Борщ для Козы
Когда мне было года два, на меня неожиданно свалилось " резиновое счастье". Мне подарили целый ворох игрушек, большей частью резиновых. Я не помню, какие это были игрушки, только помню, что их было много, а вот резиновую Козу и сине-красный мяч я помню всю свою жизнь.
А случилось это так.
У моей мамы было две сестры. Младшая живет и здравствует, а вот средней уже с нами нет ... Она была необычайно щедрой, просто до патологии. "Отдать последнюю рубаху" - это про нее. Если она пекла пироги, то непременно тазик, а потом шла и угощала всех соседей по площадке. Работая поваром в вагоне - ресторане, летом она ведрами привозила фрукты и раздавала их знакомым, не говоря о нас, которые наедались их просто "от пуза".
Работать в вагон - ресторан тетя пошла потому, что была просто одержима страстью к путешествиям. Ездить по всей стране самой было не по средствам, о поездках за границу тогда и речи не шло, а здесь катаешься, да еще и денежки зарабатываешь. Но это было позднее, а тогда, в пятидесятые годы, ей взбрело в голову посмотреть Дальний Восток , и она , не задумываясь, рванула на Камчатку. Сколько интересного она рассказывала мне ! И про долину гейзеров, и про Авачинскую сопку, и про страшное землетрясение, которое ей пришлось пережить, когда земля "шла волной, как в океане".
Ну да давайте ближе к козе и борщу для нее, резиновой.
Когда я родилась, тетя как раз жила на Камчатке. Большей частью в детстве мне приходилось жить у бабушки в деревне. У всех моих разновозрастных друзей были крестные, по просту- лельки . А у меня не было. О каком крещении могла идти речь, если отец был членом партии , а мама - преподаватель, и поэтому мне приходилось только мечтать об этом. О тете Зое было много разговоров. Ее письма читались вслух, а я любила рассматривать присланные ею фотографии. И вот как-то я решила, что ее-то и надо сделать своей лелей. Ребенком я росла, по свидетельству всех родственников, соседей и знакомых, очень смышленным, разговаривала в полтора года совершенно чисто, ну и, похоже, уже с раннего детства была наделена чувством юмора. И когда я поняла , что тетя должна вернуться в родной дом, я приставала к своим родственникам с вопросом: " Ну когда моя тетя Флифа приедет?" Чем их очень смешила. Спустя некоторое время я придумывала тете другое имя и снова спрашивала: "Ну когда же моя тетя Хрума приедет?" Над этим мы, вспоминая , смеемся до сих пор, а я не могу объяснить, откуда я взяла эти имена.
Долгие ожидания наконец-то закончились приездом тети. Радость моя была бесконечной! Особенно, когда, выйдя на улицу, я с гордостью объявила, что приехала моя леля. Теперь я не чувствовала себя обделенной. Но это было еще не все. Мы пошли на станцию, где в багажном отделении получили чемоданы, в одном из которых был целый игрушечный магазин. Чего там только не было! Не знаю почему, но из всех игрушек я запомнила только резиновый мяч и козу. Резиновый мяч был единственным на всю улицу. Мы играли им все лето в вышибала и во все игры, где без мяча было не обойтись. Как я уже сказала, Коза была тоже резиновая. Коза была "одета" в украинский национальный костюм. На ней был нарисован синий сарафан, белая кофта ,на которой были красные цветочки. На голове -венок из ярких цветов, из которых, как из клумбы выглядывали рога, а по спине, как и положено, струились яркие разноцветные ленты. Все сделано было настолько натурально, что для меня это было, как настоящее. Мяч службу свою закончил, как и положено, во время одной из игр - он просто лопнул. Куда делась Коза, я не знаю, но помню ее всю жизнь. Помню, наверное, еще потому, что с ней связана забавная история, которая, возможно и определила мою любовь к кулинарии.
С Козой я не расставалась. Она все время "жила" у меня в сумочке. Как-то мы поехали в гости к маминой тете. Жила она в небольшом городе вместе с двумя сыновьями, мамиными двоюродными братьями, и матерью, которая была и матерью моего деда, маминого отца. Так что она была моей прабабушкой. По сравнению с моей бабулей, она выглядела очень старо. По- русски она не говорила, так как была украинкой. В Сибирь их сослали. Бабушку-прабабушку я очень боялась, хотя она была очень доброй, прежде всего потому, что я совершенно не понимала, что она говорит, а во-вторых, ее лицо, сморщенное горем и непосильной работой, сгорбленная худенькая фигура пугали меня еще больше. Ког-да она попыталась приблизиться ко мне , я с криком : "Уйди, бабка, ты старая, страшная, ты на Бабу-Ягу похожа! Где моя красивая баба Катя?!" -отпрыгнула в сторону. Я очень хорошо это помню, и мне до сих пор стыдно.
Теперь вы можете себе представить, что, когда мама и ее тетушка собрались за покупками, а меня решили оставить на эту бабушку, сколько слез я вылила и мольбы выкричала, чтобы только меня взяли с собой. Но мамина тетка , наделенная деспотичным характером, была непреклонна. "Нельзя потакать капризам ребенка!"- властно заявила она тоном , не допускающим возражения. Мама безвольно подчинилась, и я согласилась остаться при условии, что мне разрешат варить борщ вместе с бабушкой. Она будет готовить для всех, а я - для своей любимой резиновой Козы.
Счастье наступило! Мне было позволено готовить из самых настоящих овощей, которые я "пилила" игрушечным ножом, на самой настоящей печке. Борщ кипел в игрушечной кастрюльке, издавая аромат, который мне чудится до сих пор. Потом я налила его в маленькую мисочку, конечно же с бабушкиной помощью, посыпала сверху свеженьким, нарезанным , как уж получилось при моих возможностях, укропчиком и благополучно скормила его козе, уплетая за нее ложку за ложкой. Да, и сметанку домашнюю положить не забыла.
Сварить самой борщ ! Это событие настолько меня впечатлило. Думаю, что оно и опредлило мою любовь к кулинарии. Готовить, изобретать свои блюда мне всегда доставляло и доставляет особое удовольствие. По свидетельствам отведавших мой борщ, он мне особенно удается.
Так что борщ для козы, как говорят, оказался знаковым в моей судьбе.
Свидетельство о публикации №216081900165