Страна беззаконного правосудия сказка Амхара

В одной стране жил человек. Жил он с женой и многочисленными чадами. Страна, в которой жил тот человек, была холодная, чтобы получить хороший урожай приходилось много работать, и человек с трудом кормил свое семейство. И подумал тот человек: моя страна холодная, и земля дает скудный урожай. Надо мне поехать в теплую страну, где земля плодородная, пшеница выше человеческого роста, а колосья – в три обхвата, там я без труда смогу прокормиться сам и прокормить все мое многочисленное семейство.
Сказано – сделано. Человек погрузил весь свой скарб на повозку, посадил жену на коня, а детей – поверх своих немногочисленных пожитков и поехал искать страну, где пшеница выше человеческого роста, а колосья у нее – в три обхвата.
Долго ли, коротко ли ехал тот человек, и повстречался ему путник – старичок-белая борода до земли достает.
- Здравствуй, дедушка, - обратился к путнику человек. – Ты мудр и много повидал на свое веку. Скажи, как мне попасть в страну, где пшеница выше человеческого роста, а колосья у нее в три обхвата? Тогда я смогу прокормить свое многочисленное семейство, а у меня – десять детей, а еще один – во чреве.
- И тебе здравствовать, человече, - ответил старичок. – Я покажу тебе дорогу в ту страну, но ты должен знать, что в стране той – нет правосудия, там беззаконный закон и неправедный суд.
- Какое мне дело до правосудия и неправедного суда! – ответил человек. – Я ведь не судиться еду в ту страну, а работать на земле и кормить моих чад и домочадцев. Я – мирный человек, никогда ни с кем не затевал тяжбу и со мной никто не затевал тяжбу. Мне нет дела до их беззаконного закона.
- Если так, то поезжай за ту высокую гору, там ты найдешь страну, где пшеница выше человеческого роста с колосьями в три обхвата.
Попрощался человек со старичком и поехал по указанному ему пути.
Вот перевалил тот человек через горных хребет, и увидел поля, а на них растет пшеница выше человеческого роста, а колосья в три обхвата достают до земли. Обрадовался человек, что сбылась его мечта. Попросился он жить в той стране. Ему отвели участок земли, он построил себе дом, засеял землю и стал жить – поживать, да добра наживать.
Думаете, на этом сказке конец и всему делу венец? Это присказка была, сказку в поводу вела.

Однажды приходят к человеку  соседи по деревне и спрашивают:
- Кто эти люди, что живут с тобой?
- Это моя жена и мои дети.
- Сколько же у тебя детей?
- У меня десять детей и еще один сосет грудь моей жены.
- Наверное, тебе нелегко прокормить столько детей?
- Да, мне приходится много работать, но, слава Богу, мы не бедствуем.
Тогда соседи сказали:
- У тебя десять детей, а у нас – детей нет.
- На то, видно, воля Бога, - ответил человек.
- Это несправедливо, - возразили ему соседи. – По справедливости ты должен отдать детей нам, и тебе не придется много работать, чтобы прокормить столь многочисленное семейство.
- Виданное ли дело, отдать детей чужим людям! – воскликнул человек. – Это мои дети, и я хочу сам растить их и воспитывать их!
- Так ты, видно, скаред! – заголосили соседи. – Ты не хочешь поделиться с нами детьми, хотя у тебя их десять, а у нас нет и по одному!
- Разумеется, я не хочу отдавать своих детей. Моя жена их родила, а я – кормлю все эти годы!
- Тогда пойдем к судье, - решили соседи. – И пусть он разрешит наш спор по закону и справедливости.
«Нет такого закона, чтобы отдавать детей чужим людям», - подумал человек и пошел на суд с соседями.
Как только пришли они на суд, соседи сказали:
- Господин, рассудите по справедливости! Этот человек приехал из далекой страны, а с ним приехало много людей. Мы спросили его, кто эти люди, и он ответил, что это его жена и дети. У него – десять детей, а у нас – нет и по одному. Мы попросили его поделиться с нами детьми, но он упорствует, ибо скареден, и думает только о себе. Господин, заставьте его отдать нам детей.
Судья выслушал людей и говорит:
- Послушай, пришелец! Ты откуда приехал сюда? Ты не знаешь ни законов, ни обычаев! У тебя много детей, а у этих достойных люде й – нет и по одному. Сейчас же отдай им детей, а если не выполнишь моего приказа, тебя постигнет суровое наказание.
Заплакал человек, но что было ему делать? Пришли стражники и забрали у него детей, и передали их соседям, остался у него лишь один ребенок, который сосал грудь его жены.
Но подумал человек: у меня остался один ребенок мне в утешенье. Как я могу бросить мое поле и мой дом? Остался он дальше жить в этой стране.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Выросла пшеница, сжал ее человек, обмолотил, зерна смолол в муку, а жена напекла из муки сдобных калачей, и пряников и пышек. Пригласил тот человек своего соседа отметить урожай. Попробовал сосед сдобных калачей, и пряников, и пышек и спрашивает:
- Кто так вкусно приготовил еду?
- Это моя жена, - ответил человек, не думая о дурном. – Она замечательная хозяйка, мы прожили с ней пятнадцать лет душу в душу, и она помогает мне во всех делах.
- А моя жена – ленивица и паршивица, - ответил сосед. – Она не готовит, не убирает, не шьет, ни ткет, только меня в лоб бьет.
-  Значит, так Бог распорядился, - говорит человече.
-  Послушай,-  сказал сосед, -  давай меняться женами. Ты отдашь мне свою жену, а я отдам тебе свою.
-  Как можно меняться женами?! – воскликнул человек. – Я никому не отдам свою жену, с которой я прожил душа в душу пятнадцать лет! И твоя жена мне нужна, будь она хоть из золота сделанная, бриллиантами усыпанная.
-  Ты, чужеземец, скаред и ревнивец! – закричал сосед. – Ты пятнадцать лет наслаждался счастьем жить с хорошей женой, а я пятнадцать лет мучился с плохой. По закону и по справедливости ты должен отдать мне свою жену и взять себе мою.
-  Нет такого закона – меняться женами! – воскликнул человек. – И свою жену я не отдам.
- Тогда пойдем к судье, - сказал сосед, - и пусть решает суд.
Человек подумал: никакой суд не присудит отдать жену чужому человеку, и пошел судиться с соседом.
Вот пришли они в суд, и сосед говорит:
- Господин, рассудите по справедливости! Этот человек пятнадцать лет жил со своей женой, и она и убирает, и готовит, и шьет, и ткет, а моя – ленивица и паршивица только и знает, что меня бьет. Я предложил ему поменяться женами, но он отказывается и не хочет отдать мне свою жену и забрать мою.
Выслушал его судья и говорит:
- Это не тот ли чужеземец, который не хотел делиться детьми? Это скаред и ревнивец! Он пятнадцать лет наслаждался жизнью с хорошей женой и не хочет счастья своему соседу! Сейчас же отдай ему свою жену, а себе, так и быть, можешь забрать его, ибо не может мужчина без женщины.
Человек услышал приговор судьи и возопил:
- Как же я отдам свою жену! Она кормит грудью моего сына, и если она уйдет из дома, то младенец умрет!
- Вот что ты задумал, нечестивец! – загремел судья. – Какие черные мысли у тебя в голове: убить невинного младенца! Из какой изуверской страны ты пришел?! Конечно же, нельзя разлучать младенца с матерью, и он должен остаться с ней, когда она уйдет в дом твоего достойного соседа!
Тут вышли стражники, взяли несчастную женщину под руки и передали ее в дом соседа, а из дома соседа вывели страшную уродицу и оставили ее в доме того человека.
Увидел ее тот человек, в горе вырвал бороду и сказал:
-  Я не хочу с тобой жить. Изыди от меня.
-  Ты мой муж, а я твоя жена! – сказала ему уродица. – И я хочу тебя, потому что ты видный, красивый мужчина, и ты должен выполнять супружеский долг.
-  Изыди от меня. Я даю тебе развод, - сказал тот человек.
-  Если ты даешь мне развод, то половина твоего имущества должна принадлежать мне,  – сказала ему уродица.
- Мы с тобой не жили ни дня, - возопил тот человек, - и мое имущество, которое я нажил тяжелым трудом, принадлежит только мне.
- Не важно, сколько мы с тобой жили, но я стала твоей женой, и высокий суд это утвердил, значит, при разводе ты должен отдать мне половину.
- Нет, я не отдам тебе половину моего имущества, - ответил человек.
- Тогда пойдем к судье.
- Нет, я не пойду с тобой к твоему неправому судье, - ответил человек.
- Тогда я приглашу судью в дом, и пусть он рассудит нас, - ответила уродица.
Она набросила покрывало на голову и пошла в суд.
- Господин, - сказала он, - рассудите нас с моим мужем. Он отослал меня от себя без всякой вины и оставил без средств к существованию. Я могу умереть с голоду, ибо у меня нет ни дома, ни еды. Я всего лишь слабая женщина, и я взываю к справедливости и  милосердию!
-  Не тот ли это чужеземец, скаред и изувер, который отказывался делиться детьми, и замыслил – о, ужас! – уморить младенца голодом?
-  Да, это он, - подтвердила женщина.
-  Он злодей, видно, он разбойничал в своей стране и пришел в наш благодатный край скрываться от правосудия, - сказал судья. – Теперь он умыслил извести достойную женщину! У него нет ни сердца, ни чувств, если он мог позволить себе такое злодеяние: выгнать жену из дома и не дать ей ничего, на что она бы смогла жить. Но не печалься. Я пошлю стражников, и они заберут все имущество этого злодея, нажитое, верно, воровством и татьбой. Половину получишь ты, как его бывшая жена, а половина отойдет к казну негуса, чтобы этому нечестивцу неповадно было дальше нарушать закон.
И вот, пришли стражники и забрали все имущество этого человека, остался он в голых стенах своей хижины, а все зерно и всю муку разделили пополам: половину забрала уродица, а другую половину ссыпали в хранилища негуса, а из того хранилища кормился судья и стражники, поставленные негусом охранять беззаконный закон.
Понял человек, что остается ему только умереть, ибо лишился он всего, что имел: не стало у него ни детей, ни жены, ни имущества, и даже пресную лепешку испечь было не из чего, хоть и росла в той стране пшеница в рост человека и колосья у нее были в три обхвата.
Заболел от горя тот человек, слег в постель, и ноги отказали ему. Проболел он всю неделю, а в воскресенье соседи собрались и, направившись к дому больного, решили по дороге:
- Если он все еще болен, положим его на носилки и понесем хоронить. Ведь иначе он умрет в рабочий день, когда мы будем обрабатывать поля негуса.
Придя к больному, они вошли в его дом и сказали:
- Сегодня воскресенье. Мы свободны и можем похоронить тебя.
Как ни слаб был человек, но он воскликнул:
-  Как же можно меня хоронить, если я еще не умер?!
Тогда соседи ему говорят:
-  Ты пролежал всю неделю, а теперь собираешься умереть в рабочий день и заставить нас бросить работу на полях негуса? Нет, мы почитаем негуса, и ради тебя, чужеземца, злодея и скареда, не оставим земли негуса в небрежении. Пусть суд рассудит нас.
Человек отказался идти вместе с ними к судье. Тогда соседи насильно подняли его и потащили с собой. Явившись к судье, они сказали:
-  Господин, рассудите по справедливости! Этот человек приехал к нам из другой страны и поселился здесь. В понедельник он заболел и слег в постель. Мы боялись, что он внезапно умрет, и из-за него нам придется бросить работу на полях негуса, но, благодаря Божье милости, он протянул до воскресенья. Сегодня у нас свободный день и мы хотели похоронить его, а он отказывается и доставляет нам лишние хлопоты. Вот мы пришли к вам, чтобы услышать ваш справедливый приговор.
Тогда судья поднялся и говорит:
-  Не тот ли это чужеземец, который воровством и татьбой нажил богатства в своей стране, а потом, скрываясь от правосудия, бежал к нам? Сначала он показал себя как скаред и ревнивец, ибо не хотел делиться детьми и меняться женами. Потом он проявил свои черные мысли, замыслив уморить младенца, и только благодаря моей бдительности этого не случилось. Его бессердечие таково, что он выгнал достойную женщину из дома без хлеба и воды, чтобы она умерла! А теперь он замыслил государственное преступление против негуса:  умереть в рабочий день, чтобы  из-за него прекратилась работа на полях Правителя. Сейчас же похороните его!
Люди поблагодарили судью за приговор, и пошли хоронить пришельца.
Так скончал свои дни человек, который оставил свою страну и решил, что в чужой стране, где неправеден суд и беззаконный закон,  он сможет нажить богатства.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.


Рецензии