Критики и критиканы

   И снова я пишу вам после своей короткой пробежке по очередному литературному форуму, на котором был задан вопрос «Как развивать авторскую страницу в Интернете?». Вопрос этот, так скажем, для многих авторов весьма актуален, потому что основной контингент читателей, как ни странно, собираются сейчас именно в социальных сетях. И когда я увидела целых пять страниц ответов, то несказанно обрадовалась: а что, а вдруг мне тоже когда-нибудь пригодится такая информация? Вот только радоваться я начала зря. Четыре из пяти страниц были посвящены обсуждению некой Маши (назовём её именно так) творчества автора, задавшего на форуме вопрос. Нет, столько пространств занял не её монолог о том, что «поэзия Н» ужасна, а полемике с другими читателями, которые, я думаю, искренне пытались помочь поэтессе в решении такой проблемы, как продвижение собственного творчества в сети. Оговорю этот момент сразу: стихотворения «госпожи Н» я не читала и даже не хочу этого делать по той причине, что меня больше интересует проза; поэзией я только увлекаюсь и читаю её весьма редко. Однако проблема полемики, поднятая на форуме, побудило меня поделиться с вами своими соображениями о критике.

   Слово «критика» пришло в наш язык ещё из Древней Греции, подразумевая под собой «искусство рассуждать». Впрочем, я уверена, что и мои читатели, и «товарищи по перу» знают, «что такое критика и с чем её едят», поэтому останавливаться на более подробном разборе этого понятия я не буду. Меня, как пишущего автора, больше волнуют «критиканы».
Критикан не есть критик, он склонен во всём видеть только негатив и не способен здраво оценить ситуацию и помочь автору исправить ошибки в его произведении. Так вот та Маша была самым ярым критиканом, которого я когда-либо встречала. Она, наверное, могла бы даже возглавить целую армию критиканов под лозунгом «не дадим развиваться начинающим!».

   Не сочтите моё негодование за специфическую черту характера, на самом деле я очень мирный человек, и к критике, именно к настоящей критике, я отношусь хорошо и в какой-то степени даже положительно.

   Если вы часто заходите на мою страницу, то должны были обратить внимание на избранного автора, указанного в конце: Сергей Сулен. Он пишет замечательные, душевные стихотворения, которые не могли оставить меня равнодушной. Спустя какое-то время, когда я готовила к выходу роман «Призрак Чайной розы. История одного дракона», мы с Сергеем списались по электронной почте с целью обмена некоторыми частями наших произведений. Суть обмена состояла в том, чтобы второй мог постараться максимально объективно высказать своё мнение по прочитанному. Честно, я уже не помню, сколько глав я ему отправила, зато в моей памяти очень хорошо сохранились комментарии Сергея. Одним словом, он объяснил мне «где и что» у меня в произведении не так. Важное добавление: в его комментарии ни разу не появилось местоимение «я». Следовательно, вывод здесь один: Сергей  для меня выступил в роли бета-ридера и добротного критика.

   Но вернёмся к ярому критикану Маше. Почему критикану? Да очень просто: каждое своё сообщение начиналось с местоимения «я». «Я видела много графоманов, Вы одна из них», «Я выступаю на литературных площадках», «Я публикуюсь в журналах». И везде вот это вот: я, я, я.

   Я, простите меня за мой детский французский, свинья и последняя буква алфавита. На мой взгляд, «я» в контексте критики вообще употреблять нельзя, а допускать критиканов до авторов (не обязательно начинающих) нужно запретить законом.

   К слову, почему меня так сильно раздражают такие Маши. Я одна из тех людей, кто считает, что «творить может каждый человек при условии дикой работы над собой». Ведь как говорят, талант — это 1% дара и 99% усердной работы. Но беда в том, что когда автор начинает творить, в его жизнь обязательно врывается Маша со своими воплями о том, что «твоё творчество откровенная дрянь, я лучше знаю, меня филологи читают!». Знаете, мой первый роман тоже прочитал один филолог и тоже сказал мне, что он откровенная дрянь. Сказал, но не почему-то не смог свою точку зрения обосновать, хотя обещал быть честным и непредвзятым критиком. Я после такого общения писать не бросила, однако, немалую роль в нашем деле играет сила воли. Встречаются авторы, у которых её просто нет. И знаете, мне обидно, что люди перестают творить, наслушавшись подобного. В конце концов, откуда мы знаем, может, этот человек талантище, которого загубила чья-то зависть и бессмысленная злоба?

   Грань между критиканом и критиком очень тонкая. И мне бы хотелось, чтобы начинающие авторы не переживали от подобных высказываний в свой адрес и понимали, что критик знает себе цену и не станет оскорблять автора и его произведения. Его задача —помочь, а не унизить.

   Авторам Прозы желаю оставаться верными своему творчеству, читателям и критикам (и не скатываться в рецензиях до критиканов). Уважайте не только себя, но и других!
   Читателям желаю найти новых любимых авторов среди современников, а  «госпоже Н» удачи в развитии авторского паблика!

   С уважением
   ко всем авторам и читателям,
   Ваша Ольга Гесс.


Рецензии
Люди по сути своей злы,на жизнь, на чувства,на быт. И ещё не хватает экстрима,перебранки,экшена так сказать. Ага напишу рецензию и скажу, что это редкостный бред,посмотрим,как ты запоешь на это. Не терплю хамства, в этом случае по жизни спасает единственное противоядие сарказм. Не всем он доступен,не многие его воспринимают и чувствуют. Читала как то рецензию одной Могоры,знала же, что затронув её появится и на на моей страничке. Но сдержаться ни как не могла,высказывания были на произведение одного автора, о Ветеране войны ,его первый бой и описанные чувства. Обычно я не вмешиваюсь в перебранки считаю, что не прилично вмешиваться в чужую дискуссию. Но не в этом случае. Так вот, придя на мою страничку и оплевав мои произведения, дама получила отпор. Не нужно молчать, что бы вас и ваши детища топтали сапогами и шпильками, такие люди лишь понимают когда им отвечают. Не нужно опускаться до взаимных оскорблений,но по носу все же они должны получать. Каждому по заслугам. Это сугубо моё мнение и не является рекомендацией к действиям.
С Уважением)

Оксана Чернышова   21.08.2016 02:29     Заявить о нарушении
К сожалению, Маши только и ждут, когда автор начнёт защищаться. Сдаётся мне, что они энергетические вампиры:)
А методы у каждого свои, и Ваш метод, Оксана, на мой взгляд, пока один из самых действенных, правда, начинающие авторы им пользуются неумело, отчего, собственно, и возникают "пустые дискуссии":)

Ольга Гесс   21.08.2016 02:36   Заявить о нарушении
Маши на самом деле опасаются людей которые защищаются,эти люди имидж портят,им интереснее добыча гораздо лёгкая. К сожалению многие прекрасные авторы закрыли свои странички именно из-за таких Маш.

Оксана Чернышова   21.08.2016 03:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.