Лотерейный билет

Предисловие

В тёплый августовский вечер я сидела на скамейке в Детском городке, наслаждаясь прохладой от небольшого бассейна-фонтана, построенного недавно в парке,  и ждала внука, который побежал  за мороженым в киоск  неподалёку и был в зоне видимости. 
Моё внимание привлекли две  пожилые женщины, гуляющие по тенёчку окружной дорожки парка. Одна - полная, с палочкой, другая – высокая, в стоптанных  широких туфлях.  Подумалось: «Больные ноги», - и почему-то именно её стоптанные туфли  заставили меня внимательно присмотреться к ним.
«Мои ровесники»,- подумала я,  и тут что-то знакомое мелькнуло в движениях  женщин. Люба? Тамара? Пригляделась – точно они.
А я уже и не ожидала увидеть их вместе.
Когда-то нам всем было по 19 лет и  я жила  с Любой на одной улице.
Эта встреча всколыхнула мою память и подняла события  одного лета из беззаботной и счастливой  молодости.

Лотерейный билет

- Любка, ты чего? Уже час, выключай станок! Побежали в столовую, а то  соберётся  очередь, и не успеем погулять в обед.
Звонкий голос подружки Тамары, раздавшийся над самым ухом, заставил Любу вздрогнуть, и девушка быстро выключила станок, сняла халат,  и они побежали в заводскую столовую. Рабочие ещё тянулись из цехов, и народу в столовой было мало.
- Как хорошо, что ты меня окликнула, Тамара, а то бы опоздали,  простояли в такую жару в очереди  и в сквере бы не погуляли, - радостно поблагодарила Люба свою подругу.
- Да ладно, чего уж там, – задорно ответила Тамара.
Две подружки, весело переговариваясь, подошли с подносом к кассе  оплачивать обед. Вдруг Люба тихо ойкнула – в сумке не оказалось кошелька,   видно с утра забыла его переложить из хозяйственной сумки, с которой вчера вечером ходила в магазин, в свою, маленькую…
- Тамар, заплати, пожалуйста, за мой обед, я тебе отдам завтра.
- Да, ладно, чего уж там – весело ответила Тамара и протянула кассиру деньги.  У той сдачи не оказалось,  и она предложила взять вместо неё лотерейный билет за 50 копеек.
- Да ладно, чего уж там - всё  так же весело согласилась Тамара и,  обращаясь к подружке, сказала: «Люб, да ну его, этот билет, возьми себе», и уже по пути к столику, обернулась и произнесла: «Да разве выиграешь, правда, Люб?».
И никто из подружек не знал, какие события развернуться через несколько дней после этой фразы …
В заводской столовой кормили дёшево и вкусно. Борщ, биточки с гречкой, компот и два куска чёрного хлеба – всё это было съедено быстро и девушки, уже не спеша, вышли из столовой и направились в тенистый скверик около здания цеха. Сели на скамейку и повели свои девчоночьи разговоры. Подружились они ещё в училище, где учились на оптиков.  Завод охотно принял молодых специалистов в цех по шлифовке линз. Только цех был женский и из мужчин - начальник и наладчик, да и те в возрасте. Поэтому на каждого молодого человека, прошедшего мимо них,  подружки обращали внимание  и игриво  шептались, если который понравился.
- Люб, а что этот за  парень, который на той неделе у проходной тебя встречал?
- Да это не мой парень, а моей сестры. Они поссорились, вот он и попросил, чтобы я их помирила.
- А я подумала – твой новый знакомый!
- Да нет, Тамара. Помнишь я с Мишей начала встречаться? А его весной забрали в армию, вот жду письма. 
- А у меня  солдатик один знакомый есть из части, которая на окраине города стоит. Хочешь, он друга приведёт и познакомит тебя с ним? Чего одной скучать?
- Да ну тебя, Томка, мать ругаться будет, если я с солдатом встречаться буду. Это ты в общежитии живёшь, мамка далеко, ругать некому – вольному воля.
 - Люб, а она не узнает, не бойся.
- Нет, Тамар, не уговаривай. Мне Мишка нравится.
- Люб, ведь ты его мало знаешь. Да когда он ещё и придёт из Армии.
- Тамар, когда – никогда, а всё - таки придёт. Вот письмо получу от него, узнаю адрес и напишу…
- Любка, ну ты и даёшь! Он такой скромный, молчун – слова не вытянешь, всегда краснеет.
- Тамар, а мне нравятся такие парни. А что твой? Балабол…Только чтобы его слушали и  любит красоваться перед девчонками. Мол, смотрите, какой я!
- Да, ладно, чего уж там, - сказала Тамара, со своим привычным смешком, и дружески обняла Любу.
Вот  за таким безобидным разговором девушки скоротали остаток обеденного перерыва, и пошли в цех, в котором они работали уже год после окончания профтехучилища.  Молодость…Легко дышится…
На следующее утро подружки встретились у проходной,  и Люба отдала Тамаре деньги за обед.
- Люб, а чего много-то?
- Том, а за лотерейный билет ещё 50 копеек? Забыла, что – ли?
- Да, ладно, чего уж там, - привычно хихикнула Тамара, но деньги взяла все…и за лотерейный билет тоже.
Через пару недель девчонок отпустили в их первый трудовой отпуск. Тамара уехала к родителям в деревню, а Люба осталась дома, помогать матери по хозяйству, потому что кроме Любы у неё ещё было две дочери, которых она растила без мужа. Он давно уехал на заработки куда-то на Север,  никаких известий не подавал уже много лет, и матери приходилось работать на двух работах, чтобы дочки не нуждались.
Тамара тоже помогала родителям по хозяйству. Огород, куры, поросёнок, корова – всё требовали постоянного ухода,  и Тамара добросовестно полола картофельные грядки, выгребала навоз из сарая, носила воду для полива из ближайшего колодца. Да много чего нужно успеть за день, пока родители придут с фермы, где мать работала дояркой, а отец скотником.
Так незаметно и быстро прошёл первый отпуск подружек.
Приехав из деревни, Тамара первым делом побежала навестить Любу, которая жила на окраине города в старенькой двухэтажке. По дороге встретила Шуру, старшую Любину сестру и разговорились.
- Шур, какие у тебя красивые босоножки! Небось, дорогие?
- Тамара, да я даже не знаю.
- Как так? Подарили, что – ли?
- Да нет. Любе в столовой на сдачу дали лотерейный билет ДОСААФ и он выиграл, представляешь, Том? Запорожец!!! Но куда нам машина? Мы билет продали одному водителю, взяли деньги и купили себе на зиму пальто, шапки, сапоги. Ну и что осталось – вот на летнюю обувь потратили, а то совсем износилась у всех. Мамка была так рада! Всех соседей угощала с выигрыша!
Тамара от удивления даже остановилась. Такого поворота дела с билетом она не ожидала - ведь даже думать о нём забыла. А сейчас, после Шуриных слов, такая обида комком к горлу подступила, что девушка громким, срывающимся на крик,  голосом нервно проговорила:
- Шурка! А Любка не сказала, что это мне на сдачу дали билет и это я за неё платила в столовой в тот день?
 - Том, знаю, знаю, Люба говорила. А что она разве тебе деньги за обед не отдала?
- Да отдала, отдала! Только выигрыш надо было пополам поделить!
- Ой, Томочка, подожди кричать! Любка деньги за него тебе отдала? Отдала! Билет, получается, её? Её! Деньги потрачены? Потрачены! Всё, разговор короткий – никакого дележа!
Тут Тамара, словно взбесившись после этих слов, закричала на всю узенькую улицу: « Нет, не правильно, билет общий, поэтому отдавайте мне половину выигрыша! Подруга называется! Как за обед платить - так я, а как выигрыш -  так себе!». Прохожие оглядывались на двух молодых девушек, одна из которых стояла в напряжённой позе, а другая  чуть ли не драться была готова и всё кричала: « Жмоты, жмоты, всё равно половину отдадите, отдадите…».
Тамара бросилась к дому, где жили сёстры,  и стала стучать в дверь с криком: «Любка! Отдай половину денег! Отдай!».
Вышла Любина мама и попросила Тамару успокоиться.
 - Тамарочка, всё по закону – тебе Люба отдала деньги и за обед, и за билет. Ты это помнишь?
- Помню, тёть Клав!
- Ты же могла взять билет себе? Могла. Почему отдала Любе? Это было твоё решение. Единственно, что нет свидетелей, что Люба отдала тебе деньги. Но это уж на твоей совести.
- Тёть Клав! Но мне так обидно! Кто ж знал, что билет выиграет? В жизни бы не отдала! А вы все бессовестные – могли бы и поделиться! Ненавижу  вас всех! Ненавижу! Где Любка? Пусть выйдет, хочу ей в глаза посмотреть. Наглая! Присвоила себе билет! Я тоже хочу и пальто, и сапоги, и  босоножки новые!»
Девушка рыдала, махала руками перед лицом Любиной матери, кричала такие бранные слова, которые раньше и слышать от неё не приходилось. На крик вышли встревоженные  соседи, но никто слова не проронил… ни в защиту Любы, ни в защиту Тамары.
Люба так и не вышла - видно мать не велела.
Обессилев от приступа гнева, Тамара вышла на улицу. Слёзы застилали глаза,  руки и ноги дрожали после всего пережитого. Казалось,  весь мир восстал против неё. Трудно в молодости разобраться в нём.
Девушка  вскоре уехала к себе в деревню. А Люба дождалась своего Мишу, вышла за него замуж. И всю жизнь, до самой пенсии работала в своём цеху, где когда-то жизнь свела их с Тамарой, и где они были так счастливы…до покупки выигрышного лотерейного билета.
Вещи изнашиваются, чего о них горевать - отслужили, а вот дружбу было бы жаль…

17.07.2016 г.


Рецензии