Информация для учителей русского языка - перечень

Краткий перечень образцов  научного бреда, обнаруженных автором в текущей  учебной  литературе по русскому языку, требующий своего   незамедлительного  выведении из официального  научного оборота.

На этот раз я хочу представить вниманию своего читателя  ещё одну очень важную информацию. Это информация касается  одной из самых важных причин тотальной неуспеваемости школьников, в истоке которой находится огромная масс лживой информации, которая своим присутствием многократно снижает уровень общего восприятия  теории русского языка. Но прежде чем будут представлены сами образцы, я предлагаю прослушать мой личный комментарий:   
 
1. Вниманию публики представлена лишь незначительная часть  образцов научного бреда, которым без устали и с должным методологическим рвением пытаются втиснуть в головы несчастных россиян  невменяемые  представители отечественной филологии вот уже на протяжении почти 300 –т лет, т.е. фактически с основания Академии изящных искусств, идейной правопреемницей которой в настоящее время является пресловутая РАН . И сегодня  надо только догадываться, как в этих условиях тотального промывания мозгов . определённая часть населения России  всё ещё продолжает  подавать  признаки собственной адекватности. (Воистину удивительный факт, достойный записи в книге рекордов Гиннеса).
2. Целью создания указанной галереи образцов научного бреда является  публичное ознакомление российского общества с той степенью возможности тотального обыдлячивания академической науки , когда государство попросту перестаёт осуществлять действенный контроль над функционированием науки, когда  правящая элита вместо заботы о подлинном нравственном и духовном  развитии граждан в качестве  учебного материала начинает использовать научно – необоснованные  методики и приёмы,  сама впадая при этом в какой – то невообразимый психастенический раж, творя, этим самым, всероссийское  бесовство  и кликушество .
3. Выявление указанных образцов стало возможным благодаря двум составляющим:
а) -  исключительной гениальности автора безоговорочной теории русского языка, которую он применил самым должным образом, направив энергию своего ума не на  утоление своих личных корыстолюбивых устремлений, а на общенародную пользу;
б) -  в результате принципиального нового, более ответственного подхода  к исследованию теории русского языка, состоящую в том, чтобы  в качестве изначальной основы для проведения ревизии  создать  такой тип  терминосистемы, в которой бы исключались из внимания любые термины,   обнаруживаемые в своём внутреннем  содержании  хотя бы какие- то малейшие основания для двусмысленности и многозначности  собственной трактовки.

К сказанному выше , а также  прежде чем каждый из Вас , займётся осознанием вреда  заранее подготовленных мною образцов научного бреда, я хочу сказать , что элементарная порядочность честного гражданина страны  требует от каждого заинтересованного   лица  поднять голос против такого недостойного для гражданина России хода событий. Скажу даже больше  - я просто даже не хочу ковыряться в этом грязном белье нынешней убогой теории русского языка, постатейно указывая на каждый  порок,  – я Вам его просто вывалю целиком, а Вы уж сами  выбирайте, что из представленного грязное, а что – ещё более грязнее и отвратительней: 


Иванов Валерий Васильевич
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Как известно, в современном русском языке нет двух самостоятельных фонем [и] и [ы], а естьлишьодна— [и], выступающая в двух звуках-аллофонах: в начале слова и после мягких [и], а после твердых — [ы]. В древнерусском же языке (и] и [ы] были двумя самостоятельными фонемами, т. е. они по отношению друг к другу были независимы. Эта независимость выражалась в том, что, выступая в положении после одного и того же согласного, они оказывали на него различное влияние, по-разному определяли его качество.

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются <em>дифтонгоиды</em>.</p>
<p>Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному.

Средний звук:  старинный образец тотальной невменяемости русских филологов, предстающий   как  случай  непонимания  разницы и сходства между буквами и звуками,  документально подтверждённый:
 
Страница 13 Орфографического указателя из книги «Русская и церковно-славянская этимология. Для средних учебных заведений / Сост. Л. Поливанов, (6-е изд.) — М.: тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1879».

Основной аллофон, вспомогательный  аллофон, конститутивный  прuзнак, вариант фонемы ,  артикуляционная  база, корреляция,  нейтрализация, факультативный  признак,  фонетически обусловленные (специфические) комбинаторные и позиционные модификация (видоизменения)  фонемы и др.

Изучением фонетических универсалий занимался выдающийся отечественный лингвист Н.С Трубецкой. Это он заметил, что большинство языков мира имеет трехступенчатые системы
гласных, трехступенчатую треугольную систему
а
о е
и i
которая господствует во многих языках мира: русском, польском, чешском, грузинском, японском, майя, зулу в Африке и др. Примеры других фонетико-фонологических универсалий:
- количество фонем в языках мира располагается в интервале от 10 до 81;
- количество гласных нижнего подъема не превышает количества гласных среднего и верхнего подъема.

ЭТАЖИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА: нижний, средний и верхний
Чередование. Мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме. Коза, козе, козел – в этих словах один и тот же корень, но мы произносим то [з], то [з']. Гласный тоже не одинаков: то [;], то [о]. Таким образом, в корне наблюдаются ряды чередующихся звуков. Звуки могут чередоваться с нулем звука: прелесть – прелес[-]ный.
ЧЕРЕДОВАНИЯ НЕПОЗИЦИОННЫЕ. Чередования, связанные только с конкретными словами: друг – друзья.
ЧЕРЕДОВАНИЯ ПОЗИЦИОННО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ. Чередования, не знающие исключений в той или иной языковой системе.
ЧЕРЕДОВАНИЯ ПОЗИЦИОННО ПРИКРЕПЛЕННЫЕ. Чередования, у которых есть исключения: мо[с]т – мо[с’]тик, но, например, после твердого согласного может не быть чередования: шер[с’]ть – шер[с]ть.
Чередования фонем (альтернации; морфонологические, или грамматические, чередования). Чередования, не обусловленные фонетической позицией изменения фонемного состава алломорфов типа <д'//ж>: водить – вожу. Чередования различаются: 1) по характеру чередующихся фонем (чередования гласных и согласных), 2) по позиции в морфеме (на морфемном шве и внутри морфемы); 3) по признаку продуктивности –непродуктивности.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОННОЕ. Чередование, обусловленное позицией перед суффиксами, окончаниями: бумага – бумажный, кормить – кормлю, тихий – тишь, изрекать – речь.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ ПОЗИЦИОННОЕ. Такое чередование, которое происходит в какой-либо оппозиции.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ ФОНЕТИЧЕСКОЕ. Условия появления того или иного звука в фонетических позициях: в начале и конце слова или слога, по соседству с другими звуками, в ударном или безударном слоге.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. Мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме, но в разных словах или словоформах.
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ПО МЕСТУ ОБРАЗОВАНИЯ: 1) перед передненёбными шумными согласными зубные шумные заменяются передненёбными: [ш] шашкой, [ш] кашкой; 2) губно-зубные [м] и [м’] перед губно-зубными меняют артикуляцию на губно-зубную; 3) зубной [н] перед заднеязычными согласными заменяется заднеязычным: [н;].
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ПО СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ: 1) взрывное согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: отсыпать – о[ц]сы;пать; 2) взрывные губные и зубные перед носовыми того же места образования меняют ртовый взрыв на глоточный. Появляются фаукальные согласные: о[бм]ма;н.
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ С НУЛЕМ ЗВУКА: 1) обычно не произносятся [т], [д], [т’], [д’] между зубными согласными – туристский – турис[–]ский; [с] – [н], [с’] – [н’] – честный – чес[–]ный и др.; 2) фонемы <с>, <з> перед [ ’] реализуются нулем звука: [–] [ ’]астливым;
3) после гласного перед [и], [иэ] фонема <j> реализуется нулем звука: мои <моjи> [маъи;].
ЧЕРЕДОВАНИЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ: внутри слова твердые зубные могут заменяться мягкими: мя[с]о – мя[с’н’]ик.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КРАТКИХ СОГЛАСНЫХ. Долгие согласные реализуют сочетания двух фонем: дли[ ]ая. Они находятся: 1) в начале слова перед гласными или между ними: ссориться, дрожжи; 2) на стыке приставки и корня перед согласными и гласными: во[ ]тание, ра[ ]екретить и т.п. В других позициях долгие согласные теряют свою долготу: 1) на конце слова: ма[ ]а – ма[с]; 2) рядом с согласным: програ[ ]а – програ[м]ный.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ: 1) на конце слова звонкие шумные замещаются глухими: зу[б]ы – зу[п]; 2) в русском языке шумные согласные, отличающиеся по глухости/звонкости, не сочетаются: кру[ж]ечка – кру[ш]ка; ко[с’]ить – ко[з’]ба; 3) сонорные согласные на конце слова и перед глухими согласными факультативно могут заменяться полуглухими или глухими: смот[р].
ТИПЫ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ОППОЗИЦИЙ: 1) по количеству противопоставленных дифференциальных признаков выделяются: а) коррелятивные, противопоставленные по одному признаку; б) некоррелятивные, противопоставленные по двум и более признакам. Коррелятивные подразделяются на: а) замкнутые, представленные двумя членами, образующими замкнутую пару (напр. по глухости/звонкости: б-п, д-т и др.) и б) незамкнутые (ступенчатые), представленные тремя и более членами с последовательным усилением или ослаблением признака: п-т-к; 2) по наличию повторяющихся фонологических противопоставлений по идентичным признакам выделяются: а) пропорциональные оппозиции, представленные в повторяющихся пропорциях m:m’=g:g’; б) изолированные, представленные один раз в данном языке (r и i – в нем. яз.).
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ФОНЕМ: 1) сильная позиция – произносительные условия, в которых проявляются все дифференциальные признаки фонем: для гласных под ударением и в открытом слоге; для согласных – интервокальная позиция, перед гласными и сонорными согласными; 2) слабая позиция – произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальные признаки фонем: для гласных – безударное положение, в закрытом слоге; для согласных – в конце слова, перед глухими согласными.
ПРИНЦИП РУССКОЙ ГРАФИКИ ПОЗИЦИОННЫЙ (СЛОГОВОЙ, БУКВОСОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ). Принцип, при котором фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции – соседних букв и других графических знаков: мал – мял. Позиционный принцип связан с двумя особенностями русской графики: 1) обозначением на письме <j> и обозначением твердости/мягкости согласных фонем.
ПРИЗНАКИ ФОНЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильной позиции. Это различительные признаки, позволяющие отличать данную фонему от остальных фонем: фонема <а> нижнего подъема.
ПРИЗНАКИ ФОНЕМ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ. Признаки, воплощающие фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Так, различие по подъему: верхнему, среднему, нижнему – является интегральным признаком.
ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Возникла во второй половине 20-х гг. ХХ в. Создатели теории – Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон. ПФШ разрабатывалась идея нейтрализации фонем. В позиции нейтрализации, с точки зрения ПФШ, выступают архифонемы – особые фонологические единицы, отличные от фонем, обладающие иным набором дифференциальных признаков. По ПФШ, фонема – пучок дифференциальных признаков. Архифонема состоит из дифференциальных компонентов, общих для нейтрализованных фонем (у слов прут и пруд один и тот же фонологический состав <пруТ> – фонемы <п>, <р>, <у> и архифонема <Т>. ПФШ разрабатывает теорию оппозиций фонем. В основе учения – сигнификативная функция фонемы, в отличие от МФШ, где основой учения является перцептивная функция.
Пневматические приемы. Один из приемов инструментально-фонетического метода, состоящий в записи при помощи мареевских барабанчиков на закопченной бумаге кимографа кривых, которые регистрируют произносительные движения органов речи и изменение основного тона и шумов, возникающих в результате движения воздушного столба в ротовой, носовой и гортанной полости.
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ: 1) зона рассеивания; 2) зона безопасности. В зоне рассеивания разные конкретные звуки, которые при произношении отличаются по силе, длительности, высоте тона, тембру, опознаются слушающими как один и тот же звук. Между зонами рассеивания существуют промежутки – зоны безопасности. Если в такой зоне произнести звук, может возникнуть ослышка, так как слушающий его относит или к одной, или к другой зоне.
ПЕРЕДАЧА БУКВАМИ ФОНЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. Основной принцип орфографии. Область орфографии – сигнификативно слабые позиции фонем. В процессе передачи буквами фонемного состава действует несколько принципов русской орфографии: 1) фонематический принцип, осуществляемый в том случае, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной позицией в одной и той же морфеме; основывается на том, что одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильных и слабых позициях; 2) морфематический (или морфологический) принцип орфографии основывается на требовании единообразного написания одних и тех же морфем; охватывает те случаи, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав; 3) традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией, которое надо запомнить; в школьной практике подобные слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами; 4) фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции: рассы;пать – ро;ссыпь. В процессе применения разных принципов возникают дифференцирующие написания, разграничивающие на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог – ожёг, туш – тушь и др.
ПАРАЛИНГВИСТИКА [пара…+…лингвистика]. Область языкознания, исследующая неязыковые средства речевого общения: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения).
Паралингвистические средства. Неязыковые (невербальные) средства общения, сопровождающие устную или письменную речь или заменяющие ее в определенных условиях.
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ ТРЕТЬЯ. Палатализация, осуществившаяся в поздний праславянский период и по своим результатам совпавшая со второй палатализацией. Заднеязычные г, к, х изменились в мягкие свистящие: з’, ц’, с’. Изменения наблюдались: 1) после гласных переднего ряда ;,,, ;, . и после слогообразующего рь: мрьцание.
Палатализация согласных [< лат. palatum нёбо]. Смягчение согласных путем добавочного участия в артикуляции средней части языка (поднятия ее к нёбу). Например: нь, ль. Палатализация – один из видов дополнительной артикуляции. Накладываясь на основную артикуляцию, она и создает дополнительную окраску смягченного (палатализованного) согласного.
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ЙОТОВАЯ. Смягчение согласных в сочетании с [j] в праславянском языке было связано с действием закона открытого слога. Йотовой палатализации подверглись все согласные звуки праславянского языка: ноша, ложа, вожжи, ключ и др.
ПАЛАТОГРАММЫ В АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Фотографии нёба.
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ ВТОРАЯ. Изменение задненебных (заднеязычных) согласных в свистящие перед * , *i дифтонгического характера: *д, *k, *ch – з’, ц’, c’ (друг – друзья и др.).
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ ПЕРВАЯ. Изменение задне-
язычных (задненебных) согласных в шипящие перед j и гласными переднего ряда в праславянском языке, отраженное в современном русском языке в виде чередований к/ч, г/ж, х/ш:  дух – душа и др.
Язык – это законы, по которым строится речь. Язык – явление идеальное.
Слог – минимальная единица речевого потока, обеспечивающая функционирование сегментных и суперсегментных единиц;
Звук речи первого рода – минимальный отрезок речи, имеющий точные физические и артикуляционные характеристики и соотносимый со звуками речи второго рода;
Звук речи второго рода – минимальная единица речи, функционирующая в речи отдельного говорящего и соотносимая со звуками языка;
Звук языка – единица, обеспечивающая связь между языком и речью на фонетическом уровне;
Дифференциатор – минимальная единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию, представляет собой звук языка, наделенный коэффициентом различительной силы;
Синтагмо-фонема – минимальная единица языка, тесно связанная с дифференциатором и обладающая внутренней структурой, включающей в себя определенный набор признаков;
Парадигмо-фонема – минимальная единица языка, выполняющая функцию отождествления морфов;
Морфонема – минимальная единица языка, выполняющая функцию отождествления морфем.
Оттенок фонемы (фон, аллофон, вариант фонемы). Произношение фонемы в звуковой цепи: волы [в;лы], тетя [т';т'ь] - [;] [;] в данном случае являются вариантами (оттенками) фонемы.
ОСЦИЛЛОГРАММА. Изображение изменяющейся во времени звуковой волны, где в свернутом виде представлена информация о частотах, составляющих звук, и их интенсивности, об отличиях между разными гласными и различными согласными. С помощью осциллограммы измеряют длительность звуков.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ: 1) раньше в русском языке в основном перед мягким согласным согласный тоже был мягким: с’с’. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного: с’с’>сс’. Губные по старшей норме произносятся мягко и по младшей норме твердо. Зубные аналогично произносятся и по старшей, и по младшей норме; 2) произношение [’] в литературном языке бывает в соответствии с сочетанием фонем <сч’>, <с’ч’>, <зч’>, <з’ч’>, <жч’>, <шч’>, а также <с/зтч>, <с/здч’> и др.; 3) произношение [ж’] встречается в соответствии с <жж>, <зж>, <с/зж> и др.; 4) согласные [т], [д], [т’], [д’] между зубными и между зубными и [к] обычно не произносятся, но в отдельных случаях могут произноситься: без[д]на, звез[д]ный и др.; 5) между гласными на месте двух согласных могут быть и долгие, и краткие согласные: су[ ]а – су[м’]ировать; 6) на месте ч перед н может произноситься и [ч’], и [ш]: ве[ч’]ность, ску[ш]но; 7) на месте г перед глухими согласными произносится [к], в отдельных корнях [х] и [х’]; 8) в некоторых словах произносится перед гласным [;]: бухгалтер, ага, ого, господи, ей-богу; в остальных случаях – [г].
Оппозиция (фон.) [< лат. oppositio противопоставление]. Одна из комплексных единиц системы фонем, фонемная группа. Фонемные группы (по терминологии Н.С. Трубецкого, фонологические оппозиции) бывают: 1) коррелятивными (корреляциями называют такие группы фонем, которые отличаются друг от друга одним фонологическим признаком: <д> - <т> – различаются по звонкости); 2) некоррелятивными (некоррелятивные согласные отличаются двумя или более фонологическими признаками: <д> и <с»; 3) объединение в пары, противопоставление языковых единиц в любой минимальной паре: слова-антонимы, подлежащее и сказуемое, согласный и гласной, фонемы <д> и <т>, имя и глагол, совершенный и несовершенный вид. Различные лингвистические школы изучают единицы языка путем объединения их в оппозиционные пары. В первой половине XX в. была разработана логическая классификация оппозиций, включающая три вида: 1) привативные оппозиции; 2) эквиполентные (равнозначные); 3) градуальные. На основе привативных оппозиций был создан особый лингвистический анализ – прием оппозиций, разработанный представителями Пражского лингвистического кружка. Так, Н.С. Трубецкой применил оппозиционный анализ в фонологии. Р.О. Якобсон использовал его при исследовании морфологических категорий как оппозиционных семантических структур.
МЕТОДЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: 1) метод самонаблюдения; 2) инструментальные методы: а) киносъемка (лингвограммы, палатограммы, одонтограммы); б) искусственное нёбо; в) рентгеновские снимки, в частности, кинорентген (ларингоскоп, эндоскоп); г) электронный глоттограф.
МЕТОДЫ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Эксперименты по восприятию звуков проводят в специальных звукоизолированных помещениях. Испытуемым предлагают логотомы – искусственные слова, не имеющие значения в данном языке, или же слова, не известные аудиторам. В качестве анализируемых звуковых сегментов используются слова, фразы, начитанные на магнитофон или искусственно синтезированные. Применяются следующие типы заданий: 1) определите, какой это звук, слог или слово; 2) где стоит ударение; 3) каково движение тона во фразе. Могут предъявляться пары звучащих сегментов и задание «Одинаковы они или различны, какие пары ближе друг к другу». Основные методы перцептивных исследований: 1) опознание; 2) различение; 3) сравнение предъявляемых звуковых стимулов.
Форма речи. Звуковая форма речи (основная, так как большинство языков бесписьменные) и графическая форма речи.
ФОНОСЕМАНТИКА. Направление в лингвистике, начало развития которого падает на
70–80-е годы XX в. Зарождается оно под влиянием трудов А.П. Журавлева «Фонетическое значение» (М., 1974), «Звук и смысл» (М., 1981; М., 1991). Фоносемантика – это область знания, изучающая звукоизобразительную систему языка. На основе экспериментальных данных с опорой на психометрический метод изучения символического значения звуков речи А.П. Журавлев выявил символику звуковых единиц. Например, А ассоциируется с широтой, свободой,  красным цветом; У – с печалью, тревогой, теснотой, темным цветом и т.п. [Цит.: Болотнова Н.С. 2007: 268].
ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Возникла во второй половине 20-х гг. ХХ в. Создатели теории – Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон. ПФШ разрабатывалась идея нейтрализации фонем. В позиции нейтрализации, с точки зрения ПФШ, выступают архифонемы – особые фонологические единицы, отличные от фонем, обладающие иным набором дифференциальных признаков. По ПФШ, фонема – пучок дифференциальных признаков. Архифонема состоит из дифференциальных компонентов, общих для нейтрализованных фонем (у слов прут и пруд один и тот же фонологический состав <пруТ> – фонемы <п>, <р>, <у> и архифонема <Т>. ПФШ разрабатывает теорию оппозиций фонем. В основе учения – сигнификативная функция фонемы, в отличие от МФШ, где основой учения является перцептивная функция.
Таким образом, знак - двусторонняя психическая сущность, состоящая из означаемого и означающего.
Двойной согласный см. долгий согласный. Двойные согласные буквы не всегда обозначают долгий согласный звук. В составе морфемы они чаще произносятся как звук без долготы. Аккуратный, беллетристика, бассейн, коэффициент. Как долгие они обычно произносятся в тех случаях, когда ударение падает на предшествующий гласный. Анна [н], масса [с], программа [м], группа [п] (все фонемы со знаком долготы).
Дифтонг (от греч. di(s) — дважды, двойной + phtongos — голос, звук). Сочетание в одном слоге двух гласных — слогового и неслогового.
Дифтонг восходящий. Дифтонг, у которого слогообразующим является второй из составляющих его гласных звуков.
Дифтонг нисходящий. Дифтонг, у которого слогообразующим является первый из составляющих его гласных звуков. Русскому языку дифтонги фонематически чужды, но встречаются как явление фонетическое: в слонах дай, май, пай, рай и т. п. образуется сочетание из гласного а и неслогового и.
Принципы   русской графики (графики русского языка) : исходные (изначально определяющие) основания, устанавливающие  порядок использования лингвистических символов при отражении на письме устной речи, каковыми являются:
а)- позиционный (слоговой, буквосочетательный ) принцип;
б)- фонематический принцип.
Примечание*. Особенности указанных принципов таковы:
Принцип позиционный (слоговой, буквосочетательный): принцип, при котором фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции – соседних букв и других графических знаков: мал – мял Позиционный принцип связан с двумя особенностями русской графики: 1) обозначением на письме <j> и обозначением твердости/мягкости согласных фонем.
Фонематический принцип русской графики. Состоит  в  обозначении на письме с помощью  русских букв не звуков, а фонем
ПРИЗНАКИ ФОНЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильной позиции. Это различительные признаки, позволяющие отличать данную фонему от остальных фонем: фонема <а> нижнего подъема.
ПРИЗНАКИ ФОНЕМ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ. Признаки, воплощающие фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Так, различие по подъему: верхнему, среднему, нижнему – является интегральным признаком.
КРИТЕРИИ ФОНЕМАТИЧНОСТИ: 1) смыслоразличительный: если в одинаковых произносительных условиях звуки различают звуковые оболочки значимых единиц языка, то они являются представителями разных фонем: [лук] – [л’ук]; звуки [л] и [л’] – представители разных фонем; если звуки не различают звуковые оболочки значимых единиц языка, то это варианты одной фонемы: [п’ит’] - [п’и:т’] – [и] и [и:] – это варианты одной фонемы; 2) дистрибутивный: если два звука принципиально не могут встретиться в одинаковых произносительных условиях, то они являются вариантами одной фонемы: [и] встречается после мягких согласных и начале слова, [ы] – только после твердых.
КОНВЕРГЕНТЫ [<лат.convergens (convergentis) приближающийся, сходящийся]. Фонемы, бывшие некогда различными, но совпавшие в ходе развития языка, напр. Русские фонемы, обозначавшиеся «;» (фита) и «Ф», совпали в «Ф».
1) анатомо-физиологическая (биологическая: язык – врожденное физиологическое свойство человека (подобное дыханию, умению передвигаться и т.п.), обусловленное наличием специализированных нервных центров в коре головного мозга, а также органов речи и слуха; 2) натуралистическая концепция, изучающая язык как естественное (природное) явление – «языковой организм», т.к. он существует материально (в звуках), объективно (не зависит от воли отдельного говорящего) и обладает способностью эволюционировать; 3) психологическая концепция, исследующая язык как индивидуальный психологический акт, явление психологической деятельности человека или народа, т.к. единственной реальностью является язык индивида с его личностной и этнической принадлежностью; 4) социологическая К., изучающая язык как социальное явление, т.к. он может возникнуть только в социуме; его функционирование, развитие и смерть определяются обществом; главное предназначение языка – быть средством  общения в социуме.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. В основе классификации звуков лежат следующие признаки: 1) участие губ; 2) степень подъема языка по вертикали по отношению к небу; 3) степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали. Соответственно гласные делятся на следующие классификационные группы: 1) огубленные (лабиализованные): у [о], у [у]; неогубленные – [а], [э], [и], [ы]; 2) по степени подъема языка по отношению к небу выделяются следующие группы: а) гласные верхнего подъема (узкие): [и], [ы], [у]; б) гласные среднего подъема [э], [о]; в) гласные нижнего подъема (широкие): [а]; 3) по степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные: а) переднего ряда: [и], [э]; б) среднего ряда [ы], [а]; в) заднего ряда [у], [о]. Наряду со звуками, выделяются открытые и закрытые гласные – «оттенки» звуков, которые произносятся с большей открытостью или закрытостью, с меньшим или большим подъемом языка. Они могут быть более или менее продвинуты вперед или назад. Например: 1) гласные звуки [;], [ ], [;], [;] – передне-средние, произносятся между мягкими согласными; 2) гласный [э¬] произносится под ударением после твердых согласных; 3) гласные [иэ], [ыъ], [аъ] бывают только в безударном положении; 4) гласный [ ] – средне-задний; 5) гласные [;], [аъ], [ ] – средне-нижние и т.п. Возможен еще более тонкий анализ гласных.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Согласные звуки в современном русском языке классифицируются по пяти основаниям: 1) по месту образования; 2) способу образования; 3) уровню шума (сонорность/шумность); 4) глухость/звонкость; 5) твердость/мягкость. Выделяются следующие классификационные группы согласных: 1) по месту образования:
а) губно-губные: [п], [б], [м]; б) губно-зубные [в], [ф]; в) передне-язычные (зубные: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц]; передненебные: [р], [ш], [ж], [ч’]; среднеязычные одновременно и средненебные: [j]; заднеязычные либо средненебные: [к’], [г’], [х’], [;’], либо задненебные: [к], [г], [х], [;]; 2) по способу образования выделяют щелевые, смычные, дрожащие: а) щелевые (или фрикативные): щелевые срединные: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [;], [х]; щелевые боковые: [л], [л’];
б) смычные делятся на взрывные, аффрикаты, имплозивные, носовые (взрывные: взрывные ртовые [п], [б], [т], [д], [к]; взрывные глоточные, или фаукальные [пм], [бм], [тн], [дн]; аффрикаты, или смычно-щелевые слитные согласные: [ц], [ч’]; срединные аффрикаты: [ц], [ч’]; боковые аффрикаты [т’л’], [д’л’]; имплозивные, или сомкнутые согласные, содержащие только фазу смычки; носовые: [м], [н], [н-]); в) дрожащие: [р], [р’]; 3) по уровню шума: а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j]; б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.; 4) по отсутствию или наличию голоса (тона) выделяются глухие и звонкие: а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.; б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др. По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже есть пары по звонкости/глухости: [р] – [ ], [л] – [ ]. Глухие сонорные появляются на конце слов после глухих согласных; 5) по твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. При образовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.
ЗАКОН СРЕДНЕГО УРОВНЯ ИНФОРМАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. Закон, действующий в знаковой системе языка, обусловленный, по мнению М.В. Панова, тем, что «каждая знаковая система требует определенного среднего уровня той информации, которую несут ее знаки в определенную эпоху. Так и в языке: если... единицы... имеют уровень информации, который слишком высок для нового времени, для новых поколений... – то работает механизм его снижения. Если единицы языка имеют уровень информации, недостаточно высокий для общества в новых условиях... – то работает механизм его повышения» (Панов М.В. 1998).
«Психологические представления» носителей языка, звукотипы фонема и интонема-—абстрактные инвариантные функциональные единицы, своеобразные ячейки .
Фонетические законы, регламентирующие основные нормы про¬изношения и написания: редукция безударных гласных звуков, ак¬комодация звуков в последовательности СГ, ассимиляция в последо¬вательности СС, оглушение согласных абсолютного конца и др.
Для фиксации речевой нормы на том или ином языковом уров¬не необходимо хорошо представлять себе систему языковых единиц данного уровня и характер их взаимосвязи и взаимодействия.
Система единиц фонетического уровня: слог, синтагма —. фоне¬тические единицы речи, характеризующиеся более или менее чет¬кими материальными параметрами {показателями) квантования, дис¬кретностью.
Звук и слово, как уже говорилось, не дискретны, они осознаются носителями языка путем экстраполяции на фонетический уровень выводов, полученных ими на фонологическом. Звук осознается как сегмент через соотношение с фонемой, слово — синтонемой (см. выше: «Зима тянется —Мать Ани).
Буквы алфавита предназначались его создателями для передачи на письме одного звукотипа или двух, т.е. по числу своих алфавитных значений они бывают однозначными и двузначными (ср. буквы А и Б).
Вокализация [<вокализм]. Переход согласного звука в гласный.
Вариант фонемы. Модификация фонемы, подвергающейся в составе морфемы фонетическому варьированию. Варианты фонемы подразделяются на: 1) фонетические; 2) нефонетические: а) индивидуальные; б) диалектные; в) орфоэпические. Фонетические варианты фонемы обязательны для всех говорящих на этом языке. Среди всех вариантов выделяется основной. При его произнесении сохраняются все признаки фонемы. Идеально такой вариант предстает при изолированном произнесении фонемы. Он и служит моделью (эталоном). Близко к этому идеалу фонемы проявляются в сильных позициях. Им противостоят слабые позиции. Нефонетические варианты связаны: 1) с индивидуальными оттенками произношения (различие мужских и женских голосов), с дефектами речи (картавость, шепелявость, гнусавость) и т.п.; 2) с диалектным произношением: ср. [;;;а] и [г;;а]; 3) с наличием орфоэпических вариантов, отражающих хронологические и стилистические колебания произносительной нормы.
ВЕЛЯРИЗАЦИЯ. 1. (отвердение). Дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему, мягкому небу, что вызывает твердость согласных.2. Изменение основной артикуляции согласного в сторону небной занавески.
Велярный [<лат. velaris – небный <velum мягкое небо]. Задненебный; В. согласный – звук, образуемый при поднятии задней части спинки языка к заднему (мягкому) небу: [г],[д],[к],[х].
Аллофон [гр. allos иной + phone звук]. Вариант фонемы, зависящий от окружения. Например, в слове «мал» произносится задний аллофон фонемы «а», а в слове «мял» - более передний аллофон фонемы «а»
Альтернация [<лат. alternatio]. Чередование, смена фонем (или графем) в основах слов и аффиксах: например, г - ж в основе слова (бегать – бежать). При альтернации одна морфема выступает в виде двух или более вариантов.
Различие в дифференциальных признаках фонем приводит к разному соотношению гласных и согласных в том или ином языке. Так, в русском языке у гласных меньше различительных признаков, поэтому выделяется лишь 5 гласных фонем; в языках, где таких признаков больше, например во французском, английском, немецком, гласных фонем больше.
Фонемы употребляются только в составе слова, где они оказываются в разных позициях (положениях). В одной позиции характерные признаки фонемы выявляются наиболее отчетливо, в другой ослабляются и могут утрачиваться.
Позиция, в которой различительные признаки фонемы проступают отчетливо, называется сильной. Для разных типов фонем в разных языках сильные позиции не одинаковы.
Для гласных сильная позиция - положение под ударением, где фонемы наиболее отчетливо противопоставлены друг другу. Ср. противопоставление фонем в словах стол - стул - стол - стыл - цел. При определении сильной позиции для фонем русского языка надо учитывать и твердость или мягкость предшествующего согласного (после мягких согласных произношение гласного меняется, ср. рад и ряд, лук и люк и под.), для ряда других языков это различие не существенно.
ПОЗИЦИЯ. 1) Сумма категориальных признаков (род, число, падеж и т.п.) для «первичного» элемента-словоформы. Для элементов других уровней позиция может означать порядок следования (первая позиция и т.д.). 2) (синтакс.). Способность словоформы занимать определенную позицию в предложении, т. к. она (словоформа) обладает определенными формальными и содержательными признаками: сестре хочется увидеть своих родных и близких (сестре -данная словоформа обозначает косвенный субъект). 3) (фон.). Условие употребления, реализации фонемы в речи. В разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах, сильная позиция – та, где основной вариант фонемы представлен идеально при изолированном произнесении фонемы: г;ры [г;ры] – [;] здесь в сильной позиции. Сильной позиции противостоит слабая позиция: г;ра [г;р;] – [;] оказывается здесь в слабой позиции, он редуцируется.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ АБСОЛЮТНО СИЛЬНАЯ. Перцептивно и сигнификативно сильная позиция, в которой фонема реализуется своим основным представителем – доминантой: фонема <а> по звуку [а], фонема <д> по звуку [д].
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ КОМБИНАТОРНАЯ. Положение фонемы перед определенными звуками или после них.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ КОНСТИТУТИВНАЯ. Положение фонемы на границе слова или слога, в ударном или безударном слоге, в том или ином месте фразы.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ ПЕРЦЕПТИВНО СИЛЬНАЯ. Позиция, в которой фонема выступает в своем основном звуковом облике. В этой позиции обычно звук, модифицирующий фонему, не подвергается редукции и воздействию стоящих рядом звуков. Он максимально независим  от позиции.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ ПЕРЦЕПТИВНО СЛАБАЯ. Позиция, в которой фонема представлена другими звуками – в своем неосновном облике. Звуки связаны именно с этой позицией и являются результатом редукции или воздействия соседних звуков.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ СИГНИФИКАТИВНО СИЛЬНАЯ. Позиция фонемы, в которой она отличается от других фонем, т.е. реализуется адекватным для нее звуком.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ СИГНИФИКАТИВНО СЛАБАЯ. Позиция неразличения фонем.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ СИЛЬНАЯ. Позиция, в которой фонема наилучшим образом выполняет свои функции.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ СЛАБАЯ. Позиция, в которой возможности выполнения фонемами своих функций ограничены.
ПОЗИЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ. Позиция, в которой фонема предстает в одном из своих
вариантов.
ПОЗИЦИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ. Условия употребления, реализации фонемы в речи.
Подъём (фон.). Приподнятость языка при образовании гласного. По степени приподнятости языка различают три подъема: 1) верхний (и, ы, у - гласные верхнего подъема); 2) средний (э, о – гласные среднего подъема); 3) нижний (а - гласный нижнего подъема).
ПАРАДИГМА ФОНЕМЫ. Все звуки, воплощающие фонему.
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ ТРЕТЬЯ. Палатализация, осуществившаяся в поздний праславянский период и по своим результатам совпавшая со второй палатализацией. Заднеязычные г, к, х изменились в мягкие свистящие: з’, ц’, с’. Изменения наблюдались: 1) после гласных переднего ряда ;,,, ;, . и после слогообразующего рь: мрьцание.
Дифтонг (от греч. di(s) — дважды, двойной + phtongos — голос, звук). Сочетание в одном слоге двух гласных — слогового и неслогового.
Дифтонг восходящий. Дифтонг, у которого слогообразующим является второй из составляющих его гласных звуков.
Дифтонг нисходящий. Дифтонг, у которого слогообразующим является первый из составляющих его гласных звуков. Русскому языку дифтонги фонематически чужды, но встречаются как явление фонетическое: в слонах дай, май, пай, рай и т. п. образуется сочетание из гласного а и неслогового и.
Дифференциальные (от лат. differens — различающий) признаки фонем. Признаки, которыми данная фонема противопоставляется другим фонемам языка, ее смыслоразличительные признаки (например, вокальность — невокальность, консонатность — неконсонантность; глухость — звонкость, взрывность —фрикативность, огубление — неогубление и т. д.).
Палатализация согласных [< лат. palatum нёбо]. Смягчение согласных путем добавочного участия в артикуляции средней части языка (поднятия ее к нёбу). Например: нь, ль. Палатализация – один из видов дополнительной артикуляции. Накладываясь на основную артикуляцию, она и создает дополнительную окраску смягченного (палатализованного) согласного.
ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ЙОТОВАЯ. Смягчение согласных в сочетании с [j] в праславянском языке было связано с действием закона открытого слога. Йотовой палатализации подверглись все согласные звуки праславянского языка: ноша, ложа, вожжи, ключ и др.
[НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ  ]лат. neuter ни тот, ни другой в языкознании. Снятие противо-
поставления единиц языка, напр., в конце слов звонкие и глухие согласные звучат одинаково: пруд – прут.
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМ. Неразличение фонем в слабых позициях
Морф…+[МОРФОНЕМА  . Языковая]фонема единица, представляющая собой две или
несколько фонем, чередующихся в алломорфах одной и той же морфемы, напр., г/ж: дорога – дорожка.
Долгий согласный. 1. Внепарные долгие мягкие шипящие [ш'] и [ж']. Щи, дрожжи. 2. Двойные щелевые на стыке морфем и слов. Рассада [с], из зоба [з]. Такие согласные являются долгими с физиолого-акустической точки зрения, а с точки зрения фонологической они представляют собой сочетание двух фонем, поэтому являются двойными. 3. Двойные согласные с долгим затвором; у которых долгота получается благодаря паузе перед размыканием органов речи. Оббить [б], оттащить [т], поддать [д]. То же самое явление, что и в предыдущем случае.4. Долгие согласные не на стыке морфем в словах иноязычного происхождения. Ванна [п], касса [с], гамма [м]. (все фонемы со знаком долготы).
Вариация фонемы см. параллельное чередование звуков
Веляризация (от лат, velaris — задненебный). Дополнительная артикуляция, выражающаяся в подъеме задней части спинки языка к мягкому небу, что резко понижает тон и шум, вызывая отвердение согласного звука. Ср. произношение [л] и [л'] в словах ложа и лёжа.
Веляризованный согласный. Согласный, при произнесении которого к основной артикуляции присоединяется веляризация.
Велярные согласные. То же, что задненёбные согласные.
Орфоэпия — фонологически детерминированный прикладной раздел языкознания, регламентирующий нормы звучания речи, в котором, как известно, «целесообразно различать два ее аспекта: орфоэпию и орфофонию» (ЛА Вербицкая), т.е. нормативный фо¬немный состав слова (по ЛФШ) и правила звуковой реализации фонем (произношение их аллофонов).
В языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания.
Графемика. Раздел языкознания, изучающий закономерности и правила изображения фонем языка в письменной речи.
Звук речи . В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
Вариант фонемы. Модификация фонемы, подвергающейся в составе морфемы фонетическому варьированию. Варианты фонемы подразделяются на: 1) фонетические; 2) нефонетические: а) индивидуальные; б) диалектные; в) орфоэпические. Фонетические варианты фонемы обязательны для всех говорящих на этом языке. Среди всех вариантов выделяется основной. При его произнесении сохраняются все признаки фонемы. Идеально такой вариант предстает при изолированном произнесении фонемы. Он и служит моделью (эталоном). Близко к этому идеалу фонемы проявляются в сильных позициях. Им противостоят слабые позиции. Нефонетические варианты связаны: 1) с индивидуальными оттенками произношения (различие мужских и женских голосов), с дефектами речи (картавость, шепелявость, гнусавость) и т.п.; 2) с диалектным произношением: ср. [;;;а] и [г;;а]; 3) с наличием орфоэпических вариантов, отражающих хронологические и стилистические колебания произносительной нормы.
Аллофон [гр. allos иной + phone звук]. Вариант фонемы, зависящий от окружения. Например, в слове «мал» произносится задний аллофон фонемы «а», а в слове «мял» - более передний аллофон фонемы «а»
Звуковой сигнал, в отличие от записи знаков в словаре, непрерывен: в нем не всегда выражены границы между звуками, и разбиение его на отрезки на основе физических характеристик часто не совпадает с разбиением на основании языковых знаний. Например, информация о свойствах того или иного сегмента может содержаться не только в самум этом сегменте, но и в соседних сегментах (так, гласный, выделенный из слова пять [п’ат’] и предъявленный изолированно, может восприниматься как [э], а первый согласный того же слова — как твердый [п], следовательно, информация о мягкости [п’] содержится в соседнем с ним гласном).

Речь — это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму.
Сигнификат (от лат. signifikatum — обозначаемое) — понятийное содержание языкового знака, несущее  гносеологическую  составляющую свойств соответствующего денотата . Поскольку до появления данного пособия филологам был неведом сигнатурный характер языка, то  трактовки сигнификата  в данное время  не имеют  ни малейшего научного значения, представляя собою разве что исторический интерес.

Сигникативный (гносеологический)  характер языкового знака – характерная особенность знаково-психической  сферы существования языка, не имеющая ни малейшего научного значения в силу сигнатурного характера языковых единиц. 

Альтернация (чередование) фонем , то же самое, что  алломорфирование: лженаучное

СЛОГОВЫМ  ПРИНЦИПОМ РУССКОЙ ГРАФИКИ, который состоит в том, что  Поэтому в русской графике используется сло¬говой принцип, который состоит в том, что звуковое значе¬ние буквы может быть установлено только с учётом сосед¬них букв, то есть в слоге. Вследствие этого многие буквы оказываются многозначными. Так, буква «с» может обозна¬чать звуки: 1) [с] - сом. суп; 2) [с'] - сила, сеть; 3) [з] - сдать, сброс;  4) [з'] - сделать, сдёрнуть; 5) [ш] - бес¬шумный, сшить; б) [ж] - сжёш, сжать.

Слоговой принцип графики связан с двумя её особеннос¬тями: с обозначением на письме звука [j] и обозначением твёрдости/мягкости согласных.
Лабиализация   (от лат. labrum губа) - активная работа губ при произнесении гласного звука. Форма губ и их движения влияют на качество звука. На этом основано деление гласных звуков на лабиализованные, или огубленные ([о], [у]), и нелабиализованные, или неогубленные ([а], [е] [ы], [и]). Для научной классификации фонем данный признак является неактуальным.
Перцептивные  характеристики звуков речи называются  такие особенности восприятия этих звуков, которые связаны с их  конкретной языковой функцией... Существуют два вида перцептивных характеристик звуков: во-первых, особенности восприятия, общие для носителей всех языков; во-вторых, особенности, зависящие от конкретной системы фонем определенного языка... универсальные и специфические перцептивные характеристики.
Губная артикуляция:  один из типов артикуляции , используемый  для воспроизведения речевым аппаратом  звуков языка.,  когда с помощью губ, как преграды,  образуются все так называемые губные  звуки.  Данная дефиниция  представляет собою  ущербное  утверждение, поскольку  противоречит  другому утверждению , согласно которому   будто бы  гласные звуки не испытывают на своём пути препятствий при прохождении воздуха, их создаваемого,  ибо  губы, особенно при произнесении  гласных звуков, в частности, «о»,  «у» и «и» при своём смыкании как раз и образуют препятствие. 
Вокализм (от лат. vocalis — гласный звук): 1)-  система  всех потенциально возможных  гласных в языке, диалекте, говоре или семье, группе языков. Характеристика  вокализма учитывает: количество гласных фонем в языке, правила их употребления в разных фонетических  позициях (соседние звуки, ударность, безударность, начало — середина — конец слова), возможности фонетические  вариативности фонем, функциональную нагрузку в речи. Возможно диахронич. и синхроническое описание вокализма. 2) – сугубо описательная отрасль русского языка, к теории русского языка не имеющая совершенно никакого отношения. Ибо функция вокализма заключается в том, чтобы исследовать русский язык с точки зрения «как это происходит» , тогда как теория русского языка обязана отвечать на вопрос : «что происходит».   

Восприятие речи: 1) В психофизиологии и физиологии речи термин для обозначения процесса обработки речевого сигнала, включающий первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляторного) образа услышанного сигнала... 2) В экспериментальной и общей фонетике — совокупность механизмов, обеспечивающих переход от первичного фонетического описания звука или звуковой последовательности к интерпретации его как определенной единицы системы языка. В связи с этим исследуются перцептивные корреляты различных признаков фонем и вводится понятие полезного признака, т.е. такого фонетического свойства сегмента, которое используется при восприятии для фонемной идентификации.
 С учётом сигнатурного характера языка, основанном на «чутье народа»,  подобная трактовка понятия  «восприятие речи)  не относится  к исследованию закономерностей русского языка и представляет собою  разновидность наукообразного словоблудия.
Денотат  (от лат. denotatum — обозначаемое), гноселогический  термин, то же что и   обозначаемый предмет :  1) – совокупность  ( множество)  объектов действительности (вещей, свойств, отношений, ситуаций, состояний, процессов, действий и т.д.), которые  требуют  своего наименования  конкретной языковой единицей - именем (в силу ее языкового значения); 3) - класс всех реальных (т.е. существующих) предметов, к которым  правильно приложимо слово – ноумен  (для называния) в системе данного языка. Обычно речь идет о денотате лексических  единиц - когда заданы (известны) признаки сигнификата слова, то любой предмет, обладающий этими признаками, может быть правильно поименован данным словом; предметы, не обладающие этими признаками, данным словом поименованы быть не могут.

Лишь позже некоторые из мягких согласных подверглись отвердению. История [ж’], [ш’] и [ц’] в древнерусском языке заключается в их отвердении. На отвердение шипящих и [ц’] указывают написания жы, шы, цы в памятниках древнерусской письменности. Приблизительно к XIV в. отвердели шипящие, т.к. перед этими звуками уже осуществляется переход е > o (ср. ёжик). Звук
[ц’] отвердел приблизительно к XVI в., т.к. перед этим звуком перехода е > o уже не было (ср. отец).

Диакритики (от греч. diakritikos различительный) – особые  значки при букве, обозначающие определённо установленную модификацию произношения  звука, отличающуюся  от произношения другого звука, обозначенного той же буквой, но без диакритического знака: е - ё (рус.) – две точки - это диакритик; с – ; (чешск.).

Транскрипция  (от лат. trans предлог через и scribo, scriptum писать) - специальный способ записи речи в полном соответствии с ее звучанием. Для русского языка используются две системы транскрипции: основанная на латинице и основанная на русском алфавите (кириллическая). Транскрипционная запись звучащей речи обычно заключается в квадратные скобки - [ ]. Систему транскрипции для русского языка разработал Л.В. Щерба

Палатальные (нёбные)):  : это согласные, которые образуются сближением языка с нёбом. В зависимости от того, к какой части нёба приближается язык, различаются передненёбные,средненёбные и задненёбные согласнын (мягконёбные, велярные). Например, русские [ж], [ш], [ч’], [р] – передненёбные. [й] – средненёбный. [г], [к], [х] – задненёбные. [4: 36-37].

Дистрибутивный анализ .
  В основе дистрибутивного анализа лежит распределение единиц языка в потоке речи, их взаимосочетаемость. Последняя определена 3 типами дистрибуции:
1. «Если два звука никогда не встречаются в одном окружении (дополнительная дистрибуция), они – аллофоны одной фонемы». Например: Валя – вал – вял – вяленый / а* - а – *а - *а* = фо-
нема «а».
2. «Если два звука могут встречаться в одном окружении и при этом различать смысл единиц (контрастная дистрибуция), они – представители разных фонем». Например: сок – мок – кок – бок – рок / с- м- к- б- р- = фонемы «с», «м», «к», «б», «р».
3. «Если два звука встречаются в одном и том же окружении, но не различают смысл единиц (свободное чередование), они – свободные варианты одной фонемы». Например: северн. говор «дуга» - южн. говор «дуга» / «г» взрывное и «г» фрикативное = фонема «г».
При помощи дистрибутивного метода можно решить проблему фонемы «ы» в русском языке: сито – сытый – дополнительная дистрибуция, т.е. «ы» - аллофон фонемы «и»
Интенсивность : представляет собой сложный акустический феномен, обусловленный прежде всего физиологическим фактором (аэродинамические условия при образовании последовательностей звуков, слогов, фраз). Интенсивность соотносится с напряженностью артикулирующих органов и зависящей от этого амплитудой колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность. Интенсивностью, наряду с мелодикой, выделяются наиболее важные части высказывания, она участвует в эмоциональном выделении слова, в логическом ударении.
Аккомодация (от лат. accomodatio обление, прилаживание)
изменение артикуляции гласных звуков под влиянием предшествующего или (и) последующего согласного звука.
Основная артикуляция : авторы  Вербицкая   Л.А., Гордина  М.В. Основной для согласных является артикуляция активного органа, создающего при сближении с пассивным ту или иную преграду для выхода воздушной струи.

Дополнительная артикуляция: авторы  Вербицкая Л.А., Гордина М.В.
Артикуляция тех активных органов, которые не принимают непосредственного участия в создании преграды, но определяют своеобразную окраску звука, называется дополнительной артикуляцией.
.
Комбинаторные изменения звуков — фонетические изменения, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Осн.виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция... С фонологич. точки зрения К.и.з. приводят к возникновению либо модификаций фонем...либо фонетических, или живых, чередований фонем... В зависимости от направления влияния звуков друг на друга различают регрессивные и прогрессивные К.и.з. Действие артикуляционного механизма, т.е. физиологич. фактора, вызывающего К.и.з., направляется и ограничивается системно-языковым фактором... К.и.з. определяются принятыми в каждом языке правилами,
находящимися в тесной связи с особенностями артикуляционной базы данного языка. Правила могут учитывать и некоторые морфологич. характеристики.

Изменения звуков в потоке речи. К биологическому аспекту относится также изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными (в широком смысле) и подразделяют на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве, и 2) собственно- позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова, и т.д.
1. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодации, ассимиляции и диссимиляции...
2. К собственно-позиционным изменениям относятся, в частности, редукция (ослабление) гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление) — один из видов комбинаторных изменений звуков; частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление) — один из наиболее распространенных видов комбинаторных изменений звуков: артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. Происходит между звуками одного типа — гласными (вокалич. А) либо согласными (консонантич. А.).

Диссими ляция (от лат. dissimilatio — расподобление) — один из видов комбинаторных изменений звуков: расподобление артикуляции двух или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетич. признаков... Д. возникает между звуками одного типа — гласными (вокалическая Д.) либо согласными (консонантическая Д.) — и обычно направлена на облегчение произношения.
Диссимиляция (лат. dissimilatio — расподобление). Замена одного из двух одинаковых или сходных звуков другим, менее сходным в отношении артикуляции с тем, который остался без изменения. Подобно ассимиляции, диссимиляция может быть прогрессивной и регрессивной. Диссимиляция — явление редкое в литературном языке, встречается она обычно в речи ненормированной. Февраль (вместо февраръ от лат. februarius — в истории русского языка). Колидор (вместо коридор), транвай (вместо трамвай) — в просторечии. Как показывают примеры, имеется диссимиляция диахроническая и диссимиляция синхроническая. Ср.: ассимиляция
Редукция (от лат. reductio — отодвигание назад; ср.-лат. reductio — уменьшение, сокращение) — изменение артикуляционных и акустических характеристик звука, вызванное сокращением его длительности или ослаблением напряженности... Различают количественную Р. — уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью, и качественную Р .— изменение характера артикуляции вследствие сокращения длительности.
Аллофон  (от греч. allos иной, другой и phone звук) - звук, который в потоке речи изменил какие-то свои характеристики под влиянием окружающих звуков.
Аллофон Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определенной позицией так, что разные аллофоны, как правило, не встречаются в одной и той же позиции (т.наз. принцип дополнительной дистрибуции, т.е. позиционных ограничений на встречаемость аллофонов)... Ряды, представляющие разные фонемы, могут быть параллельны для одних
позиций, но пересекаться в др. позициях; во 2-м случае имеет место нейтрализация фонемного различия (совпадение разных фонем в одном
аллофоне).
...одна фонема объединяет в себе ряд физически разных звуков. Эти разные звуки, объединяемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами (оттенками) этой фонемы, или ее аллофонемами (аллофонами).
Аллофонема —иной вид той же фонемы (от греч. allos — иной). Термин "аллофон", несмотря на его широкое
распространение, теоретически менее удачен... Не только инвариант, т.е. фонема, но и варианты фонемы — аллофонемы — относятся к языку...На долю речи остаются фоны, т.е. конкретные экземпляры реализации фонемы (и ее вариантов). ...фонема есть "общее", ее варианты — "особое", а ее экземпляры — "отдельное", "единичное", в котором воплощается это общее и особое. Фонема всегда выступает в каком-то одном из своих вариантов, а каждый вариант реализуется в миллионах и миллиардах экземпляров.

Аллофон немыслим вне определяющей его позиции... Аллофоны одной фонемы встречаются только во взаимоисключающих позициях или, иначе говоря, они находятся в отношении дополнительной дистрибуции... В сущности говоря, для различения фонем важно лишь, чтобы аллофон одной фонемы не совпадал с аллофоном какой-нибудь другой фонемы.

Ассимиляция  (от лат. ad к и simulo, simulavi, simulatum уподоблять, притворяться) - уподобление согласных звуков друг другу в пределах одного фонетического слова, например, отца [ац:`а]. Первоначальной причиной ассимиляции является артикуляционная близость соседних звуков, в результате которой артикуляционные характеристики одного из них распространяются и на другой (ассимиляция по глухости/звонкости, твердости/мягкости, месту образования, способу образования). Различают ассимиляцию регрессивную - когда предшествующий звук уподобляется последующему (сдать [здат']) и прогрессивную - когда последующий звук уподобляется предыдущему (редкое явление в русском языке).
Веляризация (велярный согласный) от лат. Velum - завеса. Вид дополнительной артикуляции, когда задняя часть спинки языка сближается с мягким нёбом. Эта конфигурация артикуляторного тракта характерна для заднеязычных согласных, поэтому их иногда называют велярными согласными. В результате веляризации согласные (не заднеязычные) приобретают специфическую тембральную окраску.
Вокализм (от лат. vocalis — гласный звук) — система  всех  гласных в языке, диалекте, говоре или семье, группе языков. Характеристика В. учитывает: кол-во гласных фонем в языке, правила их употребления в разных фонетич. позициях (соседние звуки, ударность, безударность, начало — середина — конец слова), возможности фонетич. вариативности фонем, функциональную нагрузку в речи. Возможно диахронич. и синхронич.описание В.
Гиперфонема  - абстрактный звук языка, реально представленный в речи одним или несколькими позиционно чередующимися вариантами, которые не позволяют однозначно соотнести его с каким-либо из звуков фонетической системы языка. Гиперфонемой считается звук, который следует за согласным [с] в словах собака, собаковод.
Диссимиляция  - от лат. dissimilis - непохожий. Расподобление двух или более звуков, находящихся в пределах одного слова. Различают регрессивную диссимиляцию - когда первый согласный в сочетании стремится стать как можно более отличным от последующего согласного, непохожим на него по артикуляционным характеристикам: напр., произношение в просторечии слова бомба как бонба (в сочетании двух губно-губных согласных произошла замена первого на переднеязычный зубной), и диссимиляцию прогрессивную - когда последующий согласный стремится отличиться от предыдущего (очень редкое явление для русского языка): напр., слово февраль исторически восходит к слову феврарь.
Дистрибуция (от лат. distributus распределенный) - описание возможностей и ограничений в сочетаемости фонетических единиц разного уровня друг с другом.
Древнерусский язык.

Закрытые гласные - гласные звуки верхнего подъема, т.е. такие звуки, при артикуляции которых спинка языка занимает в полости рта самое высокое положение.
Интонология  - раздел науки о звучащей речи, включающий весь комплекс признаков описания речевого высказывания (мелодику, динамику, темп, ритм, тембр и др.).
Источники звуков речи С акустической точки зрения звуки речи представляют особый класс звуков. При их образовании в качестве источников выступают: а) голос; б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Звук источника видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортанных полостей, конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого неба и т. д.

Сложныйзвук. Голосовые связки человека... совершают сложные колебания. ...одна из причин возникновения сложных звуков — наличие сложных колебательных движений, образующих как основной тон, так и обертоны. Для того, чтобы понять другую причину возникновения сложных звуков, нужно обратиться к явлению резонанса... то, что мы обычно слышим, — это сложный звук, результат преобразования звука, возникающего в источнике, резонирующей системой надгортанных полостей.
Качественная редукция - вид редукции, изменение качества гласного звука в безударных слогах, т.е. потеря им характерных артикуляционных признаков. В результате такой редукции звуки перестают различаться (лиса [л'ис`а] - леса [л'ис`а]) и утрачивают смыслоразличительную функцию. Качественной редукции противопоставляется количественная редукция.
Кинофоторентгеносъемка - один из методов получения экспериментальных данных о движении артикуляторных органов при производстве речи. Представляет собой покадровую рентгеноскопию ротовой полости во время говорения.
Коннотация (ср.-лат. connotatio, от connoto - имею дополнительное значение)-  эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального (закрепленного в системе языка) или окказионального характера. В широком смысле это любой компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим., культурно-историческим, мировоззренческим знанием говорящих на данном языке, с эмоциональным,  на  основе их общности (форма или содержание), по степени сходства форм или значений лексических единиц, по характеристике отношений (парадигматических  или синтагматических ) между лексическими  единицами. Минимальные группировки отдельных  лексических  единиц, основанные на сходстве формы, образуют омонимы или паронимы (при неполном сходстве); при опоре на содержание выделяются группировки слов, основывающиеся на понятийных логических  отношениях либо парадигматических  типа — равнозначности (синонимы), противоположности (антонимы, конверсивы: дать — получить), соположенности (семантический  ряд: сосна — береза —дуб, теплый — горячий), включения (гиперосинонимические  отношения: дерево — береза; либо синтагматического типа (предмет — признак, часть — целое и т. п.).

Контактологические исследования  - в данном случае это вся совокупность лингвистических исследований, объектом которых предстают языки, имеющие близкие в географическом плане ареалы распространения (например, языки Балкан и т.д.).
Корреляция от позднелат. correlatio - соотношение. Взаимное соответствие, взаимосвязь и взаимообусловленность каких-либо элементов. Корреляция выступает основным системообразующим фактором для языковой системы, обусловливает ее открытость и целостность. Теория корреляций наиболее разработана в фонетике и фонологии. Коррелятами называют элементы множеств, отличающихся только одним системным признаком - члены корреляционных рядов. Для элементов разных языковых уровней это понятие разрабатывали Н.С. Трубецкой, А.Мартине, Р.О. Якобсон.
Лабиализация  (от лат. labrum губа) - активная работа губ при произнесении гласного звука. Форма губ и их движения влияют на качество звука. На этом основано деление гласных звуков на лабиализованные, или огубленные ([о], [у]), и нелабиализованные, или неогубленные ([а], [е] [ы], [и]).
Лингвистическая география - раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений

Минимальные пары  слов - пары слов, которые различаются благодаря только одному фонетическому признаку одного из составляющих слово звуков.
Модификация — это аллофонное варьирование, при котором соответствующие звуковые различия никогда не выступают в данном языке как фонемно противопоставленные. Такое варьирование целиком обусловлено комбинаторными и позиционными условиями, в которых может оказаться фонема в данном языке.
Палатальная артикуляция  (от медицинского термина лат. palatum - твёрдое нёбо) - артикуляция звука с использованием твёрдого нёба в качестве пассивного органа артикуляции.
Пограничные сигналы — положительные (сигнал наличия границы, или стыка) и отрицательные (сигнал отсутствия границы). Это оказывается возможным благодаря разл. ограничениям на встречаемость тех или иных звуковых элементов в речевых последовательностях... Единицы, обозначающие морфемный и словесный стык,
называют диэремами.
Праславянский язык  - устный язык группы европейских племен, сформировавшийся на основе индоевропейского языка в I в. до н. э., предок всех славянских языков, в том числе и русского. Выдающимися исследователями праславянского и старославянского языков были А.Х. Востоков, А.А. Шахматов, Н.С. Трубецкой, П.С. Кузнецов.
 Позиция в целом определяется как условие реализации фонем в плане сохранения ими своей тождественности (отличимости).

Позиция — условие произношения звуков. Есть, например, такие позиции: гласные — под ударением, в безударном слоге, после мягкого согласного, перед [л], перед паузой, согласные — на конце слова, перед [э], перед мягким зубным, после сонорного согласного. Каждый звук в слове находится в какой-либо позиции.

Сильная позиция, слабая позиция С функциональной т. зр. различаются сильные и слабые позиции, в зависимости от того, способствуют они или затрудняют выполнение фонемой сигнификативной и перцептивной функций... Позиции максимального различения фонологически значимых единиц являются сильными, а позиции меньшего или минимального их различения — слабыми. Позиции, в которых происходит нейтрализация,называют позициями нейтрализации или слабыми, а те позиции, в которых фонемное противопоставление реализуется, — сильными. В сильных позициях можно показать большее число фонемных противоположений, чем в слабых.

Перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции.  Те позиции, в которых звук, представляющий фонему, не испытывает влияния положения в слове (или фразе), называют перцептивно сильными для данной фонемы. Те позиции, в которых звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове, называются перцептивно слабыми для данной фонемы.

Сигнификативносильные  и сигнификативно слабые позиции Те позиции, в которых данная фонема нейтрализована с другой фонемой (или фонемами), называются сигнификативно слабыми для всех нейтрализованных фонем (лат. significare — "обозначать"). Те позиции, в которых данная фонема не нейтрализуется ни с одной другой, называются сигнификативно сильными для этой фонемы.

Абсолютно сильная позиция Если позиция является и сигнификативно, и перцептивно сильной, она называется абсолютно сильной.

Позиция нейтрализации.Позиция, в которой оппозиция не реализуется,называется позицией нейтрализации; в этой позиции выступает архифонема — совокупность смыслоразличительных признаков, общих для обоих членов оппозиции. В качестве представителя архифонемы может выступать либо один из членов О., либо некоторый промежуточный звук. ...положения, при которых возникает нейтрализация, мы называем положениями или позициями нейтрализации; положения же, при которых оппозиция сохраняет свою значимость, — положениями или позициями релевантности.

Нейтрализация (от лат. neuter — ни тот, ни другой) — позиционное снятие противопоставления элементов языковой структуры... Фонологическая нейтрализация — снятие противопоставления, неразличение двух фонем в определенной фонологической позиции (слабой позиции, позиции Н.). "Нейтрализоваться" могут не все виды фонологических оппозиций. В тех положениях, где способное к нейтрализации противоположение действительно нейтрализуется, специфические признаки членов такого противоположения теряют свою фонологическую значимость; в качестве действительных (релевантных) остаются только признаки, являющиеся общими для обоих членов оппозиции (иными словами, основание для сравнения в данной оппозиции). Ограничение дистрибуции ряда фонем приводит к тому, что в определенных фонетических условиях оказывается невозможно использовать некоторые фонемные оппозиции. Это явление нередко описывается как нейтрализация фонемных противоположений. Совпадение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией.

Архифонема. Позиция, в которой оппозиция не реализуется, называется позицией нейтрализации; в этой позиции выступает архифонема — совокупность смыслоразличительных признаков, общих для обоих членов оппозиции. В качестве представителя архифонемы может выступать либо один из членов О., либо некоторый промежуточный звук. В позиции нейтрализации один из членов оппозиции становится, таким образом, представителем "архифонемы" этой оппозиции (под архифонемой мы понимаем совокупность смыслоразличительных признаков, общих для двух фонем). Из этого следует, что нейтрализоваться могут только одномерные оппозиции. По Трубецкому, в позиции нейтрализации возникает особая фонологическая единица — архифонема, под которой понимают совокупность релевантных признаков, являющихся общими
для данной пары фонем... То, что именуют термином "архифонема", представляет лишь связь, отношение между фонемами, а отношение не является субстанцией, а потому и не может выступать в потоке речи как составная часть слова.

Гиперфонема.М.ф.ш. ввела понятие гиперфонемы. Первоначально под гиперфонемой понималась характеризующая систему фонем функциональная единица, выступающая в позиции нейтрализации, а также группа нейтрализующихся фонем. Позднее гиперфонема стала пониматься как функц. единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфов и представляющая собой общую часть нейтрализуемых фонем, не приводимую в этих морфах к сигнификативно сильной позиции.
   Внутри фонемного уровня можно различать свои подуровни: фонемный, обладающий индивидуальной различимостью отдельных фонем, и гиперфонемный, когда индивидуальная различимость нарушена, но групповая сохраняется, что показывает, что в данном случае произошла лишь частичная дефонологизация; так, например, в русском языке благодаря суперсегментному воздействию ударения возникает нейтрализация в безударных слогах фонем <а> и <о>, <и> и <э>, с сохранением различимости этих пар меж-
ду собой и с фонемой <у>; в таком случае <а/о>, <и/э>, а также и <у> выступают уже не как фонемы, а как гиперфонемы.

Группа фонем, представляющих собой взаимнопересекающиеся множества звуков речи, согласно терминологии московской фонологической школы, называется гиперфонемой.Гиперфонема — функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при
отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.
Регистр : термин, заимствованный из области музыки, обозначает положение мелодического рисунка речи (тона голоса) по шкале: "верхний - средний - нижний".
Редукция  (от лат. reduco отводить назад) : изменение артикуляционных характеристик гласных звуков, вызванное их безударностью. Различают количественную редукцию (при которой сокращается время произнесения звука) и качественную редукцию (при которой звук теряет свойственные ему артикуляционные характеристики).
Речевая акустика : раздел общей акустики, изучающий физическую структуру речевого сигнала, связанную сней физиологию речепроизводства и восприятия речи.
Сигнификативная функция : (от лат. significare обозначать) - способность звука языка различать языковые единицы - слова и морфемы.
Сильная позиция: позиция максимального различения фонологических единиц (фонем).
Слабая позиция :позиция, в которой звуки языка (фонемы) противопоставлены наименьшему числу фонологических единиц
Смыслоразличительная роль звука : - способность звука служить для различения слов и их форм. Свойственна ударным гласным (дым-дом) и согласным в определенной позиции (дом-том), в которой они не могут измениться, например, оглушиться (код-кот). Звук в такой позиции называется фонемой.
Спектр звука  - описание колебаний воздушной волны, возникающей при порождении звука, в координатах амплитуд колебаний и их частоты.
Темп речи (от итал. tempo, которое происходит от лат. tempus время) :  скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (напр., в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). С лингвистической точки зрения интересны изменения темпа в процессе говорения.
Фонемы, которые отличаются лишь одним дифференциальным признаком, называются парными. Парными в русском языке являются фонемы |б| и |б'|, |б| и |п|, |д| и |д' , |д| и |т| и т. д.
Непарными оказываются, например, фонемы |ц и |ч'|, так как нет фонемы, которая
отличались бы от |ц| или от |ч'| только одним признаком.
Тонограмма :  (от греч. tonos тон и gramma письменный знак, черта, линия) изображение (передача) мелодики (тона) речи графическими средствами.
Фонема : (от греч. phone звук) - кратчайшая звуковая единица, служащая для различения слов и их форм, другими словами, звук речи в позиции, где полностью проявляются его артикуляционные характеристики, например, гласный под ударением (вор и вар) или согласный перед гласным (дом-том). Учение о фонеме легло в основу лингвистической концепции И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Реформатского, Н.С. Трубецкого, Л.В. Щербы, ученых Пражской лингвистической школы, Московской и Ленинградской фонологических и фонетических школ.
Формула Потебни  - модель редукции гласных русского слова, предложенная А.А. Потебней
Чередование : (позиционное) - мена звуков, которая объясняется фактами современного языка и зависит от позиции звука в слове, например, чередования парных глухих и звонких согласных (сады [сады]- сад [сат]) или замена гласного звука [о] звуком [а] в результате редукции (воды [в`оды]- вода [вад`а]). Позиционные чередования, как правило, не отражаются на письме, но встречаются исключения (фонетический принцип написания). Основы теории фонетических чередований были заложены И.А. Бодуэном де Куртенэ в книге "Опыт фонетических чередований". Эти воззрения получили развитие в фонологической теории МФШ.
Чередование (альтернация) — парадигматическое отношение между однородными единицами языка (единицами одного уровня), способными заменять
друг друга в составе более крупных единиц, что обычно происходит при определенных синтагматических и/или парадигматических условиях... Единицы, связанные отношением чередования. (или альтернанты), должны... занимать одно и то же место в структуре одной и той же единицы более высокого ранга, которая при этом выступает в своих разных фонетических  или грамматических  формах... По характеру условий  чередования  различают 2 типа — фонетическое и нефонетическое (традиционное, историческое)  чередование
...во многих языках экспоненты большинства морфем обладают переменным фонемным составом... Еще более изменчивым, чем фонемный состав экспонента, оказывается его аллофонемный состав, так как составляющие этот экспонент фонемы в свою очередь выступают в разных вариантах... Все подобные взаимные замены  фонем (или вариантов фонем) в составе экспонентов морфем, включая и замены фонем нулем (отсутствием) звука... называются чередованиями, или альтернациями. Участвующие в чередованиях, т.е. чередующиеся, "звуковые величины" (фонемы, варианты одной фонемы, иногда сочетания фонем, как в искать — ищу, а также и нуль звука) называют альтернантами... Поскольку взаимная замена звуков оказывается здесь (в фонетически обусловленном аллофонемном чередовании. — Т.П.) внутрифонемной, многие лингвисты говорят в этих случаях не о "чередовании", а всего лишь о "модификации фонемы».

Гласные звуки. Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции кладется:
1) степень подъема языка. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [е], [о]; нижнего подъема [a];
2) место подъема языка (движение языка по горизонтали). Гласные переднего ряда: [и], [е]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у], [о];
3) участие или неучастие губ. Гласные л а б и а л изованпые (сгубленные); [о], [у]; н е л а б и а лизованные (неогубленные): [а], [е], [и], [ы]. По широте раствора рта (что связано со степенью подъема языка) гласные разделяются на ш и р о к и е (акустически наиболее звучные): [а]; средние (акустически средней звучности): [е], [о]; узкие (акустически наименее звучные): [и], [ы], [у].
Гласные звуки могут быть сильными (под ударением) и слабыми (в безударном слоге). Под ударением гласные более долги, в безударном слоге более кратки.
глухой гласный. 1, То же, что редуцированный гласный.
2. То же, что шепотный гласный.
3. В исторической фонетике гласные неполного образования (ъ] и [ь], существовавшие в древнерусском языке и в определенный период развития языка или “прояснявшиеся” в [о] и [е], или исчезавшие. Сънъ > >сон, съна—сна.

КЦ.


Рецензии