Шуба скифо-русская - всем шубам шуба!

"Русская шуба, как же ты мне люба,
Как же ты мне люба  матушкой-зимой.
В стужу и морозы  соболя пригожи -
Скифские узоры  золотой каймой!"

История удивляет, а пытливый ум покоя не дает!!
Что ни возьми из русского обихода  -    след далеких времен, подарки  для потомков!
Культурное наследие наших предков велико, что в большом, то и в малом.
Шуба-шуба  - как просто, ан, нет - не просто всё!
Скифская расшитая узорами шуба с характерными длинными рукавами  - артефакт, отчетливо показала   преемственность культур.
Вообще, одежда "скифов" не слишком сильно отличалась от той, которую носили русские, вплоть до  ХХ века.
Скифы, русские  цари, бояре -бо*ярий,   купцы,  баре (бояре) носили одну и ту же одежду. 

Сибирские скифы оставили уникальное захоронение начала железного века,  Катан-де, рядом с рекой Берел, где особа была одета в китель с подкладкой из соболей и шубу из крашенного в рыжий и зеленый цвета горностая с отделкой из золотых пуговиц и золотых пластин. На Руси купцу или служилому человеку приличествовала кунья шуба, боярину - соболья и лисья, царю - горностаева, соболья.  Горностай ценился меньше,  чем соболя и лисы.
Знатные скифские воины, тоже  носили  шубы. Артефакт  III века до н.э. приподнес  сурковую шубу на подкладе из овчины, украшенную собольим воротником.
"Савромат" - САРМАТ означает "носящий черную шубу"!
Вот как, оказывается.
Интересно, что по Геродоту восточной границей расселения царских скифов был  район  Воронежа  (Дон,   Северский Донец-Танаис),  а  к югу и востоку от Воронежа обитали  "савроматы"-сарматы.
Есть кому и где носить царские шубы!
 Геродот пишет, что севернее  скифов живут невры..."У невров обычаи скифские" они колдуны  и будины - " у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Говорят они частью на скифском языке" и много чудного  "Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы".
Вот вам и шуба - и  единый язык, и культура!
По факту - один родственный народ.
Шуба всегда представляла статус и  роскошь -   их  покрывали сукном,   шелковыми тканями,  разрезы   окаймляли  металлическим кружевом, украшали мехами,  расшивали  золотом, самоцветами.   
Шились парадные  - турские шуба, ферезеи, для коронации,  которые набрасывали на плечи.     На Руси в шубе принимали гостей!
Подарить шубу - значило  оказать  высокое расположение.
Рисунок  австрийского  барона Сигизмунда фон   Герберштейна в шубе, пожалованной ему царем Василием III в 1526 году  за особые заслуги,  говорит о  многом.
Такая  щедрая  награда -  " шуба с  царского (барского)  плеча"   стала синонимом.  Её  одевали  в  особенно торжественные  дни, великие  праздники,   передавали по наследству детям и внукам.
Соболья шуба в мамелюкском Египте XVIII в. была знаком власти и почета.
Арабский историограф Абд ар-Рахман Ал-Джабарти сообщает, что в  мамелюксклм  Египте МЕХОВАЯ ШУБА была символом высокого положения,   и для духовных лиц, и  для высокопоставленных мирских.   Её называли  – "Шуба Почета".
Должность не столь высокая вознаграждалась лишь  собольим воротником, а почетная  и значимая - шубой, вплоть до  правителя Египта: "утвердил Исмаил-бея шейх-албаладом и Управителем Страны" (28.VII.1777). 
Памяти  предков Московской Руси-Орды ,  мамелюки (мамлюки)  были верны.
В Царской России собольи шубы носили многие!

Во многих регионах она  включалась в  обязательном порядке  в состав венчального костюма невесты. Молодые на свадебном пиру обязаны были некоторое время быть в шубах,  сидеть на шубе,  наступать на шубу, положенную на порог избы, в которой  будут жить, чтобы было благополучие.
Только что рожденного малыша заворачивали  в ношенную шубу.  В христианском обычие, после крещения, крестные клали малыша  в святой угол на шубу.
Ай, да шуба!
Скифский меховой кафтан и кожух, тоже были популярные у жителей Руси.  Кожаные прототипы русских зимних полуШУБКОВ с обилием узоров  - это классическая скифская  одежда,  она дала начало моде в Парфии, Кушанской державе, у тохаров, сасанидской Персии,  раннесредневековой Скандинавии, др. 
Шуба  не просто одежда, а  артефакт семейного счастья.   Не  генетическая  ли память бередит современниц?
Все новое - хорошо забытое старое, её час впереди!


Рецензии