59. Хуторская чертовщина. Родовой склеп

              Утром, когда поднялся и привёл себя в надлежащий порядок Спиридон Андреевич,  в усадьбе шли приготовления к похоронам Кузьмы Ильича.

                Вскоре стали прибывать соседи – помещики, вдоль ограды прибавлялось количество  их экипажей.

          Прибывшие приветствовали друг друга молча, кивком головы, не спешно поднимались по ступеням крыльца в дом, а затем проходили в комнату покойного, где у гроба постоянно горела свеча означающая, что покойный перешёл в область света, место лучшей загробной жизни.

            Уже в течении трёх дней над покойным не переставая  ни на минуту читался Псалтырь.

            Также в комнате горели свечи, и зажжённой была лампада подле икон.

            Покойный был одет в дорогой сюртук и новые тёмного цвета сапоги, укрыт был парчой.

           Приехавшие всё прибывали, в комнате становилось тесно, решено было гроб с покойным вынести во двор.

            Тут говорится, сколько людей столько и мнений, нашлись и те кто считал, что покойного не стоит выносить ранее полдня, но и толпиться, толкаться  в комнате покойного не совсем уместно.

             Опять же как правильно поступить с привезённым с собой венками, заносить их в дом или оставить у порога.

             В комнату были вызваны дежурившие у порога крестьяне, которые к этому времени успели переодеться и надеть самую лучшую свою одежду.

          По каким соображениям, но первыми из дома вынесли табуреты, на которых стоял гроб, а вот тут опять заминка, что первым выноситься гроб с покойным или крышка  гроба.

            И пока решали, как правильно сделать, крестьяне на весу держали гроб.

             От чего так получалось, так всё достаточно просто, народ в эти края прибыл из разных мест огромной матушки России, поэтому каждый имел своё представление, каким образом  должна происходить процессия.

            Тут бы попу Василию взять на себя всё руководство мероприятием, но в данный момент он отсутствовал, как оказалось, в это время  он находился в столовой кухни, где подкреплялся перед самым ответственным моментом.

               По чьей подсказке уже неизвестно, но впереди гроба вынесли крышку узкой стороной к полу.

            Крестьянам же было предложено выносить покойного вперёд ногами, слегка приподнимая верхнюю часть тела в грору, чтобы создалась видимость, что покойный сам покидает дом.

           А ещё требовали от несущих гроб, чтобы они выносили гроб аккуратно и не зацепили им за стены и косяки дверей, иначе по этим отметинам душа покойного после погребения может найти дорогу в дом.

              Другие же утверждали что всё это ерунда, бабушкины сказки, душа покойного будет не только приходить в дом но и бродить по округе и только на сороковой день в последний раз посетит дом, чтобы окончательно покинуть грешную землю.

             Что тут сказать, сколько людей столько и мнений, но центральная линия едина, как ствол многовекового  дерева.

               Когда гроб с покойным вынесли на крыльцо, во дворе уже находились представители казачества, а как без них, ведь скаковых лошадей им поставлял Кузьма Ильич, да и не только скаковых, помещик выращивал лошадей не только для верховой езды, но и ремонтных коней для крестьянства.

             А также разводил и полуарденов, эти лошадки не заменимая и выносливая тягловая сила для полевых работ и перевозки различных грузов. 

               Медленно  перешагивая со степени на ступень, гроб с покойным снесли вниз, где он был принять в другие руки, прибывшими проститься с Кузьмой Ильичом.

          В момент передачи гроба, с рук на руки его покачнуло, покойник, держащий в левой руке крест, словно приветствуя собравшихся, покачнулся в такт, махнув крестом из стороны в сторону.

            А затем гроб с покойным осторожно был перенесён в центр двора и установлен на табуреты.

            На поставленных скамьях и стульях уселись дамы, у изголовья вся в траурном одеянии сидела Анна Владимировна.

             Её выдержке можно только позавидовать, всю ночь не отходя, она провела возле покойного мужа и только на рассвете позволила себе отойти и немножко отдохнуть.

             Народ всё прибывал, не только во дворе, но и у ворот за оградой, где собрались крестьяне не только из хутора покойного помещика, но пришли проститься крестьяне и с соседних хуторов.

           Сегодня был день двух похорон, и когда в усадьбе собралось довольно большое количество народа, то в это время на хуторском кладбище продолжали копать могилу для покойницы Акулины двое нанятых мужиков.

                Мир жесток и не справедлив, хотя говорят, что смерть для всех одинакова, но посмотрите как разнятся похороны сегодняшнего дня, если в хуторе с покойницей остались самые близкие родственники, то в поместье собрался весь свет общества, плюс крестьянство  всех ближайших хуторов.

             Богатый размах одних похорон и нищета других.

             Покойницу похоронят на хуторском кладбище, а покойного помещика в родовом склепе.

             Что известно об этом склепе:
                Построен он был ещё при Илье Ефимовиче.
                А для этого был приглашён мастер, а в помощь ему даны были хуторские крестьяне.
               
                Место выбрано под склеп тихое, сухое, которое заметить не так просто, его не видно ни с дороги, ни от усадьбы, а тем более из хутора. 
               
                Да и сам он был устроен так, что только по дубовому кресту и входу с западной стороны, больше похожего на вход в лабаз, можно было понять, что здесь находиться склеп.

             Широкий вход в склеп закрывала ажурная металлическая решётка, за ней двойные двери.

               За дубовыми окованными железом дверьми начинались ступени, которые уходили глубоко вниз, ведущие в небольшую комнатку, где по - средине стоял каменный стол для отпеваний покойников.

                На стенах висели металлические подсвечники, на восточной стене большая икона, помещение имело довольно высокий свод потолок.

                Если смотреть по центру метров пять высоты будет.

             Комнатка почти квадратная метра три на три не меньше.

            Если можно так сказать, пол – фундамент, ступени и вход  был выложен камнем, на специальном растворе.

          Как утверждали работающие здесь крестьяне, в специальный раствор добавлялись яичные белки и как сам утверждал мастер, если к этому раствору добавить ещё свежей крови животных, то такое сооружение простоит до второго пришествия Христа.

             А далее всё выложено было выжженным красным кирпичом со специальными нишами для покойников, ниши затем закладывались кирпичом, а поверх этого устанавливалась специальная металлическая пластина, сделанная на заказ.

             Где значилась фамилия, имя, отчество и две даты, рождения и смерти похороненного здесь человека.

             У многих живших на этом свете, не осталось даже дат, всё безвозвратно унеслось в безмерную и бездонную вечность.

              19 авг 2016 г.


Рецензии