ч. 239 Право жертвы

                §239. Право жертвы

                «И правосудия сверкающий наряд
                Чернила эти тлят и прожигают;
                Здесь право жертвы продано; как яд,
                Сам воздух здешний совесть разъедает».
                Эмиль Верхарн.

    «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» Прит. 21.3.
Скорее всего, здесь имеется в виду символическая жертва, а не подлинная, искренняя, приносимая от чистого сердца.
Человек, равно как и любое другое живое существо, появляется на свет с правом жертвенности, которое усиливается и утверждается по мере развития его духовных сил. Впрочем, понятие духовных сил применимо только к человеку.
Между прочим, в осуществлении права на самопожертвование могут оказать неоценимую помощь окружающие. Пожалуй, это единственное из прав, которое ни при каких условиях никто не может отнять у личности.

   Поэтому напрасно думают, что жертва есть нечто совершенно бесправное. Однако многое зависит от того, как осуществляется право - добровольно или насильственно.
Выдающийся русский мыслитель отец Павел Флоренский утверждает, что «прямым или окольным путем богословская мысль все равно возвращается к откровенному или прикровенному юридизму, то есть закону жертвы». 
Право жертвы является естественным правом, как человеческой личности, так и животной особи.
Меж тем сколь часто мы наблюдаем людей, павших жертвой неправых законов, составляющих государственное или положительное право.
Последнее способно уменьшить право личности и наоборот. Хотя личность иногда показывает собой жертву собственных прав, раздутых сверх всяческих пределов.
Выдающийся английский философ дает такое определение права: «Право есть естественная свобода, которую законы не устанавливают, но оставляют. Следовательно, между законом и правом существует значительное различие, ибо закон - это узы, а право - свобода: они различаются как противоположности»
Однако жертва часто сама становится законом, не оставляющим права и даже исключения.

   То и дело говорится о том, что благо народа зависит от того, как работают законы. Допустим, все это так, но разве не важно, какие это законы и в чьих интересах приняты.

   - Только в отношении людей со средним достатком законы действуют со всей своей силой - сказал Руссо в своем «Общественном договоре».
Одним словом, для того, чтобы пасть жертвой права, бедный недостаточно упитан, а богач или преступник достаточно сильны, чтобы стоять вне закона.
Жертвенное право даровано всем народам, но мало кто пользуется им в полной мере.
Из всех известных истории народов только русские почти полностью осуществили право жертвенности.
Вплоть до последнего времени, то есть до конца 20-го века, русские сохранили во многом свою душевность и разумность, частично ввиду господства государственного атеизма утратив духовность в образе религиозных установлений.
Только тогда право становится законом, когда это знаменуется свободой жертвовать, но не пожирать.

   Перенеся тяжелейшие испытания 1-й мировой, а затем гражданской войн, больших и малых социальных переломов, пролив большую животворящую кровь Великой Отечественной, Россия не только восстановила в подлинном смысле народное хозяйство, но и помогли в становлении государственности и экономического развития угнетенным народам Юга и Востока.
Не хочется верить, что уникальный опыт жертвенного права будет стерт со скрижалей мировой истории.

   В большой мере жертвенное право воплотили в жизнь и большинство южных Славян.
Немецкие захватчики стремились рассорить Славян между собою, создав Хорватское государство усташей, которые жестоко угнетали сербов и боснийцев.
В Словакии германскому правительству пришлось создать диктатуру Тисо, войска которой должны были выступить на стороне Гитлера.
Конечно, надо отдать должное болгарам, которые не принимали участия в войне против Советского Союза, хотя и входили в состав коалиции фашистских государств.


Рецензии