Форма не есть существо

Взрослые не должны ничего бояться – так говорила мне мама. Но за постулат эту фразу, увы, взять нельзя, ибо у каждого из нас есть свои фобии и страхи.

Одни боятся потерять близкого человека – соглашусь; это и впрямь страшно. Другие страшатся высоты – от одного вида из окна девятого этажа им становится дурно. Третьи боятся насекомых: кому захочется, чтобы эти шести-, семи-, а то и  десятипалые букашки бегали по телу.

Моя Ахиллесова пята – манекены. Что может быть ужаснее манекена? Это сродни игре в бога – создать что-то по своему подобию. Речь идет и о той части манекенов, что имеет искусственный интеллект, и о той, что просто стоит в магазинах обвешана одеждой. Они пугают меня в равной степени.

Началось все, как это и бывает, с малых лет. В тот июльский день восьмилетний я прогуливался по магазинам вместе с родителями. Я зазевался, не успев понять, что мама давно уже не рассматривает со мной синее платье, «распятое» на стене. «Надо ее найти», – подумал я, выходя из отдела. Но куда идти – знал один лишь черт. Я, не ориентируясь, забрел в кладовку (на тот момент не осознавая этого). Там было не светло, но и кромешной тьмой это освещение назвать нельзя: виднелись силуэты впереди. Я подумал, что это люди. Несложно догадаться, что людей там не было, а были манекены, которые рухнули на меня с верхней полки, когда я попытался взять одного из них за руку. Сказать, что я испугался равно ничего не сказать. Слез пролито было много. Ребенок все-таки.

Много лет прошло с того времени. Сейчас нельзя сказать, что я боюсь манекенов. Моя реакция зависит от времени суток и ряда других факторов. Но бывают и такие моменты, когда оторопь берет.

Иногда, возвращаясь домой с учебы, я прохожу через магазин тканей. Не так давно был случай – выставили они манекен на ступеньки. Иду я 100 метров от него и понять не могу – женщина там на ступеньках стоит или нет. Звучит вполне безобидно, но на деле – жуть. Обездвиженный силуэт приковал к себе все мое внимание, пока я не поравнялся с ним. Конечно, подойдя достаточно близко, стало понятно, что фигура не живая, однако степень опасения это не уменьшило.

Пугает именно статичность. Это резко претит нашему, человеческому состоянию: мы постоянно в движении.

Сейчас время развитых технологий. Часы сегодня умнее, чем большая часть земного населения. Прогресс не обходит стороной искусственный интеллект. Эти говорящие куклы с человеческим лицом – зрелище просто ужасное. Нет, я не против технологического прогресса, просто… К чему роботу человеческое обличье, коль он не человек? Как я говорил, создавать себе подобное равно играть в бога. История не знает примеров, когда подобная игра заканчивалась бы хорошо. Мы, я думаю, должны дарить свой облик лишь одним существам – собственным детям.


Рецензии