпы нарастания экзистенциальной угрозы, Израиль может извернуться и сохранить существование. На рисунке вверху чисто символически показаны предметы, которые в системной взаимообусловленности могут быть включенными в поиск пути формирования жизнеспасительных помыслов и деяний. 


Рецензии