Реализованное желание - худшее из бед

              Глава из романа - эпистола "Осенние листья"
                2000-2001 год.
     Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2016/08/16/973

Давид – 14.11.01.
Страшно читать о ваших стихийных бедствиях - сугробы! Какой ужас! Это что же такое? Не могу представить, и при одной попытке примерзает живот к спине от страха. А Вы мужественно боретесь со стихией и стесняетесь даже выпить после этого кружку водки.
Но умные философы (вроде Сократа и меня) тоже стихийное бедствие. Они такие умные, что если бы следовать их советам, то надо еще из колыбельки перелезать в гроб и не суетиться! А Вы еще пишете - что-то в этом есть! Не поддавайтесь умникам-разумникам! (Вот теперь и я вас поучаю, но только одному - слушать только себя. Да вы и сами разберетесь, уверен.)
Кстати, о Сократе. У нас в институте прогулять лекции называлось "сделать сократа" (от сократить мучения). У вас тоже?
 Вы так описываете мои портреты, что я положительно уверен - это не я! А чтобы при встрече Вы меня опознали, я возьму в руку большую коробку с дорблю! которую мы тут же съедим с бутылкой вина. (Только вот, когда это будет?)
Очень смешно и точно то, что Вы написали про старую фотографию и про потребителей искусства. Эта фраза может стать нарицательной: "Как же Вы туда забрались?" Но я, как старый мудрый черный ворон скажу вам - не стоит из-за этого огорчаться. Нормальный человек и не должен "отзываться" на искусство иначе, чем сердцем. А когда он открывает рот, он становится уже не нормальным человеком, а критиком-искусствоведом. А они, даже и профессионалы, в основном говорят глупости. Даже когда они хвалят, получается все равно: "Да как же Вы туда залезли! " Человек нормальный не способен проанализировать свои ощущения. Может, он даже подсознательно обороняет себя от этого занятия, потому что оно сразу же уничтожит его чувственное удовольствие от виденного - слышанного. Вот он и говорит всякие глупости, которые не имеют отношения к сути ощущений. Да какая может быть суть у ощущений? Вот репетиция, в театре - это самое интересное и высокое искусство, мое вечное убеждение. Ничего более интересного в театре нет - процесс создания из ничего чего-то. Живой, на глазах. (Если он, конечно, есть.) Когда на моих репетициях сидели даже профессионалы - актеры - или гости, я помню только одну рецензию: "… какое у Вас терпение! " - спасибо, дорогие - а ничего другого Вы не заметили? Плохо мое дело. "Как вы туда влезли?" Но сказать о главном - невозможно. Оно неуловимо и не поддается формулировкам. Это я знаю по себе (хоть я и очччень умный). Я помню репетиции Эфроса, я был молодым у него на стажировке - это было нечто! Куда там его гениальным спектаклям! Движение. Но рассказать об этом я не могу. Как рассказать о том, как на глазах от каких-то, совершенно незначительных слов режиссера, актер преображается, и в комнате появляется нечто, чего еще минуту назад не было, и никто даже не подозревал, что такое может быть, и сам актер, и вдруг - жизнь. . . Нет, черт, это можно только увидеть, понять, внутренне перевернуться от восторга и жить с этим всю жизнь - но никак не рассказать. Потому что все делается не словами, а дыханием, нутром, уж даже не знаю чем.
Как я могу "забыть" вас, дорогая подруга? Для Вас даже поставлен стул у компьютера, чтобы Вы не стояли, да и пью я не в одиночку, а исключительно с Вами, так что никак не сопьюсь. Тем более что Вы меня постоянно удерживаете: "Ну, хватит, Давик, успокойтесь, достаточно на сегодня. И закусите, пожалуйста"… – Ваш ДАВиртуал.
…надеюсь еще сегодня встренуться. А то как-то не так, что-то как-то что-то. - Ваш Болтун.

Галя - 14. 11. 01.
Господи, до чего же вы милый-милый. Нет, совершенно точно, это Вы на фотографии.
С погодой полная неразбериха. Из деревни выезжала по снежку, на Яро-славке постепенно снега меньше и, наконец, совершенно сухо и светит солнце, словно я попала в Тель-Авив, в котором никогда не бывала.
Ой, какой же Вы умный! Это я совершенно серьезно, без доли сомнения. Ваши наблюдения гораздо интереснее Сократовских. Нельзя подвергать искусство препарированию. Слова о чувственном восприятии искусства хороши. Именно такие слова хотела бы прочитать или услышать на своих выставках.
Описание репетиций и процесса создания спектакля так увлекательно, что поняла, Вы до сих пор тоскуете о своем деле. Мужчине очень идет заниматься делом. Даже если он рубит дрова или точит нож, делает спектакль или (что - «или»? Пусть - любит), - если он понимает толк в своем деле – ему это к лицу! Определённо, Вы справлялись со своими мужскими делами. У Вас замечательное потомство. Не берусь судить, что идет женщине - судите сами.
Вы чувствуете, что я, успокаиваюсь? Ваша подруга.

Давид – 15.11.01.
 Совсем Вы меня захвалили! Я даже полез в письмо свое - что это я там такое умное написал? Интересно же почитать, напрягся наверно очень. И ничего не нашел. Смотрите, избалуете.
Да, … я с первых строчек почувствовал, что Вы успокаиваетесь. Освобождаетесь от напряжения. Это хорошо, а то я уж не знал, что думать и как быть. Я рассматриваю вашу последнюю фотографию - на берегу - и после того, как вы уточнили когда это и где, мне стала понятно Ваше настроение. …Не буду размазывать - но поверьте, понятно очень-очень. Вы человек настроения - настоящая женщина. Вот это, наверно, и есть настоящая примета для женщины. (Шучу. На самом деле я ничего в женщинах не понимаю, и не взялся бы строить всякие теории. И опять не могу опасно не пошутить: я сугубый практик. Мой язык доведет меня до беды. Уже и доводил не раз. Но Вы же понимаете юмор! - сказал он, подлизываясь. )
А в той книжонке, что я выслал, Вы прочитаете как раз тот эпизод (среди других из детства), который связан с рождением моего братца (продолжаю тему, раз уж начал, хотя Вы деликатно ни о чем не спрашиваете). Это ужасная смерть моей старшей сестры. Вот после этого через пару лет и родился братец - и он был для мамы как какое-то возмещение (ей было уже тогда 42 года), и она дрожала над ним и баловала несусветно, так уж сложилось.
Вы написали о Тель-Авиве - и это прозвучало фантастически. Вы - в Тель-Авиве! Вы вовремя решили сюда заглянуть. Сегодня еще 28, а вот завтра обещали похолодание и дожди. Суровая зима наступает!   
 Когда я работаю над Мрожеком, мне то и дело хочется поделиться с Вами его умными мыслями, я все время повизгиваю от восторга. До чего же его язвительная натура совпадает с моим черным вороном. Авось когда-нибудь книжка все же выйдет - вот тогда почитаете. И думаю, Вам обязательно понравится, потому что он злой, но добрый. Понятно я говорю?
Обнимаю Вас, будьте веселы, спокойны и безмятежны. И слава электронике!

Галя - 15. 11. 01.
Дом наполнен звуками прелюдий Шопена. Они ввергают то в восторг, то в отчаянную грусть. За окном легкая пурга. Все белое. Я мечтаю о поездке к Вам. Хорошо бы на рождество. В конце концов, назло Сократу, можно осуществить свои желания, а там уже разбираться, принесло это радость или новые желания.
Насчет вашего хамсина: вот бы нос от Ивана Ивановича, да приставить к лицу Акакия Акакиевича, и так далее. . . Сложить нашу и вашу погоду и поделить! 
Жду с интересом вашу книгу. Благодарна за доверие. Вы не удивляйтесь, что я не очень-то задаю вопросы. Мне вообще мало свойственно задавать вопросы. Но бывают случаи, когда спрашиваю, особенно, если незнание нарушает моё равновесие. Наша зима начинается всерьёз. Выразилось это в гололёде, который я не предусмотрела и надела на прогулку резиновые сапоги, и они заскользили по наклонной поверхности. Я упала, но видели бы, как грациозно. Так съехала боком, словно я на какой-нибудь спортивной тренировке, совсем даже и не ушиблась.
 Вслед за Шопеном, после прогулки был Мендельсон и гостья Оксана. Мы втроем пили чай с тортом, который я заранее пропитала коньяком, отчего он стал много вкуснее и даже несколько хмельным. Хороший способ пере-водить коньяк. Оксанка ушла, а Мендельсон остался… В окно задувает ветер со снежком. Так приятно.

Давид – 16.11.01.
Вы меня немало насмешили в своем письме.
Но сначала о главном. Ваши устремления на святую землю - это благородные устремления. Что я буду рад наконец-то увидеть Вас не в экране компьютера, можно и не говорить.
 Но одна фраза у Вас просто гениальная на эту тему: осуществить свои желания, а там уж разбираться - принесет это радость или новые желания. Это оччень глубоко, понимаете ли Вы - как это метко? Или радость или новые желания! одно из двух. Ибо радость - это когда кончаются все желания (кроме одно-го - поскорее убраться домой), а вот когда возникнут, не дай бог, новые - какая уж тут радость! (Уверен, что я Вас купил и Вы только сейчас догадались, что я просто громко смеюсь. Впрочем, все равно тут и вправду что-то есть - хочешь спокойно жить, откажись от всех желаний. Не будет разочарований. Но это опять по какому-то из сократов.)

Галя - 16. 11. 01.
Замечательное послание. Завтра разберусь, что меня рассмешило. Читала, и все подпрыгивало внутри! 
 Приехать могу дней на десять, максимум. Значит, если я прилетаю, то сразу попадаю в Ваши объятия? И конечно, Вы меня не стесните. Вы будете спать на коврике возле двери, а я на остальном.
 Гениальная фраза и есть гениальная… Я такая. Как все просто: есть
определенное желание, оно должно быть реализовано - для спокойствия. Если будет хорошо, то это хорошо. Но тогда, скорее всего еще чего-нибудь пожелается. Опять исполнять желание? Реализованное желание - худшее из несчастий. Ну и нагородил этот Сократ. Чтоб ему…Правильно, что Вы велите не слушать его.
Думайте, друг мой, думайте, и приучайтесь, хоть изредка, спать на коврике. Особа, которая вас окрутила.

Давид – 16.11.01.
 - Вы меня обеспокоили своим падением! Знаю я, эти убойные московские зимы! Хорошо, что все обошлось. Убедительно прошу Вас - будьте крайне осторожны! Замените резину на стальные шипы! Смотрите под ноги, и вообще - примите все меры осторожности, чтобы не упасть. (Лучше уж пасть. )
Шопен! Шопен и Вивальди - эту музыку я могу слушать сутками без перерыва. Вивальди у меня даже есть такой - диск на 9 часов. Когда я долго сижу за машинкой, я запускаю его.
 Нет, не надо приставлять уши нашего хамсина к носу вашей метели! силы неравны! От хамсина (это всего несколько дней в году) ничего не останется и будет, как у вас сегодня, 10 см слой снега на дорогах! Бррр. . . Конечно, можно зато посидеть у раскрытой топки и смотреть, как бегают огоньки по жарким углям. . . Но теперь-то это все в диком прошлом, а вам остается только прислоняться спиной к ребрам теплых батарей (это у кого они теплые). Я, конечно, смеюсь, но не зря - всю жизнь я мучался от северных зим, южный харьковский человек, - сначала весь переотморозился в эвакуации, а потом, после института бродил по уралам, сибирям и даже в Москве зима для меня была слишком длинной и слишком холодной (правда, с годами она смягчилась).
 То, что Вы прислали мне, скорее начало книги о себе, чем рассказ. Но велико-лепная новелла вычленяется оттуда - о сватовстве мамы-Кати.
Кстати о прадедушке-кантонисте. Ваши попытки никак не увенчаются успехом - сколько бы женщин потом ни было, коль скоро они от ДЕДУШКИ - то все они и не считаются! только женская линия признается галахой. Так что продолжайте плакать и горевать. Я безжалостен (вместе с галахой).
Когда Вы будете у меня (мне нравится, как это звучит), мы проведем пару уроков компьютера - с Вашего согласия и желания, конечно, - и я научу Вас шпилькам и еще чему-нибудь.
Примите…к утреннему кофе, деловая Вы моя!   

Галя - 16. 11. 01
Если и деловая, то все равно – домашняя.
У меня два брата, и оба моложе меня. Вадим, старший из младших и наиболее любим, хотя в детстве мы с ним очень дрались. Хорош, вроде голливудских звезд. Милый и очень добрый человек, хоть и военная косточка. Всегда готов помочь. Да и второй, Александр, тоже ничего, он больше похож на разночинца, с мягкими чертами лица, с мягкой улыбкой, оба нравятся женщинам. Получается, что я окружена одними мужчинами, если на считать их жен. Сын, братья, три внука.
Насчет рассказа, возможно, Вы правы. У меня много заготовлено материала о детстве и родне, но еще не нашла формы. Странно, детство отпечаталось четко и интересно, но начало войны и дальше - не хочется к этому возвращаться. Не радует. Сочинять я не способна. Я рассказчик.
Поговорила с агентом фирмы, специализирующейся на Израиле. "Деловая моя" предприняла шаги.

Давид – 17.11.01.
 Судя по Вашей фразе - за окном идет снег, а у Вас открыто окно! какой ужас! Да Вы закаленная (я надеюсь).
Чем же я Вас так насмешил в письме? вот уж не думал. Но это хорошо - нет ничего полезней смеха из всех продуктов человеческого производства. Смейтесь на здоровье.
И уточните - но это не спешно, успеется - Вы отказываетесь от "моря" и прочего? Да, в любую гостиницу сможете смыться в один миг, если что…. Можно даже найти не дорогую. (Я все про деньги - а куда без них? или у вас в погребе прадедушкины капиталы в сундуке?)
 Не могу не обратить вашего внимания, дорогая путешественница, на одно уж точно явное преимущество гостиницы: там как-никак, но будут кормить. А у меня кроме гречневой каши вряд ли чего дождетесь. Но мы будем ходить по злачным местам и есть фалафель!   
 У нас похолодание - днем 21! А у сына вообще 14. Это слишком рано, но море стынет необратимо, потому что нагреваться обратно не успевает. Климат меняется - сохнет. В первые годы, помню, зимы были дождливые, ливни шли непрерывно и стеной. В Иерусалиме - где мы жили первый год - я вообще околевал от холода. Особенно непривычно, что квартиры не отапливаются (за исключением самых фешенебельных, но мы, конечно же, жили не в такой). Вспомнить страшно. Но тут, в Тель-Авиве, другой климат. Летом пожарче, но зимой потеплее.
 Сейчас пролетел за окном большой самолет по пути к аэропорту. Вот так и вы однажды приземлитесь, только я не увижу в окно - потому как буду уже стоять в толпе встречающих. А Вы не боитесь, что по ночам на коврике я начну скулить и тявкать? Не беспокойтесь - у меня есть "своя" комната в квартире друзей, рядышком.

Галя - 17. 11. 01.
Небывалое утро: испив кофе, присела к источнику - и что же? А ничего. Непривычно и неприятно. Кажется, за дело.
У нас зима вступила в свои право. Снег такой свежий и лёгкий, что когда я выбежала босиком, он показался тёплым. Вчера я была домашней, но очень деловой. Приехал по глубокому снегу Валентин (муж падчерицы Вадима). Очень славный молодой родственник, тоже испив кофе и тоже с дорблю (он всегда так делает, когда бывает у меня), предложил помощь. Тут я вспомнила Ваш совет, поменять резину на шипы и мы с Валентином занялись. Потом он, с легкостью молодого животного (сравнение возникло из наблюдения за нашим псом Барри, у которого в это время была в гостях подруга, и они, как бешеные носились по свежему снегу), разгрёб все дорожки и площадку, где разворачиваю машину, потом опять выпил кофе и отбыл. Как хорошо быть молодым! Как-то, наблюдая бегню нашей собаки, Боря заметил, что хоть сам так не может, но, глядя на нее, кажется, что бегаешь сам. Натрудившись, поняла, что день прошел не зря.
Ну, что вы скажете обо мне? Я только деловая, а где же ласковая? Тут же рядом, Вы и стул для меня уже поставили. На коврик я Вас ссылать не буду. Там жестко и холодно. Даже моя псина, которой сделано ложе на террасе, старается забраться на тахту, стоящую там же. Насчет провианта не будем думать, будет день – будет пища. Кофе, особенно утренний, я бы хотела получить из Ваших рук, такой вот каприз. Надеюсь, не чрезмерный? Я вижу, вы улыбаетесь. Я тоже.
Насчет "благородного" начала, приходится признать несостоятельность моего открытия. Это скорее кокетство. Если бы я оказалась причастной к моей люби-мой высокой расе, то не видать мне, как своих ушей, счастья в жизни. Теперь, зная вкус Бори, я бы точно не попала в зону его внимания. Что мужчины видят, прежде всего? Я точно не могу за них ответить, но сначала все-таки - внешность. Постепенно она утрачивает первенство, но сначала. . . Посадите меня на пляж (мысленно) в оранжевом купальнике, стройную, уже слегка загоревшую, блондинку. Ну, какой нормальный брюнет пройдет мимо? Да, не забудьте отбросить назад лет этак, тридцать с хвостиком. Ой, как мне не совестно, что я горожу? Однако что ни делается - все, к лучшему. Где-то за нас думают и ведут.

   Давид – 18.11.01.     …так кто кого наказывал?! А!!!?
Слава богу, что с Вами все в порядке, я на это и надеялся. Зато открыл почту - а там послание. Я не только улыбался, а вслух смеялся.
Умеете Вы насмешить. Вот только насчет Вашего благородного происхождения Вы уж больно серьезно прореагировали - или мне показалось? Все это шутки, и верно только одно - евреи (впрочем, как и все южно-восточные мужики) легко западают на северных блондинок. Что есть, то есть.
Я, между прочим, шутя, советовал сменить резиновые сапоги на шипы - но Вы ловко приспособили мою шутку к великому и нужному делу! Надо было мне не сознаваться, а оставаться умным советчиком. Но уж дело сделано. Что я скажу о Вас? Выше всяких похвал!   
Но сейчас я буду пить - за Вас, а заодно и за своего скорпиончика (коллегу по банке, как я сказал сегодня его жене). Спиваться, так спиваться!   

Галя - 18. 11. 01.  «А!!!?» -
Порадовали. Начали письмо с маленькой буквы, зато потом всю экспрессию вложили в знаки препинания?! А!!!? Изумительная строка!!!
Зато у меня не хватило воображения понять, что такое «коллега по банке». Бывает... Зато Вы не поняли, что я озорничаю насчет своего происхождения, не справилась с темой. Шутка не получилась, но возможно, где-то в глубине души, это все-таки не совсем шутка. Потому и не получилось. Кофе я пью с молоком (горячим).
Ваша Галочка. Она Вас целлллллует.
(Надо же, хотела скромно, но техника выдала. )

Давид - 18.11.01.
ДОРОГАЯ ГАЛОЧКА! Я решил компенсировать вчерашнюю скупость большими буквами. Значок, обозначающий ха-ха-ха. Немножко мефистофельски.
Коллеги по банке - это значит, что оба мы скорпионы, а они живут, как известно, в банке (где и едят друг друга, а когда скорпион остается один, он начинает есть сам себя).

Галя - 18. 11. 01.
Решила разобраться на столе и не устояла, зачиталась стихами Бориса.
   НЕОКОНЧЕННОЕ
Полдюжины кустов
Избушка, да земли клочок.
Домишко деревянный.
Вот всё, что у судьбы я вырвать смог,
Вернее - что дала она сама.
                Осень 2000 года.

А эти стихи он написал к моей выставке фотографий:

          ДУША.
Открой глаза. Смотри. На каждом снимке
Мы видим землю, словно бы впервые.
Кусты в туманной растворились дымке…
В полёте капли дождевые…
Неугасим в реке пожар осенний.
И в непрестанной смене отражений
Будь это отражение в воде.
На спелых вишнях капли дождевые,
Мышиный ход в снегу,
Пчела,
Цветок.
Или покрытый инеем листок,
Любовные объятия стрекоз.
Иль лепестки полуувядших роз
Или туман - и ветка в легкой дымке.
Есть кое-что - чего как будто нет –
Её души невидимый портрет.
 Душа повсюду запечатлена,
 Хотя, увы, не каждому видна.
 Она ведь позволяет делать снимки
В одном уборе - шапке-невидимке.
Какое это счастье - жить с ней рядом
И, ощущать себя под этим взглядом.
2000 год

   ТРАВА ПОДО ЛЬДОМ
  Ни жива ни мертва
  Трава –
  Это значит –
  Она жива.
  Я всю жизнь учусь у травы.
  А вы?
                1998 год.

Вы, вероятно, не можете не почувствовать сегодняшнее моё настроение. Я прожила во всем этом так много лет… Надеюсь, урок травы пойдет на пользу.

Давид – 19.11.01.
Галочка, насчет травы - это здорово. Конечно, когда я говорю, что понимаю Ваше настроение, то я также понимаю и то, что я могу понимать и представить это только теоретически - мне не пришлось пережить то же самое. Я, только сравнивая со своими потерями, которые случались, могу представить масштабы Вашей! и как трудно заполнить пустоту, которая образовалась в Вашей жизни - после сорока лет! Вы очень сильный человек, Вы умница и молодец, Вы сопротивляетесь и не поддаетесь - но я могу представить, как это трудно.
Продолжаете ли Вы заниматься архивом БВ и подготовкой каких-то материалов к публикациям? Мне думается, что это вам необходимо, это невозможно ото-рвать от себя, да и не нужно. Это Ваша жизнь, которая должна продолжаться. Так мне думается, но могу и ошибаться. Вообще, здесь теория мало помогает. . .
Галочка, спешу отослать и - как обычно - я двигаю дальше Мрожека. Обнимаю и жду утешительных сообщений - то есть что Вы уже не огорчаетесь.

Галя - 19. 11. 01.
…Получила исправно ваше утреннее письмо, с информацией о банке, о замечательном знаке "ха-ха". . . просто утро было такое, что отреагировала только на собственное настроение. А потом мне хотелось еще раз "услышать" ваш голос. Вот и всё. Мой эгоизм. Долго быть одной - огорчительно. Правда, если быть справедливой, то я не была одна, в прямом смысле слова. К Барри при-шла его законная подруга по имени Сажа, они вместе побегали по саду, затем, оба получили по законной миске обеда. Затем навестила веселая подруга Оксана. Мы ели суп (всеми признано, что я его готовлю особенно удачно) - из порея.
Потом навестил наш приятный сосед из дома великого Колмогорова. Это известный математик, один из его учеников Альберт Николаевич Ширяев. Он попросил рассказать, как прошло открытие памятника, посмотрел фотографии. Обсудили с Математиком его поездку в Германию, где он только что получил одну из редких престижных премий, забыла какую (ему везде все присуждают). Вот еще пример удачливости во всем. Правда, таких тружеников и таких ответственных за любое дело людей, надо выставлять напоказ.
Я непременно буду работать, только пока нет конкретных пожеланий от издателей, не хочется начинать в пустоту, да и страшно браться за то, что и сам БВ не осилил. Ему нравилось работать, но издавать «взрослое», по разным причинам, было не так интересно. Нужен был настойчивый издатель, чтобы подтолкнул.
Хронику, которую я затеяла, закончила. Ковров для меня, как святые места для верующих. Но он тоже исчезает, как и все хорошее на земле. Старый дом, в котором жила большая семья, весь поделили внуки-правнуки. Большой обеденный стол распилили - он не влезал в разделенные комнаты. Пятиведерный медный самовар, которым грели воду для хозяйственных нужд, сослали в погреб, где он доживает свой век. Недавно умер последний из маминых братьев, Всеволод, кого я любила больше всех. Его жена, Тамара Треумова, прекраснейшая из женщин, какие еще могут сохраниться в провинции, навещает меня изредка, и она дала мне возможность уехать в круиз, так что я не волновалась за дом, за собаку. Вот, мой драгоценный друг, закончилось утро. А жаль.

                Читать след главу http://www.proza.ru/2016/08/25/562


Рецензии
Её души невидимый портрет.
Душа повсюду запечатлена,
Хотя, увы, не каждому видна.

Галина Сергеевна, держитесь ... что делать - ничто не вечно, никто не вечен... Светлая память...

Ольга Иванова 11   04.03.2023 07:09     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку...

Кенга   06.03.2023 20:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.