Осень жизни

Наступала осенняя пора. А к душе подступала меланхолия. Так всегда бывало с ней: с приближением осени казалось, что вместе с увяданием природы завершается жизненный цикл всего живого. Глядя в окно, Нина Павловна отмечала каждый сорвавшийся с ветки берёзы листок, провожая его взглядом до земли.

Отчётливо представлялось, что вот так облетают с дерева её жизни прожитые дни. Сначала редко и поодиночке. Но чем глубже осень, тем стремительнее тает количество листьев - дней оставшихся. Каждый листочек всё ценнее, всё ярче горит золотом, оттого желаннее. То, что прожито, вихрем времени уносится вдаль, разделяя её нынешнюю с юной Ниночкой, которая до сих пор жила в душе.

И вновь подступали мысли, что пора подытожить минувшее. Расстаться с прошлыми чувствами, страданиями и сомнениями, разложить по полочкам ошибки и заблуждения, подлатав их попытками исправить огрехи и загладить запоздалым раскаянием.

Не забыть и того, что удалось. Это, конечно же, семья - то, для чего она жила. С годами всё яснее понимается, как мизерны, мелочны и неважны эти хороводы вокруг престижа, светской суеты и сомнительных признаков успешности. Самое важное - то, от чего уходит человек в последний путь. Провожают ли в него самые дорогие люди, несущие в себе частичку тебя и продолжающие твой род как физически, так и духовно.

Итогом раздумий стало решение Нины Павловны побывать в родных местах, скорей всего, в последний раз, чтобы подвести некий итог той странице жизни. И, хоть ненадолго, вернуться в молодость. Муж и многочисленные домочадцы проводили напутствиями о счастливом пути в юность и приятных воспоминаниях.

И вот она в небольшом городке, где не была уже десятки лет. Родных здесь давно нет, остались лишь подруги детства. Решила пройтись по памятным местам, чтобы воскресить воспоминания и погрустить об ушедших днях. Конечно же, сделать это оказалось непросто. Всё изменилось разительно.

Только по названиям улиц можно понять, что это именно те места, которые до сих пор снятся. И во сне по этим милым улочкам всё так же ходят близкие люди, оставшиеся в своём возрасте навсегда.  А наяву - новостройки, изменившие облик города. На месте дома, бывшего когда-то родовым гнездом - многоэтажные дома с парком.

Утомившись, Нина Павловна присела на одну из скамеек в парке, вычислив, что как раз в этом месте стояла памятная лавочка из её детства. На ней уже сидел мужчина преклонных лет, чей профиль показался знакомым. Присмотревшись, окликнула.
- Сергей? Вы Сергей?
- А, вернулась всё-таки, - ничуть не удивившись, ответил тот.
- Серёжа, как я рада видеть тебя!
- Я ждал, что это когда-нибудь случится. Ты совсем не изменилась, Ниночка, только строже стала.
- И ты всё тот же. Те же глаза, и всё та же непослушная чёлка, только уже седая.
- Я часто сюда прихожу, вспоминаю прошлое.
- Прости. Когда ты ушёл в армию, мне пришлось уехать, так сложились обстоятельства. Я тебе писала и ждала встречи.
- А я после демобилизации мечтал увезти тебя с собой, но не получилось. Сразу уехал сюда, к маме. И всё ждал, что ты вернёшься. Потом узнал о твоём замужестве.
- Да, я полюбила другого. Но однажды в наших отношениях наступил кризис. В порыве отчаяния написала тебе, как мне одиноко в большом городе. И оставила адрес: "до востребования". Если бы ты позвал, я бросила бы всё и приехала. А ты ответил: "Почему ты пишешь, что одинока, ведь у тебя есть муж?"
- Я просто ждал слов о том, что ты всё ещё любишь меня. Не дождался. Писал "до востребования" целый год, но все мои письма вернулись обратно. Потом назло тебе женился.
- Я больше никогда не ходила на почту за письмами. Скажи, ты хотел бы всё вернуть, чтобы изменить то, что с нами произошло?
- Не знаю.
- А я бы не стала ничего менять. Ведь тогда придётся отказаться от любимого мужа, наших с ним детей и внуков. Я не променяю их ни на какие иллюзии счастья! А ты счастлив?
- Ну, пожалуй, да. Я привязан к жене, она очень хорошая. У нас сын и два внука. Семья - это и есть счастье. Вот только каждую осень мне грустно оттого, что всё прошло. И тогда я прихожу сюда и смотрю на опадающие листья. Каждая осень и каждый упавший листок всё больше отдаляют нас друг от друга и нашей первой любви. Знаю, что ничего уже не вернуть, и всё-таки я рад, что дождался тебя хоть теперь.


Рецензии
Грусть... ностальгия... опять хотим войти в одну и туже реку дважды... не выйдет! Жизнь идёт только вперёд, она даже не стоит на месте.Отпустим прошлое. Как прекрасно жить настоящим, а то и это упустим и вот тогда точно, останутся одни воспоминания.Спасибо! Понравилось!

Сергей Вельяминов   03.08.2017 21:53     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо, вы очень хорошо и мудро всегда расставляете всё по своим местам!
Жить надо здесь и сейчас, не питая напрасных иллюзий по несбывшемуся.
Звёздного лета!
С уважением,

Надежда Почтова   03.08.2017 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.