Существую или живу? анализ произведения Тошнота

Ощущая, что мысли бессмысленным потоком витают в нашей голове, а тело разрывается от чувств, которые вы не находите куда вылить, вы теряете себя и не можете сосредоточиться на чем-то, заняться важными делами. Вы близитесь к отчаянию. Пытаясь скрыться от этого чувства, вы можете искать помощь в общении, но разве могут вас понять другие, если вам самим сложно осознать происходящее.
 Самый лучший выход из такой ситуации – это сесть за  стол, на котором лежит чистый лист бумаги и ручка, и попробовать поделиться всем тем, что вас гложет, с самим собой. Да именно с самим собой, потому что  в тот  момент, когда чернила будут ложиться на лист бумаги, вы сольетесь в единое целое, с тем различием, что бумага запомнит ваши переживания в данную секунду навсегда.  Когда же через несколько лет  вы найдете эти записи,  вас это вероятно удивит или рассмешит, но в любом случае к вам придет осознание того,  что все события, которые происходили с вами  шли как должно, что должно было пережить все, чтобы стать тем, кем вы являетесь сейчас. Бумага сохранит все в первоначальном виде и без зазрения совести поделится с вами этой историей, эти истории бывают разные глупые и смешные, трагичные и счастливые, но вы увидите в них настоящую искренность. Не зря говорят, что рукописи не горят, они являются нашей исповедью перед временем.
 Следовательно,  в наших дневниках записано то, что может открыть настоящую правду  о нас другим людям или же стать историческим документом о времени, в котором мы жили. По этой причине  меня привлек роман Сартра «Тошнота» - это философское произведение в художественном стиле, написанное в форме дневника. « Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокантена, который остановился в небольшом городке на берегу моря, с маленькими улочками, тихой библиотекой и обычными жителями того времени, с их переживаниями и проблемами.
Сартр описывает почти каждый день, примечает все мельчайшие  детали, которые человек, особенно в наше время, перестает замечать. Каждый день мы видим, что маленькие улицы и проулки большого города наполнены людьми, в большинстве своем одинокими, вечно куда-то спешащими, которые за постоянно текущей чередой одинаковых дней перестали  замечать прелести жизни, мимолетные мгновения радости. Герой Сартра замечает все, но замечая все, он не получает радости, а осознает лишь невозможность убежать от существования. Записи пропитаны унынием человека, который одинок, который чувствует себя чужим для этого мира.
«Лишний» для мира! Что же это значит? Герой Сартра терзается, он  смотрит на мир и понимает, что мир вокруг него и никуда от этого не скрыться, ты обречен на существование в нем. Существовать значит «быть здесь». «Здесь», собственно говоря, где это? Что значит мир для Сартра – это все, что вокруг нас и нам от него не убежать, сначала нам противно осознание этого мира вокруг, от этого и возникает тошнота, но потом мы смиряемся с нашим бытием. Мы лишние, но мы существуем, мы обречены на это. Все, что нас окружает, является  лишним, но вещи немыслящие не задают себе вопрос о своем существовании.  На мой взгляд, дерево не думает: «сейчас  я здесь существую, а завтра меня срубят, и я буду существовать в форме бревен». Может ли некая часть мира быть лишним для него? Мир существует – это неотъемлемо от нашего восприятия, мы видим это каждый день. Но говорить о человеке, как о существующем, значит признаваться в том, что ты не ощущаешь бытие вокруг себя полностью, не пропускаешь его через свою душу. 
 Произнесите фразу « я существую», что вы испытали при этом? Я существую в этом мире, мое тело находится в неком пространстве, которое помогает  воспринять мне мой разум. Замените слово существовать на  слово жить. «Я живу», «я живой».  Ощущаете вы себя совсем по-другому. Данное понятие ярко выражено в художественном произведении Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»: «И он понял: вот что нежданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. Я ЖИВОЙ, — подумал он. Пальцы его дрожали, розовея на свету стремительной кровью, точно клочки неведомого флага, прежде невиданного, обретенного впервые…». В одно простое лето жизнь завладела мальчиком, он видел и получал удовольствие от каждого мгновения. Жизнь залетела в его сознание и укоренилась там навсегда.
Сартр придерживается понятие «существовать». Герой Сартра переживает своё существование до такой степени, что ощущает приступы тошноты. Тошнота от существования, тошнота от мира.
Понятие «тошнота» мы встречаем в произведении Л.Н.Толстого «Воскресение». Главный герой князь Нехлюдов пытается исправить ошибку своей молодости, то есть спасти девушку от неминуемой каторги. Благодаря множественным стараниям ему удается это сделать. Он отказывается от привилегий дворянской жизни и сопровождает арестантку в Сибирь. Посещая по дороге тюрьмы, он видит везде одну и ту же картину: несчастные люди, измученные жизнью, вернее сказать обществом, с отпечатками безумных страданий, или бедные голодные крестьяне в деревнях. Отсутствие нравственных качеств, пренебрежение моралью, погоня за деньгами, подавление малоимущих слоев населения - вот что видит Нехлюдов. Это вызывает приступы тошноты.
Но тошнота Толстого отличается от тошноты Сартра тем, что у первой существует глубоко религиозное начало и выход избежать тошноты - следовать христианским заповедям, второй же присущ оттенок атеизма, а в качестве главной ценности лежит свобода.
Свобода, которая подразумевает собой одиночество. Это ярко отразилось и в личной жизни самого Сартра, который ни разу не состоял в браке, хотя его жизнь тесно переплеталась с Симоной де Бовуар до самой его смерти.
Присутствие женщины мы видим и в романе «Тошнота». В светлом образе Анни герой ищет спасение, но зависимость от другого человека, по мнению Сартра, нарушает нашу свободу, и роман не мог закончиться счастливым воссоединением двух возлюбленных, перекрещением приступов тошноты. Анни уезжает, оставляя за собой приятные воспоминания, запечатавшиеся навсегда в памяти.  Хотя теперь у героя два образа Анни: молодой и хрупкой; тучной женщины. Да она изменилась, человек меняется не только внешне, главное изменение происходит в его мировосприятии. Она стала спокойнее, теперь она не ищет «совершенных мгновений».
Что значит «совершенные мгновения»? Не бывает ничего совершенного, представить это возможно, но ощутить по-настоящему - нет. Анни гналась за совершенством, надеясь на театр, но как только она попала в него, она поняла, что театр – это иллюзия, обман, призма  жизни. Так в театре: актеры, которые создают «совершенные мгновения» понимают, что это все игра, они видят изнанку; а зрители, видя «совершенные мгновения», никогда не смогут оказаться в них по-настоящему.  Эти мгновения летают где-то между сценой и креслами зрительного зала, но ощутить бесконечное наслаждение от идеального момента не удастся никому. Обман – вот главное слово для совершенства.
Люди меняются. Каждый волен делать свой выбор, куда ему следовать. Каждому дается свобода, свобода существования в этом мире, но свобода неотъемлема от одиночества. Ты однозначно существуешь в мире, существуешь одиноким, так  как жаждешь свободы.
Герой романа  после  встречи с Анни не ощутил себя одиноким, пока не ощутил, он почувствовал только свободу. И вот, поборов приступы тошноты, а вернее, найдя причину, герой признает свое существование, признает, что имеет возможности вложить в свое существование  смысл. Возможно даже не ради чего-то конкретного, а ради того, чтобы сердце забилось быстрее, ради того, чтобы создать себя, оставить что-то значительное после себя, воплотить  в пространстве, где мы существуем, что-то абстрактное, но весомое. 
Анализируя роман «Тошнота» можно прийти к следующим выводам:
Слова «обреченность», «лишний» говорят нам о достаточно пессимистичном взгляде  автора на жизнь, что возможно связано с его атеистическим восприятием действительности. В философии Сартра неотъемлемым понятием является свобода, то есть каждый свободен в своем выборе, каждый может избирать то, что ему ближе, но в любом случае у человека остаются сожаления по поводу упущенных вариантов. Но признавая обреченность, Сартр не призывает к смирению и бездействию, наоборот  смысл заключается в творение какой-либо значительной деятельности.


Рецензии