Эжени Коттон

                "Вечером, ночью, днем и с утра
                благодарю, что не умер вчера..."
                Андрей Вознесенский

Анапа! С какой радостью я вспоминаю эту мою поездку с детьми к морю! Это было первый раз, когда младшая, Оленька, видела морЭ. Ей было в ту пору 4 годика. А у старшей, Анны, опыт уже был – ее брали на море, в Крым, родители мужа. Но та поездка была не очень удачной. Шли дожди, и даже случилось какое-то наводнение…

Планировали мы эту поездку к морю всей семьей. Но.... в Анапу я поехала с девочками одна, аж на 48 дней! Такой у меня был отпуск, благодаря «вредности» от любимого урана на работе. Но поправлять здоровье я собиралась не себе, а девчонкам. Себе тоже хотелось поправить много чего о чем мечтаем мы, девушки.
 
У старшей девочки, Анны часто были простуды, кашель. Да и Ольга детский сад частенько пропускала. Поэтому планы у нас были серьезные. Анапа – центр детской медицины тех лет. Всесоюзные детские санатории различных профилей – от псориаза до легочных болезней. Но попасть в этот санаторий шансов никаких не было, хоть стой до пенсии (детей) в очереди. Ну, или случайно зимой.

Поселились мы в частном доме, хозяйка которого была медсестрой в санатории имени «Эжени Коттон». Почему Эжени Коттон? Какое отношение этот цветок революционного женского движения из бунтарской Франции имел к легочным заболеваниям, что лечили в этом санатории?  Не важно, но санаторий был отличный. Через нашу хозяйку (а это был ее промысел, очень даже божий) мы устроились на прием к главному специалисту этого заведения. Кармашек моего отпускного платьица был туго набит сторублевками. Часть их перетекла уже хозяйке за протекцию и приют. И вот мы в санатории, очередь. Очередь – их младшая наша Ольгица не любила. Начинала вести себя, так, как и положено свободному любимому ребенку. Очереди это не нравилось.
 
Но нам, сторублевым пациентам, очередь была не нужна. Тут же подскочила наша хозяйка - медсестра, ввела в высокий кабинет. Пара сторублевок перекочевала в стол главного спеца. Обеих девочек тщательно выслушали. Старшую, Анну, отправили на разные обследования. Прежде всего, рентген. А про младшую сказали – не надо никакого лечения – пусть купается в море! Честные тогда были еще времена! Сейчас бы, не задумываясь, назначили лечение и дитю и мамашу бы еще подлечили, только плати!

Там где рентген – тоже очередь. Надо ли говорить, что очередная сторублевка – и мы уже с рентгеном, а через некоторое время и приговор. В виде ежедневных ингаляций + через день грязевые аппликации. Сколько процедур? А столько, сколько сможете, но не менее 10. Мы могли хоть 40! И стали ходить каждый день к Эжени, дышать целебными парами и мазать грязи. Сторублевка – пар, сторублевка грязь. Персонал санатория нас любил, принимал, как родных. Ведь отдыхающие приезжали – уезжали, а мы были всегда!

Ингаляции проводили в большой комнате. Вдоль стен стояли удобные кресла, в которых сидели  мамаши с детьми или взрослые детки сами. А в центре стояла штанга с чем-то вроде курильницы наверху. Из курильницы шел густой ароматный дым, окутывая комнату туманом. Медсестра нас с Олей тоже пускала в это царство ароматов, ну не сидеть же полчаса в коридоре, ожидая сестренку. На меня пар действовал усыпляюще, может от усталости, но я дремала. А вот Ольгица – она нет, не дремала. И вот просыпаюсь от визга. Визжат мамаши. В густом тумане вижу, как по штанге с курильницей карабкается наверх моя младшенькая. Так умело лезет, как по шесту, хотя шеста, еще, наверное, и не видала. Чей ребенок, заберите ребенка! Ну, мой ребенок. Забрала, пришлось сидеть в коридоре.
Если читатель думает, что мы только и делали, что лечились, то это не так. Мы много плавали. И я тоже. Там, в Анапе, я научилась плавать способом, который позволяет не упускать из вида берег с  девчонками. Как камбала, на боку. И тогда берег видно. А на берегу случались и ЧП. Вот, младшенькая девица нахлобучила старшей на голову ведерко. А снять не могут! А ведерко песочное тогда было не то, что нынешние, из пластика. Капитальное изделие было! Советского «МеталлоПрома». Еле сняли.
 
А еще мы много ходили. На море, к Эжени Коттон, снова домой – никакого транспорта. Да его и не было, кроме такси. А идти Оленька хотела только босиком. Снимала сандалики, несла их в руках. И периодически где-то оставляла. Надо ли говорить, что сандалики нас никогда не дожидались – дефицит! Приходилось «доставать», выпрашивать в убогих магазинчиках новые. Кажется, тем летом мы скупили все сандалии, что продавались на побережье!
Запомнился очередной поход в баню. Да, мы ходили в баню, с огромным удовольствием. У хозяйки –то был только душ во дворе. И вот из бани собираемся домой, уже темно, а сандалий-то опять нет!? Что делать? Решила нести свое чистое сокровище на руках. Но оказалось – не могу, тяжело. Пришлось топать в одних колготках.

Еще одно, по настоящему  опасное происшествие  случилось в Анапе. Меня укусил «морской конек»! Прямо в пятку! Дикая боль в ноге. На пляже вызвали мне такси и вместе  с детьми отправили в местную больницу. Там и сказали, что конек. Сделали какой-то укол прямо в ту же пятку и на такси – домой, в хату. Ничего больше не помню. Очнулась – мои девочки сидят, едят борщ. Оказывается, я уже 2 дня так валяюсь, без  памяти. Хозяйка и докторов приводила и деток кормила, добрая душа. Обошлось, пятка хоть и болела, но ходить могла. И жизнь продолжалась! А ведь могло кончится совсем плохо. Яд этого мерзкого существа может быть смертельным, противоядия нет. Та сыворотка, что мне вкатили была просто противостолбнячная. И с какого бодуна гостиницы и отели Анапы называют «Морской конек»?!
 
Запомнился летний театр, там бывали концерты. Вот, побаловали нас югославской эстрадой. Она осталась для меня неопознанной, потому что малышке приспичило какать. О чем она гораздо громче и музыкальнее извивающегося в белых брючках певуна, оповестила зал. Пришлось выйти в парк, под ближайшее дерево. Но тут завопила какая-то тетка из обслуги, насчет того, как же мы ее достали и обосрали весь парк с этими детьми.

Обедали мы в ресторане. Это было совсем не дорого, в сравнении с «Эжени Коттон». Вкусно, так мне казалось. Мы брали 2 порции на троих, я доедала за девчонками, им трудно было осилить эти большущие тарелки. А еще ели много винограда. И я похудела! Причем здорово, на 8 кг. Что превратило меня в очень даже привлекательную дамочку (так по приезде на Урал  говорили друзья – коллеги).

Пятка у меня долго болела. Я все думала – от «конька». Но когда сделала рентген, то стало ясно, что это «шпора». Ужасный снимок! Видя мое расстройство, старенький хирург -  травматолог утешал: «Ну, шо ви так расстроены, дорогая! Ви же не будете это фото показывать любовнику, мы сделаем другое фото, покажем вас в лучшем виде!». То ли от этих слов, то ли сама по себе шпора прошла без всякого лечения.
 
А бронхиты и кашли моей девочки после той поездки пошли на убыль.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.